Источник: Московский Сретенский монастырь
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
«Спасения нашего главизна»
Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Сегодня мы празднуем событие, которое Церковь называет «спасения нашего главизной». В книге нашего спасения, в спасении рода человеческого от диавола открывается первая глава – Архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил Ей благую весть, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, и назовет его Иисус, и Он будет Сыном Всевышнего и Спасителем мира. Это самая благая из всех благих вестей, которую тогда мог услышать род человеческий, и этой вести сподобилась почти неизвестная никому тогда скромная девушка. Но Ее отличали, помимо чистоты и целомудрия, крайняя вера Богу и покорность воле Божией.
Святые отцы так и говорят, что это домостроительство Божие не могло бы случиться, если бы не было согласия со стороны человека, если бы не было покорности воле Божией и такого выражения личной свободы и воли человека, как было у Божией Матери. Это крайнее смирение перед Богом и готовность принять волю Божию даже тогда, когда по разуму человеческому мы слышим что-то невозможное.
Диалог, который состоялся между Девой Марией и Архангелом Гавриилом, как раз о том. Она смутилась и сказала: «Как это может быть, если Я мужа не знаю? Как вообще Я могу родить?» Но Архангел Ее успокоил, сказав: Дух Святой найдет на Тебя – такова воля Божия. И этот отрывок у евангелиста Луки заканчивается тем, что Дева Мария говорит: «да будет Мне по слову твоему», то есть пусть будет по воле Божией.
Сегодня хотелось бы посмотреть на нашу жизнь, на наши поступки, на нашу свободную волю, на то, как мы ей распоряжаемся, как распоряжаемся своей жизнью, и сопоставить это со скромностью и готовностью принять волю Божию со стороны Божией Матери.
Конечно, это невозможно сравнить с тем, что происходит в нашей жизни. Особенно сейчас, когда люди стали очень своевольными, своенравными, и об этом прекрасно знают священники. Люди приходят и говорят о чем угодно, каются в грехах, называют какие-то свои проступки, зачастую не очень-то и серьезные, а когда наступает момент, когда надо принять какое-то важное, судьбоносное решение в жизни, большинство людей поступает просто по своей воле.
Люди говорят о каких-то ежедневных грехах, проступках, а потом священник вдруг узнает, что, оказывается, этот человек сделал какой-то серьезный шаг, который вообще кардинально меняет его жизнь, но даже не подумал не то, чтобы спросить благословения у священника и таким образом у Церкви, а даже не подумал о том, чтобы как-то посоветоваться, поговорить об этом. И, к сожалению, это явление действительно принимает массовый характер.
Люди годами ходят к какому-то священнику, и очень часто он потом с недоумением узнает, что с ним разговаривают о какой-то мелочи, ерунде, а потом выясняется, что человек предпринимает что-то серьезное, но никак не соображает свою волю и свои желания с тем, чтобы посоветоваться с кем-то. Это, конечно, очень печально, но главное, что это является препятствием для того, чтобы Господня воля совершалась в нашей жизни, и для того, чтобы мы жили по любви.
Настоящая любовь, например, в браке сочетается с жертвой, то есть человек должен полностью пожертвовать собой ради другого человека, и тогда такая любовь действительно будет долгой и пройдет все испытания. Это знают и многие люди, которые не ходят в церковь.
А вот любовь Матери Божией к Своему Создателю и Творцу как раз и выражалась в том, что Она полностью отдалась Его воле, Его благословению, по-человечески даже не понимая, как такое может произойти. Пресвятая Дева стала и для нас источником этой любви, поэтому и мы, люди грешные, чаще не ко Христу обращаемся, а к Божией Матери, потому что верим, что Она – добрая, Она – любящая, Она за нас перед Своим Сыном и Спасителем попросит, несмотря на то, что мы по строгости Божественного закона достойны только наказания и отвержения от Бога.
В сегодняшний праздник давайте подумаем о своей жизни и попробуем сделать хоть небольшой шаг к настоящему смирению и послушанию перед Богом и перед Церковью. Это будет для нас великим благословением, потому что человек по-настоящему начинает плодоносить и его жизнь по-настоящему исполняется полноты бытия именно тогда, когда он поступает не по своей воле.
Это не значит, что люди должны быть безвольными и неспособными принимать какие-то ответственные решения, но все-таки мы должны понимать, что в первую очередь все наши поступки должны быть актом смирения и послушания Богу. И тогда наша жизнь станет по-настоящему наполненной, значимой, интересной. Мы перестанем столько унывать и страдать от этой пустоты нашей жизни, от уныния. Для этого нам нужно смирение, которым обладала Матерь Божия, и та любовь, которую Она имела к Творцу, пусть сегодня наполнит наши сердца.
Аминь.
Источник: Московский Сретенский монастырь
9 апреля 2024 г.
https://pravoslavie.ru/159530.html
(13)