Прошли три недели Великого поста, ослабели телесные силы христиан. И Церковь, желая укрепить всех нас в постном подвиге, постановила в это воскресенье выносить на середину православного храма Святой Крест, напоминая нам о крестном подвиге Христа Спасителя, о том, что Господь претерпел ради нашего спасения. И взирая на Крест, мы в молитве к Распятому на Кресте обретаем силы для грядущего несения собственного жизненного креста, силы для соблюдения поста, для покаяния и исправления собственной жизни.
Почему же для нас так важен Крест, почему один взор на него способен укреплять православных христиан? Значение Креста основывается на значении совершенного на нем деле нашего спасения.
Разрывая Собственной смертью оковы смерти, Сам Бог добровольно восходит на Крест, претерпевая страшные страдания и животворящую смерть ради спасения всего человечества. И с тех пор страшное орудие человеческого страдания становится знамением, символом небесной Любви, любви Бога к человеку. Крест стал знамением победы над смертью, победы над адом и злом. Со времен апостольского благовестия Крест становится символом христианства. Во время археологических раскопок ученые часто находят многочисленные предметы домашнего обихода, украшенные христианской символикой, среди которых особе место занимает крест. Это свидетельствует о том, что крест христианами почитался с глубокой древности.
Со времен правления святого императора Константина крест стал открыто использоваться как знак, как знамя веры Христовой. Крестом увенчиваются христианские храмы и освящаются дома, крест христиане носят на груди как драгоценное сокровище, и крестом осеняется последнее наше пристанище – могила.
Крест действительно очень важен для нашей духовной жизни, и не случайно пословица говорит о том, что с христианина крест снимается только с головой. Крестом мы можем защитить себя от всякого зла, от воздействия злых адских сил, примеров чему немалое количество в житиях святых. Святая мученица Иустинья крестом разрушила все злохищрения могущественного колдуна; святитель Иоанн Златоуст трижды перекрестил страдающего беснованием, и тот получил полное исцеление. Древний церковный историк Феодорит Кирский приводит случай из жизнеописания императора Юлиана Отступника, который, несмотря на полученное в детстве христианское воспитание, отрекся от веры и стал гонителем Церкви. Однажды он, желая узнать свое будущее, прибегнул к услугам колдуна. Когда последний начал читать свои заклинания, Юлиан увидел множество бесов и, придя в ужас, поневоле осенил себя знамением креста, и тут же в трепете демоны исчезли.
Преподобный Кукша Одесский, наш с вами великий соотечественник и старший современник, советовал своим духовным чадам ежедневно окроплять свое жилище святой водой, освященной крестом, и осенять его на все четыре стороны крестным знамением. Объясняя такую силу крестного знамения, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тот, кто когда-то горел в огне, будет всю оставшуюся жизнь бояться огня; тот, кто когда-то тонул в воде, будет бояться воды; сила князя бесовского была побеждена на кресте, и потому одно напоминание о кресте приводит в трепет демонов». Поэтому всем, кто хочет защитить свою семью от зловредного воздействия темных адских сил, от ворожбы или сглаза, надо не к колдунам и ворожкам обращаться, потому что зло не изгоняет зло, а осенять себя знамением Креста.
Зная и на опыте ощущая божественную силу Креста, Церковь постоянно с особой настойчивостью призывает нас не снимая носить нательный крестик. И неважно, из какого материала он сделан, главное носить его надо с благоговением, относиться к нему надо как к святыне. Во времена государственного атеизма открыто носить крест было практически невозможно и опытные духовники советовали своим духовным чадам, отправляющимся на службу в армию или попадающим в больницу, не снимать крест, а зашивать его в одежду и таким образом не оставлять себя без благодатной помощи и защиты Креста.
Но в недавнем прошлом в нашей стране возникла мода на крестики, и их стали носить везде. Некоторые надевали крест вместо серьги в ухо, некоторые увешивали себя огромными крестами, проявляя таким образом свою принадлежность к некоторым неформальным течениям. Но при таком использовании крест становится не знамением Христа, не символом любви, а частью эпатажа, оригинальной бижутерией. И тут происходит поругание святыни. Крест профанируется, и человек, оскверняющий святыню таким образом, совершает грех богохульства и, естественно, не только лишает себя благодатной помощи от Креста Господня, но и привлекает к себе демонов, которые всегда стремятся туда, где грех.
Благодарение Богу, эта мода проходит, и каждый человек получает возможность открыто исповедовать свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, нося на груди нательный крест и осеняя себя, своих детей, родных и близких крестным знамением.
Источник: http://pravlife.org/content/pochemu-dlya-hristian-tak-vazhen-krest
(145)