Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова)
Крест – знамя любви Спасителя к людям
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин.15:13)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братия и сестры, Святая Церковь как чадолюбивая мать нежно печется о нашем спасении, учитывая все наши человеческие немощи и стараясь нас благодатно подкрепить в моменты нашего расслабления. Воспоминание же о Кресте Христовом, поклонение ему и лобызание его составляет для христианина наилучшее утешение во всех скорбях и бедствиях его и в особенности ограждает от лукавых духов на всех путях его нравственной жизни.
Такова сила Животворящего Креста Христова, поэтому и ныне, в преполовение Великого поста, когда силы подвижников ослабевают и христиане утомляются, Церковь положила изнести его на середину святого храма для лобызания и созерцания. Изнести для того, чтобы с благоговением взирая на него и прикладываясь к нему, черпали мы от сей святыни для себя бодрость духа и шли на дальнейшее совершение многотрудного, но и многополезного великопостного поприща.
Ведь каждый из верующих знает, что если нелегки подвиги поста внешние, когда мы стараемся воздержаться от известного рода пищи с соблюдением умеренности при вкушении и дозволенного, то еще труднее подвиги поста и покаяния духовные. В самом деле, связать язык свой от злословия, воздерживаться от злопомнения, подавить в себе дух самолюбия, стараться совершить коренной переворот в пользу добра во всем своем существе – это подвиг трудный в высшей степени.
Греховное начало, возобладавши однажды над человеком, нелегко поддается ограничению, усмирению и подавлению. Подавленное в одном направлении, оно обнаруживается в другом и, нарушая покой душевный, возбуждает брань духовную. Вот поэтому-то часто и у самых благочестивых и ревностно настроенных христиан является на пути покаянного подвига как бы некоторое утомление, их нравственное напряжение как бы ослабевает. Все это Святая Церковь знает и потому призывает всех утомленных и уставших от подвига Великого поста под сень Креста Христова.
Как путник, который среди пути, уставши, сядет отдохнуть под тень ветвистого дерева, бывает особенно счастлив в это время, так и для благочестивого христианина такое же значение имеет изнесение Креста среди трудов великопостного времени.
Воспоминание о Кресте, о пострадавшем на нем ради спасения людей Христе Спасителе, о тех благодатных средствах, которые Он даровал всем труждающимся и обремененным (ср.: Мф.11:28) для их нравственного подкрепления, – все это может ободрить и освежить христианскую душу, облегчить и успокоить ее скорби и томления.
Есть, впрочем, и такие христиане, которые вовсе не слушают голоса Церкви; они продолжают жить по прежнему своему греховному образу: пища у них остается все та же изысканная, те же забавы и удовольствия, те же пересуды, злословие, суета, пустословие, тщеславие. Таким людям Крест Христов напоминает, чтобы они образумились, он грозит им скорым явлением Божественного Судии и строгим судом Христовым. «Горе вам, – как бы говорит он, – если предстанете пред Ним неисправленными и неочищенными».
«Бог поругаем не бывает, строго отмстит Он поправшим крестные заслуги Его и дарованное туне спасение» – так каждому небрегущему о своем спасении вещает Крест Христов, чтобы как-нибудь устрашить и устыдить всякого человека, еще не потерявшего совести окончательно. Не вострепещет ли всякая душа от страха, помышляя о своей виновности пред Распятым Христом?
Но вместе с грозным напоминанием о суде и мздовоздаянии строгом Крест напоминает тем, кто не радел о своем спасении, и о том, что еще не все потеряно для них, если они не закоснеют в своих грехах; что Крест Христов, будучи знамением будущего Суда, вместе с тем есть и знамя любви, беспредельной, безграничной любви к нам Спасителя и Господа, что эта именно бесконечная любовь довела Его до Креста, до смерти, а потому, что бы ни было, отчаиваться не следует. Господь готов в любую минуту принять наше покаяние и простить нас.
Так, износя на средину храма Крест Христов для обличения небрежных христиан, Святая Церковь в то же время и ободряет их, и путем обличения и ободрения направляет на путь спасения. Вот для какой цели изнесен ныне на средину храма Святой Крест Христов.
Да, для каждого из нас он вразумительно говорит, что претерпевший на Кресте мучительнейшую смерть Господь наш Иисус Христос возлюбил нас наибольшею любовью – любовью до положения за нас самой души Своей. И какая любовь человеческая, даже самая самоотверженная, может сравниться с любовью Господа нашего Иисуса Христа к нам! Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим.5:6-8).
Христос Свою беспредельную любовь к нам доказывает тем, что Он, будучи Истинным Богом, восседающим на Престоле славы Своей, сходит с Неба на землю, делается человеком, вступает в тягостные условия жизни человеческой, терпит лишения, скорби, труды, с лишком тридцать лет носит в Себе мысль, что Он должен тяжко пострадать на Кресте, три с половиною года терпит при Себе Иуду, предателя Своего, и обращается с ним как с другом, наконец, подвергается ужаснейшим унижениям, мучениям, смерти – и при всем том нимало не охладевает в Своей любви к человеческому роду, который довел Его до Креста!
Напротив, Он день и ночь с полной любовью заботится о спасении людей, наставляет их с терпением и снисходительностью, благотворит им, врачует их, воскрешает мертвых, прощает людям их злобу и ожесточение, плачет об их упорстве и погибели, молится Отцу Небесному даже за Своих распинателей, прося отпустить им тягчайший грех – грех христоубийства. Жертва любви, принесенная за нас Богочеловеком, так велика, что мысль человеческая теряется, когда старается обнять и уяснить ее себе. Невозможна любовь, большая любви к нам Богочеловека, положившего душу Свою даже не за друзей, а за врагов Своих.
Обыкновенно, по естественному закону и по чувству справедливости и благодарности, на любовь отвечают любовью, любовь одной стороны вызывает любовь стороны другой. Потому и мы на беспредельную любовь к нам Спасителя должны отвечать полной, готовой на все жертвы любовью к Нему. Любим ли мы Господа нашего за Его безграничную любовь к нам?
Ответом на этот вопрос служит наша жизнь, наше поведение. Признаком истинной любви людей к Нему Сам Спаситель поставил исполнение ими Его заповедей: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин.14:21). Поэтому если в жизни нашей осуществляется Закон Христов, если мы исполняем Его заповеди и соблюдаем слово Его, то мы истинно любим Его. Если же мы поступаем вопреки заповедям Христа, то либо совершенно не любим Его, либо любим только на словах.
Одну из заповедей Христовых мы слышали из ныне чтенного Евангелия. Кто хочет идти за Мною, – говорит Господь, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною(Мк.8:34). Эта заповедь Христова требует от нас, чтобы мы отверглись себя, то есть отказались от своего самолюбия, от всех греховных пристрастий и греховных дел и вообще от своей воли, подчинив ее беспрекословно воле Божией. Она требует также, чтобы мы взяли крест свой, то есть терпеливо и покорно несли тяжелые труды самоисправления и самоусовершенствования, труды, сопряженные с исполнением всех наших обязанностей, лишения, скорби, несчастья – вообще все то, что пошлет нам Промысл Божий. Заповедь требует далее, чтобы мы следовали за Христом, то есть чтобы мы любили учение Христово и Закон Христов и свою жизнь направляли по примеру Его жизни, в духе любви самоотверженной.
Другая заповедь, исполнять которую также повелел Сам Господь, заключается в любви к нашим ближним. Заповедь новую даю вам, – сказал Господь ученикам Своим, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34 и 35).
Значит, мы тогда только будем истинными учениками Господа и наша любовь к Нему только тогда будет истинной любовью, когда мы будем исполнять и заповедь о любви к ближнему – любви, подобной той, какою Он возлюбил Своих учеников, то есть когда мы возлюбим своих ближних так, что душу свою готовы будем положить за благо и спасение их.
Итак, братия и сестры, в оставшееся до Святой Пасхи великопостное время не поленимся совершать спасительный подвиг воздержания, поста и молитвы, но, напротив, постараемся усугубить подвиг покаяния с чистосердечным желанием нравственного очищения с тем намерением, чтобы достигнуть вечного спасения и вечной славы с Воскресшим Христом Спасителем нашим. Аминь.
1963 г.
Проповедь протопресвитера Александра Шмемана
Крестопоклонная неделя
Посредине Великого поста, в конце третьей его недели, выносится во всех церквях на середину храма крест. И совершают верующие поклонение ему. И таким образом начинается наше приближение к самой главной, к самой таинственной из всех тем нашей веры – теме распятия, страдания и смерти.
Почему таинственной? Разве страдание не стоит в центре жизни? Разве каждый из нас не познал и не познает его, увы, слишком часто? Да, конечно, это так. Но ведь здесь речь идет не о нас, а о Христе. А про Христа мы говорим, что Он Бог. А от Бога, от веры разве мы не хотим облегчения (если уж не полного исчезновения наших страданий)? Разве не только друзья, но и враги веры, ее обличители не утверждают в странном согласии, что религия – это прежде всего помощь, утешение, некий, как говорят, бальзам на душу?
Но вот крест, но вот снова Великая пятница, и снова эти же слова: «Начал скорбеть и тосковать» (Мф.26:37). И сказал: «Душа Моя скорбит смертельно»(Мф.26:38). Не Он помогает апостолам, застывшим от горя и тоски, Он у них просит помощи: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.26:38). А потом это одинокое мучение: сначала побои, насмешки, удары по лицу, плевки, потом гвозди в руках и ногах. И самое страшное – одиночество. Когда все, оставив Его, бежали. И как будто сокрылось само небо, ибо «около девятого часа возопил Иисус громким голосом: …Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?»(Мф.27:46).
Нет, если только снова по-настоящему вглядеться в это, вслушаться, что-то странное тут происходит даже с самой религией. Как будто ничего не остается от самого ясного, привычного в ней – помощи, поддержки, гарантии. Поставил свечку, отслужил молебен или панихиду – и все будет хорошо, и в жизни Бог поможет, да и там тоже, после страшной и таинственной смерти. Ведь разве не с таким упрощенным пониманием веры живет большинство самих верующих? Разве уже тогда, при Иисусе Христе, не ходили они толпами за Ним, ожидая от Него кто исцеления, кто помощи, кто поучения? Но посмотрите, как в рассказе Евангелия постепенно тает эта толпа. Вот бросает Его богатый юноша, думавший, что он соблюдал все законы религии, но не смогший принять слов Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф.19:21). Вот, за торжественной трапезой любви, уходит от Него в ночь на предательство Его ученик. И, наконец, последнее, когда все, бросив Его, бежали…
В нашей жизни бывает как раз наоборот: сначала одиночество, непризнанность, потом признание и рост славы, толпа последователей. В Евангелии же, когда дело доходит до креста, Христос остается Один. Более того, и про будущее Он говорит: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20); «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33). И к нам обращает, в сущности, только один призыв, одно предложение – взять наш крест и нести его, и мы знаем уже, что такое этот крест.
Да, странное что-то происходит здесь с религией: вместо помощи – крест, вместо обещаний утешения, благополучия, уверенности: «Меня гнали, будут гнать и вас». И когда мы читаем в Евангелии о фарисеях, издевавшихся над распятым Христом: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф.27:42), – разве мы не вспоминаем, разве нам не приходят в голову теперешние насмешки и теперешние издевательства: «Ну, что, разве помог вам ваш Бог?»
И действительно, пока ждем мы от Бога вот только этой помощи, только чуда, которое убрало бы страдание из нашей жизни, – насмешки торжествуют. И будут торжествовать, ибо любая дешевая пилюля действительно лучше и скорей помогает от головной боли, чем молитва и религия. И не понять нам тайны креста, пока такой вот пилюли – неважно, для важного или незначительного, – ждем мы от религии. Пока это так, крест, несмотря на все золото, на все серебро, покрывшее его, остается тем, что еще на заре христианства сказал про него апостол Павел: «Для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1Кор.1:23); в данном случае иудеи – это те, кто ждут от религии только помощи, а эллины – те, кто хотят от нее только разумного и гладкого объяснения всего. И в этом случае крест действительно – соблазн и безумие.
Но вот опять выносится крест, и вот опять приближается та единственная из всех недель, когда приглашает нас Церковь не столько размышлять и обсуждать, а молча и сосредоточенно следовать за каждым шагом Христа, за его медленным, необратимым приближением к страданию, к распятию и к смерти. Приглашает как бы принять этот крест. И вот что-то странное происходит с нами. С себя, со своих проблем, со своих трудностей и даже со своих страданий мы обращаем взор на другого, на этого молча скорбящего и страдающего Человека, в эту ночь ужаса, измены и одиночества, но и торжества, и любви, и победы.
Что-то странное происходит с нами: сами того, может быть, не осознавая, мы чувствуем, как уходит от нас эта дешевая и эгоистическая религия, которая все хочет чего-то только для себя, которая самого Бога заставляет служить себе! И становится ясно, духовно ясно, что она, религия, на деле, на глубине – о чем-то совсем другом. И что в конце ее не помощь и не облегчение, а радость и победа.
Так вот, в следующих беседах проделаем хотя бы мысленно этот путь за Христом, несущим свой крест, идущим к Голгофе, – и, может быть, что-то бесконечное и бесконечно важное снова откроется вашей, нашей, моей душе. Вот почему посредине поста выносят крест в центр храма. Вот к этому призывает нас Церковь на так называемой Крестопоклонной седмице – чтобы мы начали наше собственное приближение к самой последней, может быть самой страшной, но в конечном итоге и самой радостной тайне нашей веры.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О лежащем Кресте. Неделя третья Великого поста
Мк.8:34-9:1
Евp. 4:14-5:6
Напомнив, что Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, церковь сегодня выносит перед нами святой крест. Дважды в году совершается торжественный вынос креста из алтаря на середину храма: в день Воздвижения и сегодня, в крестопоклонную неделю. Но тогда он воздвигается над людьми, торжественно и победоносно. А сегодня он – «полагается» пред нами. Преступника сначала клали на лежащий крест и прибивали гвоздями, а потом этот крест уже поднимали. Итак, крест лежит посреди храма. И из недр этого креста, как из неопалимой купины, звучит слово Божие: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Причем, всякого «себя»: не только плохого, но и «хорошего». И своих грехов, и своей праведности, и своих страстей, и своих заслуг…
А чтобы отвергнуться себя, надо сначала придти в себя, как пришел в себя блудный сын (Лк.15:17). Вот он возвращается – грязный, все промотавший. Он идет пользоваться тем, что за это время преумножено его отцом и братом. Он идет положить к ногам отца свое сыновство, и просить милости быть хотя бы наемником в его доме. Он распял не только свои страсти и свои былые влечения, но и свое достоинство, свою гордость. Но и чтобы простить, тоже надо себя распять. И отец тоже это делает. Но не в ответ на самораспятие сына. Любовь отца еще раньше, изначально распята, сердце его давно открыто, лишь бы сын вернулся.
Не смог себя распять лишь старший брат. Не смог отвергнуться себя, такого хорошего, преданного, никуда не уходившего и ни копейки не промотавшего. Он презирает и просящего прощения брата, и так легко прощающего отца. Он вполне человек мира, человек «рода сего». В «роде сем» человек, это звучит гордо! Род сей говорит: как ты можешь унизиться и просить прощения? Как ты можешь вот так легко прощать? И даже просто носить на груди крест в «роде сем» стыдно: значит, показываешь свою слабость, что сам на себя не надеешься. Да и надеешься-то на кого? На того, кто сам себя не мог защитить. А Господь говорит: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Человек приходит в себя, когда осознает, что именно ему, и никому другому предназначен этот лежащий посреди храма крест. Казалось бы, как никогда приблизились страдания. Но на самом деле «ныне ближе к нам спасение». Казалось бы, пришла ночь смерти, но на самом-то деле «ночь прошла, а день приблизился», и «наступил уже час пробудиться нам от сна». (Рим.13:11-12). И не взяв креста, невозможно «получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Потому что лежащий перед нами крест, это одновременно и – тот самый жертвенник, на котором Первосвященник великий прошел небеса с приношением Своей безгрешной плоти. И слово Божие побуждает приступать «с дерзновением» к этому «престолу благодати». Потому что этот Первосвященник может и «сострадать нам в немощах наших», так как Он, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха».
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О стыде. Неделя по Воздвижении
Мк.8:34–9:1
Гал.2:16–20
В последнем чтении, посвященном Кресту, Господь говорит: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Впервые чувство стыда люди испытали, когда нарушили Божью заповедь, вкусив от запретного плода. «В тот миг открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). Едва отступив от Бога, люди тут же почувствовали, что потеряли некий покров, и ощутили себя и друг перед другом, и пред Богом, – обнаженными, незащищенными, хоть сквозь землю провалиться. Как и ныне чувствует себя пойманный и обличенный.
Но стыдящийся потому и стыдится, что все-таки признает законы, по которым живут окружающие. А ведь бывают и такие, о которых Пророк говорил: «Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иер.6:15).
Бывает же и так, что человек старается жить по заповедям Христовым, а вокруг все не только делают противоположное, «но и делающих одобряют» (Рим.1:32). А ведь в каждом живет инстинкт общечеловеческого братства, желание быть как все и со всеми. И если я лишь умом христианин, то соприкосновение с грешным, прелюбодейным миром может ввергнуть в сильное уныние. Как говорит поэт, «теория суха, а древо жизни зеленеет». Жизнь бьет ключом, а я тут со своим юродством Креста и «сказками» о Воскресении! А за спиной у меня – что? Наша внешняя церковная жизнь, если взглянуть сторонним, придирчивым взглядом, очень уязвима для критики. И вот появляется тайная зависть к тем, кто живет просто и весело; а также – стыд: и за свою веру, и за своих социально неустроенных братьев. Стыдно сделать добро, стыдно быть целомудренным, стыдно быть честным. А если так, значит мир не только внешне побеждает: значит ты и по совести признаешь его правоту.
Понимая опасность такого стыда, Господь не ограничился словами. Он тут же пообещал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». И вскоре Он сделал некоторых свидетелями Своего Преображения, чтобы они своими глазами увидели: что на самом деле реально, а что – призрачно; и чтобы сами смогли воскликнуть: «Господи! хорошо нам» быть именно здесь, и больше нигде (Мф.17:4).
И не только стыдиться Креста Христова, но и стыдиться своей бедности, своих родных, своей внешности, своего возраста, значит – тоже стыдиться Того, Кто создал тебя или попустил тебе стать таким, зная, что именно такое состояние для тебя спасительно.
И дай нам Бог, чтобы наш стыд работал не на нашего врага, а на нас: чтобы стыдиться, когда хвалят, чувствуя себя вором, укравшим похвалу у Господа; чтобы стыдиться своих «мудрых» богословских речей, чувствуя несоответствие их твоей жизни. И чтобы стыд за свои грехи не от исповеди отвращал, но не допускал бы снова возвращаться к уже исповеданным и оставленным однажды грехам.
Проповедь игумена Никона (Воробьева)
О кресте и любви Божией
Крест должен напоминать всем, что Господь и Бог наш сделал все возможное ради спасения человеков. Самое невероятное, самое невозможное, превосходящее разумение не только человеков, но и Ангелов, соделано Господом ради нашего спасения.
Покинуть небо, принять образ раба, учить людей и словом и примером, звать всех без исключения, самых отчаянных грешников, и принять всех за одно лишь искреннее раскаяние – все это показатели любви Божественной, любви превосходящей наше постижение, наше разумение.
Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского
Слово в Неделю Крестопоклонную
«Кресту Твоему поклоняемся Владыко».
Почему мы поклоняемся Кресту Господню? Что есть Крест Господень?
Крест Господень есть оружие.
Крест Господень спас нас от вечной смерти. В раю человек захотел стать равен Богу и он поддался искушению диавола. Когда человек допустил эту вещь в свое сердце, он потерял благоговение и любовь, нарушил заповедь Господню. Тогда закрылся для него в действительности рай. Возгордился человек, поверил Люциферу, который возмечтал быть равным Сыну Божию. Дьявол был низвергнут с неба Архангелом Михаилом. Человек поверил дьяволу-искусителю и захотел сам сравняться с Богом. Он подумал, т.е. не подумал, а пришла ему мысль внезапно: чего стоит вкусить от того древа – он будет все знать и будет совершен как Бог, совершен не в свойствах Его, а в силе и могуществе. Но как только возмечтал человек об этом, как только возвеличился, он сразу низвергнулся в бездну. Он отпал от Бога, стал погибельным. Теперь дверь к сладости райской и красоты, в которых он находился, закрылась, закрылось для него Царство Небесное.
Но Господь не хотел погибели.
Если Люцифер погубил нас гордостью и завистью в отношении Сына Божия, в отношении Бога, который был могущественней его, то Господь спасает нас смирением. И вот Сын Божий снисходит с неба. Он, всемогущий, Владыка тварей, Творец её, делается Своим созданием, делается равный нам во всем, кроме греха. Больше того, Он терпит поношение как некий преступник, разделяя безропотно наказание. И, отверженный людьми, Он нисходит в ад, чтобы освободить души умерших от истления.
Он, как человек, удостоился благодати Божией, стал выше ангелов, стал выше всех тварей. Всех, кто к Нему приближается, кто с Ним имеет свои чувства, Он возносит с Собой на небеса. И вот Крест – Его орудие терпения. Из орудия, на котором был унижен Христос, Крест сделался орудием нашего спасения. Когда мы поклоняемся Кресту Господню, мы тем самым поклоняемся орудию Его страданий, орудию бесчестия и сами поклоняемся тому, чем от века обеcчестен человек. Знамение бесчестия и срамоты. Поклоняясь Кресту, мы как бы обещаем Господу так же смириться сами, так же терпеть поношение и поругание за Него. Когда мы поклоняемся Кресту Господню, мы также кланяемся Его страданию, – ни Его чести, ни Его славе, а Его бесчестию. Это бесчестие Его, как человека, есть слава в очах Божиих.
Что кажется людям бесчестием, часто является в очах Господних славой и люди получают от Него венец. Были обеcчещены мученики – лишали их наград. Мучеников, чья память совершается у нас завтра, лишили воинского звания, у них отнимали их знаки отличия, их предавали смерти как преступников. Входом в Царство Небесное равнялись они ангелам. И когда юродивые Христа ради были безумными, терпели поругание от человеков, то же самое делалось их славой, то же самое делало их угодниками Божьими и они являются вождями в Небесное Царство. Когда человек терпит лишения, терпит поругания, лишает себя того, что есть земное благополучие, если только это делается ради славы Божьей, ради имени Божьего, то он делается сообразным Ему по чувству, по настроению. Святой апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). К чему Он стремился? К тому, чтобы исполнить слово Божие. И ради этого Он готов был претерпевать все, – Он страдал до смерти, смерти Крестной. Кто смирил Себя? Царь вселенной. Кто был распят человеком? Бог, создавый человека.
Паче небес, паче всякого имени, вся силы небесные поклоняются Ему, поклоняются Ему лики небесные, поклоняются Его человеческому существу, прославляют яко Бога. Когда человек был с Богом и когда Его распинали и когда над Ним издевались, Он терпел как человек, но в то же время оставался Богом. Он остался Бог божественным естеством. Но как человек Он терпел. Господь свободный и Он не вменил себе в заслугу, не говорил: «Отче, я исполнил Твою волю, прославь Меня». Нет, Он смиренно исполнял волю Отца Своего Небесного.
Поклоняемся Кресту Господню, благодаря за поругания и поношения. Мы поклоняемся Кресту когда терпим поношения, терпим раны, с благодарением терпим имени ради Божия. Говорит апостол Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь»(1Пет. 4:15–16).
Поклоняясь Кресту Господню будем стараться иметь те же чувства.
В Его великом Царстве, будем вечно славословить Его и наслаждаться ни с чем не сравнимой Его красотой и добротой, ибо Он есть Царь Славы и Господь всего мира. Аминь.
Проповеди епископа Митрофана (Зноско-Боровского)
Неделя 3-я Великого поста
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко!»
Говорят нам: орудию казни покланяетесь? Чтите Бога, на кресте распятого? – Ведь, смерть Бога на позорном древе противоречит естественной логике?!
Да, и поныне Крест остается «безумием для мудрых и соблазном для иудеев».
Но, дорогие, не ищите во Христе узкой, тварной, естественной логики. Во Христе открывается высшая Логика Любви, Логика Истины, и эта божественная Любовь Творца побеждает логику нашего ограниченного ума. Высшая Логика Истины, открывающаяся во Христе, недоступна пониманию гордыне тварного человеческого ума, удалившегося от Света Разума.
Крест, как знак вечной власти Бога, Его любви к человеку, всегда будет у нас, православных, на самом почетном и высоком месте, и не перестанем мы покланяться ему, как источнику вечной радости и утешения.
Да, дорогие, Крест – это наша радость и наша сила. «Сим победиши», – сказал некогда Промыслитель мира благочестивому царю Константину. И стал для нас таким Крест со дня сошествия к человечеству Христа – Любви Божией, и особенно, со дня Его распятия.
Крест – это неложный свидетель любви Божией к человеку. Христианство ныне гонимо. Над его Святыней, над Крестом смеются. Многие христиане стесняются, перед внешними, осенить себя крестным знамением: мол, неловко, несовременно – говорят они. Мы же не перестанем возглашать, на всех распутьях мира, что только христианству Креста принадлежит торжествоконечной победы над миром. Мы с уверенностью говорим: там, где ослабевает внимание ко Кресту Христову, где умаляется его значение (обратите внимание на многие ветви христианства на Западе) и сила, там ослабляется вера во Христа, как Богочеловека, Спасителя мира, там подрывается сила христианства. Не чрез уступки естественному мудрованию, а чрез верность Кресту Христову и чрез проповедь о Кресте лежит путь к победе над злом, под тяжестью которого стенает ныне весь мир.
Готовясь к прославлению Пасхи Вечной, мы покланяемся Кресту. Уже ныне славим мы и святое Воскресение. Спешите, верные Христу чада Нового Израиля – Кресту поклониться, ибо лишь стоя у Креста Господня вы можете понять Бога, увидеть нам Промыслителем начертанный путь, и возлюбить Христа. На Кресте сочетались Святость и Любовь. На Кресте осужден и побежден грех, нас от Бога отделяющий; с Креста воссияла Любовь, нас с Богом соединяющая. И зовет нас Крест, зовет нас Голгофа Христа и современная Голгофа христианства, зовут нас к любви к Распятому, а чрез Него и к любви друг ко другу. Да встретятся же у Креста мысли расточенных: супругов, друзей и всех, себя братьями во Христе сознающих. Аминь.
Неделя 3-я Великого поста (2)
«Иже хочет по Мне идти, да отвержется себя, возьмет крест свой, и по Мне грядет».
Прославляя вещественный Крест Господень, св. Церковь напоминает нам о внутреннем, духовном кресте. Духовный крест, это – наши скорби, лишения, болезни и несчастия. И попускаются они, чтобы мы стали ближе к Богу, чтобы, чрез эти испытания, нашим смирением и терпением мы причастились ко Кресту Христову. Без креста нет пути в Царство Небесное. И Сам Христос проложил нам этот путь Своим Крестом. «Многим скорбям подобает войти в Царствие Божие, – говорит Господь, – узкая врата и тесный путь, вводящий в жизнь вечную». Тесный это путь, требующий от нас отвержения самого себя, требующий борьбы со своей греховностью.
Праведным сотворил Бог человека. Мы же, рождаясь в грехе, бесконечно скверним себя, забывая, что «мерзок для Бога и один помысел неправедный» (Притч. 15:26), забывая и о том, «что ничто мерзкое и нечистое не войдет в Царствие Небесное» (Ефес. 5:5). А ведь мы все грешны, и очень грешны. Мы живем грехом; хотя и кажется нам, что мы Христовы, мы пропитаны грехом, грехи несем и в храм Божий, стоя в нем на молитве думаем о греховном, грешим и в наших добрых делах, часто совершая их на показ, удовлетворяя ими наше честолюбие и тщеславие.
Быть в Царствии Небесном, означает – быть принятым в общение с Богом и святыми Его. Апостол Любви Иоанн говорит: «наше общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ио. 1:3). Значит, чтобы быть в Царствии Небесном, чтобы быть принятым в общение с Богом, необходимо очиститься от скверны. А ведь нелегко очистить сердце от навыков и склонностей греховных. В продолжении всей земной жизни совершаем мы этот внутренний подвиг над собою, ибо грех глубоко врос в наше сердце, стал как бы нашей второй природой.
И самой страшной страстью, одолевающей человека, является гордость, которая находит свое выражение в сознании своего так называемаго достоинства. Гордость это – корень всех страстей наших. И ее одолеть можно только смирением. А вот посмотрите каждый на себя, – вы Христовы чада, к Нему часто в таинствах прибегающие, посмотрите, как быстро вы вспыхиваете, возмущаетесь при малейшем вам замечании от других, вместо того, чтобы ответить на обиду молчанием, вместо того, чтобы со смирением принять несправедливость, помня о том, как милостив к нам Господь, Которого мы непрестанно прогневляем.
Не хочет Бог смерти грешника. Чтобы вразумить его и вывести из-под власти греха, Он допускает испытания, скорби, и болезни – возлагает на нас крест для очищения нас от греховной ржавчины, для нашего исцеления и преображения. И кто несет крест свой, безропотно следуя за Христом, несет с верой и терпением, тот как бы приобщается ко Кресту Христову, к страданиям Христа. И эти наши страдания, переносимые с верой и кротостью, Христос вменяет нам, как Свои страдания, как Свой Крест.
Крест это – наше очищение, наша жизнь и воскресение. Узким, тесным путем шли за Христом все святые, этим путем идет и наш верующий народ православный. Этим путем, не уклоняясь от Христа, идем и мы с вами, прославляя Животворящее Древо, «на нем же Христос руце распростер, возведе нас на первое блаженство». Аминь.
Неделя 3-я Великого поста (3)
«За кого вы меня почитаете», – спросил Мессия учеников Своих. – «Ты Христос, Сын Бога Живаго», – от лица всех апостолов ответил Петр. И «с того времени начал Иисус открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, что там Он много пострадает от старейшин, от первосвященников и книжников, будет убит и в третий день воскреснет». Но ап. Петр, отозвав Его, начал прекословить Спасителю: «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобой». Только что исповедавший Христа Сыном Божиим, ап. Петр все еще находился под влиянием фарисейских воззрений о Мессии, не мог он примирить старые национальные воззрения с мыслью о страданиях и смерти Спасителя. «Отойди от Меня, сатана, – сказал Петру Христос, – ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Просьба Петра, обращенная к Спасителю была как бы повторением того искушения, с которым когда-то приступил ко Христу в пустыне искуситель: Петр искушает Спасителя страхом предстоящих страданий, чем и уподобился несознательно сатане.
Обличив Петра, Христос подозвал народ с учениками и указал им высший идеал духовной жизни, указал при каком условии человек может следовать за Ним. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись Себя, возьми крест свой и следуй за Мной», сказал Христос.
«Возьми крест», – что это значит? «Крест» говорит ап. Павел, «есть распятие плоти со страстями и похотями». Не подумайте, дорогие, что ап. Павел имеет здесь в виду только услаждения и плотские страсти. Он пишет коринфянам: «Поскольку у вас распри, вы еще плотские», живете по плоти. «Откуда у вас распри и вражды, – вопрошает ап. Иаков, – не от вожделений ли ваших, воюющих в плоти?» И стремящийся к первенству, и одержимый жаждой наживы, и одержимый гордостью и тщеславием, и напоказ совершающий добродетели – все это люди плотские, ходящие по плоти. Итак, «распять плоть со страстями и похотями» означает: живи, и внутренне и внешне, по Богу – будь бездействен на все, что неугодно Богу.
Крест Христов – это свидетель любви Божией к человеку. Крест Христов есть и упразднение греха.
«Кто хочет идти за Мной – говорит Христос, – прежде всего «отвергнись себя», и лишь тогда будешь в силах «взять крест свой и следовать за Мной».
Следовать Христу означает – жить по Евангелию, проявляя всякую добродетель и благочестие, и прежде всего добродетель любви к Богу и к человеку. Желающий следовать Христу должен отвергнуть себя: изгнать из своего характера и привычек, из мысли и чувства, все, что удаляет тебя от Христа и уже должен не щадить себя, а если призовет время, должен быть готовым и на смерть ради истины Христова учения.
К работе над собой зовет и обязывает нас Крест Христов. Мы знаем по опыту, как трудна бывает работа над самим собой. И знаем, что без этого упорного труда над собой человек всегда будет «медью звенящей», его жизнь будет протекать вне Христа, и останется он человеком плотским, возможно – обрамленным узором церковной традиции. К такому христианину обращено ныне слово Спасителя: «отойди от Меня, лукавнующий ум, ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Аминь.
Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В неделю Крестопоклонную.
Проповедь святителя Филарета Московского.Слово в неделю крестопоклонную.
Проповедь св. праведного Алексия Мечева.Слово в Неделю 3-ю Св. Четыредесятницы.
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского).Слово в Неделю Крестопоклонную.
Проповедь епископа Виссариона (Нечаева).Упование на милость Божию спасительно в соединении с ревностию к правде. Поучение в неделю Крестопоклонную. (К 8 марта).
Проповедь протоиерея Василия Михайловского.Неделя третья Великого поста.
Проповедь святителя Германа Константинопольского.Слово в Неделю Крестопоклонную.
Проповедь преподобного Феодора Студита.Слово на поклонение честнаго и животворящаго Креста среди четыредесятницы.
Проповедь митрополита Макария (Булгакова).Слово в неделю третью Великого поста.
Источник: https://azbyka.ru/
(581)