Проповедь священника Сергия Свешникова
На начало Рождественского поста
Мы начали радостный и святой Рождественский пост. Пост начинается 28-го ноября, за сорок дней до рождества по плоти нашего Господа и Спаса Иисуса Христа, и заканчивается собственно в день празднования Рождества 7-го января по гражданскому календарю. Как еврейский народ сорок лет скитался по пустыни, прежде чем вошёл в Землю Обетованную, также и Святая Церковь ведёт нас через сорокодневную пустыню поста, прежде чем мы войдём в Божие обетование открывшееся нам в Рождестве.
Для евреев скитание по пустыне было неоходимо для того, чтобы сбросить с себя оковы рабства—телесные, умственные и духовные. Целое поколение людей рождённых и выросших в рабстве должно было умереть, прежде чем тем, кто уже не помнили рабства или были рождены свободными, было позволено войти «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 3:8). Также и мы должны сбросить с себя оковы рабства грехам и страстям—рабства телесного, умственного и духовного. Мы должны перестать быть рабами греха и стать друзьями Христа через исполнение Его заповедей (Ин. 15:14).
У поста есть несколько важных и взаимозависимых аспектов. Первое, о чём многие задумываются, это ограничения в количестве и качестве пищи. Рождественский пост не так строг, как некоторые другие посты—рыба разрешается во все субботы и воскресенья, кроме последней недели перед Рождеством (2 и 3-го января),[1] и в церковные праздники: Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4-го декабря) и Отдание Введения (8-го декабря), Курской Коренной иконы Богородицы (10-го декабря), Саввы Освященного (18-го декабря), Зачатие Пресвятой Богородицы (22-го декабря) и преподобного Германа Аляскинского и мученика Петра Алеута (25-го декабря).
Почему мы соблюдаем пост в пище? Потому что мы—целостные существа. Христос не пришёл спасти только наши души, но всё наше естество: душу, тело, ум, дух, волю—и столько ещё «частей», сколько кому угодно будет насчитать. Он вполне принял на Себя наше человечество и «всего человека исцелил» (Ин. 7:23). В богоданном порядке наш дух должен устремлять нас к Богу, душа должна находить вдохновение в устремлении духа, а тело должно быть питаемо деланием воли Отца (Ин. 4:34; ср. Мф. 4:4). Грех искажает богоустановленный порядок, и тело наше питается тленным и становится рабом страстей, душа находит вдохновение в вещах телесных, а дух наш уже более не жаждет Бога, но устремляется вслед за страстями души.
Святая Церковь даёт нам время поста для того, чтобы помочь исцелить и восстановить нашу повреждённую природу. Спортсмен не получает приза, прежде чем не будет терпеливо упражняться в дисциплине и «воздерживании от всего» (1 Кор. 9:25). И если мы хотим получить «венец нетленный» (там же), то и мы должны положить наше начало в воздержании—начиная от вещей материальных и, восстанавливая богоустановленный порядок, достигая даже до вещей духовных. Если мы не сможем усмирить свой желудок, как можем мы надеяться усмирить свой язык и мысли, как можем мы взяться за борьбу со страстями? Мы должны приучить свои телеса к дисциплине, потому что без этого основания мы не сможем построить стен храма души своей. И как любое основание ценно не само в себе, но в том, что на нём построено, смысл подчинения тела заключается в том, чтобы освободить из-под его подчинения душу.
В этом году (2009) Рождественский пост начался на следующий день после американского Дня Благодарения. Я знаю, что у некоторых главным блюдом в этот день была не индейка и не тыквенный пирог, а люди, которых они за столом раздирали на куски и пожирали своими сплетнями, пересудами и злыми разговорами за спиной. Какая им польза от поста, если они продолжают пожирать людей? Какая им польза от того, что они не вкушают мяса, если язык их рубит всё вокруг, как топор мясника?
Царь и Пророк Давид говорит: «Воздержи язык свой от зла» (Пс. 33:13), и «Восхвалю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» (1, 2). Если мы хотим, чтобы наш пост стал чем-то большим, нежели просто диетой для похудания, то мы должны следовать словам Пророка. Мы должны научиться сдерживать свой язык и уберегать мысли через общение с Богом. Во всякое время, но особенно во дни поста мы должны «трезвиться и бодрствовать», потому что противник наш диавол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Но в Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе мы имеем надёжную защиту от всякого противника.
Бегите ко Христу в молитве, но блюдите, чтобы молитва ваша не была бы как «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). С усердием внимайте каждому слову молитвы, чтобы слова эти стали не просто чужими словами, которые вы повторяете, но вашими собственными словами, исходящими из всего сердца вашего, всей души вашей и всего помышления вашего (ср. Мф. 22:37).
Бегите ко Христу в чтении Евангелия, но блюдите, чтобы чтение это не стало бы пустым времяпровождением, смысл которого забыт, как только захлопнута книга. Просите Пресвятую Богородицу помочь вам сохранять все слова Евангелия и хранить их в сердце (ср. Лк. 2:19, 51), славя Бога за Его богатую милость к нам.
Бегите ко Христу в чтении житий Его святых, но смотрите, чтобы ваша жизнь тоже следовала бы тем путём, которым до вас прошли святые мужья и жены. Мы не увлекаемся житийной литературой за её художественное достоинство и не относимся к ней, как к какому-то чтиву перед сном. Жития святых—это живой пример того, что значит быть христианином, любить Бога и любить ближнего.
Важнее всего, бегите ко Христу в причащении Его Телу и Крови, но приступайте к Нему в смирении и покаянии, чтобы после куска не вошёл бы в вас сатана, как он вошёл в Иуду (Ин. 13:27).
Да благословит всемилостивый Бог это время нашего поста. Да приимет Он наши немощные человеческие труды и Своей божественной благодатью, «немощныя врачующей и оскудевающия восполняющей», [2] да исправит жизнь нашу к деланию заповедей Своих. Да освятит Бог наши души, «телеса очистит, помышления исправит, мысли очистит», [3] чтобы и мы со ангельскими соборами и ликами мучеников[4] прославили Святую Троицу.
[1] Все даты указаны по гражданскому календарю.
[2] Из молитвы на рукоположение священнослужителя.
[3] Из молитвы на «Иже на всякое время».
[4] Из Молитвы на Рождество Христово сыном духовным.
Проповедь митрополита Сурожского Антония
Рождественский пост. О посте и причащении
В эти дни Рождественского Поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах – словах Самого Христа, в учении Апостолов, в нашей православной вере! И чем дольше мы живем, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова.
Но спасает нас не это: спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить и преобразить нас. Но, хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть благодати свое сердце; решимость воли изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем путем, который мы сами избрали потому, что он так прекрасен и животворен.
Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее древо, которое есть Христос. Да, мы привиты – но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, – а это зависит от нас.
Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: Я получил Твои дары, но не принес плода – как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один – потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не оказалось места, чтобы разделить радость царственного жениха.
Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост – это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести – и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.
А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, если ты опоздал к началу литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае, дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна быть в эти дни еще неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.
Все это – не просто формальные, дисциплинарные “правила”; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной – или хотя бы менее недостойной – встрече Господа.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский Пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе, к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского Поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием – величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не “право” наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно! Аминь.
30 ноября 1986 г.
Проповедь священника Георгия Чистякова
Проповедь Рождественского поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Не десять ли очистились? где же девять? – спрашивает Господь после того, как исцелились десять прокаженных, девять из них ушли, и только один понял, и только один увидел, только один осознал, что он исцелился. Но он был самарянин, и говорит Господь: как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Девять из десяти просто не заметили, не поняли, что произошло чудо. Так и мы с вами постоянно говорим: почему в жизни не происходит чудес? А оказывается, что мы, как эти девять, просто их не видим, не замечаем и поэтому отвыкаем зачастую благодарить Бога за те чудеса, которые Он совершает среди нас.
Был такой американский психолог, по фамилии Кларк, который говорил, что очень часто люди, которые сознательно считают себя религиозными, участвуют в богослужениях, прочитывают по книге положенные молитвы, живут в установленном их церковью режиме, очень часто теряют в какой-то момент ощущение того, что Господь действует в этом мире. И даже знаменитый Юнг, один из самых больших психоаналитиков современности, говорил: иногда такая организованная религиозность строит между нами и Богом какие-то преграды.
Вот эти девять человек – они же были благочестивые иудеи, а десятый – какой-то недоверок, самарянин, толком не знавший Слова Божьего, не участвовавший в жизни народа Божьего, в его праздниках, в его паломничестве к храму и т. д.; если те девять каждый год на Пасху приходили в Иерусалим, то тот, десятый, был в это время неизвестно где и, вообще, даже не считал нужным ходить в Иерусалим, чтобы там вместе со всем народом Божьим встречать этот праздник. Но именно этот человек (а ведь в глазах иудеев самарянин еще хуже, чем язычник, потому что он как-то в Бога верит, но верит «неправильно»), вот этот человек, который верит «неправильно», осознал чудо Божьего присутствия: он почувствовал, как Бог прикоснулся к нему через волю Иисуса. Он осознал, что исцелен, возвратился, упал к ногам Иисуса, воздал славу Богу, потому что у него было открыто сердце, потому что он не загородил от себя Бога правильной ритуальной жизнью.
В этой сегодняшней евангельской истории очень много общего с притчей о мытаре и фарисее. Правильный, благочестивый, фарисей, тоже ведь своей праведностью построил какую-то баррикаду, между Богом и собою, а неправильный и, наверное, малограмотный в плане духовного чтения и образования мытарь оказался значительно больше открыт навстречу Богу и Божьему присутствию.
Наверное, не случайно буквально накануне наступления предрождественских дней мы читаем историю о десяти прокаженных, и накануне Великого поста, в такой же ключевой момент церковного года, мы особо вспоминаем о мытаре и фарисее. Конечно же, жизненная задача наша заключается в том, чтобы избегать фарисейства, высокоглаголания, чтобы убегать вот от этого, внешне правильного, пути, потому что он очень часто приводит к тому, что мы перестаем чувствовать Бога, перестаем ощущать Его живое присутствие.
А знаете, как говорит один герой у Гумилева: Бога химией не докажешь, Его чувствовать надо. Вот именно об этом сегодняшнее Евангелие. Те, кто знали о Боге, что положено знать благочестивому человеку, не почувствовали, что над ними Бог совершил чудо. А тот, кто о Боге не знал почти ничего, оказался абсолютно открытым Ему навстречу. Как Николай Александрович Бердяев говорил: надо знать не о Боге, а Бога.
И давайте и мы с вами, братья и сестры, подумаем об этом и будем учиться открывать навстречу Богу наши сердца. Давайте учиться простой и радостной личной вере. Будем учиться жить в измерении встречи с Богом. Всегда говорил митрополит Антоний: главное в нашей жизни – это встреча с Богом, которая совершается во Христе, которая совершается в личной встрече с нашим Господом и Учителем. Подумаем об этом, братья и сестры, как-то особенно в эти дни, когда, действительно, заканчивается год, когда приближается Рождество. Иногда мы слишком много друг другу говорим о Боге и этим тоже строим какие-то преграды между Богом и людьми, к которым мы обращаемся, как нам кажется, с нашей проповедью, и потому мы должны помнить, что Бог действует, что Он не через наши слова приходит в жизнь, но действует в жизни. И очень важно почувствовать Его присутствие, почувствовать Его действие, почувствовать Его силу именно сердцем нашим, вне зависимости от того, кто бы ни говорил.
Давайте подумаем, братья и сестры, над этим. И да благословит, да укрепит, да хранит вас Господь!
Священник Иоанн Павлов
Смысл поста
Каждый пост – это военный поход. Мы выступаем против врага, чтобы отвоевать у него если не всю, то хотя бы часть нашей территории. О какой территории идет речь? О территории нашей души. Эта территория оккупирована врагом со времени падения Адама. До его падения враг не имел доступа к душе человека, не имел над ней никакой власти. Адам был свят и совершен, он был царем всего творения. Но после падения враг получил власть над ним, и душа Адама была захвачена в плен, оккупирована. Этот плен распространился и на все Адамово потомство – на весь человеческий род. От рождения все люди получают душу, плененную врагом. Преподобный Макарий Великий говорит, что со времени падения Адама в душе каждого человека живет тайно и скрытно зло, которое понуждает человека творить грех, а люди думают, что творят его по своему разуму и воле. Конечно, души разных людей оккупированы врагом в разной степени, потому что к общему для всех первородному греху каждый из нас прилагает еще личные грехи, умножая этим права и власть диавола над своей душой.
Итак, смысл поста заключается в том, чтобы отвоевать у врага часть нашей души. Для этого нужно очистить душу от греха и нечистоты, потому что именно через них диавол получает власть над душой. Во время поста нужно постараться с Божией помощью избавиться от зависти, жадности и злопамятности, от гнева, раздражительности и сквернословия, от чревоугодия и пьянства, от разгула похоти, от самомнения, тщеславия и человекоугодия. Если мы хоть в какой-то мере избавимся от этих страстей, то освободим из плена часть нашей души, и на тех территориях, где раньше царствовали грех и злые духи, будет обитать Благодать Божия. По словам преподобного Макария, Царь Христос посылает тогда отмстителей в город души, связывает мучителей и поселяет там полк святых духов.
Но для того, чтобы отвоевать у врага даже и малую часть нашей души, требуется упорная брань. При спокойной жизни и расслаблении у нас ничего не получится. Всем известно: победы без борьбы не бывает. Не напрасно говорит Евангелие, что Царствие Божие силою берется и употребляющие усилие достигают его. Именно с этой целью и установлены Церковью посты, – чтобы мы могли побороться, победить и отнять у врага часть его власти над нами. Человек, который каждый пост по силам трудится и ведет духовную брань, постепенно освобождается от власти врага. Душа его мало-помалу просветляется и становится местом пребывания и храмом Святого Духа. И об этом нам непременно нужно помнить – ведь мы, христиане, как раз и призваны стать таким храмом. Ради этого мы должны прилагать усилия и подвизаться. Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/
(838)