На вопросы о Рождественском посте отвечают: протоиерей Максим Козлов, игумен Нектарий (Морозов), митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич).
Как поститься Ребенку? А студентке, живущей в общежитии? А юноше, занимающемуся бодибилдингом? Можно ли смотреть в пост новости? На эти и други распространенные вопросы о том, что такое пости как правильно его соблюдать, отвечает настоятель храма мц. Татианы протоиерей Максим Козлов.
Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что такое сухоядение? И какие посты являются строгими, а какие нет.
Ответ: Сухоядение – это вкушение пищи без елея, т.е. масла. Строгие посты – Великий и Успенский. Но о посте нужно думать только в том случае, если уже есть некоторый духовный опыт. Сегодня много людей, тянущихся к вере, решаются вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета. Пост имеет смысл как воздержание Христа ради и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освободившиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом и у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет.
Вопрос: Верно ли утверждение, что каждый выбирает пост по силам? Я знаю человека, который стремлением строгого поста довел себя до больницы и подорвал здоровье. Это же уже как-то неправильно?
Ответ: В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Пост смягчается по отношению к больным, беременным, кормящим, путешествующим. В любом случае, желая соблюдать пост, и знать его меру для себя, посоветуйтесь с духовником, расскажите ему о своем духовном и физическом состоянии и испросите благословения на совершение поста.
Вопрос: Мне 12 лет, я слышала, что до 14 лет в среду и пятницу (да и во время любого другого поста, кроме среды и пятницы в Великий пост) можно вкушать молочную пищу. Так ли это?
Ответ: Вопрос о мере дисциплины поста устанавливается каждым верующим вместе со своим духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, состояния здоровья, меры нашей зависимости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духовниками дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты. Но послабление это не может быть дано мною через Интернет, а должно быть решено Вами конкретно с Вашим духовником.
Вопрос: Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, — допустимо ли это в пост?
Ответ: Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то стоит заполнить желудок этим белком, воспринимая это в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.
Вопрос: Я занимаюсь бодибилдингом. Употребляю спортивное питание: протеин, аминокислоты. Сразу скажу — это не стероиды. Допустимо ли употреблять спортивное питание во время Поста?
Ответ: Если речь идет о постном питании, допустимо. А если о бифштексах с кровью, то, конечно, довольно странно было бы есть их в Великий Пяток.
Вопрос: Можно ли поститься только первую и последнюю неделю? И можно ли есть хлеб во время поста?
Ответ: В отношении второй части Вашего вопроса ответ несложен: хлеб есть можно, обычный, не ситные булки и не на масле приготовленный, не пирожки сдобные, — обычный простой хлеб.
Что касается соблюдения поста только в первую и последнюю неделю – если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то, конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Устав церковный.
Вопрос: У меня есть подруга, глубоко верующая и строго соблюдающая все посты. Однако она тяжело больна, у нее тяжелая степень физического истощения, и врачи ей настоятельно рекомендуют хорошо питаться. Все ее родные и друзья пытаются убедить ее в том, что, отказываясь от мясной и молочной пищи, она фактически совершает самоубийство, и это страшный грех. Посоветуйте, что можно предпринять в такой ситуации.
Ответ: Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать Вашей подруге не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют ей врачи, а вместо этого усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински ей не необходимы, но к которым она имеет пристрастие.
О других ограничениях
Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли стричь волосы во время поста?
Ответ: Все хорошо в меру, поэтому, если волосы секутся или нет времени длинные волосы долго мыть и тщательно расчесывать, то конечно, лучше остричь. Но наводить какую-то особенную красоту ради привлечения лиц противоположного пола в пост, может быть, и не следовало бы.
Вопрос: То, что смотреть в пост телевизор и слушать радио нельзя вопросов не вызывает, а вот можно ли смотреть по ТВ только один краткий выпуск новостей в день?
Ответ: Уважаемый Андрей, был в жизни преподобного старца Силуана Афонского такой случай: один монах рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей», — ответил он. — «Почему так?» — «Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». «Странно, говорит монах. — По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я, когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я литургию, молюсь ли у себя в келии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она, какие нужды есть у людей и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил монах. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все». Эти слова преподобного Силуана смело можно привести как ответ на Ваш вопрос.
О чтении в дни поста
Вопрос: В этом году я решила начать соблюдать пост. Не могли бы Вы сказать, какие молитвы и тексты из Библии нужно читать ежедневно во время поста?
Ответ: В отношении ежедневных чтений в пост я отослал бы Вас к сайту pravoslavie.ru, где регулярно появляются такие чтения, расположенные по дням поста, там же, или на сайте zavet.ru, или days.ru найти и те отрывки из Священного Писания, которые предлагаются нам Церковью к прочтению во время поста.
Есть еще такой хороший благочестивый обычай – для тех, кто не имеет навыка регулярно читать Новый Завет, делать это постом – одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим или Рождественским Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете.
«Пищевые» разногласия
Вопрос: Я живу в студенческом общежитии. С соседкой по комнате, мы всегда готовим еду на двоих. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напряженность из-за вопросов «меню». Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг к другу?
Ответ: Все же, пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать ваше соблюдение поста живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к ее упрекам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и неосуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения дает нам повод к более серьезному упражнению души. Потому если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте – в этом проявляется наша верность Христу.
Вопрос: Как поступить, если у моей мамы юбилей приходится на пост, а его в нашей семье соблюдаю я одна. Праздник будет шумный, родственников у меня очень много. Уйти тоже нельзя, обида будет серьезная. Веселиться в пост мне не хочется точно, но что делать, я не знаю.
Ответ: Юбилей юбилею рознь, и дни поста тоже бывают разные. В Великую Пятницу хоть столетний юбилей нельзя праздновать. Но в один из рядовых субботних или воскресных дней Великого Поста встретиться с мамой в день ее юбилея, порадоваться, (но не повеселиться), побыть с близкими, не надмеваясь над ними, но при этом соблюсти пост, вполне можно. Поэтому, времени еще много, постарайтесь разумным образом подготовиться, и, думая о пользе души своей мамы, поучаствовать в ее торжестве.
Как быть, если трудно?
Вопрос: В первый раз серьезно подошла к посту. Чувствую себя очень слабой, совершенно опустошенной и неспособной вести привычный активный образ жизни. Пытаюсь молиться, но и молитва толком не идет. С трудом стала вычитывать Правило. Такое впечатление, что кто-то высосал все силы. Посоветуйте, как быть?
Ответ: Совет тут можно дать один — не отступаться. А Вы как думали, что начнете первый раз поститься, и сразу Ваш великопостный путь будет усеян розами? Амброзией и нектаром покажутся картошка и рис? Косточки не будут болеть от земных поклонов и выстаивания великопостных богослужений? Греховный навык требует преодоления: например, бросает человек курить, думаете, просто ему это дается? Иные чуть ли об стенку головой не бьются. Знает человек, что недобрая это, греховная привычка, от которой надо избавиться Христа ради, и держится. В Евангелии что говорится — «по плодам их узнаете их», а не по тому состоянию, которое мы переживаем. Потерпим, помучаемся, понудим себя благочестивой жизнью, и Господь даст утешительный плод; если же будем приятность одну искать — известно, где кончается путь живущих прохладно.
Новый год и Рождество
Вопрос: Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?
Ответ: Рождество Христово – это день рождения Христа. А новолетие – это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.
28 ноября у православных христиан начнется сорокадневный Рождественский пост. Готовясь к нему, Елена Ямпольская задала несколько насущных вопросов настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». О духовном смысле поста игумен Нектарий (Морозов) – в прошлом, кстати, москвич и журналист – рассказывал «Известиям» 2 марта 2009 года. А чем уникален именно Рождественский пост? Как людям, только вступающим в церковную жизнь, смириться и отложить веселье до 7 января?
«Известия»: Отец Нектарий, на мой взгляд, Рождественский пост психологически труднее Великого. Мы с детства привыкли воспринимать декабрь как предвкушение праздников – что само по себе праздник. Предновогодний ажиотаж нагнетается со всех сторон. Попробуй этого не замечать, держаться подальше от телевизора, плыть против общего течения…
О. Нектарий: Да, чтобы поститься, необходимо «плыть против общего течения». Можно сказать еще точнее: для того и необходим пост, чтобы научиться плыть таким образом. В современном христианине далеко не всегда с первого взгляда можно распознать человека верующего. Слишком мало тех отличий, которые должны в его жизни присутствовать. Например, христианин должен отличаться тем, что он не лжет, не осуждает, не гневается, не корыстолюбив, не привязан к благам и прелестям этого мира… А на самом деле мы все к этому миру очень привязаны. Пост дается трудно не столько организму, сколько еще не окрепшей душе. Но именно преодолевая трудности, душа становится сильнее. То есть то, что является сложностью поста, составляет его сущность. И называется словом «подвиг».
«Известия»: Но все-таки – как быть с Новым годом? Тем более что в 2010-м 1 января приходится на пятницу… Лечь спать, накрыв голову подушкой, чтобы не слышать разрывы петард во дворе? Никаких компромиссов, никакого праздничного стола?
О. Нектарий: В какой-то момент человек, живущий церковной жизнью, просто забывает, что есть такой праздник – Новый год. Всё сосредотачивается на подготовке к Рождеству. Но для делающего первые шаги то, о чем вы говорите, и правда проблема. Думаю, новогодний ужин в семейном кругу, в кругу друзей не будет большим грехом. При определенной изобретательности постный стол можно сделать очень вкусным и по-настоящему праздничным. А если сесть за стол вечером, до 12 часов, то это будет еще четверг… Вообще трудно бывает сразу перепрыгнуть от одной жизни к другой. Если вдруг жестко закрутить в себе все гайки, это приведет к срывам и полной расслабленности в итоге. Поэтому некоторые компромиссы нужны. Только чем дальше, тем меньше их должно становиться, а не наоборот.
«Известия»: Дети ждут на новогодние каникулы подарков и развлечений – редкие родители способны им в этом отказать…
О. Нектарий: А зачем отказывать? И подарки, и умеренные развлечения, и поездки – хорошо бы в такие места, где храм доступен, – всё возможно. Но главное – надо постараться приучить детей к ожиданию Рождества. Точно так же, как они привыкли считать дни до Нового года. Вера в сердцах детей не должна насаждаться сверху. То, чего детский ум не понимает, чего душа ребенка не вмещает, не может быть воспринято иначе, как из-под палки. Детская жертва Богу – маленькая, но очень дорогая – должна быть добровольной.
«Известия»: В связи с началом поста наверняка возобновится дискуссия: почему бы Русской Православной Церкви не перейти с юлианского календаря на григорианский и не выровнять расписание праздников по нашему, светскому образцу…
О. Нектарий: В богослужебном отношении юлианский календарь имеет много преимуществ перед григорианским. Переходить на новый стиль только ради решения проблемы Нового года – праздника совершенно не церковного, было бы недостойно.
«Известия»: Кстати, благодаря Рождественскому посту появляется удивительная возможность почувствовать себя человеком старой России. Для нас январь и февраль – время дремотное, вялое, а ведь раньше это были самые шумные и веселые месяцы в году. Кто выдержит пост, с удовольствием будет гулять от Рождества до Прощеного воскресенья включительно…
О. Нектарий: Немного ошибочно мнение, что радость от завершения поста связана с возможностью «есть что угодно» и «гулять». Пост – время, когда человек изо всех сил старается собраться, научиться жить более цельно, более строго к себе, более внимательно. Обидно потом сразу всё растерять. Гораздо обиднее, чем тому, кто сидел несколько месяцев на диете, вернуть за какую-нибудь неделю потерянные килограммы…
«Известия»: С конца ноября до 6 января – тяжелый для организма период. Холодно, световой день минимальный. Клонит ко сну, энергии и так не хватает, а тут еще надо отказаться от мясных и молочных продуктов. Хотя, если я правильно понимаю, Рождественский пост в гастрономическом отношении не столь строг, как Великий?
О. Нектарий: Он действительно не строг: большую часть поста можно использовать при готовке растительное масло. По субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни – если они не приходятся на среду или пятницу – можно подкрепить силы рыбой, морепродуктами и вином.
«Известия»: На каких церковных службах Рождественским постом надо побывать непременно?
О. Нектарий: Во-первых, это, как обычно, все воскресные дни. 4 декабря – будем называть даты по новому стилю – праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 17 декабря совершается память великомученицы Варвары. А 19-го – память святителя Николая, архиепископа Мирликийского, именуемого в России Чудотворцем – за удивительные чудеса, связанные с его именем, и за готовность скоро откликнуться на призыв о помощи.
Со 2 января, дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Игнатия Богоносца, начинается период предпразднества Рождества Христова, и, у кого есть возможность, очень хорошо присутствовать на всех вечерних богослужениях. 6 января утром – богослужение Навечерия Рождества Христова.
«Известия»: Во многих храмах Рождественским постом прихожан соборуют, однако существует устойчивое предубеждение, будто собороваться необходимо только безнадежно больным, умирающим людям…
О. Нектарий: Cоборование – или Елеосвящение – это Таинство, в котором Церковь молится об исцелении тех язв – душевных и телесных – которые нанесены нам грехами, и испрашивает благодатные силы для полноценной христианской жизни. Тяжко больных и умирающих соборуют, но обратной логики в этом нет. «Если пособоровался, то скоро умру» – так рассуждать ни в коем случае нельзя, это предрассудок. В помощи и благодати Божией мы нуждаемся всегда – невзирая на то, сколько еще нам осталось провести в этом мире.
«Известия» Как подойти к посту творчески? Ограничения в еде, воздержание от супружеских отношений – что еще? Ведь у каждого свои слабости. Один мог бы во время поста оставлять меньше «постов» в интернете. Для другого болтовня по мобильному стала чем-то вроде наркотика…
О. Нектарий: Перед постом хорошо сесть, подумать и разобраться: что в моей повседневной жизни вредит душе? Чего я мог бы не делать или делать гораздо меньше? Лазить по интернету без конкретной цели, болтать – причем не только по мобильнику, телевизор смотреть, сердиться, злословить…
«Известия»: В большинстве организаций перед Новым годом устраивают вечеринки для сотрудников. Вряд ли кризис отменит эту традицию. Присутствие на «корпоративах» желательно вплоть до обязательности. Как человеку, который держит пост, не выглядеть белой вороной и не испортить отношения ни с коллегами, ни с начальством?
О. Нектарий: Когда-то и мне приходилось решать для себя этот вопрос. Есть целый вечер капустные салаты – несложно, сложнее – оказаться по этому поводу в центре внимания. Как будто входишь в холодную воду. Но потом я привык, и ко мне привыкли. Причем настолько быстро, что даже обидно было: как же так, никто и не замечает!..
Является ли Рождественский пост исключением, что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья, зачем вообще нужен пост, отвечает митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, в году постных дней больше половины. Почему так много? Зачем вообще пост нужен?
– Пост – это древнейшее Божественное установление. Книга Бытия говорит нам о том, что сразу после того как Господь сотворил человека, Он запретил ему вкушать от древа познания добра и зла. Это был первый пост в истории человечества. И, увы, Адам и Ева этот пост преступили. Можно сказать, земная история человечества началась с нарушения поста. Поэтому неотъемлемой составляющей духовной жизни человека, стремящегося вернуться к полноте богообщения, является самоограничение. В этом и состоит главная цель поста. Человек должен научиться обуздывать свои желания, отдавать приоритет духовному над телесным. Достичь этого можно лишь путем многолетних упражнений. Пост как раз и является таким духовным упражнением. Именно поэтому Церковь рекомендует своим членам постоянно упражняться в посте. Кроме многодневных постов практически в течение всего года православные христиане соблюдают пост в среду и пятницу. Это показывает, насколько он важен для нашей духовной жизни.
– Каждый пост связан со скорбными событиями. Успенский – с днем смерти Божией Матери, Петропавловский – с мученической кончиной апостолов Петра и Павла, Великий – со смертью самого Спасителя. И лишь Рождественский пост – исключение из правил. Рождество Христово – праздник радостный, а мы опять постимся, причем целых 40 дней, как накануне Пасхи. Почему?
– Пост не связан со скорбными событиями. Многодневные посты являются подготовкой к особо радостным явлениям. Великий пост – это время особой подготовки к празднику Пасхи Христовой, Успенский – к празднику Успения Божией Матери, а Рождественский – к празднику Рождества Христова. Пасха и Рождество Христово – это два главных христианских праздника, потому подготовка к ним связана с многодневными постами.
Церкви чуждо представление о том, что пост – это какое-то скорбное времяпрепровождение. Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди ясно говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6:16–18). На первой неделе Великого поста, когда церковный Устав предписывает соблюдать воздержание с особой строгостью, за богослужением звучит яркое песнопение: «Постимся постом приятным». Время поста – это время духовного подвига, сопряженное с углублением в свое сердце, сосредоточенной молитвой и изучением Священного Писания. Для человека, который любит Бога, это не время скорби, а время духовной радости.
– Что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья?
– В таких случаях допускаются послабления в соблюдении поста. Человек, который не может соблюдать пост в полной строгости, перед началом поста должен подойти к священнику, объяснить ему ситуацию и получить благословение на отступление от строгости поста. Обычно, исходя из состояния человека и обстоятельств его жизни, священник помогает установить такое правило соблюдения поста, которое будет человеку по силам. Нельзя забывать, что пост – это не диета, а время духовного подвига. Даже если мы не можем строго воздерживаться от пищи, то можем читать Слово Божие и возносить усиленную молитву к Творцу.
– На работе, в гостях, в дороге, в нецерковной среде пост не всегда возможен. Насколько этому нужно противостоять?
– За последние годы наше общество уже привыкло к тому, что значительная его часть стремится соблюдать в своей жизни церковные предписания. Потому сегодня во время многодневных постов, как правило, предлагается постное меню в столовых, кафе и ресторанах. Сослуживцы на работе тоже обычно спокойно и даже с уважением относятся к тем своим коллегам, которые соблюдают посты. Сегодня уже нет таких сложностей, которые преследовали верующих людей в советском обществе. Тогда социум активно противился религии. И открыто заявить о том, что ты соблюдаешь пост, в советское время было почти что исповедничеством. Тем не менее и сегодня наше общество еще далеко от подлинной религиозности, потому жизнь церковного человека в расцерковленном мире несет в себе немало искушений.
Мы должны помнить, что пост – это не просто воздержание от определенных видов пищи, но и время, когда мы должны учить себя относиться к ближнему с настоящей христианской любовью. Потеря любви, ссоры, раздоры и конфликты не могут быть оправданы желанием соблюсти букву церковного Устава. Ведь отказ от гнева – для большинства из нас куда более серьезное упражнение, чем отказ от определенных видов пищи.
– Сегодня многие постные продукты не отличаются от скоромных: соевая колбаса, растительное бутербродное масло, порошковое искусственное молоко и другие заменители. Формально мы постимся, но реально ни в чем себе не отказываем. Как Вы относитесь к такой тенденции?
– Пост – это многомерное понятие. Он предполагает не только воздержание от определенных видов пищи, но и ограничение в ее количестве. Например, в монастырях в периоды поста уменьшается число приемов пищи в день. Если в обычное время в монастыре бывает две или три трапезы в день, то во время поста может быть лишь одна. Также пост предполагает отказ от лакомства.
Обычно искусственные заменители молока и масла не особо полезны для нашего организма, так что лучше ими не злоупотреблять.
Но главное, чтобы так называемая гастрономическая составляющая поста не заслоняла духовную. Нет никакой пользы в строгих ограничениях в приеме пищи, если они не сопряжены с молитвой и духовным сосредоточением. Именно этому нужно уделять особое внимание во время поста.
– С чего начать исправление человеку, который решил поститься не только гастрономически, но и внутренне?
– Все мы прекрасно знаем свое сердце: в чем его главные слабости, в чем его главные пороки и пристрастия. Потому, приступая к посту, каждый может дать себе особое обещание, что в дни поста он будет воздерживаться, например, от шуток или пустословия, от гнева или возмущения. И когда в нашем сердце возникают эти недобрые стремления, мы должны вспомнить о данном себе обещании и постараться сразу же их подавить. Если чувствуем в себе особое пристрастие к деньгам или в целом к материальным благам, можно в этот период взять на себя особое обязательство по совершению дел милосердия. Так пост станет для нас не только телесным, но и духовным, внутренним.
Источники:
//www.pravoslavie.ru/37150.html
//www.pravoslavie.ru/37951.html
(767)