Храм «Кулич и Пасха» (Храм Святой Троицы) в Санкт-Петербурге

Hram-Kulich-i-Pasha-two

ugolok3

свиток 008Известная многим петербуржцам Троицкая церковь, расположенная рядом со станцией метро «Пролетарская», по своему архитектурному облику, пожалуй, самая необычная церковь Петербурга. Круглое здание храма и пирамидальная колокольня, напоминающие своей формой кулич и творожную пасху, получили в народе очень знаковое и точное название «Церковь Кулич и Пасха». В период Отечественной войны и блокады Ленинграда храм был закрыт, тем не менее многие ленинградцы приходили молиться к стенам этой церкви. Ведь своей пасхальной формой Троицкий храм напоминал им о Пасхе, весне и победе жизни над смертью.

Исторические сведения

История возникновения храма неразрывно связана с именем князя Александра Вяземского, видного государственного деятеля России времен Екатерины II. Потомок старинного рода, князь Вяземский закончил Сухопутный кадетский корпус и с 20 лет служил в армии, приняв деятельное участие в Семилетней войне (1756-1763). На молодого офицера обратила внимание императрица Екатерины II, оценив его усердие и деловые качества. Уже в 1763 г. она поручила ему возглавить комиссию для расследования причин волнений и урегулирования отношений между забастовавшими рабочими Урала и хозяевами заводов. Получив личные инструкции от императрицы, он прекрасно справился с заданием, сумев разрешить конфликт мирным путем.

князь Александр Вяземский
князь Александр Вяземский

Уже в следующем, 1764 г. Вяземский был назначен генерал-прокурором Сената, и прослужил в этой важнейшей должности почти 30 лет, будучи деятельным и энергичным соратником императрицы. Интересно, что при назначении его генерал-прокурором Екатерина II написала ему подробную секретную инструкцию, в которой четко описала все его должностные обязанности. При этом императрица предостерегла князя от ввязывания во дворцовые интриги, предложив ему иметь в виду только «единственно пользу отечества и справедливость…». Александр Алексеевич неукоснительно придерживался данных правил, и это позволило ему прослужить главным прокурором Российской Империи почти 30 лет, значительно расширив при этом свои полномочия. Пользуясь полным доверием Екатерины II, он уже с 1780 года возглавлял не только министерство юстиции, но и ведомства внутренних дел и финансов. Став одним из главных вдохновителей и проводников екатерининских реформ, Вяземский ввел строжайшую отчетность в финансах, так что впервые в России стали строго учитываться годовые доходы и расходы. Немного позже, фактически исполняя обязанности главы правительства, князь стал контролировать также торговлю, налогообложение и монетное дело.

Занимая важнейшие государственные посты, Александр Алексеевич не чурался и практической деятельности, направленной на благоустройство Петербурга. По его инициативе и под его наблюдением был проложен Екатерининский канал, проведены работы по осушению многочисленных болот вокруг Петербурга, а также благоустроена набережная вдоль реки Фонтанки.

Интересный факт: «Заметивший Пушкина», известный русский поэт Г.Р. Державин, служил под непосредственным начальством Вяземского, и, по его протекции, смог выдвинуться на службу в Сенат.

Прекрасно зарекомендовавший себя на государственной службе, и будучи лично преданным императрице, Александр Алексеевич был не обойден ни наградами, ни подарками. Так, среди множества его наград можно выделить почетнейший для российского сановника орден св. АпостолаАндрея Первозванного и орден св. благоверного князя Александра Невского. А получив в 1785 г. от Екатерины II крупный денежный подарок, князь решил возвести в своем загородном имении Александровское православный храм оригинальной архитектуры, концепцию которого придумал он сам. Считая основной своей службой ведомство юстиции, Вяземский решил, что ротонда церкви должна символизировать храм законности, а твердыня пирамиды, в форме которой сделана колокольня – «неколебимую купность …трех добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести».

Архитектура храма

Но недостаточно придумать концепцию храма, необходим еще и талантливый зодчий, который сможет грамотно и зримо воплотить ее, не нарушив при этом канонов архитектуры православной церкви. И с этой сложной задачей прекрасно справился друг князя Вяземского Николай Александрович Львов – разносторонне одаренный художник, один из самых образованнейших людей того времени в России.

arhitector-Nikolai-Aleksand
Николай Александрович Львов

Более всего Николай Александрович прославился как зодчий, создавший немало русских архитектурных шедевров. Львов также был большим знатоком античного искусства (именно поэтому Г.Р. Державин, обращаясь к нему в одном из своих стихотворений, писал: «зодчий Аттики преславный …»).

Архитекторы классицизма старались придерживаться в своих творениях принципов античной архитектуры, благодаря которым удавалось совмещать изящество построек с их величественной простотой и внушительностью. Именно поэтому Николай Александрович часто использовал в своем творчестве такие формы античной архитектуры, как ротонду и пирамиду (сохранилось несколько его церквей круглой формы в виде ротонды – например одна из них в имении Львова под Торжком). Но православный народ увидел в круглой ротонде «кулич», а в устремленной ввысь пирамиде колокольни – «пасху», излюбленные блюда русской Пасхи.

Высота Троицкой церкви равна ее диаметру (как тут не вспомнить древнеримского зодчего Витрувия, писавшего в одной из своих работ, что высота храма должна быть равна его длине), снаружи здание окружено колоннадой из шестнадцати ионических колонн и увенчано куполом без барабана. Форма ротонды для культовых построек восходит еще к постройкам древнеримской эпохи. В раннехристианское время так строились, в частности, мавзолеи для захоронения святых, круглая форма которых призвана была напоминать о вечности Христовой Церкви. Колонны таких построек делили их внутреннее пространство на зону обхода и центральную, сакральную часть, с возвышающимся над ней куполом. Все эти приемы античной и раннехристианской архитектуры мы видим и в здании Троицкой церкви. Нельзя не отметить и то, что талант архитектора позволил ему выполнить храм в виде здания, которое «изнутри больше, чем снаружи». Благодаря отсутствию окон барабана в дневное время свет внутрь церкви льется лишь из овальных окон второго яруса. Голубой, небесного цвета купол, создает для находящихся внутри храма ощущение легкости и пространственности. Этот эффект усиливается и фигурами парящих ангелов над алтарной апсидой.

Колокольня, возвышающаяся рядом с церковью, выполнена как четырехгранная пирамида, на первом этаже которой расположена крещальня, а на втором – звонница с арками для колоколов. Купол колокольни, как и купол храма, увенчаны православным крестом.

Изначально церковь задумывалась как усадебный храм Александровского имения, поэтому она строилась в приусадебном парке этого имения. Строительство храма было завершено в 1787 г., а в мае 1790 г. состоялось его освящение во имя Святой Живоначальной Троицы (впрочем, куда более в народе он известен как храм «Кулич и Пасха»). Со временем Александровское имение разрослось до крупного села, вошедшего в пригородную зону Петербурга, и Троицкая церковь получила статус приходской. Но ее площадь оказалась слишком маленькой, так как храм, особенно в праздничные богослужения, был переполнен прихожанами. Поэтому в 1858 г. к зданию храма пристроили ризницу (помещение для хранения церковных одеяний – риз) и каменный притвор для прихожан. Конечно, данные пристройки несколько нарушили первоначальный архитектурный замысел зодчего, но с этим пришлось смириться, так как основным назначением церкви является совершение богослужений для всех верующих.

Святыни храма

Троицкий храм долгое время оставался одной из тех немногих церквей Ленинграда, где еще позволено было молиться верующим в советское время. Но неустанная большевистская борьба с «опиумом для народа» привела в итоге к тому, что ее настоятель о. Леонид (Дьяконов) в октябре 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян. В начале 1938 г. храм закрыли, его помещение стали использовать как клуб. Единственно, что сделали власти по просьбе общественности – объявили Троицкую церковь «памятником всесоюзного значения», что впрочем не помешало полностью разорить и разграбить храм. Все его иконы и церковные ценности бесследно пропали, была похищена и главная святыня храма – украшенная драгоценной ризой икона Святой Троицы, в 1824 г. пожертвованная церкви крестьянами Александровского села.

Грозные военные события, длительная блокада Ленинграда, помогли власти наконец-то осознать значение православной веры для жизни русского народа. В их отношении к религии наметился определенный сдвиг, и в апреле 1946 г. храм «Кулич и Пасха» вновь был открыт для богослужений. Но возвращенная церковь была абсолютно пустой. Чтобы как-то возобновить богослужения, в Троицкий храм стали собирать церковный инвентарь из других закрытых церквей Петербурга. Позолоченный иконостас, датируемый серединой XVIII в., попал в храм из Василеостровской Благовещенской церкви. Простые ленинградцы несли сюда иконы, до того бережно хранимые ими дома. Особенно радовались прихожане, когда Троицкому храму были переданы в дар две чудотворные иконы.

Vseh-skorbyashih-radostiНаиболее известна из них особо чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками). Этот образ еще в XVII в. нашли на берегу Невы и, до передачи ее в церковь, она хранилась в зажиточной купеческой семье, бережно передаваясь по наследству. Молитвы перед образом Богородицы способствовали чудесному избавлению одного из членов семьи от гибели во время шторма на Ладоге. Спасшийся купец передал чудотворный Образ в часовню Стекольного завода. Еще одним из чудесных проявлений, связанных с данной иконой, можно считать и спасение ее от огня во время сильного пожара. В 1888 г. от удара молнии часовня, где хранился Образ, почти вся сгорела. Но лик Божией Матери просветлел, только на поверхности иконы отпечатались медные гроши из жертвенной чаши, стоявшей перед ней. Часовню Стекольного завода после революции закрыли, но стараниями прихожан чудотворная икона была сохранена и в 1947 г. передана в дар храму. По предложению настоятеля храма протоиерея Виктора Голубева и с благословения Патриарха ныне этот образ Скорбященской Богородицы называют Санкт-Петербургским. Многие православные паломники, приезжающие в С.-Петербург, стараются посетить храм «Кулич и Пасха», помолиться перед иконой и попросить помощи и заступничества Божией Матери.

А на левом клиросе Троицкой церкви находится также особо почитаемая икона святителя Николая Мирликийского (Колпинский образ). Данный образ прославился своим чудотворением еще во времена Петра I, когда молебен и крестный ход с иконой помог остановить эпидемию тифа среди рабочих, строивших Петербург*. До революции икона Николая Чудотворца находилась в церкви города Колпино, во время церковного погрома и последующей блокады Ленинграда ее бережно сохранили у себя дома местные жительницы сестры Пискаревы. Они и передали в декабре 1947 г. чудотворный образ во вновь открывшийся Троицкий храм.

* Как гласит предание в 1713 году в ноябре и декабре месяцах многие рабочие лесопильной мельницы Ижорской слободы страдали разными болезнями. Одному из больных рабочих по имени Иаков, лежащему уже при смерти, представился в ночь на 22 декабря (ст. стиля) Святитель и Чудотворец Николай, и указал ему на свой образ, который лежал в углу рабочей избы. Иаков просил отыскать образ в указанном месте и оказать ему надлежащую честь. Когда Святой Образ подняли и поставили с благоговением на подобающее место, болящий Иаков и прочие с ним больные вдруг стали здоровыми.

Интересные факты и события, связанные с храмом

299  В храме «Кулич и пасха» в 1874 г. был крещен Александр Васильевич Колчак, будущий адмирал и Верховный правитель России. Об этом в метрической книге Троицкой церкви была сделана запись под №50: «Морской артиллерии у штабс-капитана Василия Ивановича Колчак и законной жены его Ольги Ильиничны Колчак, обоих православных и первобрачных, сын Александр родился 4 ноября, а крещен 15 декабря 1874 года».

299  В мировой архитектуре существует большое разнообразие видов христианских храмов, каждый из которых должен соответствовать канону христианского зодчества. Но даже среди этого многообразия архитектурное решение комплекса Троицкой церкви не имеет аналогов не только в русской, но и в мировой христианской архитектуре.


Источник: http://pravoslavie24.com/xram-kulich-i-pasxa-v-sankt-peterburge/

(2119)

Храм «Кулич и Пасха» (Храм Святой Троицы) в Санкт-Петербурге: 2 комментария

  1. Очень с внучкой любим
    этот замечательный Храм. Во время службы ощущается соединение с Богом, это конечно заслуга Священнослужителей.Священники, настоятель Храма ,весь Церковный коллектив прилагают свои знания,данную им Божественную Благодать для просвещения прихожан и эта Божественная Искра загорается в сердцах многих. Спаси Вас всех Господи.

  2. Прекрасный Храм, не только своей архитиктурой, но и Священослужителями. дай Господи здоровья его настоятелю Виктору Андреевичу.Все очень приветливые ,все священники очень внимательные Даже просто поговоришь , откроешь свою душу и становится спокойнее, появляется Надежда . Храни Всех Господь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *