Вашему вниманию предлагается работа, выполненная учащимися 11 класса Георгиевской средней школы в рамках Первых Георгиевских чтений в 2011 году.
Результаты работы были представлены в виде докладов и обобщающей их презентации.
ВВЕДЕНИЕ
К этой теме мы обратились, во-первых, потому, что изучаем литературу Серебряного века. Во-вторых, в нашей школе решили ежегодно проводить Георгиевские чтения, так как в селе строится храм в честь этого великого святого.
Цель нашей работы – изучить, как этот образ показан в литературе. К библейским мотивам, темам обращались и обращаются многие писатели, потому что эти темы вечные: вопросы веры и безверия, добра и зла, духовности и нищеты духа и т. д. Именно поэтому мы считаем, что тема актуальна.
Наши задачи: во-первых, как можно больше узнать и рассказать о Георгии Победоносце; во-вторых, изучить, как этот образ раскрывается в произведениях писателей Серебряного века.
Образ Святого Георгия Победоносца – один из наиболее распространённых в художественной литературе начала XX века. Это одна из сложных эпох истории России, русской культуры. Она вобрала в себя опыт трёх революций, русско-японской и первой мировой войн, гражданской войны.
Именно поэтому тема противоборства добра и зла, связанная с образом Георгия Победоносца и его борьбой со Змием, была очень востребована поэтами рубежа веков.
Почему? Во-первых, Святой Георгий был воином, защитником Отечества (патриотическая тема), во-вторых, он прославился своими чудесами и подвигами, связанными с исцелением, воскрешением людей, их защитой (тема веры), в-третьих, Георгий Победоносец – воплощение светлого начала, борец со злом и жестокостью.
Все эти темы и нашли отражение в поэзии Серебряного века.
По изучаемому вопросу нам показалась интересной статья Юрченко Аркадия Васильевича «От Георгия Победоносца до Романовых».
Он говорит о связи поэзии Серебряного века с духовными стихами и песнями о Святом Георгии. Другой фольклорный жанр – волочебная песня. В народном сознании образ Георгия тесно связан с празднованием Пасхи, отсюда тема воскресения из мёртвых. «Эта традиция, — пишет автор, — значима для Георгиевского мотива в поэзии XX века». Юрченко анализирует произведения Гумилёва, Цветаевой, Ахматовой, пишет о видении образов библейского Святого М. Кузминым.
Другой автор Кириллова упоминает поэму М. Цветаевой «Егорушка».
В книге Б. Путилова «Древняя Русь в лицах» собран материал о жизни и подвигах Победоносца, о воплощении его образа в фольклоре и духовных стихах.
В своей работе мы собрали материал воедино, дополнили список стихотворений, включили некоторые биографические данные поэтов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Святой Георгий в произведениях Серебряного века
И плащ его – был – красен.
И конь его – был – бел.
Марина Цветаева
… и встанешь для славы.
Николай Гумилёв
Содержание:
И. А. Бунин «Алисафия»
Н. С. Гумилёв «Видение», «Память»
А. А. Блок «Поединок»
А. А. Ахматова «Колыбельная»
М. И. Цветаева «Московский герб», «Егорушка», «Георгий»
Б. Л. Пастернак «Сказка», «Ожившая фреска»
А. Несмелов «В ломбарде»
М. Кузмин «Святой Георгий»
И.А.Бунин (1870 – 1953)
В 1912 ггоду И.А.Буниным было написано стихотворение «Алисафия», обращённое непосредственно к теме «Чудо Георгия о Змии». Сюжет фольклорен: отец выдаёт Алисафию за морского Змея. Братья, несмотря на её мольбы, бросают сестру на морском берегу и возвращаются к мачехе.
Вот и солнце опускается
В огневую зыбь помория,
Вот и видит Алисафия:
Белый конь несет Егория.
Он с коня слезает весело,
Отдаёт ей повод с плёткою:
– Дай уснуть мне, Алисафия,
Под твоей защитой кроткою.
Как и в духовном стихе, при появлении Змея Алисафия несколько раз пытается разбудить героя:
– Встань, проснись, Егорий-батюшка!
Шуму на море прибавилось.
Поднялась волна и на берег
Шибко мчит глаза змеиные:
– Ой, проснись, — не медли, суженый,
Ни минуты ни единые!
Но Егорий просыпается только от её горячей слезы.
И упала на Егория,
На лицо его, как олово.
И вскочил Егорий на ноги
И срубил он Змею голову.
Золотая верба, звёздами
Отягченная, склоняется,
С нареченным Алисафия
В божью церковь собирается.
Наступает счастливый финал, как в сказке.
В жизнеописании святого свадьбы нет: Георгий обращает жителей страны, откуда девушка, ко Христу.
Гумилёв Н. С. (1886-1921)
О способности св. Георгия если не воскрешать, то исцелять говорится в стихотворении Николая Гумилёва «Видение», которое входит в сборник 1916 года «Колчан».
Человеку, истомлённому болезнью, вдруг «в священном восторге» видится, как из мрака ночи выходят к нему «Святой Пантелеймон и воин Георгий».
Сначала великомученик Пантелеймон обещает больному исцеление, а затем вослед выступает Георгий:
( Как трубы победы, вещает Георгий):
« От битв отрекаясь, ты жаждал спасенья,
Но сильного слезы пред Богом неправы,
И Бог не слыхал твоего отреченья,
Ты встанешь заутра, и встанешь для славы».
Когда исчезли святые, «два яркие света», больной встал «с сердцем открытым для жизни бездонной».
Св. Георгий в стихотворении выступает таким же целителем, как великомученик Пантелеймон.
Книга Гумилёва «Огненный столп» (1921г. – вышла после расстрела поэта) открывается стихотворением «Память». Это стихотворение во многом автобиографично. Поэт смотрит на себя как бы со стороны и видит в себе различных людей – на разных стадиях жизни. Об одном из них он говорит:
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это, или кто другой
Променял весёлую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь.
– Святой Георгий защищает и помогает герою в бою, поскольку он покровитель воинов.
Речь идёт о Георгиевском кресте, которым Гумилёв был награждён в 1-ый раз – 24 декабря 1914 года. (Крестом 4-ой степени), а во второй- 5 января 1915 года. (крестом 3-ей степени).
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)
Поэзия А. Ахматовой богата образами и символикой народного творчества, фольклорными аллюзиями и реминисценциями.
Стихотворение «Колыбельная» 1915 года является ярким примером обращения поэтессы к сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик»:
Далеко в лесу огромном,
Возле синих рек,
Жил с детьми в избушке темной
Бедный дровосек.
Младший сын был ростом с пальчик…
Данное стихотворение Ахматовой полностью соответствует жанру колыбельных песен, а стихотворение подчеркивается еще и заглавием.
Долетают редко вести
К нашему крыльцу,
Подарили белый крестик
Твоему отцу.
Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца.
Стихотворение содержит некоторые элементы из биографии Ахматовой. С началом первой мировой войны Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт, а она осталась с единственным сыном Львом, к которому и обращено стихотворение.
За храбрость на фронте улан Н. Гумилев был удостоен награды — Георгиевского креста, и именно эта награда подразумевается под «белым крестиком».
В стихотворении говорится, с одной стороны, о кресте «солдатский Егорий (Георгий)», наградном знаке к ордену св. Георгия, с другой стороны, это орден, который получил отец мальчика, и с третьей, — образ самого св. Егория, одного из самых почитаемых святых Руси, к которому лирическая героиня обращается с просьбой:
Да хранит святой Егорий
Твоего отца.
Так образ покровителя русского воинства входит в домашний мир семьи двух поэтов.
Александр Александрович Блок (1880-1921)
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
В поэзии XX века образ Георгия Победоносца нередко изображается как покровитель Москвы.
В стихотворении А.Блока «Поединок» (1904 год) символически показано соперничество двух русских столиц:
Вдруг летит с отвагой ратной –
В бранном шлеме голова –
Ясный, Кроткий, Златолатный,
Кем возвысилась Москва!
Ангел, Мученик, Посланец
Поднял звонкую трубу…
Слышу коней тяжкий танец,
Вижу смертную борьбу…
Светлый Муж ударил Деда!
Белый – чёрного коня!..
Георгий Победоносец сражается… с Медным Всадником, который символизирует зло угнетения, а место царевны занимает «Лучезарная Жена» (одно из имён блоковской Прекрасной Дамы)
Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941)
Москве Марина Цветаева посвящает цикл стихотворений. Тема святости Руси, столицы для всего народа связана с образами церквей, куполов, с образом Георгия Победоносца.
Легенда приписала Георгию победу над страшным змеем, драконом, сделав Георгия популярнейшим героем.
Подвиг его запечатлён на множестве икон, а уже с 14 века изображение Георгия на коне становится эмблемой Москвы, затем входит в герб нашей столицы.
И позже — в состав государственного герба Российской империи.
Стихи о Москве:
Москва! Какой огромной
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придём.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем – нож.
Издалека – далече —
Ты всё же позовёшь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель,есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льются аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
8 июля 1916
В народном сознании образ Георгия тесно связывается с Пасхой, с воскресением из мёртвых. Эта традиция значима в поэзии XX века.
В стихотворении «Московский герб: герой пронзает гада…» М. Цветаева обращается к Георгию Победоносцу:
Московский герб: герой пронзает гада. Дракон в крови. Герой в луче. — Так надо.
Во имя Бога и души живой Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин, им — живот. Страж роковой Москвы — сойди с ворот!
И докажи — народу и дракону — Что спят мужи — сражаются иконы.
Это стихотворение из цикла «Лебединый стан» обращено к конкретному событию – боям за Москву осенью 1917 года. От имени москвичей, оскорблённых за потонувшую в крови Родину, М.Цветаева взывает к образу Святого Георгия с просьбой о защите, спасении «души живой»
Подчёркивается мысль о том, что святой – «Господень часовой», «страж роковой Москвы» может вернуть жизнь павшим её защитникам: если «спят мужи» – «сражаются иконы»!
В 1920 году Марина Цветаева начала работать над поэмой «Егорушка» (на Руси Святого Георгия называли Егорием).
Герой поэмы – идеал лирической героини:
Где меж парней нынешних
Столп-возьму-опорушку?
Эх, каб мне, Маринушке,
Да тебя, Егорушку!
За тобой без посвисту –
Вскачь – в снега сибирские!
И пошли бы по свету
Парни богатырские!
Этот образ взят из народных песен, где он заступник слабых, богатырь. Марина Ивановна хотела видеть и своего сына, которого назвала Георгием, таким же сильным и мужественным.
В июле 1921 года, в разгар работы над поэмой, Цветаева создаёт цикл из семи стихотворений под названием «Георгий». Она посвящает его «С.Э.» – мужу Сергею Эфрону, ушедшему с Белой армией.
Образ героя здесь восходит к иконе: «Святая икона – лицо твоё». Георгий изображается юным, нежным и прекрасным:
Синие вёрсты
И зарева горние!
Победоносного
Славьте – Георгия!
Славьте, жемчужные
Грозди полуночи,
Дивного мужа,
Прекрасного юношу…
Б.Л. Пастернак (1890-1960)
С темой любви связан Георгиевский мотив в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» (1955 г.), в котором рассказывается о событиях начала века.
Героя романа зовут Юрий (Георгий – его небесный покровитель). Одно из стихотворений, написанных Юрием Живаго, называется «Сказка».
Работая над ним, Юрий представлял, как «Георгий Победоносец скакал на коне по необозримому простору степи». Но он воспринимает жизнеописание святого как сказку. Он пишет эти стихи, укрывшись со своей возлюбленной Ларой от революции, и стремится выразить своё «настроение любви, и страха, и тоски, и мужества». Но в реальной жизни Юрий не способен стать рыцарем-избавителем: Лара не защищена от «змея-искусителя» Комаровского. «Отдал, отрёкся, уступил», — терзается Юрий.
И увидел конный,
И приник к копью,
Голову дракона,
Хвост и чешую.
Той страны обычай
Пленницу-красу
Отдавал в добычу
Чудищу в лесу.
Края населенье
Хижины свои
Выкупало пеней
Этой от змеи…
Посмотрел с мольбою
Bсадник в высь небес
И копье для боя Взял наперевес.
С Георгием Победоносцем отождествляется и герой стихотворения Пастернака «Ожившая фреска», написанного в 1944 году. Во время боёв под Сталинградом герой вспоминает увиденную в детстве фреску:
И мальчик облекался в латы,
За мать в воображенье ратуя,
И налетал на супостата
С такой же свастикой хвостатою.
А рядом в конном поединке
Сиял над змеем лик Георгия…
Теперь ему видится «драконья чешуя» в немецких танках, а сам он в погоне за ними переходит «земли границы».
А.И.Несмелов (1889 – 1945)
Тема воина-защитника, Георгиевского креста звучит в стихотворении Арсения Несмелова «В ломбарде», которое входит в сборник «Кровавый отблеск» (Харбин, 1928).
Поэту не жаль тех орденов Российской Империи, что связаны с чинами или дворянскими привилегиями. Но он с болью видит, как в руки ростовщика попадает Георгиевский крест:
Святой Георгий — белая эмаль,
Простой рисунок … Вспоминаешь кручи
Фортов, бросавших огненную сталь,
Бетон, звеневший в вихре пуль певучих,
И юношу, поднявшего клинок
Над пропастью бетонного колодца.
И белый – окровавленный платок
На сабле коменданта – враг сдаётся!
Ты гордость юных – доблесть и мятеж,
Ты гимн победы под удары пушек.
Среди тупых чиновничьих утех
Ты – браунинг, забытый меж игрушек.
Георгиевский крест для поэта – символ мира юности, чести, противопоставленный миру взрослых, трусливому и корыстному.
В отличие от иных наград, он ассоциируется не с осколками дореволюционного быта, а с непреходящими ценностями.
Михаил Кузмин (1872 — 1936)
«Святой Георгий» называется стихотворение Михаила Кузмина (1917 год). Оно имеет подзаголовок «Кантата».
Стихотворение далеко от духовного содержания. Царевна безымянна и не знает христианской веры. Поэт переносит нас в античные времена.
Когда Олимпийские боги отказывают в помощи девушке, она обращается к неведомому Богу и по наитию зовёт «белого конника». Георгий появляется с неба «кометой», «алмазной лавиной», как посланник Христа, и под звуки ангельской трубы побеждает дракона.
Заканчивается стихотворение восславлением «Белого Георгия»:
Белый Георгий!
Сладчайший Георгий,
Победительнейший Георгий,
Слава тебе!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Георгий Победоносец оказал большое влияние на формирование православного сознания русского человека, на развитие и становление идеала великого служения Отечеству, христианской вере, идеала защитника слабых, угнетённых.
Именно таким и вошёл в русскую литературу образ Великомученика Святого Георгия Победоносца.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. П. Журавлёв. Русская литература XX века. 11 класс (часть I)
Москва, «Просвещение», 2003 год.
2. В. П. Журавлёв. Русская литература XX века. Практикум. 11 класс.
Москва, «Просвещение», 2003 год.
3. Ю. И.Лыссый. Русская литература XX века. 11 класс (часть I)
Учебник-практикум. Москва, «Мнемозина», 2004 год.
4. Ю. И.Лыссый. Русская литература XX века. 11 класс (часть II)
Хрестоматия. Москва, «Мнемозина», 2004 год.
5. Б. Путилов. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди.
6. Савелий Сендерович. Георгий Победоносец в русской культуре. Страницы истории. Издательство «Аграф», 2002 год.
7. Словарь литературоведческих терминов. Москва, «Просвещение», 1995
8. Н. А. Бодрова. Творчество М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой в школьном изучении. Самара, СИПКРО, 1999 год
9. Стихотворения:
И. А. Бунин «Алисафия»
Н. С. Гумилёв «Видение», «Память»
А. А. Блок «Поединок»
А. А. Ахматова «Колыбельная»
М. И. Цветаева «Московский герб», «Егорушка», «Георгий»
Б. Л. Пастернак «Сказка», «Ожившая фреска»
А. Несмелов «В ломбарде»
М. Кузмин «Святой Георгий»
1. Интернет-ресурсы:
www.school 198. vseversk. ru
Кириллова. Святой Георгий в поэзии XX века.
www. chitalnya. ru/work/412638
А. В. Юрченко. От Георгия Победоносца до Романовых.
(3481)