6 мая (23 апреля ст.ст.) – день памяти великомученика Георгия Победоносца

imagesСвятой Георгий – это образ мужчины-христианина, стойкого и сильного духом. А сила духа – она везде сила духа: и на поле брани, и в плену у безбожников, и в обычной жизни с ее проблемами.


GP_7

razd001

Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября

Azbuka_Pravoslaviya_V

еликомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Подробнее:  ЖИТИЕ ВМЧ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

razd001

Ири­на Язы­ко­ва

Поразивший змия

6 мая Цер­ковь празд­ну­ет па­мять од­но­го из са­мых по­чи­та­е­мых хри­сти­ан­ских свя­тых — ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. С его име­нем свя­за­но мно­го раз­лич­ных, по­рой не очень со­гла­су­е­мых друг с дру­гом ле­генд. Ис­то­ри­че­ские мо­ти­вы, цер­ков­ное пре­да­ние и на­род­ные ска­за­ния на­шли от­ра­же­ние в ико­но­гра­фии свя­то­го.

Во­ин-му­че­ник

Культ свя­то­го Ге­ор­гия за­ро­дил­ся в Па­ле­стине, в Лид­де (Ди­оспо­лис), где из­древ­ле по­чи­та­лась его гроб­ни­ца, а за­тем рас­про­стра­нил­ся по всей хри­сти­ан­ской ой­ку­мене. Уже в V ве­ке в Ри­ме бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го Ге­ор­гия, где хра­ни­лась часть его мо­щей, а так­же его ко­пье и хо­ругвь. При­мер­но в это же вре­мя ста­ло фор­ми­ро­вать­ся и жи­тие свя­то­го. Ис­то­ри­че­ских све­де­ний о свя­том Ге­ор­гии со­хра­ни­лось ма­ло, од­на­ко уже в вен­ской ру­ко­пи­си IV-V ве­ков мы на­хо­дим рас­сказ о его му­че­ни­че­стве. Со­хра­ни­лись так­же па­пи­рус­ные фраг­мен­ты Де­я­ний Ге­ор­гия VI ве­ка.

Вна­ча­ле Ге­ор­гий пред­ста­ет как ис­по­вед­ник хри­сти­ан­ства, от­ста­и­ва­ю­щий свою ве­ру пе­ред им­пе­ра­то­ром Дио­кле­ти­а­ном (в на­род­ных ска­за­ни­ях — пе­ред невер­ным ца­рем Да­ди­а­ном), но со вре­ме­нем фор­ми­ру­ет­ся об­раз Ге­ор­гия как за­щит­ни­ка сла­бых и угне­тен­ных, что вы­ра­зи­лось бо­лее все­го в сю­же­те борь­бы со зми­ем и осво­бож­де­нии юной де­ви­цы. Ин­те­рес­но, что в древ­ней­ших ска­за­ни­ях свя­той Ге­ор­гий одер­жи­ва­ет по­бе­ду над зми­ем не ору­жи­ем, а при по­мо­щи мо­лит­вы, по­сле че­го про­по­ве­ду­ет на­ро­ду, и по его сло­ву лю­ди при­ни­ма­ют кре­ще­ние.

Со­глас­но пре­да­нию, свя­той Ге­ор­гий жил в III ве­ке в Кап­па­до­кии (по дру­гим вер­си­ям — в Па­ле­стине). Был сы­ном бо­га­тых и знат­ных ро­ди­те­лей, ис­по­ве­до­вав­ших хри­сти­ан­ство, его отец умер как му­че­ник за Хри­ста, ко­гда Ге­ор­гий был еще ре­бен­ком. По­сле кон­чи­ны ма­те­ри, в 20-лет­нем воз­расте он по­сту­па­ет на во­ен­ную служ­бу. Ода­рен­ный умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой и кра­со­той, Ге­ор­гий до­бил­ся вы­со­ко­го по­ло­же­ния, стал во­ен­но­на­чаль­ни­ком, близ­ким к им­пе­ра­то­ру Дио­кле­ти­а­ну. Но ко­гда на­ча­лись го­не­ния на хри­сти­ан, Ге­ор­гий пред­стал пе­ред им­пе­ра­то­ром, объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и об­ли­чил Дио­кле­ти­а­на. Его аре­сто­ва­ли, под­верг­ли же­сто­ким пыт­кам, и в 303 (304) го­ду обез­гла­ви­ли.

По­кро­ви­тель зна­ти

Цер­ковь по­чи­та­ет свя­то­го Ге­ор­гия как ве­ли­ко­му­че­ни­ка. По все­му ми­ру мы встре­ча­ем его об­ра­зы на ико­нах и кар­ти­нах, в хра­мо­вых рос­пи­сях и книж­ной ми­ни­а­тю­ре, на кре­стах и па­на­ги­ях, в ге­раль­ди­ке и скульп­ту­ре.

Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния свя­то­го Ге­ор­гия со­хра­ни­лись в Егип­те: это фрес­ка на стол­пе Се­вер­ной церк­ви в Ба­у­и­те, а так­же эн­ка­у­сти­че­ская ико­на «Бо­го­ма­терь на пре­сто­ле с ар­хан­ге­ла­ми и свв. Фе­о­до­ром и Ге­ор­ги­ем» из мо­на­сты­ря свя­той Ека­те­ри­ны на Си­нае. Оба изо­бра­же­ния да­ти­ру­ют­ся VI ве­ком. На фрес­ке свя­той Ге­ор­гий изо­бра­жен как во­ин, во всем бо­е­вом об­ла­че­нии, с вы­со­ко под­ня­тым ме­чом, на иконе — в бе­лой ту­ни­ке, с кре­стом в ру­ке.

Ос­нов­ная ико­но­гра­фия свя­то­го Ге­ор­гия сфор­ми­ро­ва­лась в Ви­зан­тии, где он был весь­ма по­чи­та­ем. Ви­зан­тий­ские им­пе­ра­то­ры, ча­сто по­став­ляв­ши­е­ся из во­ен­ной зна­ти, счи­та­ли свя­то­го Ге­ор­гия сво­им по­кро­ви­те­лем. Изо­бра­же­ния его бы­ли на мо­не­тах и пе­ча­тях ди­на­стии Ком­ни­нов и Па­лео­ло­гов.

В ви­зан­тий­ском ис­кус­стве об­раз Ге­ор­гия-во­и­на — в до­спе­хах, со щи­том, ме­чом и ко­пьем — со­еди­нял­ся с сим­во­ла­ми му­че­ни­че­ства — кре­стом и крас­ным пла­щом. С са­мых ран­них изо­бра­же­ний его об­лик об­ре­та­ет узна­ва­е­мые и устой­чи­вые чер­ты: это без­бо­ро­дый юно­ша, с ми­ло­вид­ным ли­цом и шап­кой куд­ря­вых во­лос. Ге­ор­гия ча­сто изо­бра­жа­ют вме­сте с дру­ги­ми во­и­на­ми-му­че­ни­ка­ми — Ди­мит­ри­ем Со­лун­ским, Фе­о­до­ром Ти­ро­ном, Фе­о­до­ром Стра­ти­ла­том и др.

Не поз­же кон­ца XII ве­ка воз­ни­ка­ет ико­но­гра­фи­че­ский из­вод Ге­ор­гия, вос­се­да­ю­ще­го на троне, но это до­воль­но ред­кий тип. Так­же ред­ким яв­ля­ет­ся об­раз Ге­ор­гия в мо­ле­нии, ко­гда свя­той изо­бра­жа­ет­ся в трех­чет­верт­ном раз­во­ро­те пе­ред Хри­стом, с под­ня­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми. Уже в по­ст­ви­зан­тий­ский пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся об­раз, по­лу­чив­ший на­име­но­ва­ние Ке­фа­ло­фо­рос, ко­гда свя­той изо­бра­жа­ет­ся с усе­чен­ной го­ло­вой в ру­ке. Та­кой из­вод был по­пуля­рен на Кри­те в XVI-XVII ве­ках.

Змее­бо­рец

Но са­мым из­люб­лен­ным во всем хри­сти­ан­ском ми­ре стал об­раз Ге­ор­гия на коне, по­ра­жа­ю­ще­го змея («Чу­до Ге­ор­гия о змии»). Од­ни из ран­них изо­бра­же­ний та­ко­го ти­па со­хра­ни­лись на сте­нах пе­щер­ных хра­мов Кап­па­до­кии, в до­лине Ге­ре­ме (ко­нец IX — на­ча­ло X ве­ка). Осо­бо по­пуляр­ным свя­той Ге­ор­гий-змее­бо­рец ста­но­вит­ся в XIV ве­ке, ко­гда по­чи­та­ние свя­тых во­и­нов об­ре­та­ет смысл ду­хов­но­го со­про­тив­ле­ния тур­кам-осма­нам, тес­нив­шим хри­сти­ан на Бал­ка­нах. В этот пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся так­же об­раз со спа­сен­ным из пле­на от­ро­ком, ко­то­ро­го изо­бра­жа­ют си­дя­щим в сед­ле, по­за­ди Ге­ор­гия («Чу­до Ге­ор­гия с от­ро­ком»).

Сю­жет «Чу­до Ге­ор­гия о змие» су­ще­ству­ет во мно­же­стве ва­ри­ан­тов. На­при­мер, в гре­че­ских ре­дак­ци­ях ска­за­ния это чу­до опи­сы­ва­ет­ся как един­ствен­ное при­жиз­нен­ное, а в сла­вян­ской тра­ди­ции оно счи­та­ет­ся по­смерт­ным.

Ска­за­ние гла­сит, что неда­ле­ко от ме­ста, где ро­дил­ся свя­той Ге­ор­гий, воз­ле Бей­ру­та (в ря­де тек­стов на­зы­ва­ет­ся го­род Ла­сия или Ге­вал, в зем­ле Па­ле­стин­ской), жил змей, по­жи­рав­ший лю­дей. И жи­те­ли той мест­но­сти из стра­ха пе­ред чу­ди­щем ре­ши­ли ре­гу­ляр­но по жре­бию от­да­вать ему на съе­де­ние юно­шу или де­ви­цу. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля. Ее от­ве­ли к бе­ре­гу озе­ра и при­вя­за­ли. В ужа­се она ста­ла ждать по­яв­ле­ния змея. Ко­гда же страш­ный зверь вы­шел из озе­ра и стал при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся Ге­ор­гий на бе­лом коне, по­ра­зил змея ко­пьем и спас де­ви­цу. Он не толь­ко пре­кра­тил уни­что­же­ние лю­дей в пре­де­лах Бей­ру­та, но и об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей той стра­ны, ко­то­рые бы­ли языч­ни­ка­ми.

«Чу­до о змии» хо­ро­шо из­вест­но во всех хри­сти­ан­ских стра­нах, но осо­бен­но там, где бы­ла силь­на на­род­ная тра­ди­ция: в Ма­лой Азии, Юж­ной Ита­лии, Гру­зии и Древ­ней Ру­си. Осо­бым по­чи­та­ни­ем свя­той Ге­ор­гий был окру­жен в Гру­зии, где его счи­та­ли небес­ным по­кро­ви­те­лем стра­ны, са­мо на­зва­ние ко­то­рой про­ис­хо­дит от име­нии Ге­ор­гий. Изо­бра­же­ния свя­то­го, сце­ны его жи­тия и чу­дес есть прак­ти­че­ски в каж­дой гру­зин­ской церк­ви. Пе­ре­вод жи­тия свя­то­го Ге­ор­гия на гру­зин­ский язык был сде­лан в IX ве­ке, а уже в XI ве­ке в ис­кус­стве Гру­зии по­яв­ля­ет­ся раз­ви­тый ико­но­гра­фи­че­ский цикл жи­тия свя­то­го. Воз­мож­но, ска­за­лось то, что из Кап­па­до­кии про­ис­хо­ди­ла ро­дом и свя­тая Ни­на, про­све­ти­тель­ни­ца Гру­зии, а со­глас­но пре­да­нию, Ни­на и Ге­ор­гий со­сто­я­ли в род­стве. Од­ним из са­мых ран­них изо­бра­же­ний свя­то­го Ге­ор­гия счи­та­ет­ся ре­льеф кон­ца VI ве­ка на ма­лой сте­ле из Бр­дад­зо­ри (Карт­ли, Во­сточ­ная Гру­зия). На за­пад­ном фри­зе Март­виль­ско­го хра­ма (VII век) со­хра­ни­лось изо­бра­же­ние всад­ни­ка на коне, по­ра­жа­ю­ще­го че­ло­ве­че­скую фигу­ру, ко­то­рое ис­сле­до­ва­те­ли так­же счи­та­ют об­ра­зом свя­то­го Ге­ор­гия. Но это со­мни­тель­но, по­то­му что та­кой ико­но­гра­фи­че­ский из­вод со­от­вет­ству­ет свя­то­му Ди­мит­рию Со­лун­ско­му, а не Ге­ор­гию.

Лю­би­мый свя­той рус­ских кня­зей

В Древ­ней Ру­си ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий так­же был од­ним из са­мых по­чи­та­е­мых свя­тых. Он счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем кня­зей и во­и­нов. Мно­гие рус­ские кня­зья но­си­ли его имя. Так, сын Вла­ди­ми­ра Свя­то­го, кре­сти­те­ля Ру­си, ки­ев­ский князь Яро­слав Муд­рый в кре­ще­нии был на­зван Ге­ор­ги­ем. Он по­ста­вил в Ки­е­ве храм в честь сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля. Этот храм был освя­щен мит­ро­по­ли­том Ил­ла­ри­о­ном 26 но­яб­ря 1051 го­да, и день осен­не­го празд­но­ва­ния свя­то­го Ге­ор­гия по­лу­чил име­но­ва­ние Юрье­ва дня. В Ки­ев­ском со­бо­ре Свя­той Со­фии, по­стро­ен­ном Яро­сла­вом Муд­рым, се­вер­ный при­дел освя­щен в честь свя­то­го Ге­ор­гия, и в нем со­хра­нил­ся са­мый ран­ний из жи­тий­ных цик­лов ве­ли­ко­му­че­ни­ка (40-е го­ды XI ве­ка). В под­ра­жа­ние ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­рам Яро­слав по­ве­лел на се­реб­ре­ни­ках и пе­ча­тях изо­бра­жать Ге­ор­гия. На од­ной из со­хра­нив­ших­ся пе­ча­тей вид­на по­лу­фи­гу­ра во­и­на и гре­че­ская над­пись: «Гос­по­ди, по­мо­ги ра­бу тво­е­му Ге­ор­гию, ар­хон­ту».

В ран­них рус­ских ико­нах в об­ра­зе Ге­ор­гия под­чер­ки­ва­лось его мо­гу­чее те­ло­сло­же­ние, физи­че­ская кра­со­та и твер­дость в ве­ре. Та­ков об­раз на дву­сто­рон­ней иконе XI ве­ка из Успен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля. Это свя­той, го­то­вый сто­ять за ве­ру вплоть до смер­ти. Он изо­бра­жен по по­яс, в ла­тах, с ко­пьем в пра­вой ру­ке и ме­чом в ле­вой, на пле­чи его на­ки­нут крас­ный плащ му­че­ни­ка.

К до­мон­голь­ско­му вре­ме­ни от­но­сит­ся и ико­на свя­то­го Ге­ор­гия (ныне в Тре­тья­ков­ской га­ле­рее), она про­ис­хо­дит из Нов­го­ро­да, из Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра Юрье­ва мо­на­сты­ря, за­ло­жен­но­го в 1119 го­ду пра­вну­ком Яро­сла­ва Муд­ро­го, Мсти­сла­вом Вла­ди­ми­ро­ви­чем, так­же на­ре­чен­ным в кре­ще­нии Ге­ор­ги­ем. Ико­на боль­ших раз­ме­ров (230 х 142 см), на ней свя­той пред­став­лен в рост, с ко­пьем в пра­вой ру­ке и ме­чом в ле­вой, с круг­лым щи­том за ле­вым пле­чом. Го­ло­ву Ге­ор­гия укра­ша­ет дра­го­цен­ный ве­нец.

Юрий Дол­го­ру­кий, гла­ва ди­на­стии вла­ди­ми­ро-суз­даль­ских кня­зей и ос­но­ва­тель Моск­вы, так­же счи­тал сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. В 1152 го­ду он за­ло­жил ка­мен­ную Ге­ор­ги­ев­скую цер­ковь во Вла­ди­ми­ре. Об­раз Ге­ор­гия укра­шал кня­же­скую пе­чать Юрия Дол­го­ру­ко­го.

Ре­льеф­ное изо­бра­же­ние Ге­ор­гия на коне встре­ча­ет­ся на фа­са­де Ди­мит­ри­ев­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (90-е го­ды XII ве­ка). При кня­зе вла­ди­мир­ском Ге­ор­гии Все­во­ло­до­ви­че был по­стро­ен Ге­ор­ги­ев­ский со­бор в Юрье­ве-Поль­ском (1230-1234).

Его­рий Храб­рый

К до­мон­голь­ско­му пе­ри­о­ду от­но­сит­ся и фрес­ка Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра в Ста­рой Ла­до­ге (око­ло 1164 го­да), на ко­то­рой пред­став­лен Ге­ор­гий на коне. Но всад­ник не по­ра­жа­ет змия, как это бы­ва­ет обыч­но, он лишь по­пи­ра­ет его, при этом ца­рев­на ве­дет змия на по­яс­ке, как на по­вод­ке. Та­кая необыч­ная ин­тер­пре­та­ция от­сы­ла­ет нас к рус­ско­му ду­хов­но­му сти­ху о Его­рии Храб­ром, в ко­то­ром осво­бож­ден­ная ца­рев­на по­мо­га­ет свя­то­му Ге­ор­гию укро­щать змия, по­вя­зав его шею сво­им шел­ко­вым по­яс­ком. В дан­ном слу­чае мы ви­дим, что змий — как сим­вол зла — не по­вер­жен, а при­ру­чен, зло ис­ко­ре­ня­ет­ся пу­тем пре­об­ра­же­ния, а не умерщ­вле­ния тва­ри. Не слу­чай­но в на­род­ных ле­ген­дах Его­рию Храб­ро­му при­пи­сы­ва­лось «утвер­жде­ние на Ру­си ве­ры пра­во­слав­ной и ис­ко­ре­не­ние ба­сур­ман­ской».

В до­мон­голь­ский пе­ри­од, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся вы­со­кой кня­же­ской куль­ту­рой, пре­об­ла­да­ют изо­бра­же­ния свя­то­го Ге­ор­гия как во­и­на-му­че­ни­ка, по­кро­ви­те­ля кня­зей и во­и­нов. Во вре­ме­на та­тар­ско­го ига хри­сти­ан­ская ве­ра глуб­же про­ни­ка­ет в на­род­ную сре­ду, и на­чи­на­ет пре­об­ла­дать об­раз Ге­ор­гия-змее­бор­ца, вы­ра­жа­ю­щий ча­я­ния на­род­ные на по­мощь небес­ных за­ступ­ни­ков.

Ге­ор­гий поль­зо­вал­ся осо­бой лю­бо­вью в Нов­го­ро­де и да­же счи­тал­ся од­ним из по­кро­ви­те­лей го­ро­да. В ле­то­пи­си есть рас­сказ о том, как Ге­ор­гий по­мог нов­го­род­цам осво­бо­дить­ся от оса­жда­ю­щей го­род чу­ди. В из­вест­ной нов­го­род­ской иконе «Чу­до от ико­ны Зна­ме­ния» свя­той Ге­ор­гий вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми во­и­на­ми воз­глав­ля­ет кон­ни­цу, про­го­ня­ю­щую пол­ки суз­даль­цев от стен го­ро­да.

Один из ран­них и яр­ких при­ме­ров пред­став­ля­ет нов­го­род­ская ико­на I по­ло­ви­ны XIV ве­ка. В ней сов­ме­ща­ют­ся ис­то­ри­че­ский и фольк­лор­ный пла­сты жи­тия: «Чу­до Ге­ор­гия о змии» по­ме­ще­но в сред­ни­ке и окру­же­но 14 жи­тий­ны­ми клей­ма­ми. Ге­ор­гий пред­став­лен здесь как на­род­ный ге­рой: и хри­сти­ан­ский му­че­ник, и небес­ный во­ин-из­ба­ви­тель. Фигу­ра его хруп­ка и изящ­на, всем сво­им юным об­ли­ком он схож с ан­ге­лом. Конь и всад­ник лег­ко па­рят не ка­са­ясь зем­ли. Здесь, как и на ла­дож­ской фрес­ке, ца­рев­на ве­дет на по­яс­ке змия. В клей­мах на по­лях по­дроб­но изо­бра­же­ны сце­ны му­че­ни­че­ства. Мо­жет по­ка­зать­ся, что му­че­ния изо­бра­же­ны как-то от­вле­чен­но, од­на­ко для лю­дей Древ­ней Ру­си об­раз про­чи­ты­вал­ся сквозь приз­му на­род­ных ска­за­ний, в ко­то­рых мно­го­крат­но и очень по­э­ти­че­ски вы­со­ко вос­пе­ва­ет­ся по­двиг Его­рия Храб­ро­го.

Герб, ор­ден и про­стая ко­пей­ка

На­чи­ная с XV ве­ка ико­но­гра­фия «Чу­до Ге­ор­гия о змии» услож­ня­ет­ся, обо­га­ща­ясь все но­вы­ми де­та­ля­ми. По­яв­ля­ет­ся об­раз Хри­ста в небес­ном сег­мен­те или изо­бра­же­ние Его бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цы, фигур­ка па­ря­ще­го ан­ге­ла или двух ан­ге­лов, воз­ла­га­ю­щих ве­нец на гла­ву Ге­ор­гия. На неко­то­рых ико­нах изо­бра­жа­ет­ся кон­ное во­ин­ство, вы­ез­жа­ю­щее из го­род­ских во­рот на­встре­чу Ге­ор­гию.

На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков ико­но­пис­цы, скуль­пто­ры и ху­дож­ни­ки изо­бра­жа­ют свя­то­го Ге­ор­гия. Его об­раз укра­ша­ет герб Моск­вы со вре­мен Ива­на III. В XVI ве­ке свя­той Ге­ор­гий по­явил­ся на рус­ских мо­не­тах. Да­же на­зва­ние «ко­пей­ка» свя­за­но с об­ра­зом ве­ли­ко­му­че­ни­ка, ведь во­ин с ко­пьем на Ру­си звал­ся ко­пей­щи­ком. Ор­ден Свя­то­го Ге­ор­гия был выс­шей на­гра­дой для сол­дат и ун­тер-офи­це­ров в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Об­раз юно­го во­и­на, от­дав­ше­го жизнь за Хри­ста и го­то­во­го сра­зить­ся со страш­ным зми­ем, до сих пор вдох­нов­ля­ет ико­но­пис­цев. Яр­кий при­мер — об­раз свя­то­го Ге­ор­гия совре­мен­но­го ико­но­пис­ца Дмит­рия Хар­тун­га, в ко­то­ром со­еди­ни­лись чер­ты ка­но­ни­че­ской ико­ны и от­го­лос­ки ан­тич­но­сти.

Ири­на Язы­ко­ва

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

razd001

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Юрьев день
Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054)

26 ноября / 9 декабря

26 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю (= 9 де­каб­ря в XX–XXI вв.) в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре зна­чит­ся празд­ник Освя­ще­ния церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, ко­то­рая на­хо­ди­лась пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии Ки­ев­ской (1051–1054). В на­ро­де – «осен­ний Юрьев день».

При­ме­ча­тель­но, что это был пер­вый соб­ствен­но рус­ский цер­ков­ный празд­ник, вне­сён­ный в пра­во­слав­ные Ме­ся­це­сло­вы. Уже вско­ре по­сле кре­ще­ния Русь ста­ла пред­ощу­щать се­бя бу­ду­щей пре­ем­ни­цей сла­бе­ю­щей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, а столь­ный град Ки­ев – пре­ем­ни­ком Ца­рь­гра­да. В нём (по ана­ло­гии с Кон­стан­ти­но­по­лем) был уже вы­стро­ен и свой со­бор в честь Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. А на­про­тив Со­фии ве­ли­кий князь Яро­слав Муд­рый (в кре­ще­нии – Ге­ор­гий) по­ста­вил храм во имя сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля. Да­та освя­ще­ния то­же не бы­ла слу­чай­ной: имен­но в этот день был освя­щён один из че­ты­рех Ге­ор­ги­ев­ских хра­мов Кон­стан­ти­но­по­ля. По пре­да­нию, и сам чин освя­ще­ния со­вер­шил не грек, а пер­вый рус­ский гла­ва на­шей Церк­ви мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ила­ри­он (1051–1054), что бы­ло пря­мым вы­зо­вом Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Рус­ская Цер­ковь на пра­вах мит­ро­по­лии.

В Мос­ков­ской Ру­си этот на­цио­наль­ный празд­ник стал офи­ци­аль­ным сро­ком, ко­гда по­се­лив­ший­ся на гос­под­ской зем­ле и за­клю­чив­ший с вла­дель­цем порядную гра­мо­ту кре­стья­нин имел пра­во уй­ти от хо­зя­и­на. Для это­го ему тре­бо­ва­лось лишь вы­пол­нить по от­но­ше­нию к нему все обя­за­тель­ства. Это бы­ло един­ствен­ное вре­мя в го­ду (неде­ля до и по­сле Юрье­ва дня), ко­гда за­ви­си­мые кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му. В кон­це XVI ве­ка пра­во пе­ре­хо­да от­ме­ни­ли, на­сту­пи­ла пол­ная кре­пост­ная за­ви­си­мость, и со­жа­ле­ние о по­те­рян­ном дне сво­бо­ды за­пе­чат­ле­ли на­род­ные по­сло­ви­цы. «Вот те­бе, ба­буш­ка, Юрьев день» (кто-то впер­вые узнал о за­пре­ще­нии пе­ре­хо­да). «На­ря­жа­лась ба­ба на Юрьев день по­гу­лять с бар­ско­го дво­ра» (да те­перь уж нель­зя)!

Для на­ше­го вре­ме­ни это со­звуч­но с се­то­ва­ни­я­ми о вне­зап­ных де­неж­ных ре­фор­мах, де­фол­тах и иных по­тря­се­ни­ях. В Рос­сии лю­бят пре­под­но­сить на­ро­ду «сюр­при­зы», а он лишь оха­ет и вос­кли­ца­ет. Что по­де­лать: дол­го­тер­пе­ние – да­же бес­смыс­лен­ное – по­чи­та­ет­ся у нас глав­ной хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­лью.


krest_prv2

23 апреля

Тропарь великомученика Георгия

глас 4 

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Перевод: Пленников освободитель и нищих покровитель, немощных врач, христиан заступник, великомученик победоносец Георгий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак великомученика Георгия

глас 4

Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.
Перевод: Возделанный Богом, ты явился земледельцем благочестия достойнейшим, добродетелей снопы собрав себе; ибо посеяв со слезами, пожинаешь с радостью, сражавшись же до крови – Христа приобрел; и ходатайствами твоими, святой, всем подаешь согрешений прощение.

Ин тропарь великомученика Георгия Победоносца

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ страстотерпче Христов,/ верою и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси./ Темже и венец приял еси победы/ и молитвами, святе, твоими всем подавши/ прегрешений прощение.

 Перевод: Подвигом прекрасным подвизался ты, страстотерпец Христов, верой ты обличил беззаконие мучителей, принеся себя как жертву угодную Богу (Рим.12:1), потому и получил венец победы, и молитвами твоими, святой, всем подаешь прегрешений прощение.

Молитва 1-я великомученику Георгию

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Молитва 2-я великомученику Георгию

О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


b100x100a

Материалы на сайте Православие.Ru:

 Житие 
 
Святитель Димитрий Ростовский
Что же это за истина? — сказал Магненций. Георгий сказал: Истина это — Сам Христос, гонимый вами.
Почитание святого Георгия у разных народов
 
Диакон Георгий Малков
Почитание святого Георгия-Егория Русью отличалось удивительной разносторонностью. И если для князей он оставался преимущественно воином-патроном, то для простых крестьян праздники в честь великомученика являлись своеобразными вехами в сельском труде. Так, на «весеннего Георгия» в первый раз выгоняли в поле скот; во многих деревнях такой обычай не забывается и поныне: и сейчас нередко хозяева приглашают в этот день священника отслужить молебен с водосвятием, а затем окропить всю домашнюю живность перед ее выгоном на пастбище святою водой
 
Архимандрит Рафаил (Карелин) о почитании святого Георгия Победоносца в Грузии
Почему в Грузии есть праздник в воспоминание колесования святого Георгия (10/23 ноября)? Как чтят здесь святого? И как это почитание повлияло на менталитет грузинского народа?
 
 
 
Елена Лебедева
Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.
 
Михаил Мамиев
Великомученик Георгий Победоносец издревле особенно почитался осетинами-аланами. Создатели собственной блестящей воинской культуры увидели в святом Георгии образ идеального воина. И нет ничего удивительного в том, что множество храмов Осетии посвящались именно святому Георгию.
 
Виктор Кутковой
Копье попадает не в глаз, а в пасть. Главное духовное предназначение рта у человека – возвещать Слово Господне, быть орудием Логоса, но пасть змея – «транслятор» богохулений и лжи. Георгий бьет в самую сердцевину зла – в жало смерти, которое почти всегда прокомментировано по-адски огненно-кровавым языком, торчащим из оскаленной пасти.
Проповеди
 
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Многое в Церкви не поддается рациональному объяснению. Не всегда можно поверить алгеброй гармонию, и порой многовековой опыт оказывается важнее любых теоретических выкладок. Таков случай святого великомученика Георгия Победоносца, память которого мы сегодня совершаем. (MP3 файл. Продолжительность 8:31 мин. Размер 4.1 Mb)
 
Священник Георгий Калчу
Я убежден, что между святым и тем, кто ему молится, устанавливается тесная связь.
Статьи
 
Павел Яковлев
В 1945 году 6 мая стало особо значимым, ибо три праздника соединились в одном дне: Светлое Христово Воскресение, память великомученика Георгия и окончание войны с Германией, ведь именно тогда был подписан первый Акт о капитуляции этой фашистской державы.
Храмы и монастыри в честь св. Георгия
 
Евгений Калинин
Шоанинский храм является одним из древнейших православных храмов на территории России. Есть основания отнести период его строительства к первой половине X в. На день Святого Георгия здесь традиционно проходит народный праздник.
 
Ольга Ковалик
Георгиевский монастырь буквально прилепился к скале между Балаклавой и Херсонесом. Этот основанный некогда греками монастырь со времени путешествия Екатерины Великой по Тавриде стал олицетворять русскую идею духовного преемства от Византии. Не случайно митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) в письме к владыке Хрисанфу заметит: «Георгиевский монастырь не пустыня, но штатный, государственный, вечный».
 
Ольга Ковалик
Российский Черноморский флот нуждался в духовном окормлении. 23 марта 1806 года синодальный указ определил местом пребывания черноморских флотских иеромонахов Георгиевский монастырь. В свое время Петр Великий велел иеромонахов для флота «брать из Александро-Невского монастыря». Таким образом, Балаклавский Георгиевский монастырь стал очевидным преемником флотских духовных традиций, заложенных в великой Петербургской лавре.
 
Ольга Ковалик
15 мая 1915 года государь император Николай II с августейшим семейством последний раз посетил монастырь. По рассказу графа С.Д. Шереметева, когда Николай II, будучи в Севастополе, неожиданно приехал на молебен в Георгиевском монастыре, два схимника, долго не покидавшие своих келий в скалах, прозрели присутствие императора и, выйдя к нему, поклонились будущим страданиям царя-мученика. А, может быть, и страданиям всей Российской державы.
 
Елена Лебедева
Святой Георгий Победоносец издревле считался покровителем Москвы. В первопрестольной существовало множество посвященных ему храмов, был и Георгиевский монастырь, ставший первым родовым монастырем дома Романовых.
 
Монастырь расположен на холме на высоте 1050 м. над уровнем моря в 33 км от Бейрута. Первоначально обитель построена в V веке на руинах древнего римского храма. В XIII веке монастырь был разрушен султаном Бибросом.
 
Монастырь святого Георгия находится в «Вади Ан-Надара» или алее христиан в районе Тал-калах в 65 километрах от Хомса в Сирии и на древней римской дороге, соединяющей прибрежные города с востоком, между Хомсом и Триполи и вблизи известного замка Крак де Шевалье.


 
Елена Лебедева
Святой Георгий родился в Ливанском городе Бейруте (Берите) на побережье Восточного Средиземноморья в конце III века н. э. в аристократической, богатой и благочестивой семье – родители воспитали сына в христианской вере.
Аудиоматериалы
 
22 апреля / 5 мая 2015 г. Вторник 4-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:22:59 мин. Размер 103 Mb)
 
23 апреля / 6 мая 2011 г.. Пятница 2-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной семинарии.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/

(532)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *