Слово Святейшего Патриарха Кирилла


Патриаршая проповедь в понедельник Светлой седмицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

17 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с этим прекрасным Пасхальным днем.

Мы произносим почти по привычке слова «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес». Но что означает первая фраза? Она означает, что провозглашающие ее обращают к людям великое свидетельство о том, что Христос воскрес. А когда отвечают: «Воистину Воскрес»? Это не просто ответ, это не часть некоего исторического обряда, в этих словах — исповедание веры. Те, кто говорят «Воистину Воскрес», верят, что Господь воистину воскрес, а исповедание веры на протяжении всей истории христианства, особенно на самом первом ее этапе, не ограничивалось словами, но было исповеданием самой жизнью.

Ведь быть христианином означало тогда идти против течения, против языческой государственной власти великого Рима, покорившего полмира. Так, по крайней мере, воспринимали христианство римские правители, а потому и устроили страшные гонения, которые на протяжении столетий терзали Церковь Христову. Действительно, сколько было мучеников, исповедников, для которых, повторю, «Воистину Воскрес» не были слова, сказанные лишь по обычаю, по привычке. Это было проявление искренней веры, за которую можно было поплатиться жизнью, и многие действительно расставались с жизнью, оставаясь верными Господу.

А что это значит для нас? Мы ни в коем случае не должны произносить эти слова по привычке. Говоря «Воистину Воскрес», я исповедую, что Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, реально пришел в мир — не мифически, не сказочно, а реально. Он был одним из нас. Он имел ту же плоть и кровь. Ему было смертельно больно, когда гвозди пронзили Его руки и ноги. Ему было смертельно больно, когда Он висел на кресте. За что? Ни за что! За то, что Он провозглашал правила жизни: как нужно жить, чтобы быть счастливым, чтобы милость Божия была с человеком. Но этого было достаточно, чтобы вознести Его на этот страшный крест.

Что же последовало далее? На протяжении почти трехсот лет — пытки, страдания, смерть. И ведь христиане шли на смерть, и никто не может сказать: «Ну, фанатики». Нет! Фанатизм не может быть массовым. Тысячи и тысячи людей умирали не потому, что у них были проблемы с психикой, а потому что были убеждены в правильности того, что они исповедуют.

Сегодня в нашей стране никто не требует от нас отказа от Спасителя. Мы живем счастливо, с точки зрения полной свободы вероисповедания. Но что сегодня для нас означает исповедование веры? Тоже подвиг и тоже отказ от чего-то. Исповедовать веру — значит жить по-христиански, значит исполнять Божии заповеди. И если кто-то спрашивает нас о нашей вере, мы должны вразумительно ответить, почему мы верим, почему вера — это самое дорогое в нашей жизни, почему без веры невозможно человеческое счастье, почему вера скрепляет семьи, скрепляет народ, делает сильнее государство. Именно потому, что через веру к человеческой силе добавляется сила Божия. А как иначе, кроме как действием силы Божией, объяснить все, что с нашим народом произошло? Многие из вас принадлежат тому же поколению, что и я, — можно ли было представить, что в Кремле, где Политбюро заседало, откуда исходили всякие злонамеренные мысли в отношении судьбы Православия в нашей стране, мы будем совершать богослужение, торжественный молебен, и Патриарх будет обращаться к вам с этими словами?

За все мы должны благодарить Господа. Конечно, праздник Святой Пасхи — это радость исповедания Христа Воскресшего, но это и величайший повод для нас благодарить Господа за все — за Его страдания, за Его крест, за Его Воскресение, за веру апостолов, которая передавалась из поколения в поколение, за то, что мы приобщены к этой вере, за то, что сегодня народ наш мало-помалу обращает лицо свое к вере, к Богу, а значит, обретает огромную силу, которую нельзя сравнить ни с силой оружия, ни с силой власти, ни с силой каких-то идеологических убеждений. Потому что вера есть сила, способная воздвигнуть и на подвиг, и на жертву.

Дай Бог, чтобы именно так все и было, чтобы вера православная укреплялась в умах и сердцах нашего народа, чтобы все больше людей открывали для себя счастье быть верующим человеком. Иначе и сказать не могу, потому что вера наполняет разум человека непреходящим смыслом. Верующий знает, зачем он живет. Когда спрашиваешь человека неверующего: «А зачем вы живете?», ответ вот какой: «Для будущий поколений». А что это означает? Будущие поколения вам скажут за это «спасибо»? Они вас забудут через два-три поколения. Не может быть смысла жизни, который исчезает с исчезновением того или иного поколения. Смысл жизни — в вечности. Конечно, мы живем и для того, чтобы будущие поколения жили более счастливо, но ведь этого совершенно недостаточно! Мы живем, потому что знаем о жизни вечной. Вера наполняет нашу жизнь непреходящим и непоколебимым смыслом. А если бы было иначе, то, как я уже сказал, мы с вами не стояли бы здесь в 2023 году, и я бы не обращался к вам с этими словами.

Возблагодарим Господа за все, что Он даровал нам. За то, как Он изменил жизнь нашей страны; за то, что в сердце Москвы, в древнем Кремле, мы можем совершать богослужение; за то, что сегодня есть возможность проповедовать Христа и с церковного амвона, и через телевидение, и через прессу, и через общение с людьми, и совершенно очевидно, что эта проповедь достигает многих сердец. Благодарю Бога за то, какое большое количество людей сегодня, в пасхальную ночь, посетили храмы. Это наблюдалось по всей Руси, не только в Москве. И все это свидетельствует о том, что вера православная живет в народе нашем; и верим, что так и будет до скончания века, потому что, покуда вера жива, живы те нравственные принципы, которые делают жизнь подлинно человеческой жизнью, исполненной милосердия и правды.

Еще раз поздравляю всех вас, мои дорогие, с праздником Святой Пасхи. Каждому желаю здоровья, мира душевного, благословения на вас, на ваших родных и близких, и дай Бог, чтобы Пасхальная радость как можно дольше сохранялась в наших сердцах.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник Светлой седмицы после Литургии в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре

18 апреля, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Павел! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с Пасхой Божией спасительной и еще и еще раз провозглашаю: Христос Воскресе!

Мы с вами присутствуем на территории самой большой в мире православной митрополии. Никакая другая митрополия или епархия во всем православном мире с ней даже близко сравниться не может; по количеству храмов и монастырей наша Московская митрополия превышает многие Поместные Православные Церкви. Ну, а если подумать о всей Руси? Об этом огромном количестве храмов, монастырей, о православном верующем народе? Не формально верующем, не по записи в каких-то книгах, как то требуется в некоторых странах, а по реальному участию в Святой Евхаристии, посещению храмов Божиих, принятию Святых Христовых Таин?

Действительно, сегодня религиозная жизнь России представляется неким исключением из очень опасной тенденции, которая захватила христиан Запада, да и некоторых православных христиан также затрагивает. Это страх перед безбожными либеральными ценностями, которые нередко инкорпорируются в государственное законодательство и через таковое не только способствуют обмирщению людей, но и подталкивают слабых в религиозном смысле к отказу от всякой веры в Бога. Конечно, есть сопротивление этому среди православных, и не только среди православных. Но общая тенденция развития культурной жизни Запада действительно такова. Вначале целью была секуляризация, то есть отделение священного, религиозного, от светского, а теперь, несомненно, целью является понижение роли религиозного фактора и ослабление его влияния на жизнь народа.

И в этом печальном контексте апостасии, о которой нас предупреждали и Священное Писание, и святые отцы, — апостасия есть отход от Бога, предательство, отречение от Бога — совершенно особым островом, как я говорю, островом свободы является наша страна и наша Церковь. Мы действительно свободны. Некоторые наши противники, показывая пальцем, говорят, что Патриарх, что называется, по приказу Президента действует. Пред Богом говорю вам: никаких никогда приказов Президент Патриарху не отдавал, не отдает и, я уверен, отдавать не будет как православный, верующий, воцерковленный человек. А что есть? А сегодня есть действительно некая симфония светской и церковной власти, о которой мечтали в Византии, но которая никогда в полной мере в Византии не реализовалась по причине особого значения роли императора, который считал себя, в том числе, и главой Церкви.

Действительно, то, что сегодня происходит в России, — это уникальный феномен, идущий вразрез с общим, я бы сказал, апостасийным движением. В Писании сказано, что некий Удерживающий будет ограждать мир от прихода антихриста. Не хочу сказать, что это Удерживающий — это Россия, потому что неизвестно, сколько еще эпох и времен отделяют нас от пришествия в мир абсолютного зла. Но сегодня страна наша, провозглашая и отстаивая христианские ценности, действительно является силой, которая примером своим, несомненно, вызывает уважение у очень многих в мире, а иногда и желание подражать себе.

Но ведь все то, о чем я говорю, не приходит само по себе. Это результат очень большого труда нашей Церкви, которая действительно заняла достойное место в жизни нашего народа. Когда я говорю «Церковь», я имею в виду епископат, духовенство, но, конечно, и наш верующий народ, который сегодня объединяет людей разного положения, уровня жизни, образования. Ведь в Церкви сегодня не какой-то отдельный сектор общественной жизни, как то было в советское время. В Церкви нашей — народ, обратившийся к Воскресшему Господу и Спасителю. И мы должны беречь это достояние, просить Господа, чтобы никакие враги — не только внешние, но и внутренние — не поколебали это историческое развитие нашей страны и нашей Церкви.

А потому особая ответственность на всех нас, дорогие мои, на православных христианах, на епископате, духовенстве, всем верующем народе — оберегать молитвами своими и добросовестным участием в жизни Отечества страну нашу от всякого зла. И еще раз подчеркну: самым главным и сильным средством является молитва, а потому молитва о властях и воинстве сегодня не должна быть формальной, связанной лишь с каким-то литургическим текстом, — она должна происходить из глубины наших верующих сердец.

Хотел бы сердечно поблагодарить духовенство Московской митрополии за труды, которые все вы, мои дорогие братья, совершаете. Действительно, мы не только самая большая митрополия в мире, но и вообще с тем, что сегодня представляет собой православное Подмосковье, ничто другое сравнить невозможно. И храмы, и монастыри, и церковные учреждения, и разнонаправленная церковная активность, о которой я уже упомянул, — все это свидетельствует о большом пути, который прошла Церковь Подмосковья.

Что же нам остается? А нам остается, может быть, самое главное — не просто удерживать то, что мы обрели. Ведь если человек стоит на месте, он перестает развиваться. Если Церковь стоит на месте и, будучи удовлетворена тем, что есть, перестает ставить перед собой задачи пастырские, духовные, то она слабеет. А слабость Церкви в первую очередь отражается в отношении народа Божиего к Церкви. Поэтому всех вас, мои дорогие владыки и отцы, призываю не щадить живота своего, ставить перед собой новые задачи, исходящие из тех проблем, с которыми сталкиваются народ, Церковь и государство, молиться о том, чтобы мирным и благоуспешным было историческое развитие России, и одновременно молиться и трудиться ради того, чтобы Церковь наша возрастала не только количественно, но и силой духа, силой веры нашего народа.

Этими словами я и хотел бы всех вас сердечно приветствовать и присовокупить к ним еще раз мою глубокую благодарность всему духовенству Московской митрополии за труды, которые вы совершаете, — пастырские по окормлению своих приходов, церковно-общественные, образовательные и прочие, которые содействуют укреплению духовных позиций Церкви нашей в жизни Подмосковья.

Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами. Пусть Господь укрепляет силы ваши и духовные, и физические, а всех нас сохраняет в единомыслии, в мудрости, в способности различать духов и дерзновенно и ревностно служить Господу и Его Святой Церкви. Аминь. Христос Воскресе!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6020126.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/6020342.html

(22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *