Неделя 37-я по Пятидесятнице (проповеди)

28 января \ 10 февраля 2019г.

Апо­столь­ское чте­ние

(1Тим.4:9-15. – За­ча­ло 285)

[Обя­зан­но­сти и об­раз жиз­ни пас­ты­рей]

[Сын мой Ти­мо­фей,] вер­но это сло­во и вся­ко­го при­ня­тия до­стой­но. Ибо для то­го мы тру­дим­ся и бо­рем­ся (под­ви­за­ем­ся), что воз­ло­жи­ли на­деж­ду на Бо­га Жи­во­го: Он Спа­си­тель всех лю­дей, осо­бен­но вер­ных.

Пред­пи­сы­вай это и это­му учи. Пусть ни­кто не пре­зи­ра­ет твою юность; но стань об­раз­цом для вер­ных в сло­ве, в по­ве­де­нии, в люб­ви, [в ду­хе,] в ве­ре, в чи­сто­те. По­ка я не при­ду, за­ни­май­ся чте­ни­ем, уве­ща­ни­ем, уче­ни­ем. Не остав­ляй в пре­не­бре­же­нии свое да­ро­ва­ние (греч. ха­риз­му[*]), ко­то­рое по­лу­че­но то­бой через про­ро­че­ство с воз­ло­же­ни­ем рук пре­сви­те­ров. Об этом за­боть­ся и это­го не остав­ляй, чтобы твой успех (букв. про­дви­же­ние) был яв­лен всем.

Еван­гель­ское чте­ние

(Лк.19:1-10. – За­ча­ло 94)

[Об­ра­ще­ние Зак­хея]

[В то вре­мя] Иисус, вой­дя в Иери­хон, про­хо­дил через го­род. И один че­ло­век, по име­ни Зак­хей, на­чаль­ник мыта­рей (сбор­щи­ков по­да­тей) и бо­гач, хо­тел по­смот­реть, кто же это Иисус, но не мог из-за мно­го­люд­ства, по­то­му что был низ­ко­го ро­ста. И вот он, за­бе­жав впе­ред, за­лез на си­ко­мо­ру (смо­ков­ни­цу), чтобы по­смот­реть на Него, ко­гда Он бу­дет про­хо­дить ми­мо.

Ко­гда Иисус при­шел на это ме­сто, Он под­нял гла­за Свои на него и ска­зал ему: «Зак­хей! Сле­зай ско­рее! Мне на­доб­но се­го­дня оста­но­вить­ся в тво­ем до­ме».

И тот по­спеш­но спу­стил­ся и с ра­до­стью при­нял Его. И все, кто это ви­дел, ста­ли него­до­вать, рас­суж­дая, что вот-де, к та­ко­му греш­ни­ку, и Он во­шел под кров. А Зак­хей встал и ска­зал Гос­по­ду: «Гос­по­ди! По­ло­ви­ну все­го, что у ме­ня есть, я от­де­ляю для ни­щих, а, что от­нял вы­мо­га­тель­ством, воз­ме­щаю вчет­ве­ро».

И ска­зал ему Иисус: «Се­го­дня при­шло спа­се­ние до­му это­му, по­то­му что и этот че­ло­век – сын Ав­ра­ама. Ведь Сын Че­ло­ве­че­ский при­шел, чтобы отыс­кать и спа­сти  по­гиб­шее».


Юрий Ру­ба­н, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Прот. Димитрий Сизоненко

Неделя о Закхее

Спа­сти по­гиб­шее

Уди­ви­тель­ная ис­то­рия об­ра­ще­ния Зак­хея в ре­зуль­та­те встре­чи со Спа­си­те­лем яв­ля­ет нам при­мер под­лин­но­го ду­хов­но­го пе­ре­рож­де­ния. Все его счи­та­ли греш­ни­ком и пар­ши­вой ов­цой. С осо­бой мно­го­зна­чи­тель­но­стью мы­та­рей и блуд­ниц на­зы­ва­ли сло­вом «греш­ни­ки». Имя Зак­хей озна­ча­ет «чи­стый» и зву­чит как-то осо­бен­но неле­по в со­че­та­нии с са­мой омер­зи­тель­ной про­фес­си­ей в иудей­ском ми­ре то­го вре­ме­ни.

Же­ла­ние Зак­хея

Еван­ге­лие со­об­ща­ет: «Зак­хей хо­тел по­смот­реть, кто же это Иисус…» Про­стое лю­бо­пыт­ство? Но, от­верг­ну­тый все­ми, он, несо­мнен­но, ис­пы­ты­вал бо­лее силь­ное чув­ство: его ду­ша стра­да­ла от жаж­ды, ко­то­рую ни­кто не мог уто­лить. К ко­му пой­ти? Книж­ни­ки и фа­ри­сеи от­но­си­лись к нему с пре­зре­ни­ем, лю­ди по­во­ра­чи­ва­лись к нему спи­ной, как толь­ко он при­бли­жал­ся. На­вер­ня­ка он мно­го слы­шал об Иису­се из На­за­ре­та, на­при­мер, от та­ких же об­ра­тив­ших­ся греш­ни­ков: «Этот че­ло­век – друг мы­та­рей и блуд­ниц, бо­лее то­го ска­жу те­бе: Он – их Спа­си­тель. В Нем есть си­ла, спо­соб­ная вер­нуть к жиз­ни и на­ста­вить на пря­мой путь. Он сде­лал это со мной». Та­кие сви­де­тель­ства мог­ли на­столь­ко по­ра­зить Зак­хея, что ему хо­те­лось во что бы то ни ста­ло уви­деть Иису­са.

При­ро­да не ви­но­ва­та, но для же­лан­ной встре­чи име­ет­ся се­рьез­ное пре­пят­ствие. Зак­хей был важ­ным че­ло­ве­ком в кор­по­ра­ции мы­та­рей, но не вы­шел ро­стом, и ему ни­как не под­нять­ся над тол­пой, ко­то­рая со всех сто­рон тес­нит Иису­са. За­ду­ма­ем­ся при этом: раз­ве мы са­ми не яв­ля­ем­ся ду­хов­ны­ми кар­ли­ка­ми в те мо­мен­ты, ко­гда нам не хва­та­ет си­лы ха­рак­те­ра, ис­крен­но­сти, ве­ры для то­го, чтобы сле­до­вать за Хри­стом?

Дру­гое пре­пят­ствие, ко­то­рое не поз­во­ля­ло Зак­хею вой­ти в Цар­ство Бо­жие, бы­ло свя­за­но с его слу­жеб­ным по­ло­же­ни­ем. Лю­ди нена­ви­де­ли мы­та­рей. Во-пер­вых, те со­сто­я­ли на служ­бе у рим­ских ок­ку­па­ци­он­ных вла­стей, то есть счи­та­лись пре­да­те­ля­ми, а Зак­хей был глав­ным из них. Во-вто­рых, как и боль­шин­ство его кол­лег, он на­вер­ня­ка за­ни­мал­ся ма­хи­на­ци­я­ми, за­ме­тал сле­ды, не гну­шал­ся на­си­ли­ем, чтобы вы­тря­сти день­ги из бед­ных, и не стес­нял­ся за­брать то, что ему при­гля­ну­лось. Для лю­дей эти вы­мо­га­тель­ства бы­ли му­чи­тель­нее са­мих на­ло­гов, по­это­му его нена­ви­де­ли как во­ра и раз­бой­ни­ка. На­ко­нец, он был бо­гат: а, как из­вест­но, невоз­мож­но од­новре­мен­но лю­бить Бо­га и маммону.

Но его жаж­да уви­деть Иису­са бы­ла силь­нее всех пре­пят­ствий. Пре­не­бре­гая сво­им ав­то­ри­те­том, на­чаль­ник на­ло­го­вой служ­бы Иери­хо­на, как маль­чиш­ка, за­ле­за­ет на де­ре­во в ожи­да­нии Спа­си­те­ля. Кто во­ис­ти­ну же­ла­ет быть со Хри­стом, ра­но или позд­но пре­одоле­ва­ет всё и на­хо­дит свою смо­ков­ни­цу, чтобы воз­вы­сить­ся над тол­пой и уви­деть Бо­га.

Спа­си­тель Зак­хея

Ни­ка­кие уси­лия не оста­ют­ся тщет­ны­ми. Гос­подь уме­ет най­ти тех, кто ищет Его, да­же в са­мых неожи­дан­ных ме­стах: Он на­шел Мат­фея на мыт­ни­це, На­фа­наи­ла под смо­ков­ни­цей, са­ма­рян­ку у ко­лод­ца, раз­бой­ни­ка на кре­сте.

В гу­стой лист­ве смо­ков­ни­цы Зак­хей устро­ил­ся как в за­са­де: он ви­дит Иису­са, но уви­дит ли Он его? Несо­мнен­но! Очи Гос­по­да обо­зре­ва­ют всю зем­лю, чтобы укре­пить тех, чье серд­це все­це­ло при­над­ле­жит Ему (2Пар.16:9).

Зак­хей при­вык к то­му, что все смот­рят на него с от­вра­ще­ни­ем, – он на­все­гда от­лу­чен от на­ро­да Бо­жия… Во взгля­де Иису­са он впер­вые уви­дел нечто со­вер­шен­но иное. В нем не бы­ло ни те­ни осуж­де­ния, ни те­ни озлоб­ле­ния. Этот взгляд был ис­пол­нен лас­ки, изум­ле­ния и све­та. Зак­хей оста­ет­ся по­ка са­мим со­бой: по­те­рян­ный че­ло­век, жал­кий пре­да­тель. Пусть так, но от это­го Бог его не лю­бит мень­ше, ибо Отец Небес­ный оди­на­ко­во при­ни­ма­ет и пра­вед­ни­ка, и зло­дея.

Вне­зап­но неизъ­яс­ни­мый мир и ли­ко­ва­ние на­пол­ня­ют ду­шу Зак­хея. Он не ве­рит сво­им гла­зам. Все про­ис­хо­дит на­столь­ко стре­ми­тель­но, что он не успе­ва­ет да­же про­из­не­сти сло­ва са­мо­об­ли­че­ния или рас­ка­я­ния. Тол­па то­же не ве­рит сво­им гла­зам; окру­жа­ю­щие изум­ле­ны еще боль­ше, чем сам Зак­хей. Что же про­изой­дет те­перь? Иисус не бо­ит­ся ском­про­ме­ти­ро­вать Се­бя об­ще­ни­ем с от­вер­жен­ным. Бо­лее то­го, Он зо­вет его по име­ни, как буд­то не Зак­хей ис­кал ви­деть Иису­са, а Гос­подь ис­кал встре­чи с этим че­ло­ве­ком, взгро­моз­див­шим­ся на смо­ков­ни­цу.

Спа­си­тель то­ро­пит: «Сле­зай ско­рее!» Наш грех – как вы­со­кое де­ре­во. Гос­подь зо­вет каж­до­го, кто пря­чет­ся сре­ди за­ро­с­лей обид, со­мне­ний, гор­ды­ни и лю­бо­го нече­стия. Греш­ник, по­доб­но Зак­хею, дол­жен спу­стить­ся для то­го, чтобы Бог его смог воз­вы­сить до пра­вед­но­сти. Сво­ей лю­бо­вью Гос­подь сми­ря­ет, не уни­жая, и воз­но­сит, не ис­ку­шая гор­ды­ней. Под­лин­ное по­ка­я­ние про­ис­хо­дит от встре­чи с этой вне­зап­ной лю­бо­вью, ко­то­рая вы­зы­ва­ет со­жа­ле­ние об ошиб­ках про­шлой жиз­ни и воз­вы­ша­ет к жиз­ни но­вой. Ко­гда Свя­той вхо­дит в дом мы­та­ря, грех от­ту­да вы­хо­дит на­все­гда.

Об­ра­ще­ние Зак­хея

Не оста­ет­ся ни­ка­ких со­мне­ний от­но­си­тель­но ве­ли­чай­шей пе­ре­ме­ны, ко­то­рая про­изо­шла в этот ве­чер в ду­ше и в жиз­ни Зак­хея. Еван­ге­лие от­ме­ча­ет эта­пы это­го пу­ти: по­слу­ша­ние – ра­дость – щед­рость. Преж­де все­го Зак­хей по­слу­шал­ся и «по­спеш­но спу­стил­ся». Как со­зрев­ший плод па­да­ет с де­ре­ва при ма­лей­шем ду­но­ве­нии вет­ра, он упал к но­гам Иису­са при пер­вых сло­вах, об­ра­щен­ных к нему. За­тем он с ра­до­стью при­нял в сво­ем до­ме Спа­си­те­ля.  Ни­ка­кое чув­ство не срав­нит­ся с ра­до­стью о спа­се­нии. До это­го он был же­сто­ким и ску­пым че­ло­ве­ком, но в мо­мент встре­чи он окон­ча­тель­но ис­це­лен от гре­ха. «Гос­по­ди! По­ло­ви­ну все­го, что у ме­ня есть, я от­де­ляю для ни­щих». Он по­сту­па­ет так не для то­го, чтобы спа­стись, а по­то­му, что уже спа­сен.

Ро­пот тол­пы

Ра­зу­ме­ет­ся, тут же на­хо­дят­ся лю­ди, ко­то­рые не упус­ка­ют слу­чая омра­чить празд­ник. «К та­ко­му греш­ни­ку и Он во­шел под кров?» – слы­шит­ся ро­пот него­до­ва­ния в за­вист­ли­вой тол­пе, ко­то­рая в этот мо­мент слов­но вто­рит сло­вам стар­ше­го бра­та из прит­чи о блуд­ном сыне.

Пусть Зак­хей греш­ник, но от это­го Бог его не лю­бит мень­ше: «…и этот че­ло­век – сын Ав­ра­мов». В каж­дом греш­ни­ке, как бы низ­ко он ни пал, Гос­подь ви­дит сы­на и на­след­ни­ка обе­то­ва­ний.

Чем объ­яс­нить столь вне­зап­ное об­ра­ще­ние?

В от­ве­те Зак­хея ча­ще все­го усмат­ри­ва­ют ре­ше­ние по­ка­ять­ся и да­же от­ку­пить­ся. Но в дей­стви­тель­но­сти он не го­во­рит «я от­дам»; он ско­рее объ­яс­ня­ет Иису­су, что уже по­сту­па­ет имен­но так. Неда­ром еван­ге­лист Лу­ка рас­ска­зы­ва­ет, как мы­та­ри при­хо­ди­ли к Иоан­ну Кре­сти­те­лю с во­про­сом: «Учи­тель, что де­лать нам?» (Лк.3:12). Мы не зна­ем, при­нял ли то­гда Зак­хей кре­ще­ние по­ка­я­ния, но это вполне ве­ро­ят­но, учи­ты­вая стро­гость, с ко­то­рой он го­тов ис­ку­пить при­чи­нен­ные оби­ды. Иисус на­зы­ва­ет его сы­ном Ав­ра­ама уже не по при­чине кров­ной при­над­леж­но­сти к на­ро­ду Бо­жию, но за его ве­ру. Поз­же апо­стол Па­вел ска­жет: «Знай­те же, что сы­на­ми Ав­ра­ама яв­ля­ют­ся те, кто име­ет ве­ру» (Гал.3:7).

Но для то­го, чтобы спа­стись, од­них че­ло­ве­че­ских уси­лий Зак­хею недо­ста­точ­но. Для это­го необ­хо­ди­ма встре­ча с Хри­стом-Спа­си­те­лем, Ко­то­рый при­шел «взыс­кать и спа­сти по­те­рян­ное». В без­вод­ной пу­стыне ду­ши это­го мы­та­ря од­на­жды все-та­ки про­зву­чал го­лос Пред­те­чи: «Уго­товь­те пу­ти Гос­по­ду, вы­прям­ляй­те тро­пы Его!» (Мф.3:3). И те­перь дол­го­ждан­ная встре­ча с Тем Един­ствен­ным, Ко­то­рый мог его спа­сти, со­вер­ши­лась.

И, под­твер­ждая это, Иисус тор­же­ствен­но воз­гла­ша­ет: «Се­го­дня при­шло спа­се­ние это­му до­му, по­то­му что и этот че­ло­век – сын Ав­ра­мов. Ведь Сын Че­ло­ве­че­ский при­шел, чтобы отыс­кать и спа­сти то, что про­па­ло» (Лк.19:9-10).

Яз­вы гре­ха мо­жет увра­че­вать толь­ко спа­си­тель­ная лю­бовь Бо­жия, ко­то­рая спо­соб­на на­пол­нить све­том са­мые со­кро­вен­ные глу­би­ны че­ло­ве­че­ско­го серд­ца. Во­пре­ки все­му там, где ча­ша гре­ха на­пол­не­на до кра­ев, бла­го­дать в изоби­лии из­ли­ва­ет­ся через край.


(Во­да жи­вая: Санкт-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник. 2008. № 2, с. 12–13.)

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя о Закхее.

Евангельским чтением о Закхее предваряются подготовительные недели к Великому Посту. Ободряя нас, грешников, говорит Господь: «Сын Человеческий пришел призвать и спасти погибших». Направляясь в г. Иерусалим, Иисус Христос задержался на отдых в г. Иерихоне. Двумя наиболее выдающимися классами в населении г. Иерихона были священники и мытари… ►

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Новомученики и исповедники Российские.

Сегодня память Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших и принявших венцы мученические от безбожной сатанинской власти, по нынешний день, при явной поддержке т. наз. «свободного мира», угнетающей народ наш российский. Характерной чертой большинства наших Новомучеников является то, что гонители подвергали и подвергают их мукам не прямо и не открыто за Христа…►

Прот. Вячеслав Резников.Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О Закхее, 1 Тим.4:9-15, Лк.19:1-10.

Однажды Господь Иисус Христос проходил через Иерихон. «И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его». Закхей «искал» только «видеть Иисуса». И он не постыдился… ►

Игумен Никон (Воробьев).Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово в Неделю о Закхее.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю, о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего. Все вы читаете Евангелие и подумайте, что значит: «взыскать и спасти погибшего?» Каждому бросается в глаза страшное… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Закхей-мытарь (Лк.19:1-10).

Наступила вторая подготовительная неделя к Посту; мы вспоминаем сегодня Закхея-мытаря. Имя “Закхей” значит “праведность”, “справедливость”; как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, «как» этот человек назван и как он живет. Все люди, которые были им унижены, обездолены, окрадены, притесняемы… ►

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Неделю о Закхее.

В одно время проходил Иисус Христос через Иерихон. И вот некто по имени Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом. Забежав вперед, он влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его…►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). О неосуждении пастырей.

Меня просят в письме разъяснить вам, какая разница между осуждением ближнего, которому могут быть подвергнуты и священники, и возмущением, вызываемыми их некоторыми неправильными поступками. Пишут, что многие не понимают этой разницы, всякое возмущение, вызванное неправильными действиями священника, считают осуждением, и потому молчат, и потому не смеют…►

Прот. Василий Михайловский.

Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Объяснение на 1Тим.4:9-15.

Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя. Заканчивать приходится мне такими увещаниями св. апостола, которые равно относятся и к учителям, и к ученикам, к самому проповеднику и к слушателям его. Послушайте же, что говорит апостол на закате своей жизни еще только начавшему епископское служение молодому Тимофею. «Негодных и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя»…►

Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Сегодня празднуется память всех Российских Новомучеников и Исповедников. Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили праздновать собор Российских Новомучеников в ближайшее воскресенье после тоже недавно установленного дня памяти одного из первых мучеников среди Новомучеников, митрополита…►

Еп. Виссарион (Нечаев).Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). О благочестии. Поучение в неделю о Закхее.

Сегоднешнее апостольское чтение начинается словами: «верно слово и всякаго приятия достойно» (1Тим.4:9). Какое это слово или учение, здесь не сказано, а сказано в ближайших предшествующих двух стихах. Это – слово о благочестии: «обучай себе ко благочестию; телесное бо обучение» (упражнение) «вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование… ►

Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Закхей.

Иисус вошел в Иерихон, и проходил чрез него. И вот некто Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он. Но не мог за народом, потому что мал был ростом. И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нея. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел и принял Его с радостию… ►

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Преподобный Ефрем Сирин.

Прп. Ефрем Сирин, ныне прославляемый, жил в IV столетии. Он родился в Низибии от бедных, но благочестивых родителей. Когда он еще был ребенком, Бог показал родителям будущее величие его. Они видели, будто виноградная ветвь выросла в устах Ефрема, разрослась и наполнила ветвями с плодами всю землю. Птицы прилетали и ели плоды. В молодых летах Ефрем…►

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю о Закхее и в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста.

Никтоже о юности твоей да нерадит, но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим.4:12). В нынешний день, когда евангельские и апостольские чтения представляют нам, с одной стороны, Пастыреначальника Христа, пришедшего взыскати и спасти погибшаго (Лк.19:10), с другой, архиерея «преподобнаго, незлобиваго, безсквернаго… ►

Источник: https://azbyka.ru/days/2019-02-10

(113)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *