Новости Сколковского прихода Кинельской Епархии

Литургия в храме с. Сколково.

В церкви церковь и устроилась

Семь лет назад в Сколково был открыт православный приход. Сегодня у верующих уже есть свой храм.

Иерей Александр:

«Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Служение любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова. Молитвы перед его иконой помогают найти хороших друзей, обрести крепкую семью и в дальнейшем охраняют от ссор, конфликтов и от злых намерений других людей. Также святой апостол Иоанн Богослов — покровитель всех, кто занят в информационной сфере. Апостолу Иоанну молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова».

«Для каждого села приход — большая радость, даже если это будет маленькая община. В Сколково, например, начинали с малого — с комнатки в школе. А пришли к храму. Чтобы достичь этого, очень старались прихожане. Им помогал отец Валерий Наумкин, настоятель Богдановской церкви. Он и здесь был первым настоятелем: и приход открывал, и ремонт в этом здании проводил», — рассказывает нынешний настоятель храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова иерей Александр.

Два года назад верующим предоставили для богослужений бывшее помещение поселковой администрации. До этого в разные годы в нем были то школа, то библиотека. Когда два года назад прихожане приступили к ремонту здания, обнаружили святые реликвии — напоминание о церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что находилась в соседней Преображенке. 

«Придел, где сейчас устроили храм, был сделан из сруба той старой церкви, — рассказывает староста прихода Татьяна Назарихина.

 Когда во время ремонта вход расширяли, выпилили часть стены, в результате отбилась штукатурка и там открылась роспись, показались лики. Все эти бревна мы в подпол положили. Вот и получается — в церкви церковь и устроилась. Только сейчас у нас приход в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.Селу нужен приход. И обязательно должен быть храм с колокольным звоном. Потому что нет храма — нет и Божьей благодати. Молиться никто не будет за это село. И оно будет проклятое. А когда поют молитвы, и дела в селе лучше идут, и люди живут в мире. Бог над этим селом ставит ангела-хранителя. Для меня вот этот храм он и есть храм. А есть те, кто говорит: „Какой это храм: здесь раньше были школа, сельсовет, библиотека“. Но не в этом же дело, главное — помолиться есть где».

Татьяна Алексеевна всю жизнь проработала в детском саду села Сколково. Ее общий педагогический стаж 39 лет.

«В церковь пришла, потому что душа попросила.

Настал такой момент в жизни, когда почувствовала — надо исповедоваться, — вспоминает женщина. — В Бузаевский храм стала ездить. Мне было интересно, как служба ведется — меня начали учить. А когда у нас в селе открыли приход, отец Валерий сказал, чтобы я училась службу вести, петь. Молитвы помогают. Вот Галя — совсем больной человек. Дома пластом лежит, а в храм все равно идет. Говорит — „легче здесь: и сердце перестает болеть, и дышу хорошо“. Валентина инсульт перенесла. В Самаре лежала. Мы за нее молились, и она так быстро на поправку пошла, что врачи удивлялись. Господь дает здоровье. По молитвам все».

По признанию прихожан, главная святыня их церкви — Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая Одигитрия, что значит «Путеводительница». Она самая старая, ей уже больше века. Еще до революции она была в Бузаевском храме. Когда начались погромы, одна из верующих забрала икону домой. Спрятала. Сохранила. А перед смертью детей попросила вернуть ее в храм.

„Эта икона не простая, по вере, по молитве Богородица так хорошо слышит. Утешает, помогает. Уже неоднократно были свидетельства“, — говорят в Сколковской церкви.

За семь лет Сколковский приход уже дважды посетил Владыка Софроний, епископ Кинельский и Безенчукский. Прихожане это считают верным знаком того, что их приход будет расти и процветать. Поэтому и жизнь свою активно планируют: весной хотят установить на храме купол, а в будущем — открыть библиотеку, чтобы до каждого донести слово Божие.

 

Татьяна ДАВЫДОВА
Фото Е.Мусогутова.
По материалам газеты «Междуречье» 

№ 8 (1780) от 03 февраля 2018 года

Иконы и чудеса неразделимы

В мастерской иконописца Константина Боровкова тепло и уютно. Солнечный свет волнами вливается в окна. В комнате все чинно и чисто: на полках — краски, кисточки, скребочки. Все пространство заставлено иконами: одни, уже обновленные, ждут своих хозяев, другие — еще в работе. В этой обстановке Константин Боровков — словно сошедший с одной из икон старец: его светлый взгляд, окладистая борода с проседью, тихий ровный голос не отпускают ни на минуту, заставляют вслушиваться в каждое сказанное им слово:

«За всю жизнь столько икон написал и отреставрировал, что всего и не перечислишь. И каждая — отдельная история. Довелось реставрировать икону Спасителя. У меня правило — фотографировать икону до реставрации и после. Вот уже закончили работу, ученик наводит на образ цифровик и видит — на глазах лика красные точки проявились. Что это такое — красные точки? Это у живого человека глазное дно может отражаться при фотографировании. А тут — икона. После этого попробуй сказать, что она не живая. Чтобы сфотографировать образ, нам так и пришлось на фотоаппарате поставить режим убирания красных точек.

Или вот другая история. Привезли ко мне на реставрацию икону «Господь Вседержитель». Мы открыли киот и увидели, что на его стекле точно по ризе отразился Лик Спасителя. Будто Господь дыхнул, и стекло зафиксировало. Это чудо. Получается, что икона — это окно в мир Горний. Все наши молитвы туда уходят. Оттуда к нам свет идет. Этот поток света через икону шел и на стекле отобразился. Видимо, так говорит с нами Господь. Конечно, ризы сохраняют иконы, но не дают полностью пролиться их свету. Вот окно, сквозь него свет свободно льется в комнату. А если его закрыть ставнями, через щелочку в комнату попадает мало света… Когда хозяйка узнала историю, попросила не закрывать икону ризой».

Константин Боровков — один из немногих, кто занимается реставрацией старых икон. В этой сфере он уже больше 25 лет. В свое время окончил с красным дипломом Самарское художественное училище. Давали направление в академию, не пошел. Практически сразу же занялся любимым делом. Сегодня в Сколково к иконописцу едут из разных уголков страны. Расстояние — не помеха. Константин Александрович говорит:

«Слухами земля полнится. Я уехал из Самары, а меня и здесь нашли. Реставрацией по большому счету никто не занимается сейчас. Это очень кропотливая работа, и денег больших не выручишь. Пока одну отреставрируешь, две-три новых можно написать. Я принципиально в основном занимаюсь восстановлением старых икон. Их же Господь сохранил. Им по сто с лишним лет. Вот на реке Кутулук было такое: в одном селе при советской власти церковь разорили, иконы сожгли. Там была храмовая икона Покрова. Люди в тряпку завернули, воском залили и в реке затопили. Старик, который прятал ее, перед смертью указал место. Ее выловили, потом еще в стену замуровали. Столько пережила эта икона. Когда ко мне ее привезли, с нее краска уже сыпалась. Но все равно — восстановил. На праздник Покрова отвезли обратно.

Еще одну икону привезли из Башкирии. Вернее сказать, от нее дощечка одна осталась. В 1918 году красноармейцы на посту стояли. А зима была. Холодно. Вот они и грелись у костра. Икону кололи и жгли. Хозяйка за чугунок картошки остатки иконы выпросила. Отдали ей. Она 90 лет хранила эту дощечку, вот привезли реставрировать. Я восстановил ее полностью. Господь же ее хранил. А для чего? Чтобы нам явить. Мы, считай, последнее поколение, которое видит старинные иконы в живом виде. В музеях есть такие иконы, которым по 500-700 лет. Но они даже в тех условиях разрушаются. Обидно. Поэтому я потихоньку реставрирую, восстанавливаю, чтобы хоть что-то сохранить».

Константина Боровкова по праву можно называть открывателем икон. В 2005 году ему явилась икона Божией Матери «Умиление». Много лет образ скрывался под другим изображением: она была основанием для иконы Святой Марии Магдалины (см. статью ниже). И таких открытий у реставратора не одно.

 «Целая история приключилась с Казанской. Мне ее привез батюшка. Икона дома у людей висела. От нее начал исходить треск. Хозяева перепугались. Вызвали батюшку. Он дом освятил. Треск не прекращается. Опять приглашают. Батюшка им неделю акафист велел читать. Нет, треск продолжается. Уже не знают, что и делать. Решили, что икона ветхая, ее надо отдать на реставрацию. Привезли ко мне.Начал отмывать. А под ней стала проявляться другая. Дальше отмываю — там вверх ногами икона Богоявления. Палех. За 25 лет у меня такая икона была единственная. В музеях только такие и остались. Тут она мало того что закрытая стояла, а еще вверх ногами. Давала знаки.

Недавно из Сырейки привезли еще одну старую икону. Под ней отмыл Казанскую икону Божией Матери. И что самое важное — она явилась в свой день, на Казанскую.Это старинная икона, ей лет 200. Сейчас она в Богдановке. Хоть и много такого происходило в моей жизни, но к этому привыкнуть нельзя. Такие вещи случаются не просто так. Они к чему-то. Только надо понять к чему. Когда все это выплетешь, все понятно становится».

Еще одно направление в творчестве Боровкова — картины и иконы на бересте. В 1997 году 10 его картин на бересте были выставлены в Третьяковской галерее в экспозиции, посвященной 850-летию Москвы. А два года назад в этой технике он написал икону Владимирской Богородицы. Ее освятили в Воскресенском мужском монастыре в Самаре и передали в Донбасс, чтобы мир пришел на эту землю.

Иконописец в Сколково живет всего 8 лет. Однако его уже приняли в большую сельскую семью. Да, он и сам здесь уже привык, смеется: «В Сколково оказался волей судьбы, а теперь уже окопался, не выковыряешь».

Татьяна ДАВЫДОВА.
Фото Е.Мусогутова.
По материалам газеты «Междуречье» 
№ 10 (1782) от 10 февраля 2018 года

Явленная икона

10 августа в Крестовоздвиженскую церковь г. Самары пришла живущая неподалеку Мария Маркарян, армянка Православного вероисповедания, вот уже восемь лет живущая с мужем и тремя детьми в Самаре. Она принесла на реставрацию икону святой Марии Магдалины, написанную на жести. Икона эта, обветшавшая, со стершимся изображением святой, стояла в уголке церкви Архистратига Михаила в поселке Красный Яр Самарской области, куда Мария прежде довольно часто ходила. Мария попросила у служащих церкви эту икону для реставрации, которую решила сделать за свой счет в благодарность за предсказание одного старца о рождении ею девочки. Старец сказал, что девочку надлежит назвать Марией в честь Марии Магдалины.

Все так и произошло. И вот с этой иконой Мария приходит в Крестовоздвиженскую церковь, так как там работает, как ей сказали, опытный и умелый иконописец и реставратор Константин Боровков. Константин принял заказ, а когда Мария ушла, внимательно осмотрел икону. Ему сразу же показалось странным, что такая плохонькая по качеству жестяная икона укреплена на добротной доске со шпоной, на каких обычно писали в прошлые века. Осторожно сняв жестяное покрытие, Константин вскрикнул от удивления: перед ним предстало дивное изображение Богородицы «Умиление» — список келейной иконы, пред которой молился и скончался Преподобный Серафим Саровский.

Осторожно сняв истлевшую ткань, которая находилась между жестью и доской,  Константин позвонил настоятелю храма протоиерею Олегу Китову. В мастерской Константина перед нами предстала икона редкой красоты: темно-коричневые тона плавно переходили в светло-золотистые, стекая к изображению Девы Марии, крестообразно сложившей руки на груди. Ее склоненная голова, покрытая платом, источала свет. Лицо с тонкими, нежными чертами, в которых есть неземная чистота, смирение, кротость, возвышенность духа, притягивало взгляд и радостной волной ударяло в сердце.

Иконописец, имеющий специальное художественное образование, сказал, что он не может понять, каков красочный слой у иконы — это не масло, не темпера, не печать.

Изображение Девы Марии выполнено или в XIX веке, или в начале XX. Видимо, во времена лютых гонений на Церковь оно специально было закрыто более простым, жестяным покрытием — так мы предположили.

На календаре — десятое августа. И снова изумились: десятое августа — день памяти Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление»!

Завернув икону в плат, мы втроем отправились к Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию.

Выслушав нас и осмотрев икону, Архиепископ Сергий приложился к ней и благословил нас ехать в Серафимо-Дивеевский монастырь, который находится на Нижегородской земле. Предстояло отслужить молебен в храме Святой Троицы в приделе, где находится чудотворная икона «Умиление», приложить явленную икону к дивеевской и пронести ее по Святой Канавке.

Мы поняли, что икона не просто так обнаружилась под жестяным покрытием. Произошло чудесное событие, которое на церковном языке называется явлением и имеет большой духовный смысл, несет в себе тайну, о которой можно лишь догадываться. Эта тайна обнаруживается со временем, знаменует важные, иногда исторические события.
Какие события будут связаны с этой явленной иконой Богородицы, знать нам не дано. Но то, что она явленная, сомнений не было ни у кого.
19 августа, в праздник Преображения Господня, протоиерей Олег Китов вместе с прихожанами церкви (нас собралось двенадцать человек) повез икону в Дивеево.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — святое место не только для нашей страны, но и для всего Православного мира. Сюда принесли мы явленную икону. Послушница Наталья Огудина (в прошлом она работала в газете «Благовест»), несущая послушание в паломнической службе монастыря, повела всю нашу группу по монастырю, а потом в Свято-Троицкий храм.

Здесь покоятся мощи Преподобного Серафима, его личные вещи, а в правом приделе — икона «Умиление». Этот придел торжественного, величавого и в то же время теплого храма так и называется — придел иконы Божией Матери «Умиление». Здесь нас встретила игумения Сергия. Благословила поставить икону на аналой, назавтра днем отслужить молебен и приложить нашу икону к храмовой. Весть о том, что в монастырь прибыла явленная икона «Умиление» из Самары, разнеслась по обители. По монастырскому уставу ежевечерне монахини по Святой Канавке обходят монастырь. В этот вечер благочинная монастыря монахиня Екатерина шла впереди с нашей иконой, рядом шел отец Олег Китов. Пред явленной иконой «Умиление» монахини и инокини молились ночью. Молился с ними и отец Олег. Утром служилась Божественная литургия. Затем наступило главное событие нашего паломничества.

Облачившись в праздничное белое, вышитое серебряными нитями священническое одеяние, отец Олег начал молебен в приделе иконы Божией Матери «Умиление».

Сейчас на пересечении улиц Ново-Вокзальной и Ставропольской возводится храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». По благословению Владыки Сергия храм этот, построенный по древнерусским образцам из вековых сосен, будет иметь три придела: центральный — по названию храма, левый — во имя святого Преподобного Серафима Саровского, правый — во имя иконы Божией Матери «Умиление». По благословению Владыки Сергия в нем и будет находиться икона. Как святыню ее будут выносить на молебны и по церковным праздникам.

А еще в храме будут частички мощей и Преподобного Серафима, и всех святых дивеевских, в том числе и блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, дарованные для нового храма в эту нашу поездку. Привезена и земля из Дивеева со Святой Канавки — ею будет выстлана дорожка вокруг храма, по которой, как по Святой Канавке, будут совершаться и крестные ходы, и молитвенные шествия прихожан. Намечается чествовать явление иконы «Умиление» ежегодным Крестным ходом от Крестовоздвиженского храма к храму Архангела Михаила в Красном Яру, где будет находиться риза с изображением Марии Магдалины, которой была закрыта икона «Умиление».

На снимках:

Явленная икона Божией Матери «Умиление»;

Протоиерей Олег Китов и Алексей Солоницын с явленной иконой «Умиление» в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря пред соборной иконой «Умиление».

Алексей Солоницын
писатель
09.09.2005г.

http://www.kinel.ru/novosti/6562/
http://www.kinel.ru/novosti/6578/
https://blagovest.cofe.ru/Svyatyini/YAvlennaya-ikona

(229)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *