Церковно-археологический кабинет — крупнейший церковный музей в России

doc_26Сайт академического музея www.AcMus.ru Московской Духовной Академии (ЦАК МДА) создан для популяризации христианского искусства в среде интернет. В коллекции ЦАКа собрано множество работ великих мастеров. Церковное искусство представленное в иконах, живописи, облачениях, церковной утвари и многом другом является отражением веры и христианского учения. Задача музея — евангельская проповедь, миссионерство через искусство.


cak2

ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.

Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.

cak3

«Сохранять. Приумножать. Просвещать.»


svitok7В
оссоздание Церковно-археологического кабинета (который был создан в 1871 году, а после Октябрьской революции был полностью разграблен) связано с возрождением Московских Духовных школ и возвращением их в Троице-Сергиеву Лавру в 1948 г. В 1950 г. Святейший Патриарх Алексий I благословил организовать Церковно-археологический кабинет иеромонаха Сергия (Голубцова).

Над возрождением ЦАКа в течение 20 лет трудился его заведующий, профессор МДА, протоиерей Алексий Остапов. При нём была сформирована основная часть коллекции, куда вошли многочисленные дары Святейшего Патриарха Алексия I, а также пожертвования известных иерархов, священнослужителей и простых мирян Русской Православной Церкви.

В настоящее время экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Церковно-археологический кабинет, являясь с момента своего воссоздания единственным негосударственным музеем, с самого начала вел активную общественно-просветительскую деятельность.

Уже в 1957 году ЦАК включен в программу посещений участников Всемирного фестиваля молодежи.

С этого момента академический музей получает широкую международную известность. Многие иностранцы, посещающие Россию, будь то простые туристы или официальные лица, стараются ознакомиться с собранием Кабинета.

С деятельностью Церковно-археологического кабинета связаны активизация и рост научных работ в Академии по искусствоведческой тематике.

Проведение встреч с учащимися, частая организация сменных тематических выставок, написание научных докладов, статей, курсовых сочинений и кандидатских диссертаций по церковно-археологической тематике – все это достаточно быстро поставило ЦАК в средоточие академической жизни. С конца 50-х годов началось периодическое издание сборников «Материалы ЦАКа», ставшее впоследствии регулярным.

ЦАК привлекал посетителей не только разнообразием экспонатов. В нем устраивались многочисленные выставки, к которым готовились специальные доклады. Нередко посетители охотно устраивали небольшие концерты, с особенной радостью это делали детские коллективы, впервые посещавшие музей.

Возможность проведения подобных и нижеизложенных мероприятий обусловлена тем, что в ЦАКе располагается актовый зал, который на данный момент является малым залом наряду с большим, в котором проходят особенно многолюдные мероприятия.

В ЦАКе проходили вечера, посвященные творчеству классиков русской литературы: А. С. Пушкину, Ф. М. Достоевскому, А. Н. Некрасову, А. К. Толстому и многим другим.

Одним из самых знаменательных был традиционный ежегодный вечер, посвященный памяти митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867). Его память благоговейно чтил Святейший Патриарх Алексий I. Он всегда лично посещал эти торжества, которые прочно вошли в жизнь Московских Духовных Школ.

Устраивались в ЦАКе и вечера отдыха, на которых учащиеся могли не только отдохнуть, но и прочитать стихи и послушать музыкальные произведения, исполняемые на фортепиано, скрипке, виолончели или других музыкальных инструментах. Все это развивало кругозор студентов и прививало в них любовь к истинному искусству.

К числу традиционных мероприятий в ЦАКе относились и рождественские елки для детей.

На Масленице в малом актовом зале в ЦАКе проходили вечера «вопросов и ответов», на которых обсуждались различные, самые актуальные на текущий момент проблемы.

Организаторы этих встреч стремились помочь всем, кто посещал ЦАК, пережить радость от общения друг с другом и встречи с прекрасным.

Малый актовый зал, расположенный в музее, также служит местом проведения научных конференций, лекций, защиты диссертаций и заседаний профессорско-преподавательского состава Академии.

В конце 50-х годов, в связи с восстановлением Церковно-археологического кабинета при Московской Духовной Академии и необходимостью воссоздания во множестве поступающих в него экспонатов, была создана художественно-реставрационная мастерская.

У истоков деятельности мастерской стояли старейшие сотрудники ЦАКа — монахиня Иулиания (Соколова) († 1981) и Е. С. Чуракова († 2007) — художник-реставратор высшей категории.

Некоторые реставраторы ЦАКа прошли стажировку во Всероссийском художественно-научном центре имени академика И. Э. Грабаря.

За время существования реставрационной мастерской ее специалистами восстановлено множество памятников церковного искусства и культуры, которые ныне находятся не только в Церковно-археологическом кабинете, но и в различных музейных собраниях, действующих храмах и монастырях Русской Православной Церкви.

После пожара 1986 года художники-реставраторы ЦАКа трудились над воссозданием интерьера Покровского академического храма. Была проделана огромная по масштабу и высокая по качеству работа, в процессе которой от копоти были расчищены иконостас и настенные росписи.

Художественно-реставрационная мастерская ЦАКа своей деятельностью не только обеспечивает необходимый уровень сохранности самых разных памятников искусства, но и создаёт новые иконографические образы. Кроме того, плодом её деятельности являются многие отдельные творческие работы.

Уже с самого дня своего основания Церковно-археологический кабинет стал фактически единственным церковным музеем в нашей стране, каковым он и оставался в течение многих лет. Люди, приходившие в ЦАК, знакомились с образцами церковного искусства и во многом по-новому открывали для себя истоки нравственности и культуры Православной Руси.

Имеющиеся в коллекции музея раритеты, постоянное пополнение музейного собрания, регулярные тематические выставки обусловили неуклонно, год от года, растущий интерес к Церковно-археологическому кабинету со стороны как отдельных лиц, так и делегаций самого различного ранга. Об это красноречиво свидетельствуют цифры: если в 1952-1953 учебном году ЦАК посетило всего 9 групп (общее количество посетителей — 129 человек), то в 1969-1970 учебном году уже 290 групп при общем количестве посетителей 3921 человек.

Наряду с количественными показателями посещаемости музея, в указанный период также росло и широкое общественное значение ЦАКа, особенно после включения его в число экскурсионных объектов во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

В 1990-е годы значительно ускорились процессы, направленные на возрождение церковной жизни в России. Не остался в стороне и Церковно-археологический кабинет. В связи с массовым увеличением числа православных общин, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 1 апреля 1996 года в запасниках ЦАКа работала специальная комиссия, в результате деятельности которой было отобрано 460 икон для их последующей передачи новооткрытым храмам и монастырям. ЦАК осуществляет помощь также церковным музеям, открывающимся в других епархиях (например, в Санкт-Петербурге и Новосибирске).

Налаживается плодотворное сотрудничество и с целым рядом светских музейных структур: ЦМиАР, ГММК, ГИМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, РГБ, ГосНИИР и др. Наиболее тесные контакты установлены с сотрудниками Центрального Музея имени преподобного Андрея Рублева, которые помогали составлять профессиональные каталожные описания и осуществлять научную систематизацию коллекции ЦАКа.

За 60 лет с момента возрождения ЦАКа, музей достиг поистине мирового уровня. Его посетителями были не только Первоиерархи Православных Поместных Церквей и различные церковные делегации, но также главы отдельных государств и высокопоставленные официальные лица самых разных стран мира. С 1992 года ведется книга почетных гостей в которой они оставляют свои отзывы о посещении музея.

С 1997 года осуществлялся ремонт некоторых помещений и обновлялась экспозиция.

В 2000 году ЦАК встречает свой 50-ти летний юбилей со дня возрождения, будучи крупным церковно-художественным и историческим музеем. К этому времени экспозиция насчитывает более 5 000 предметов.

В 2008 году установлена система видеонаблюдения и пожарно-охранная сигнализация.

25 ноября 2010 года Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии отметил своё 130-летие со дня указа Святейшего Синода об учреждении Церковно-археологического музея при МДА.

В наши дни ЦАК ежегодно принимает свыше 1200 групп и около 30 тысяч посетителей из более чем 50 стран мира. Данная статистика является ярким показателем необычайно возросшего значения ЦАКа как в культурно-просветительской, так и миссионерской деятельности РПЦ.

Несмотря на то, что музей существует на правах частной коллекции, его значение, бесспорно, переросло рамки Московской Духовной Академии, в результате чего он стал подлинно общецерковным достоянием.

Но Церковно-археологический кабинет служит, кроме всего прочего, и учебно-практическим нуждам самой Академии. Он, именно как Кабинет, относится к кафедре Церковной археологии, в нем студенты имеют возможность непосредственно ознакомиться с древними литургическими памятниками и образцами церковного искусства.

Экспонаты музея также используются для практических занятий учащимися Иконописной школы. Коллекция древних икон ЦАКа представляет для студентов-иконописцев особенный интерес.

В настоящее время в музее осуществляется научный проект по созданию базы данных музейного собрания, повышается профессиональный уровень проведения экскурсий, ведется научная работа, делаются доклады, регулярно проводятся выставки.

В 2012 году в ЦАКе началась работа по инвентаризации всех экспонатов. Осенью 2012 г. при финансовой поддержке ФП «МЕТА» и технической поддержке «ИТЕРАНЕТ» в музее был установлен сервер для создания единой электронной базы данных музейных предметов. В декабре было проведено обучение сотрудников музея работе в программе КАМИС, с помощью которой создается такая база данных. Для ЦАКа была индивидуально разработана специальная модификация этой программы с учетом особенностей нашего музея.

12 июля 2013 г. в Международный день фотографа в ЦАКе МДА открылся новый выставочный зал «Миссия Церкви через объектив фотоаппарата», посвященный искусству фотографии и фотоснимкам из церковной жизни.

28 февраля 2014 г. на встрече с учредителями ФП «МЕТА» был представлен сайт www.acmus.ru и отчет о ходе заполнения базы данных КАМИС, в которую внесено более 8000 единиц хранения.

(Информация на сайте Церковно-Археологического Кабинета)


3d-panorama2

 

Виртуальный тур по музею:


video_pravОб истории Церковно-археологического кабинета МДА



documents5Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.
Телефон: +7 496 541-55-01
Электронная почта: cakmpda@yandex.ru
Официальный сайт: www.acmus.ru


Documents_Library33

Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно здесь.


Источник: http://acmus.ru/

(396)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *