Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

Воскресное всенощное бдение.
Память преподобного Андрея Рублева

Завтра Святая Церковь чтит память новопрославленного святого преподобного Андрея Рублева, который жил в пятнадцатом веке, следовательно, свыше пятисот лет тому назад, и при жизни почитался как выдающийся иконописец. О нем есть упоминания и в летописях, правда очень скупые и краткие. Неизвестно, откуда он родом, как он жил, как подвизался, как молился, – почти ничего неизвестно кроме того, что он был учеником преподобного Сергия и по его благословению написал «Троицу».

Можно спросить: а на каком основании он канонизирован как святой? Дело в том, что примерно через восемьдесят-сто лет после покрытия олифой икона чернеет и изображение на ней перестает быть видно. Поэтому когда иконы, которые написал Андрей Рублев, потемнели, эти доски стали использовать для написания других икон, и память о его живописи исчезла из Церкви. Андрей Рублев был вновь открыт в двадцатом веке, когда его иконы расчистили. Расчистили – и ахнули: кто же мог создать такую красоту? Бросились к летописям и увидели, что в эти времена творил такой иконописец, ученик преподобного Сергия. И стало совершенно очевидно, что эти иконы могли быть созданы только им. Поэтому Андрей Рублев явился в двадцатом веке как бы заново. На каком же основании Церковь заключает о его святости? Это зиждется на одном-единственном аргументе, но это аргумент такой силы, против которого сказать уже ничего нельзя: за него говорят его иконы. Такую красоту мог создать только святой человек. И после того, как он написал свои иконы, было даже специальное Соборное постановление, чтобы писать только как Андрей Рублев. Хотя сам он отступал от канонов, существовавших в то время, но то, что он написал, стало каноном, то есть в переводе с греческого – правилом. Читать далее Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева

(138)

Протоиерей Вячеслав Резников: О семени и о закваске

Протоиерей Вячеслав Резников

О семени и о закваске

Мф.13:31–36

1Кор.2:9–3:8

Желая дать понятие о Царствии Небесном, открыть «сокровенное от создания мира», Господь рассказал несколько притч. Сначала Он показал, что разной бывает земля, в которую Сеятель бросает семя. Потом, – что разного рода семена могут падать в эту землю. А теперь – о необычайной силе семени Царствия Небесного.

Оно «подобно зерну горчичному, которое» «меньше всех семян». Среди всего множества земных дел, необходимых и важных, какими пустыми и незначительными могут показаться разговоры о том, что невидимо, что еще не наступило, о том, что нельзя вот так просто взять, пощупать, и показать! Кто будет сеять семя, плодов которого еще не пробовал? «Душевный» человек вообще «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». А сеятели нивы Христовой, проповедники Царствия, как раз возвещают «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого». Они свидетельствуют, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Но вот человек все же, несмотря ни на что и ни на кого, вопреки всей земной мудрости, взял и поверил, взял и посеял на своем поле это семя. И не посрамился. Оказывается, правду говорили, что оно, «когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

Читать далее Протоиерей Вячеслав Резников: О семени и о закваске

(83)

Митрополит Филипп: «Бога ради, живите любовно»

Дмитрий Володихин


Митрополит Филипп, управлявший Русской церковью на протяжении всего двух лет, почитается ею, как один из главных святых. Он был гениальным организатором и молитвенником, — в нем две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и Иосифа Волоцкого — соединялись без конфликта. Во времена, когда правда Божия попиралась, творилась ложь и Церковь должна была ее обличать, он стал голосом Церкви и ее мучеником.

Митрополит Филипп: «Бога ради, живите любовно»

Митрополит Филипп, управлявший Русской церковью на протяжении всего двух лет, почитается ею, как один из главных святых, просиявших в нашей земле. Мало в церковной истории архиереев, проявлявших нравственную стойкость и веру столь же твердые, как во времена гонений на ранних христиан. Митрополиту Филиппу удалось показать подобный пример. Не только Церковь, но и православный народ России хорошо знает и чтит святого Филиппа. О нем выходят книги, образ его разрабатывают кинематографисты, во имя него освящаются новые храмы, а по Белому морю ходит корабль «Святитель Филипп»…

Будущий архиерей родился в 1507 году, в семье старинных московских бояр Колычевых. Ему дало было имя Федор. Детство и юность он провел в достатке, ведь Колычевы относились к числу самых богатых и влиятельных родов России. По всей видимости, еще в миру будущий митрополит стал человеком «книжным», обрел вкус к учености.

Увидев, как в смутное время, когда на престоле оказался младенец, служилая аристократия принялась «толкаться локтями», жестоко борясь за чины и доходы, он отвратился от придворной службы. Уйдя из дома ради иночества, он пешком отправился на север без денег и припасов, а по дороге добывал пропитание, нанявшись пасти крестьянское стадо. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа.
Читать далее Митрополит Филипп: «Бога ради, живите любовно»

(36)

Святитель Филипп, митрополит Московский

Свт. Филипп (1507-1569), в миру Феодор Колычев, происходил из знатного боярского рода. Оставив придворную карьеру, принял постриг в Соловецком монастыре, где прошел путь от простого инока до игумена, значительно укрепив духовную и хозяйственную жизнь обители. В 1566 г. по настоянию Ивана Грозного стал митрополитом Московским, но вскоре открыто выступил против опричнины, обличая жестокости царя. После отказа благословить казни был осуждён церковным судом по ложным обвинениям, лишён сана и заточён в Тверском Отрочем монастыре, где принял мученическую смерть от руки Малюты Скуратова в 1569 г. Позже его мощи были перенесены в Соловецкую обитель (1591) и оттуда – в Москву (1652).


Дни памяти: 9 января31 мая (Перенесение мощей)3 июля5 октября (Моск. Свт.)


Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, «муж просвещенный и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофии, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.

В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: «Никто не может работать двум господам» (Мф.6:24), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери «Хлебенный», чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
Читать далее Святитель Филипп, митрополит Московский

(320)