

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова
Воскресное всенощное бдение.
Память преподобного Андрея Рублева

Завтра Святая Церковь чтит память новопрославленного святого преподобного Андрея Рублева, который жил в пятнадцатом веке, следовательно, свыше пятисот лет тому назад, и при жизни почитался как выдающийся иконописец. О нем есть упоминания и в летописях, правда очень скупые и краткие. Неизвестно, откуда он родом, как он жил, как подвизался, как молился, – почти ничего неизвестно кроме того, что он был учеником преподобного Сергия и по его благословению написал «Троицу».
Можно спросить: а на каком основании он канонизирован как святой? Дело в том, что примерно через восемьдесят-сто лет после покрытия олифой икона чернеет и изображение на ней перестает быть видно. Поэтому когда иконы, которые написал Андрей Рублев, потемнели, эти доски стали использовать для написания других икон, и память о его живописи исчезла из Церкви. Андрей Рублев был вновь открыт в двадцатом веке, когда его иконы расчистили. Расчистили – и ахнули: кто же мог создать такую красоту? Бросились к летописям и увидели, что в эти времена творил такой иконописец, ученик преподобного Сергия. И стало совершенно очевидно, что эти иконы могли быть созданы только им. Поэтому Андрей Рублев явился в двадцатом веке как бы заново. На каком же основании Церковь заключает о его святости? Это зиждется на одном-единственном аргументе, но это аргумент такой силы, против которого сказать уже ничего нельзя: за него говорят его иконы. Такую красоту мог создать только святой человек. И после того, как он написал свои иконы, было даже специальное Соборное постановление, чтобы писать только как Андрей Рублев. Хотя сам он отступал от канонов, существовавших в то время, но то, что он написал, стало каноном, то есть в переводе с греческого – правилом. Читать далее Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева
(138)



Свт. Филипп (1507-1569), в миру Феодор Колычев, происходил из знатного боярского рода. Оставив придворную карьеру, принял постриг в Соловецком монастыре, где прошел путь от простого инока до игумена, значительно укрепив духовную и хозяйственную жизнь обители. В 1566 г. по настоянию Ивана Грозного стал митрополитом Московским, но вскоре открыто выступил против опричнины, обличая жестокости царя. После отказа благословить казни был осуждён церковным судом по ложным обвинениям, лишён сана и заточён в Тверском Отрочем монастыре, где принял мученическую смерть от руки Малюты Скуратова в 1569 г. Позже его мощи были перенесены в Соловецкую обитель (1591) и оттуда – в Москву (1652).
