После исповеди не чувствую облегчения. Значит ли это, что исповедь недействительна?

Вопрос священнику: После исповеди не чувствую облегчения. Значит ли это, что исповедь недействительна?

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.


Начнем со второй части вопроса. Понятие действительности того или иного Таинства, а Исповедь, как мы знаем, это одно из Таинств Православной Церкви, выражает собой объективную сторону Таинства. Таинство признается действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать. Если же преподавания благодати по тем или иным причинам не происходит, то в таком случае священнодействие признается недействительным.

Таким образом, для того, чтобы Таинство могло считаться действительным, к нему предъявляются определенные требования как со стороны совершителя Таинства, так и со стороны способа его совершения.

Другими словами, для того, чтобы Таинство было действительным, должно быть соблюдено три основных требования:

во-первых, Таинство должно быть совершено правильно рукоположенным (каноническим) священнослужителем;

во-вторых, для совершения Таинства должно быть употреблено определенное вещество и видимый знак («правильность» со стороны материи Таинства);

в-третьих, должны быть правильно произнесены совершительные слова Таинства («правильность» со стороны формы Таинства).

Вышеназванные условия являются необходимыми, но не исчерпывающими. Таинство не есть некая самостоятельная реальность, Таинство – это одно из проявлений жизни Церкви, и только Церковь может вынести окончательное суждение относительно его действительности.

Разобравшись с понятием действительности Таинства, перейдем к первой части вопроса: почему человек после Исповеди не чувствует облегчения?

Исповедь – дело индивидуальное, и каждый его переживает по-своему. Кто-то ощущает облегчение, а кто-то такого чувства не испытывает. Но это еще не признак того, что Таинство не совершилось. Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем замечает: кому полезна радость, тому Бог дает радость, а кому полезна печаль – тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что наше покаяние должно стать более серьезным, а значит и более серьезным должно стать и испытание наших отношений с другими людьми. При этом нам нужно помнить, что главное в покаянии как процессе очищения человека – это не то состояние, которое ожидает нас после Исповеди, а то, что оно должно быть искренним и сердечным.


Источник: https://pravlife.org/ru/content/posle-ispovedi-ne-chuvstvuyu-oblegcheniya-znachit-li-eto-chto-ispoved-nedeystvitelna

(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *