Вопрос священнику: После исповеди не чувствую облегчения. Значит ли это, что исповедь недействительна?
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
Начнем со второй части вопроса. Понятие действительности того или иного Таинства, а Исповедь, как мы знаем, это одно из Таинств Православной Церкви, выражает собой объективную сторону Таинства. Таинство признается действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать. Если же преподавания благодати по тем или иным причинам не происходит, то в таком случае священнодействие признается недействительным.
Таким образом, для того, чтобы Таинство могло считаться действительным, к нему предъявляются определенные требования как со стороны совершителя Таинства, так и со стороны способа его совершения.
Другими словами, для того, чтобы Таинство было действительным, должно быть соблюдено три основных требования:
во-первых, Таинство должно быть совершено правильно рукоположенным (каноническим) священнослужителем;
во-вторых, для совершения Таинства должно быть употреблено определенное вещество и видимый знак («правильность» со стороны материи Таинства);
в-третьих, должны быть правильно произнесены совершительные слова Таинства («правильность» со стороны формы Таинства).
Вышеназванные условия являются необходимыми, но не исчерпывающими. Таинство не есть некая самостоятельная реальность, Таинство – это одно из проявлений жизни Церкви, и только Церковь может вынести окончательное суждение относительно его действительности.
Разобравшись с понятием действительности Таинства, перейдем к первой части вопроса: почему человек после Исповеди не чувствует облегчения?
Исповедь – дело индивидуальное, и каждый его переживает по-своему. Кто-то ощущает облегчение, а кто-то такого чувства не испытывает. Но это еще не признак того, что Таинство не совершилось. Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем замечает: кому полезна радость, тому Бог дает радость, а кому полезна печаль – тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что наше покаяние должно стать более серьезным, а значит и более серьезным должно стать и испытание наших отношений с другими людьми. При этом нам нужно помнить, что главное в покаянии как процессе очищения человека – это не то состояние, которое ожидает нас после Исповеди, а то, что оно должно быть искренним и сердечным.
(35)