Чем солея отличается от амвона?

Вопрос священнику: Чем солея отличается от амвона?

Отвечает протоиерей Андрей Чиженко.


Солея относится к амвону так, как общее к частному. Т. е. амвон – часть солеи. Но это если очень коротко. Вопрос, конечно, гораздо глубже, ведь храмовая архитектура и интерьер не случайные вещи, но композиционные и органичные части церковного богослужения.

Мне думается, синонимом слову «святыня» могут стать слова «отделенный» и «возвышенный». Ведь святыня – это нечто Божественное, отделенное от материального мира и то, что принадлежит горнему духовному миру – Царствию Небесному.

Поэтому Церковь в своем храмовом богослужении стремится отделить человека от мирской суеты, от забот, тревог и того, что святые отцы называли юдолью.

Вступая в храм, человек словно бы вступает в новую иную реальность – в Небо на земле. Им и есть Церковь, и каждый конкретно Ее храм.

Сам храм еще по ветхозаветной традиции, которая дана Самим Богом святому пророку Моисею на горе Синай, делится на три части. В храмах новозаветной Церкви – это притвор, средняя часть храма и алтарь.

Конечно, духовный центр храма – алтарь. И в первую очередь Престол Божий и жертвенник. Сам алтарь символизирует собой в храмовой архитектуре духовное Небо, откуда Святая Троица ниспосылает Свою благодать в мир – на нас.

Слово «алтарь» переводится с латинского языка как «возвышенное место, возвышение, или возвышенный жертвенник». Т. е. в чисто визуальном смысле это некое возвышенное отделенное от остального мира место, где происходит в богослужении самая святая ее часть. В православном смысле: совершается Евхаристия, благодарственная жертва, когда благодать Святого Духа пресуществляет хлеб, вино и воду в Тело и Кровь Христовы.

Чтобы отделить алтарь от остальной части храма и возвысить его, как правило (по Уставу), в восточной части храма строится солея. Само слово в переводе с греческого обозначает «ровное место, основание, пол». Это действительно ровная возвышенная площадка, которая отделяется от средней части храма двумя-тремя ступенями, символизирующими собой лестницу в Небо, приснившуюся святому патриарху Иакову (см. Быт. 28:10–15). По ней восходили и снисходили Ангелы, и Сам Господь стоял на ней.

Довольно часто на краю солеи строят низкий решетчатый металлический узорчатый заборчик, за которым находится на солее свободное пространство. Оно используется в определенных моментах богослужения. Это пространство в церковном обиходе получило название «солея», в церковнослужебной практике часто говорят «выходим на солею». Хотя, в принципе, солея – это всё возвышение, на котором стоит алтарь. За данным пространством стоит иконостас, отделяющий визуально среднюю часть храма от алтаря. Это, как правило, высокая перегородка, в которую определенным образом вставлены много икон. Поэтому само слово «иконостас» переводится как «образ и место». Т. е. место для образов, икон. В храмовом богослужении иконостас символизирует собой духовное Небо – Царствие Небесное, где пребывают Господь, Пресвятая Богородица, Ангелы и святые.

В иконостасе есть три двери. Центральная называется Царскими вратами. Она открывается в наиболее торжественные моменты богослужения. Через нее могут проходить только священнослужители. Левые (северные) и правые (южные) двери служат для вхождения в алтарь священно- и церковнослужителей.

Самые священные предметы алтаря – это престол, который стоит по его центру, и жертвенник, размещенный, как правило, у левой стены алтаря. Жертвенник служит для того, чтобы приготовить определенным образом вещество для Таинства Евхаристии (хлеб, воду и вино) перед Литургией.

А на престоле, соответственно, совершается сама благодарственная жертва: Бог посредством священника пресуществляет хлеб, вино и воду в Тело и Кровь Христовы.

Амвоном же называется та часть солеи, которая находится напротив Царских врат и выпуклым выступом словно бы выдвигается в глубь средней части храма. Само слово «амвон» обозначает «выпуклость, возвышение, край горы». На амвоне совершаются определенные части богослужения. К примеру, с амвона читается Евангелие, священник говорит проповедь.

По мысли святителя Симеона Солунского, алтарь – это гробница, Гроб Господень, а амвон – отваленный силою Божией от этой гробницы камень, на котором сидел Ангел и возвещал мироносицам, а с ними и всему миру о том, что Христос Воскрес (Мф. 28:1–8).

Также я слышал, что амвон еще называют краем неба. В сущности, если вдаваться в этимологию слова «амвон» – «край горы, чего-то высокого» и символики алтаря, как духовного неба, то это так и есть.

Находясь в храме, на богослужении, мы одновременно уподобляемся святым апостолам и женам-мироносицам, которые припадают к алтарю-гробу и видят, и слышат, и наслаждаются велией и радостной животворящей тайной о Воскресении Христовом и воскресении в Нем всех нас. И в то же время восходим по лестнице святого Иакова вслед за Ангелами на край Неба и в само духовное Небо – в Царствие Небесное – к Возлюбленному Отцу нашему Богу, Который ждет нас.  И вратами туда есть Церковь и спасительное православное богослужение. Возлюбим же его!


Источник: https://pravlife.org/ru/content/chem-soleya-otlichaetsya-ot-amvona

(132)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *