Мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София (подборка материалов)


День памятиСентябрь 17

razd001

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

razd001

Молитвы

untitled09

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Перевод: Торжествует Церковь первенцев (Евр.12:23), и радуется, принимая матерь, радующуюся о детях своих. Одноименная с мудростью (София от греч. σοφία мудрость) она родила троих детей, по числу трех богословских добродетелей (вера, надежда и любовь — 1Кор.13:12). Их вместе с мудрыми девами (Мф.25:1-13) она видит обрученными Жениху Богу Слову, с ней и мы духовно радуемся о памяти их, говоря: «Троицы защитники, Вера, Любовь и Надежда, в вере, любви и надежде укрепляйте нас».
Кондак мучениц
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Перевод: Почитаемой Софии (от греч. σοφία мудрость) вы стали священнейшими потомками, Вера, Надежда и Любовь, вы обуздали эллинскую мудрость благодатью и, пострадав, стали носителями победы, венцом нетленным от Владыки всех Христа увенчавшись.
Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
razd001
Материалы на сайте Православие.Ru
b100x100a
Разгневанный император приказал раздеть девушку и нещадно бичевать. Затем ей отрезали сосцы, и из ран вместо крови потекло молоко. И другие мучения, которым подвергли Веру, не сломили ее, огражденную силой Божией. Святая София все это время поощряла дочь радостно принять смерть, соединяющую со Христом.
Насколько важно православному христианину открыто отстаивать свою веру и как это делать, рассказывают священники Артемий Владимиров и Олег Булычев, а также диакон Валерий Духанин.
Святитель Димитрий Ростовский
— Я христианка, — говорила София, — вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться. При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха — Сына Божия.
Патриарх Пимен (Извеков)
Протоиерей Александр Немчинов
Увы, человечество сильно постарело, это вполне очевидно. То, что в древности вызывало восторг – сегодня может вызвать разве что скепсис, что когда-то воспринималось благоговейно – сегодня приемлется равнодушно, порой откровенно цинично. Древний человек был несравненно более чутким к окружающему миру, стремился познать его. Сегодня же многим наш мир почему-то кажется уже давно изученным, неинтересным, и отношение к нему у большинства утилитарное. Познавая мир, древний человек каждому его явлению, предмету, действию давал определенное слово-символ, характеризующее его свойства. И поэтому для тех людей язык их общения был сплошь наполнен символами, имеющими непосредственную связь с предметом.
Анатолий Холодюк
Жители эльзасской деревни Эшо, расположенной на востоке Франции, уже привыкли к многочисленным православным паломникам, прибывающим в их католическую церковь во имя святого Трофима поклониться мощам мученицы Софии – матери дочерей Веры, Надежды и Любови. Некогда здесь же хранились и мощи самих славных дев, принявших мученический венец во славу Христа.
 Сайты храмов:

Проповеди на на сайте Азбука.Ru

sofia

Верим, надеемся, любим

Сен­тябрь бо­гат ка­лен­дар­ны­ми со­бы­ти­я­ми, а по­след­ний день – 30 сен­тяб­ря по но­во­му сти­лю – до­стой­ное его за­вер­ше­ние! Он из­ве­стен всем бла­го­да­ря па­мя­ти че­ты­рех рим­ля­нок, име­на ко­то­рых но­сят мил­ли­о­ны пред­ста­ви­тель­ниц луч­шей по­ло­ви­ны че­ло­ве­че­ства во всём ми­ре. Ис­то­рия этих хри­сти­ан­ских му­че­ниц – вдо­вы Со­фии и трех её до­че­рей: две­на­дца­ти­лет­ней Ве­ры, де­ся­ти­лет­ней На­деж­ды и де­вя­ти­лет­ней Лю­бо­ви – от­но­сит­ся ко вре­ме­ни им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138 гг.).

Пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, счи­тав­ших­ся «вра­га­ми на­ро­да», или «дис­си­ден­та­ми» (это из­на­чаль­но ре­ли­ги­оз­ный тер­мин!), толь­ко лишь за от­каз воз­да­вать по­че­сти ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам, в ко­то­рых се­рьез­но ма­ло кто ве­рил, бы­ло де­лом ру­тин­ным, и су­деб­ные ак­ты в боль­шин­стве слу­ча­ев не со­хра­ни­лись. Цер­ков­ные пи­са­те­ли фик­си­ро­ва­ли до­шед­шие до них крат­кие све­де­ния, ча­сто об­рас­тав­шие фан­та­сти­че­ски­ми по­дроб­но­стя­ми, из ко­то­рых сла­га­лись позд­нее «Жи­тия свя­тых».

За­по­до­зрен­ные в при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству, рим­ляне долж­ны бы­ли до­ка­зать свою ло­яль­ность в при­сут­ствии су­деб­ных вла­стей. Для это­го тре­бо­ва­лось лишь бро­сить несколь­ко зё­рен ла­да­на на ал­тарь обо­жеств­ляв­ше­го­ся им­пе­ра­то­ра и от­речь­ся от Хри­ста, хо­тя бы чи­сто «внешне», на сло­вах. Ни­кто не по­ку­шал­ся на внут­рен­нюю ве­ру че­ло­ве­ка, и ин­диф­фе­рент­ные рим­ляне, счи­тав­шие этот акт про­стой граж­дан­ской фор­маль­но­стью (как обя­за­тель­ное при­сут­ствие у нас рань­ше на парт­со­бра­нии, где мож­но бы­ло дре­мать или чи­тать кни­гу), не мог­ли по­нять при­чин от­ка­за, за ко­то­рым сле­до­ва­ли уве­ще­ва­ния, пыт­ки и смерть.

Од­ни­ми из та­ких «нера­зум­ных упря­миц» и бы­ли на­ши свя­тые. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет об их бес­страш­ном ис­по­ве­да­нии Иису­са Хри­ста пе­ред са­мим им­пе­ра­то­ром и по­сле­ду­ю­щих страш­ных му­че­ни­ях, ко­то­рым бы­ли под­верг­ну­ты толь­ко де­воч­ки. Их укла­ды­ва­ли на рас­ка­лён­ную же­лез­ную ре­шет­ку, по­ли­ва­ли ки­пя­щей смо­лой и би­ли пал­ка­ми, при­вя­зав к усе­ян­но­му ши­па­ми ко­ле­су. Му­чи­те­ли зна­ли, что со­хра­няв­шая внеш­нее спо­кой­ствие и обод­ряв­шая сво­их до­че­рей мать ис­пы­ты­ва­ла ещё бо­лее невы­но­си­мые стра­да­ния. На­ко­нец му­че­ни­цы, плоть ко­то­рых бук­валь­но рас­па­да­лась, бы­ли обез­глав­ле­ны.

Па­ла­чи да­же от­пу­сти­ли Со­фию на сво­бо­ду, поз­во­лив ей взять для по­гре­бе­ния те­ла до­че­рей. Про­ве­дя в скор­би три дня у их мо­ги­лы, она скон­ча­лась. Это про­изо­шло око­ло 137 го­да. Мо­щи свя­тых му­че­ниц со­хра­ни­лись, и в 777 го­ду па­па Рим­ский Адри­ан I пе­ре­дал их в Страс­бург (Эль­зас), где они по­ко­ят­ся в ка­мен­ной гроб­ни­це церк­ви аб­бат­ства Эшо.

Име­на свя­тых глу­бо­ко сим­во­лич­ны: Ве­ра, На­деж­да и Лю­бовь – это на­име­но­ва­ние трёх ос­нов­ных доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ства, ко­то­рым по­кро­ви­тель­ству­ет Со­фия, что зна­чит «Муд­рость». Они воз­во­дят че­ло­ве­ка из пле­на при­род­ной необ­хо­ди­мо­сти в цар­ство нрав­ствен­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной сво­бо­ды и при­от­кры­ва­ют ему за­ве­су веч­но­сти. В этом – глав­ное от­ли­чие че­ло­ве­ка от «бра­тьев его мень­ших».

«Лю­бовь ни­ко­гда не пе­ре­ста­ёт, хо­тя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся. …Те­перь мы ви­дим как бы сквозь туск­лое стек­ло, га­да­тель­но, то­гда же ли­цом к ли­цу… Те­перь же пре­бы­ва­ют эти три: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь; но большая из них – лю­бовь», – пи­шет апо­стол Па­вел в сво­ем зна­ме­ни­том «Гимне люб­ви» (1Кор.13 гл.). Поль­зу­ясь воз­мож­но­стью, хо­чу по­здра­вить с днем Ан­ге­ла всех, чьи зна­ме­на­тель­ные име­на за­став­ля­ют нас вспом­нить о его выс­шем пред­на­зна­че­нии и при­да­ют си­лы в борь­бе с жи­тей­ски­ми невзго­да­ми.


Лит.: Из­воль­ский С. Жизнь и стра­да­ния св. му­че­ниц Ве­ры, На­деж­ды, Люб­ви и ма­те­ри их Со­фии. Рас­сказ в сти­хах. М., 1867;

Де­ни­сов Л. (сост.). Жизнь и стра­да­ния св. му­че­ниц Ве­ры, На­деж­ды, Люб­ви и ма­те­ри их Со­фии. При­ло­же­ние: хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли ве­ра, на­деж­да, лю­бовь по уче­нию св. от­цов Церк­ви. М., 1914;

Дья­чен­ко Г., прот. Уро­ки и при­ме­ры хри­сти­ан­ской ве­ры, на­деж­ды и люб­ви (опыт ка­те­хи­зи­че­ской хре­сто­ма­тии). М., 1903.

Юрий Ру­бан,
канд ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Архим. Кирилл (Павлов). В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Прот. Виталий Боровой. О трех «богословских добродетелях» и путях познания Бога. Память св. мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Прот. Григорий Дьяченко. Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.
Свящ. Даниил Сысоев. День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Источники:

http://www.pravoslavie.ru/

https://azbyka.ru/

(487)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *