Иерей Андрей Гавриленко: Крест Божий и крест человеческий

раздник Креста связан с осенью. Это не случайность.

В природе нет уже силы жизни. Пришло время угасания. Старение, страдание, душевная непогода и нам кажутся угасанием. Где черпать силы? Ответ христианский, строгий и справедливый: «В Распятом Боге и в своем страдании. Через муки жизни мы прикасаемся к Его страстям, а значит и к Его радостям неизреченным». Крест поднимается – верные радуются.

Крест открывает глубину и ширину христианства – оно до глубин ада нисходит, чтоб поднять до славы небес. Крест – глубина жизни с Богом. К Нему нет иного пути, как через Крест.

Поэтому духоносные отцы и говорили: «Без креста – не увидите Христа».

Крест напоминание распятия, погребения и воскресения Христова, это радость Его победы. Пророки предсказывали Крест, Господь его понес, а апостолы прославили и возвестили «Не буду хвалиться ничем кроме креста Господа» (Гал. 6, 14).

Мы знаем силу Креста, с ним Божья сила. Она и есть сила крестная. Прогоняет мрачные мысли, умиротворяет сердце, просветляет ум. Изображающий с верою на себе крест явно это ощущает.

Крест это пересечение двух линий – горизонталь и вертикаль – Божественное и человеческое встретилось здесь, здесь Богочеловек страдает. Здесь Он грехи людей убил Божией силой и человеческим послушанием.

Крест – это место Любви. Отец любит Сына, но и Любит мир. Сын ради Любви к Отцу идёт на крест. На кресте встретилась любовь Отца к людям и послушание Сына Отцу, чтоб все человечество с этих пор было послушно Богу, как Сын Его Единородный. Послушание крестное – дар людям, через него свобода и благодать в мире.

На кресте Христос, искупительно обнял мир, чтоб показать любовь к нему. В невыносимых муках тут было даровано прощение всем.

Злоба в этих муках отсутствовала напрочь, тут уже не звучали обличения фарисеям, тут Христос умирал и за фарисейские грехи. С креста звучали слова «Прости им, ибо не ведают что творят» (Лк. 23, 34).

В словах Его «Боже Мой, Боже Мой, всякую Мя еси оставил» (Мф. 27, 46) вмещается вся книга Иова.

В словах обращенных к Богородице и любимому ученику «Се сын твой, се Мати твоя» (Ин. 19, 26) усыновление человечества Матери Божией.

В словах «Совершилось» (Ин. 19, 30) завершился шестоднев Бытия – все творение и человек воссозданы.

В Слове «Жажду» (Ин. 19, 28) весь Исход, вся жажда спасения человечества от рабства Египту греха, диавола, смерти.

Христос исполнение образа Иова, Христос продолжение творения, Христос освободитель, Христос Любовь неумирающая.

Все это со крестом и на кресте. Крест орудие добра для человечества. Крест победы знак. Отсюда предпасхальное песнопение Недели Ваи: «Победы знамение носяще, Тебе победителю смерти вопием: оссана в вышних благословен Грядый во Имя Господне».

Крест возвышается как маяк на горе. Крест освещает путь. Крест охраняет от пути погибели — на нем умер за нас Бог. Крест – «хранитель всея вселенныя».

Крест красив. Спасение всегда красиво. На нем совершилась красота спасения. «Крест красота Церкви». Церковь хвалится крестом. Да, правда ведь крестом хвалится только Единая, Святая, Соборная Церковь.

Крест непоколебимая твердыня. Бог Его на Себе понес. На него взошел и сделал его крепче адаманта. Он страдал и освятил муку, Он добровольно принял и омыл на нем грехи.

Крест напоминание о прощении, крест сила в болезни, крест укрепление расслабленных в борьбе. «Крест верным утверждение».

Листы бумаги делаются из дерева. Крест – это развернутый свиток, лист на котором подпись Кровью Господа, что рабы стали свободными. Красный – это цвет императоров.

Красив Христос на кресте?

Да, потому что Он побеждает уродство нашей жизни на нем.

Славный ли Христос на кресте?

Да, ибо Он возвращает человеку потерянное достоинство и славу.

Крест – оружие Христа через которое Он побеждает ад, смерть и грех.

В кресте нужно видеть победу и славу, а не орудие казни. Нам по заповеди Иисуса Господа необходимо взять свой крест и последовать за Ним (Мк.8:34).

Свт. Игнатий Брянчанинов дает несколько духовных советов, как нести свой крест следуя Христу.

1. Взять крест свой – значит великодушно переносить те насмешки и поношения, скорби и гонения, которыми мир осыпает последователя Христова.

2. Взять крест свой – значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество ради Евангелия при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас и с ожесточением воспротивятся нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову.

3. Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лестницею от земли к небу.

4. Взять крест свой – значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти… распять плоть… Распинается плоть постом, бдением, коленопреклонениями и другими телесными трудами, возлагаемыми на нее благоразумно и умеренно.

5. Что значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие. с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием. Это значит – довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием… к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению.

6. Последовать Христу – значит изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными.

Страдания Христа принесли нам жизнь вечную, но их необходимо принять. Апостол Павел желал, «чтоб страдания Христовы были во мне не тщетны», – т.е. необходимо трудиться, возделывать своё сердце. Плоды Креста усваиваются сердцами любящими Господа, соблюдающими Его животворные заповеди. Семена спасения действуют в нас только при таких условиях. Здесь действие Духа Божия, а Он как пугливая птица, улетает, когда чувствует злобу, видит непрощение, ссоры, ненависть, гнев, осуждение, сребролюбие, память зла…

Вспоминается Новозаветное выражение «со страхом совершайте своё спасение» (Фил. 2, 12), которое здесь обретает жизненное значение.

Вывод для нас один: нужно быть бдительным и избегать греха. Если ростки добродетелей поливать ядом греха, они засохнут на долгие годы или навсегда.

Взгляни на Крест и в слезах поймёшь, что любовь Божия все покрывает, все грехи Христос взял и взошел на Голгофу. И теперь призывает тебя следовать Ему, а не смерти греха. Крест новая закваска жизни. После креста можно страдать с надеждой.

Христос побеждает Крестом.

Иерей Андрей Гавриленко


Источник: https://pravlife.org/ru/content/krest-bozhiy-i-krest-chelovecheskiy

(66)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *