Святой пророк Моисей
(Уроки из его жизни: а) Промысл, Божий в жизни каждаго из нас; б) не будем увлекаться блестящим внешним положением, но служить единому Богу)
I.
Между всеми священными лицами времен до пришествия Христова замечательнейшее есть пророк и Боговидец Моисей, память коего совершается ныне. Он избавил народ еврейский от рабства, чудесно извел его из Египта, дал ему Богописанный закон и привел его к земле обетованной. Он первый священный и Богодухновенный бытописатель; его прославляла вся ветхозаветная церковь; на него почасту указывал Сам Спаситель наш Христос, и с ним беседовал на Фаворе. Послушаем же, братие, что повествует о нем святое бытописание.
Моисей родился в Египте в самое злополучное время, когда именно вышло повеление от египетских царей бросать всех рождающихся еврейских младенцев в реку Нил. Мать Моисея, по рождении его, скрытно держала у себя три месяца; наконец, предавшись в волю Божию, взяла камышевую корзинку, осмолила ее, положила в нее сына-младенца и опустила в воду в заливе реки Нила. Между тем оставила свою дочь, сестру Моисея, и велела ей издали наблюдать, что случится с младенцем. И вот, по смотрению Божию, идет дочь царя-фараона в то самое время и на то самое место, где плавала корзинка с младенцем. Увидев корзинку, царевна приказала служанкам своим взять ее и, вскрыв, увидела в ней младенца плачущаго, поняла, что этот младенец должен быть из детей еврейских, и по чувству сострадания решилась сохранить ему жизнь. Смотря на это, сестра Моисеева подходит к царевне и говорит ей: «не угодно ли, я призову кормилицу для воспитания этого младенца», и, получив позволение, приводит к ней свою мать. Таким образом Моисей избавился от смерти, возвратился в лоно собственной своей матери, и уже безопасно воскормлен ею и воспитан. Дивны судьбы Божии! Неизглаголанна премудрость, благость и сила Промыслителя мира!
Воспитанный отрок представлен был материю дочери фараоновой, которая усыновила его себе и оставила при дворе царском. В то время египтяне были на высокой степени просвещения, а потому и Моисей, как царедворец, научен был, по свидетельству апостола и первомученика Стефана, всей премудрости египетской (Деян. 7: 22). Несмотря на то, Моисей, пришел в совершенный возраст и видя бедственное положение своих собратий, душевно скорбел о них и готов был лучше разделять с ними горькую их участь, нежели оставаться в славной доле у царя язычника. Случилось однажды, что он увидел египтянина, который бил еврея, и в пылу ревности, заступаясь за собрата, убил его и скрыл в песке. Это однакож сделалось гласным и дошло до слуха самого царя-фараона. Моисей, сохраняя свою жизнь, должен был тайно оставить царский дом и бежать из Египта. Пришед в землю Мадиамскую, он остановился у одного благочестивого мужа Iофора, вступил в супружество с дочерию его, Сепфорою, и стал проживать у него, занимаясь паствою овец. В одно время, находясь со стадом своим близь горы Хорива, Моисей увидел купину (кустарник), которая казалась горящею, но не сгорала. В намерении узнать, что это такое, он подходит к месту, но вдруг удерживается голосом, повелевающим ему снять с ног сапоги, потому что место, на котором Он стоит, свято. И вслед за тем слышит воззвание: «Я Бог отца твоего, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль; вижу страдание людей Моих в Египте, слышу стоны и вопль их и хочу вывесть их из земли египетской в землю, кипящую млеком и медом. Ты же иди теперь, Я посылаю тебя в Египет к царю фараону, чтобы он отпустил народ Мой». Это говорил Сам Бог Израилев, явившийся Моисею в горящей купине. Моисей не раз отрекался от столь трудного для него поручения; но Бог вооружил его Своим вечным и всемогущим именем – Сый, сообщил ему Свою крепкую и высокую руку, и дал в помощь ему брата его, Аарона. Моисей, возвратясь в дом Иофора, взял жену свою и детей и отправился в Египет; на пути же, по устроению Божию, встретившись с братом своим, оба пришли к соотечественникам своим, сынам Израилевым, в Египет, и по объявлении им воли и милости Божией к ним, приняты были ими с честию и радостию. Так Моисей сделался великим избранником Божиим и вступил в чрезвычайное служение избавления израильтян от рабства египетскаго. Как совершилось это великое избавление, и какими сопровождалось обстоятельствами, мы не будем говорить об этом; а теперь скажем нечто в собственное назидание наше.
II.
а) Первее и замечательнее всего здесь представляется нам великий и чудный промысл Божий, спасающий погибающих. Израильтяне, конечно, и не воображали, что будет когда-нибудь конец их бедствию, и не могли ни откуда ожидать себе избавителя. Но что делает премудрый и всеблагий Бог? Он собственными Божественными очами взирает на тяжкие и мучительные труды израильтян, собственным Божественным слухом слушает вопль и стенание их – и вот, Сам приготовляет им избавителя, – Сам внушает матери Моисеевой скрывать, а потом вынести на реку младенца, Сам высылает к нему царевну, Сам влагает в нее сердобольное чувство и намерение спасти жизнь младенца, Сам возращает его на лоне матернем, и потом в дому царском, и наконец Сам является ему в земле Мадиамской при купине и посылает его в Египет спасти людей Своих. Так, по мудрому устроению Божию, царь фараон, погубляя младенцев еврейских, сам же сохранял жизнь Богоизбранного младенца и, стараясь навсегда удержать израильтян в порабощении, приготовил им собственно их избавителя. Кто же после сего будет не внимателен к таковым судьбам Божиим? Кто будет забывать, что всегда и во всем есть Промысл Божий, пекущийся о всех и устрояющий все на пользу нашу? Ежели посему и с нами случатся какие-либо беды и напасти, не должны ли мы веровать, что все, что ни делается с нами, делается по воле Божией, и что Господь не оставит во время благопотребно посетить нас Своим милосердием и избавить нас от тяготящих нас бед. Не должны ли мы, следовательно, благодушно переносить постигающия нас несчастия, возверзая печаль свою на Господа (Пс. 54: 23), предавать себя в святую волю Божию и с упованием ожидать помощи и заступления от Бога?
б) А чтобы быть нам достойными небесной помощи, будем всецело любить Бога, в Котораго веруем, и усердно служить Ему, не уклоняясь от водительства матери нашей церкви и от спасительных законоположений ея. Пусть будет нам на этот раз примером избавитель евреев, Моисей. Он жил не малое время при дворе царском, усыновлен дочерью царя египетскаго, воспитан и образован во всех науках и, как царедворец, находился на высоте земного величия и славы. Дорожил ли он всем этим? Пленялся ли он своим состоянием и считал ли себя счастливым в этой блестящей по-видимому доле? Он внешним только образом пребывал во дворе царя иноплеменника, а сердце его постоянно было обращено к Богу отцев своих; он взирал с болезнию сердца на братьев своих по вере и на страдания их, и внутренно разделял с ними горькую их участь. Так именно свидетельствует о Моисее апостол: Велик быв, говорит, отвержеся нарицатися сын дщере фараоновы, паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладост (Евр. 11: 24, 25). Так будем жить и мы в мире сем и, несмотря на его душевредныя правила и обычаи, служить единому нашему Богу и исполнять святую волю Его, в славу имени Его и во спасение душ наших.
III.
Богу нашему слава во веки веков. Аминь. (Сост. По кн. «Сеятель благочестия» протоиер. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).
(147)