Святой Анфимий Хиосский. Слова и поучения святого

Святой Анфимий Хиосский, в миру Аргирий Ваянос, родился 1 июля 1869 года в приходе святого Луки в городе Ливадия на острове Хиос. Он был младшим из троих детей бедных, но добродетельных родителей, Константина и Агерио. С детских лет Аргирий отличался святым дерзновением, благочестием, любовью к Христу и Церкви. Из-за тяжелого финансового положения своей семьи Аргирий смог окончить лишь начальную школу и вынужден был заниматься профессией сапожника, чтобы обеспечить себя самым необходимым.

23 августа 1889 года Аргирий посетил скит святых отцов Никиты, Иоанна и Иосифа на Овечьей горе (Проватео Орос), дабы подвизавшиеся там монахи-иконописцы отреставрировали семейную икону Богородицы-Помощницы, Которую Аргирий унаследовал от матери. “Я увидел этих блаженных отцов, и сердце мое разгорелось стремлением к монашеству”, – вспоминал святой, рассказывая о своем желании встать на путь монашества. Его наставником и духовником стал старец скита, монах Пахомий, направлявший также святого Нектария Эгинского. В 1898 году Аргирию было велено постоянно поселиться в скиту и постричься в малую схиму под именем Анфимий. Святостью своего жития он снискал всеобщее уважение и вскоре сделался настоятелем женского монастыря святого Константина, духовным наставником которого являлся старец Пахомий.

В результате нечеловеческой аскезы слабое здоровье Анфимия пошатнулось: ему необходимо было покинуть скит. Так, по распоряжению старца, Анфимий построил скромную одинокую келью в своих семейных владениях в Ливадии. Здесь святого одолевали бесовские нападки, но он противостоял им с верой в Бога, великим терпением и упованием на милость Богородицы-Помощницы. 25 июля 1909 года святой был пострижен игуменом Андроником в великую ангельскую схиму в ските святых отцов.

Великая добродетель святого запечатлелась в сознании хиосского народа, видевшего в нем своего духовного отца. Однако тогдашний митрополит Иероним противился этому под предлогом неграмотности старца Анфимия. Но Божественная воля открылась, когда родственник и крестный отец Анфимия, Стефан Диоматарис, пригласил святого в Адрамитио, где он прошел ускоренный курс обучения. Так, 7 ноября 1910 года Анфимий был рукоположен в диакона митрополитом Ефесским Иоакимом, а на следующий день – в пресвитера епископом Мирини Александром, приняв также сан архимандрита и духовного отца. Хиротония была совершена в храме святой Анны в Смирне и сопровождалась чудесными знаками Божественного благоволения. Во время хиротонии этого святого иерея случилось землетрясение, сверкали молнии, гремел гром, лил дождь. Лампады иконостаса качались в едином ритме, и одна из них даже упала на глазах у изумленных прихожан.

Когда святой прибыл на остров, народ увидел в нем своего ангела-утешителя. К несчастью, это событие вызвало зависть его сослужителей, в результате чего в 1911 году Анфимий возвращается на Афон. Здесь он еще глубже познал духовную, монашескую и киновиальную жизнь и, обновленный, возвратился на остров, где в 1912 году митрополит Иероним назначил его служащим священником в лепрозорий. Здесь святой имел возможность всецело предаться аскезе вдали от городского шума. Он ежедневно служил, молился и читал, разделял пищу с прокаженными, наставлял их, обращаясь с ними с великой любовью и заботой. Многие из них встали на путь истинный и даже постриглись в монахи. Самый известный из них – монах Никифор.

После Божественного откровения святой обрел икону Богородицы-Послушницы. Украсив икону золотом, святой сделал ее покровительницей и заступницей этого места. Помазание маслом от ее лампады и крестное знамение старца приносили исцеление сотням верующих. Когда в 1914 году жители Малой Азии были насильственно изгнаны турками, многие монахини этих святых мест нашли приют у старца Анфимия. Они стали первыми насельницами его будущего монастыря. Чудеса Богоматери-Помощницы подвигли его основать монастырь, сделав его пристанищем благодати Богородицы и домом для осиротевших монахинь. Богородица исцелила старца от неизлечимой болезни, а он, в знак благодарности, облачил Ее в серебро, как в белые одежды. Старец говорил, что Богородица была для него “прохладным, тенистым деревом”, в тени которого он отдыхал.

Борьба старца за основание монастыря принесла свои плоды, когда по его молитвам было найдено подходящее земельное владение в округе Франкомахала, ранее принадлежавшем туркам. В мясопустную неделю 19 февраля 1928 года было совершено освящение и основание монастыря. На следующий день начались восстановительные работы. Монахини помогали своими сбережениями, доходами от своих рукоделий, трудились лично, в то время как миряне оказывали финансовую поддержку и принимали участие в работах. Открытие нововоздвигнутого монастыря произошло 30 ноября 1930 года. Чудеса Богоматери и смирение старца привели в монастырь новых девушек, стремящихся посвятить себя Богу. Численность монахинь достигла 88 человек, а первой игуменией была назначена смиренная монахиня Евпраксия Глика (†1956). Монашеский постриг приняла и родная сестра старца Анфимия Каллиопа, в монашестве названная Каллиникой.

В непреодолимой духовной борьбе, лишениях и жертвах, в скорбях и испытаниях монастырь достиг своего расцвета в последующие годы, когда его игуменией стала рассудительная монахиня Марфа Петинаки (†1986). Старец Анфимий явился заботливым отцом монахов и мирян, снискав славу святого духовника. По молитвам старца, ежедневно служащего и работающего в монастыре, происходили бесчисленные чудесные знамения. Он приносил телесное исцеление всем болящим, посещавшим монастырь. Старец обладал практическими медицинскими знаниями, которые, в сочетании с его святой жизнью и чистой молитвой, каждый раз помогали добиться желаемого результата. Он повелел, чтобы после его смерти это служение взяла на себя его одаренная послушница, монахиня Вриэни Кондозоглу, бывшая игуменией монастыря в 1986-2005 гг. Этой терпеливой и деятельной монахине мы обязаны появлением 9 рукописных томов с поучениями преподобного отца Анфимия, изданными под названием “Хлеб жизни”, а также службы этому святому.

Старец Анфимий скончался в понедельник 15 февраля 1960 года в 6.35 утра. Обретение его честных мироточивых мощей было совершено 3 сентября 1965 года.

Чудеса, ежедневно творимые старцам, привели Церковь к необходимости его официальной канонизации, которая состоялась 14 августа 1992 года. 15 февраля 1993 года в монастыре была отслужена первая архиерейская Божественная литургия в его честь. А 16 августа 1993 состоялось торжественное открытие первого храма памяти святого Анфимия, воздвигнутого в его старой келье, располагавшейся на семейных угодьях неподалеку от церкви святого Луки в Ливадии на острове Хиос.

В годы своей земной жизни старец избавлял от душевной боли многих верующих, вселял в них надежду и радость, подавал здоровье, словно народный врачеватель, многим болящим, оказывал материальную поддержку бедным, многодетным, чужеземцам, беженцам и прокаженным. И отныне, предстоя престолу великого Бога, ходатайствует о прошениях всех, с верою поклоняющихся его мощам и призывающих его чудесное предстательство. В монастыре происходят духовные перерождения, семьи укрепляются, молодые встают на путь жизни во Христе, больные исцеляются, бесноватые очищаются, здоровые чада рождаются в некогда бесплодных семьях после вкушения листьев от священного лаврового куста, посаженного здесь в память о святом и носящего имя Анфимий или Анфимия.

Благодать святого простирается, по выражению одной из монахинь, “от востока до запада”: старец стал известен по всему грекоязычному миру. С великим благоговением список святой иконы Богородицы Помощницы и частица мощей святого Анфимия хранятся в храме университетской больницы в Патрах. Недавно его посетила паломническая группа из Румынии, в результате чего православный народ этой страны познакомился с Богоматерью Помощницей и святым Анфимием.

Архимандрит Димитриос Каввадиас

Из многочисленных слов и поучений святого старца Анфимия мы приводим здесь его наиболее яркие высказывания.

Исповедь – это второе крещение. Приняв крещение, человек очищается. Истинная же исповедь заново крестит его душу. Рука духовника, положенная на голову человека, передает ему Божественную благодать, дабы просветить его, освятить, поддержать и укрепить.

Никогда не следуйте своей воле, братья мои, иначе никогда не достигнете совершенства.

Молитва есть отражение души. Подобно тому как в зеркале человек видит свой образ, так и в молитве, если она горяча и искренна, открывается наша внутренняя сущность. Кто ты – покажет твоя молитва.

Благие дела не принесут пользы, если не совершаются из добрых побуждений. Если на работы ты ходишь из страха, послушен кому-либо из стыда, молчишь из гнева и гордости, исполняешь послушание с ропотом, а не с радостью, на богослужения ходишь с неохотой и нерадивостью, то все эти добродетели, творимые без удовольствия и доброго расположения, оказываются выброшенными в мусорную корзину.

Не существует худших злодеяний, чем гнев, непослушание, гордость, ревность, осуждение и ненависть. Эти страсти оскверняют душу, помрачают ум, сводят на нет таланты и добродетели человека, изгоняют благодать Божью.

Тайно в глубине своего сердца повторяйте: “О, горе мне, грешному”. Дьявол, слыша эти слова, убегает. Он поселяется лишь там, где царят гордость, тщеславие, угодничество, ненависть, зависть, зло и лукавство.

Нас спасают слезы покаяния. Пролитые слезы покаяния зачтутся тебе как мученическая кровь.

Наши бесконечные “почему” и “я” – вот в чем наша погибель.

Чтобы обрести благодать Святого Духа требуется терпение, труд и борьба. Не следует считать, что отдых, радость, вкусная пища и красивая одежда помогут нам получить благодать Божью.

Я, несчастный, уже 65 лет пытаюсь найти Христа, соединиться с ним, но не могу. Уже сорок лет, как я священник, но никогда, ни единого раза я не служил достойно. Никогда в моем сердце не сияла святая радость и, надеюсь, что, быть может, вы сподобитесь стяжать свет благодати Христовой в своем сердце.

Любовь духовного отца гораздо выше любви отца плотского. Ибо часто плотский отец может привести свое чадо в ад, в то время отец духовный помогает тебе достигнуть вечной жизни.

Чтобы Святой Дух поселился в нас, мы должны сначала очистить свое сердце смирением.

Если послушание не идет рука об руку со смирением, человек не исправляется.

Всем тем, что добровольно претерпел, Христос явил нам пример молчания, терпения, стойкости и любви. Лучшая добродетель – умение молчать.

Охраняй свои уста, глаза и уши, дабы сатана не искушал тебя.

Мы, монахи, должны стремиться к трем вещам: быть глухими, слепыми и немыми. В этом и заключается дело монаха. Телесный труд второстепенен. Наша задача – закрыть глаза, уши и уста, чтобы суметь преодолеть различные трудности нашей жизни

Молчи – и избежишь волнения, ссоры и любого зла. Молчи, чтобы Бог открыл тебе свои таинства.

Нет большего проявления непочтительности и неблагочестивости, чем разговоры внутри храма. Всем эти руководит и движет сатана, чтобы не дать человеку получить пользу и услышать слово Божье.

Молитва несет исправление, мир и освящение. Через молитву на нас нисходит Божественная благодать и помогает душе, обуреваемой страстями.

Когда имеешь в разуме своем память о смерти, то что бы ни случилось, терпишь и все преодолеваешь. Помня о смерти, мы словно находимся в неприступной и защищенной крепости, где никто не может похитить наше имущество.

Мы не нуждаемся в долгих постах, продолжительных и изнурительных бдениях. Все, что нам нужно, – это смиренномудрие. Все остальное приложится. И молитвы, и коленопреклонения.

Будем же и мы неустанно прибегать к Богоматери и молиться Ей. Она есть спасение всего мира. Она, словно многосветная лампада, горит и осеняет Своим сиянием всю вселенную. И если мы прибегаем к Ней с верой, благочестием и любовью, Она никогда не отвергнет нас.

Как не может человек жить без хлеба и воды, так и душа не может существовать без молитвы.

Молитва – это пища для души.

Если Христос видит, что ты хочешь спастись, Он поможет тебе этого достигнуть.

Если мы не заботимся о том, чтобы изгнать сатану из своего сердца, то он изгонит нас из рая.

Не оставим же места непослушанию, гордости, осуждению, порицанию, зависти, ненависти и ревности, ведь они способны погубить нашу душу.

Великая радость царит на небесах, когда спасается одна единственная душа. Представьте, что происходит, когда таких душ много. Ведь ради этих душ пожертвовал Собой Сын Божий, наш Христос.

Невелико число благословенных душ. Неблагословенных и осужденных – великое множество.

Послушание и смиренномудрие вместе становятся прекрасным благоуханным букетом, который следует спрятать в своем сердце и беречь, чтобы однажды представить Царю Царей, Христу.

Становясь послушным, терпеливым и смиренным, ты еще сильнее привлекаешь к себе любовь Жениха Христа.


Святой Анфимий Хиосский. Хлеб Жизни: духовные наставления.

Перевод на новогреческий: редакция интернет-издания “Пемптусия”.


Источник: http://www.pemptousia.ru/

(164)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *