Протоиерей Владимир Долгих: Прп. Антоний Печерский и проблема миссионерства и паломничеств

15 сентября Православная Церковь празднует день памяти прп. Антония Печерского.


Всем нам известный и всеми нами любимый святой почил в далеком 1073 году, но до сих пор не иссякла бесконечная вереница паломников, желающих приложиться к его гробу. Родоначальник русского монашества и сегодня не оставляет своего заступничества перед Богом, всех обращающихся к нему за помощью, а потому, не пересказывая его житие, хотелось бы остановиться на некоторых его особенностях, полезных для нашей духовной жизни или просто интересных.

Родился прп. Антоний в 983 году, т.е. именно в том году, когда еще язычник князь Владимир, после удачного похода против племени ятвягов, в благодарность богам, решил принести человеческую жертву. Как мы помним, жребий тогда пал на одного из его дружинников варяга Федора и его сына младенца Иоанна. Сегодня мощи одного из первых мучеников на Руси лежат в монастыре, основанном прп. Антонием.

Некоторые варианты жития прп. Антония говорят, что он с довольно ранних лет стремился к иноческому подвигу. Кто заложил в него это стремление? Христианство только набирало силу в «новых» землях Руси, от Киева (колыбели христианства) до Любеча (города, где родился будущий подвижник) расстояние практически в 200 км, которые было не одолеть, как сегодня, за пару часов. Эта часть жизни прп. Антония и его становление, уже как сознательного и ревностного христианина сокрыты от нас и мы можем только догадываться, что происходило в его семье, окружении и, конечно же, душе и сердце.

Далее читаем, что тогда еще Антипа отправляется в путешествие, которое и привело его на Афон. Естественно, что странствие это не было продиктовано праздным любопытством, как у большинства из нас. Не могло оно быть и паломничеством, это скорее был действительно ревностный поиск настоящей подвижнической жизни, которую он не мог обрести на Руси. Он, наверное, тогда и не догадывался, что ему самому предстояло стать родоначальником того, что сам искал.

Давайте здесь остановимся и задумаемся вод над чем: что для нас паломничество? Мы, наверное, привыкли слышать и думать, что паломничество это некое благочестивое путешествие к святым местам. Но может быть и так, что паломничество превращается в некий стиль жизни и даже страсть. Примечательно, что святые отцы вообще не рассматривали регулярные паломничества в качестве христианской добродетели или тем более подвига. Прп. Антоний в своем единственном путешествии обрел путь святости, а что мы? Кажется мне, что мы под благочестивым наименованием «паломничество» попросту занимаемся церковным туризмом, нередко пытаясь таким образом заполнить пустоту в душе. Наша духовная жизнь наполняется чем угодно, только не поиском живого Бога. Очень хорошим примером здесь является позиция свят. Григория Нисского, который был крайне недоволен своей поездкой в Иерусалим, после чего у него появились такие слова: «Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как доброго дела… Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить».

Вот, что важно, что мы можем вынести из указанного эпизода жития прп. Антония – паломничество должно менять нас, становиться новой ступенькой в духовной жизни, ступенькой на пути к святости. Именно поэтому в паломничестве необходимо присутствие усилия, усилия превышающего наши обыденные труды, к которым мы привыкли. Если поездка к святым местам сопровождается расслабленностью, получением некоторого эстетического или психологического удовольствия, которое мы путаем с духовностью, то такие поездки не то, что не принесут пользы, а могут быть даже вредны. Пусть те, скажем так, результаты к которым привело единственное в жизни путешествие прп. Антония станут для нас главным «маячком», на который мы будем ориентироваться и в наших поездках к святыням.

И вот родоначальник русского монашества возвращается на Родину. Вполне естественно, что здесь он не может найти обители с той строгостью жизни, к которым он привык на Афоне. Мы помним, что прп. Антоний поселяется в Иларионовой пещере в районе села Берестово, которое тогда было пригородом Киева. Святость его жизни привлекает людей, а одним из первых учеников становиться прп. Никон Печерский. Теперь давайте представим Русь XI века, в которой всего 2-3 поколения прошло с момента принятия христианства, в которой еще довольно сильны языческие позиции. Но и здесь же, в только что основанном монастыре «расцветает» целый сонм святых подвижников, первым звеном которых и был прп. Антоний.

Теперь снова переносим фокус нашего внимания на самих себя. Кого привлек к Христу наш образ жизни? Это бесконечная тема, к которой нужно постоянно возвращаться. Как-то в сегодняшнем обществе особо не видно христиан. Нам кажется, что видно, но это только потому, что мы на мир смотрим уже сквозь призму христианского мировоззрения и изнутри самого христианства.

Сегодня земля полниться слухами о чем угодно и о ком угодно, только не о подвиге, добродетелях и нравственности. Немалая доля вины в этом и нас, христиан. Невольно здесь на ум приходят слова из хорошо всем нам знакомого псалма: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50, 15). Мы читаем его каждый день и даже не замечаем, что приведенные слова звучат утвердительно, как обещание Богу, которое мы не то, чтобы не выполняли, но даже и не стремимся к этому. Скольких беззаконных мы научили путям Господним и скольких нечестивых обратили к Нему? Со Своей стороны Бог нас избавляет от греха и дает для этого все необходимое, а вот мы, со своей стороны, ничего в ответ не выполняем. Блаж. Феодорит Кирский, обращаясь к этим словам 50 псалма пишет: «Снова пользуясь Твоим Человеколюбием, буду я образцом покаяния для любящих жизнь беззаконную; буду же и провозвестником Твоей благости, людей злочестивых и беззаконных убежду прибегнуть к Тебе с молением». Прп. Антоний не то, что кого-то обратил от нечестия, а стал родоначальником многих святых на Руси. Высота его подвига недостижима для нас, но давайте хотя бы не забывать о данных нами Богу обещаниях.

Напоследок хотелось бы обратить внимание на слова летописца, который, описывая историю возникновения Печерского монастыря, подчеркивает, что есть много обителей, основанных богатством князей и бояр, но не один из них не сравниться с теми, которое основаны молитвами святых, бдениями и пощениями. Сложно с этим не согласиться, а самое главное, что таковым является наша Киево-Печерская Лавра – одна из центральных и важнейших святынь христианского мира. Мало какой монастырь вообще может в с ней сравниться: тысяча лет истории, 27 га площади и, самое важное, 125 святых лежащих в Ближних и Дальних пещерах.

В день памяти прп. Антония Печерского, хотелось вспомнить не только о нем самом, но и о том сокровище, которое было создано его руками и молитвами и которое мы часто не ценим, ища святыни в паломничествах в далекие страны.


Источник: https://pravlife.org/ru/content/prp-antoniy-pecherskiy-i-problema-missionerstva-i-palomnichestv

(110)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *