Иеромонах Никон (Париманчук)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня день памяти святого Пророка, Предтечи Иоанна, крестителя Господа нашего Иисуса Христа.
Несколько раз в году и даже почти каждую неделю совершается его память, но сегодняшний день — день его кончины, усекновения его главный — самый главный праздник, отмечаемый еще и днем строго поста.
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече.
Так прославляется в Церкви Иоанн Предтеча, память которого ныне совершается. Что означают эти слова?
Они говорят о том, что память святых праведников почитается похвалами, но Иоанн Креститель получил больше, чем похвалы от человеков, он получил свидетельство от Самого Господа о том, что он — предтеча, провозвестник, самый истинный пророк о пришествии в мир Спасителя Иисуса Христа.
Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию.
Так продолжается это песнопение праздника.
Почему святой Иоанн благовестил сущим во аде?
Потому что он первый, как и в дни земного бытия, теперь сойдя во мрак ада торжественно провозгласил и здесь свершившееся пришествие Спасителя мира, Который вскоре грядет умертвить, разрушить ад блистанием божества, попрать смертию смерть и даровать миру милость. Но не только на преисподних проповедовал Иоанн Предтеча.
Евангелие апостола Марка говорит нам, что он «глас вопиющий в пустыне». Он весь — голос, он весь — призыв к покаянию. «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».
Он настолько един и мыслями и поступками своими в служении Господу, что именует себя другом Жениха (см.: Ин. 3, 29), радующемся исполнению пророчеств.
В своем служении он призывает и нас, как когда то своих современников, из пустыни человеческого греха и человеческой неправды к святости, к Богу.
Среди пустыни людской, где все сердца заняты суетой, но души пусты и не имеют святыни, он поповедовал ученикам своим пришествие нового мира, видеть который, войти в который нельзя, будучи исполнителем неправды.
Мы негодуем на Ирода, нарушившего закон, и взявшего жены своего брата, который не был бездетным, ибо у него было уже дитя Саломея, та, которая бесстыдно плясало в мужском обществе. Мы негодуем и на Иродиаду, имя которой отныне стало нарицательным, стало прозвищем для коварства и злопамятства.
Но лучше было бы нам негодовать на себя при воспоминании того, сколько раз мы предавали Христа, соблазненные искушениями мира и но не устояв пред соблазнами, предавали смерти Правду, распиная ее в своей неправедной душе.
Сколько раз, как Ирод на пиршестве, будто в опьянении страстями и своими желаниями, мы совершали поступки, за которые нам потом было и стыдно и за которые мы горько каялись.
Ведь и Ирод почитал, уважал, боялся и даже берег Иоанна. Но вот пришло время испытания. Не обязательно это время скорби. Это может быть время и праздника. «Слово “праздновать”, — как писал митрополит Антоний (Сурожский), — мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? »
Настал удобный день — пишется в Евангелии. Для чего настал удобный день? Для зла или добра.
От нас этот выбор зависит. Но не для благодарения выбрал Ирод этот день. Не для благодарения Богу за то, что в тот день Он произвел его на свет (Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея. 48), но для совершения зла и греха. И диавол, рыкающий и ищущий погубить душу, уловил малодушного, слишком высоко ценящего значение своей власти и ценящего свое слово. Сам быв правителем людей, он стал зависим от их лести.
По случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим. Не плох пир сам по себе. Знаем из Евангелия о пире брачном, как образе соединения человека с Господом.
Но тот пир, о котором слышали сегодня, был омрачением души, когда совершается зло. Так и мы, или я, когда малодушествуем, когда, отступаем от Евангелия, тоже становимся и Иродами или Иродиадами.
Стремительны дни нашей жизни, в вихре пляски проносятся пред нами соблазны мира, стремясь отвлечь христианина от внутренней строгости к себе.
Много поколений сменилось, но память о святом пророке жива, потому что смерть праведника — это торжество верности правде живой и вечной — Богу Промыслителю и Спасителю мира. Чтобы укрепить малодушных в кажущейся несправедливости мира, уверить сомневающихся святой Иоанн из темницы посылает своих учеников к Спасителю с вопрошением: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. XI, 2, 3).
Суровый подвижник и постник, Ангел пустыни (Мал. 3, 1), и нас посылает находящихся в темнице грехов к вечной Жизни — Христу Спасителю.
Обличаемые в грехе — своею ли совестью, ближними ли, не будем подобно Ирдиаде обличенный грех скрыть другим грехом — неистовством, гневом, местью, коварством, ложью, но с благодарностью примем все для исправления души своей.
Иродиада искала удобного случая для исполнения своего злобного мстительного намерения, и скоро такой случай представился.
Мы же будем искать случай сделать добро, попросить прощения, подать милостыню, будем просить об этом Господа, и Господь подаст такой благой случай.
Пример святого праведника, безвинным страданием своим только увеличившим свою славу, да будет всем нам укреплением в мужестве терпения всего, что ни случится с нами.
Имя святого Пророка, а от него и святых его тезок так распространено на Руси, что воспринимается как исконное древнее и народное, но действительности же имя это еврейское и означает «благодать Божия».
Да будет эта благодать, милость и Человеколюбие Божие над всеми нами, особенно на теми, кто сегодня совершает день своих именин. И да сохранит она нас, и поможет в искреннем покаянии и простоте смирения достичь Царства Небесного молитвами святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Аминь.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 10:49 мин. Размер 7.8 Mb)
Источник: http://www.pravoslavie.ru/96929.html
(239)