Проповедь ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Сильвестра (Стойчева) в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В прочтенном евангельском отрывке рассказывается о казни святого пророка по приказу Ирода Четверовластника.
Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно),
говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых,
и потому чудеса делаются им.
Другие говорили: это Илия, а иные говорили:
это пророк, или как один из пророков.
Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн,
которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его
в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
потому что женился на ней.
Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе
иметь жену брата твоего.
Иродиада же, злобясь на него,
желала убить его; но не могла.
Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный
и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его,
и с удовольствием слушал его.
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю
дня рождения своего, делал пир вельможам своим,
тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,
дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду
и возлежавшим с ним; царь сказал девице:
проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
и клялся ей: чего ни попросишь у меня,
дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей:
чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
И она тотчас пошла с поспешностью к царю
и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь
же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших
с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца,
царь повелел принести голову его.
Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес
голову его на блюде, и отдал ее девице,
а девица отдала ее матери своей.
Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его,
и положили его во гробе.
И собрались Апостолы к Иисусу
и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
Евангелие от Марка 6:14-30
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» (Лк. 13:34). Эти слова Господа нашего Иисуса Христа —печальное свидетельствование участи всех пророков, посылаемых для обращения Израиля. На самом деле, сколько пророков упомянуто в Писании и все они были гонимы, побиваемы и нередко казнены. Вот и сегодня Церковь вспоминает великого пророка, последнего пророка Ветхого Завета и первого благовестника Нового — святого Иоанна Предтечу.
В прочтенном евангельском отрывке рассказывается о казни святого пророка по приказу Ирода Четверовластника. Этот Ирод — преемник другого Ирода богоборца, так называемого Великого, который истребил невинных Вифлеемских младенцев. И как корень был зол, так и наследники его унаследовали и ревновали предку своему во зле и в беззаконии. После смерти Ирода Великого его владения не достались одному наследнику, но были разделены и каждому досталась только некая часть. И убийца Крестителя Господнего наследовал от отца своего в управление только одну часть государства, потому и именуется Четверовластник, то есть владеющий четвертой частью от царства своего отца. Этот Ирод, также известный как Ирод Антипа, принял по наследству от своего отца богоборца и распутный образ жизни.
В сегодняшнем Евангелии сказано, что, когда Ирод Антипа услышал о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, он подумал «это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых» (Мк. 6:16). Это утверждение Ирода станет понятно, если учитывать, что он, казнивший невинного пророка Божьего, все же обличался своей совестью. И его мучал страх. Страх быть наказным за грехи и за убийство посланника Божьего. Именно поэтому, когда он слышит о великих чудесах, то съедаемый страхом, сразу предполагает, что Бог воскресил Иоанна Предтечу и тот идет покарать Ирода и всю его нечестивую семью.
За что Ирод приказал казнить пророка? Евангелист передает нам историю грозного обличения царя пророком. Ирод Антипа «взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее» (Мк. 6:18). Итак, очевидно, Ирод состоял в отношениях, за которые святой Предтеча его обличал. Суть незаконных греховных отношений Ирода, как указанно, в том, что он взял себе в жены — жену своего брата Филиппа. Иродиада, жена Ирода, сначала была супругой родного брата Ирода Филиппа, который тоже был правителем части наследства Ирода Великого. Иродиада оставила законного мужа и вступила в прелюбодейные отношения с его братом. Причем, на определенном этапе они перестали скрывать свои отношения, и как бы сейчас сказали, стали жить открыто. Даже по современным меркам поступок этой прелюбодейной пары вызвал бы негодование как аморальный, а уж в те времена такое невиданное беззаконие, радикально идущее против благочестия и предписаний Ветхого Завета, вызывало негодование и считалось преступлением.
Святой Иоанн Креститель, проповедник покаяния, конечно же выступил с обличением такого беззакония. Ненависть и страх Иродиады объясняется не только тем, что Иоанн обличал ее и Антипу, но опасением последствий этого обличения. Осознавая, что проповедь Иоанна, подрывает народное уважение к правящей семье и может привести к ослаблению власти, Иродиада задумала любой ценой избавиться от пророка.
Мы, братья и сестры, живем во время, когда понятие личная жизнь и ее неприкосновенность понимается совершено не так, как когда-то в былые времена. Очень часто можно услышать рассуждения о том, что делается в семье правителя или чиновника — это его личное дело. Пусть что хочет, то и делает. Но многие столетия, даже тысячелетия, не только христианское общество, но даже и язычники смотрели на этот вопрос совершенно по-иному. Даже в языческом Риме, а еще раньше в античной Греции, личная добродетель правителя и его семьи имели очень большое значение. Полагалось, что у власти должны находиться люди добродетельные, и их добродетель должна распространятся на все уровни, на все аспекты жизни. Как может быть добродетельным правителем сенатор или князь, или царь, если дома, в семье, он совершенно иной?
Опять же мы часто слышим и оттого привыкли к идее, что религия дело частное, а значит и христианская вера, и нравственность — тоже дело частное. В отношении правителя это сводится к утверждению: главное, чтобы работу свою делал, а все остальное — его приватное дело. Конечно, если понимать политику как достижение и удержание власти, то такое объяснение понятно и всех устраивает. Но, а что, если политика — это не просто обладание властью? Не вдаваясь в эту действительно крайне сложную тему, все же обратимся к святым отцам для разъяснения нашей мысли. Прп. Иоанн Дамаскин в «Источнике знания» дает такое пояснение: «Практическая же философия упорядочивает нравы и учит, как следует устраивать свою жизнь. При этом, если она воспитывает одного только человека, то называется этикой, если целую семью, то называется домостроительством, если же целый город, то называется политикой». Это утверждение святого отца уходит корнями в глубь веков, к древним философам и правителям. Поэтому политика — это упорядочивание нравов целого города, или страны. Обладание политической властью — это прикрываемая (а иногда и не прикрываемая) вседозволенность? Или стремление и умение организовать жизнь общества на основании нравственных ценностей? Если правитель не обладает добродетельными качествами, то как он может управлять вверенным ему обществом и вести его путем приобретения добродетелей? Мы ясно поймем право на облечения Предтечей частной жизни Ирода и Иродиады, если осознаем, что для того времени политика — это все же категория нравственная.
Иоанн обличает нечестивую пару, потому что это пара царствующая. Идеалы ветхозаветного правителя выразились не в буйном Сауле, но в кротком Давиде. Правитель в Израиле должен осознавать и равняться на эти идеалы, а не в открытую их попирать. Кстати, тот же Давид согрешил незаконными отношениями с Вирсавией и тоже был грозно обличаем пророком. Но, в отличие от многих беззаконных правителей, Давид не гонит пророка, и уж тем более не казнит его. Но слушает его изобличение как голос самого Бога и, в конечном итоге, сокрушается в своем грехе. Ирод Антипа мог поступить как Давид, но поступал как Саул и Ахав.
Одержимая ненавистью и страхом Иродиада не успокаивается, когда святого Иоанна заключают в темницу. Ей нужен только мертвый Иоанн и она ждет и ищет возможности содеять убийство. И такая возможность находится — пир Ирода в честь его дня рождения. Изобилие яств, изобилие напитков, изобилие страстных развлечений — Иродиада удачно подобрала время. Ведь сколько преступлений разного рода совершалось и совершается во время застолья, в состоянии опьянения?! Сколько необдуманных слов и поступков принимает человек в угаре веселья?! Вот и здесь, злочестивая, гордая, властная женщина, пользуясь случаем, еще больше разгорячает и без того страстную натуру своего сожителя. И каким образом? Танцем своей дочери! Вдумаемся, какое же бесстыдство и какая беспринципность со стороны матери использовать так свою дочь! Ведь дочь, все же царская, и подобало ей вести себя соответствующим образом. А она развлекает мужское собрание так, как в то время и в той культуре позволяли себе женщины только одной «профессии». Ирод восхищён танцами этой девушки и даёт неаккуратное обещание, подкрепленное клятвой (Мк. 6:13). А она, наученная коварной матерью, требует убить великого пророка…
В Евангелии есть слова, которые сейчас хотелось бы вспомнить: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Слова так сложно понимаемые и так трудно принимаемые даже людьми верующими. Но их смысл, их значение, их правда раскрываются именно в этой истории. Вот пример того, когда любовь дочери к матери заканчивается преступлением. Дочь не любит Бога, не любит праведность, не любит справедливость. Но любит свою мать. Это естественно, это в природе человека. Но есть любовь, которая все другие виды любви очищает, облагораживает и освящает — это любовь к Богу. Если нет любви к Нему, или она меньше, чем к кому-нибудь человеку, то любовь превращается в страсть, неразборчивость, одержимость. Из-за такой любви и неправедного послушания матери, дочь становится орудием преступления.
Ирод, как сказано, обещает падчерице любой подарок, который она захочет, и клянётся, что сделает это. Господь наш Иисус Христос запрещает клясться, и каждый раз, когда мы будем читать евангельские строки о клятве, мы должны знать и помнить, что человек, связующий себя клятвой, часто становится заложником своих обещаний. Ирод мог нарушить эту клятву, но, увы, он повёлся на какие-то человеческие представления о том, что нельзя нарушить ему слово и выбрал преступление. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Ирод боялся нарушить человеческий обычай, но не побоялся нарушить Божественный закон. Посланный палач отсекает честную главу Великого Пророка Божьего Иоанна. Нечестивая дочь, положив святую главу на блюдо, преподносит ее своей кровожадной матери, по выражению прп. Федора Студита, как некую пищу. Да, Иродиада, как и прочие преступные властители, хотя и в переносном смысле, но все же пожиратель людей, их сил и жизней.
Святой Иоанн — Пророк. Сам Господь Иисус Христос называет его так: «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф. 11:9). Напомним, что пророк в библейском понимании — это не предсказатель или прорицатель. Пророк — это открыватель воли Божьей, наставник нравственности, обличитель грехов. Его служение — это обличение грехов, призыв к покаянию. Обращаясь с призывом к покаянию, Иоанн стяжал и учеников, и врагов, которые умертвили его. Святой пророк Иоанн именуется Предтечей Христа. Он — Предтеча Господа Иисуса в рождении; он — Предтеча Христов в проповеди, и он — Предтеча Христа в страдании. «Весь круг подвигов у Иоанна прекрасно исполнен… Итак, ему долженствовало опередить смерть Иисуса и умереть раньше Его, чтобы не только как придя в жизнь он был Предтечею общего спасения для живущих, но и для сущих под землею, имеющих быть спасенными и насладиться плодом Домостроительства, он пришел бы как Предтеча, и таким образом во всем был Его Предтечею», — говорит святитель Геннадий Схоларий.
Святой пророк и предтеча Иоанн — мученик. Его можно назвать последним мучеником Ветхого Завета и первым мучеником наступающего Нового Завета. Однако, мы привыкли, что мученик — это, тот кто пострадал за веру. Тот, кто не отрекся от веры в истинного Бога. Как мы знаем, никто не требовал от Иоанна отречения. Некоторые даже скажут, что Иоанн казнен из-за политиканских интриг Иродиады. И все же, Церковь прославляет Иоанна как мученика. Почему? Святитель Григорий Палама пишет, что исповедничество и мученичество бывает разным и по различному основанию. Бывает преследование за веру, говорит святой отец, а бывает — за добродетель. Иоанн был умерщвлен из-за своей добродетели и за проповедь добродетельной жизни. Разве не Тот же Самый, Кто дал заповедь «Господу Богу твоему поклоняемся и Ему одному служи», повелел также «Не прелюбодействуй»? И правило христианской веры, и правило христианской жизни имеют один и тот же источник — Бога! Отречься от Бога можно нарушением любой из данных Им заповедей. Вор и прелюбодей, такой же нарушитель воли Бога как язычник и идолопоклонник!
Обличая нечестивых царей, святой Иоанн утверждает и защищает Закон Божий, закон веры и праведности. Бог есть Истина (Ин. 14:6), и кто следует Истине, тот в мире, лежащем во зле, так или иначе будет подвергаться преследованиям. Кого-то будут гнать за исповедание имени Христа, кого-то — за образ жизни, согласно учению Христа. Как часто христиан ненавидели, высмеивали, унижали ни за что иное как за добродетельную жизнь? Сколько святых Церковь прославляет в лике святых за исповедание веры, но и немалое число тех, кто умер мученической жизнью не потому, что от него требовали отречься от веры, а потому что требовалось совершать дела, которые по сути были отречением от Христа. Мы прославляем Иоанна Предтечу, принявшего мученичество за добродетель, но также прославляем, например, князей Бориса и Глеба и многих иных, умерших мученической смертью не потому, что были гонения на христиан, но потому, что они могли сохранить жизнь только ценной поступков, противоречивших их христианской вере. Они же выбрали жизнь добродетельную, согласно вере.
Чему научаемся мы, братья и сестры, в сегодняшний день? В чем мы можем подражать святому Иоанну Предтече? Прежде всего, его святой жизни и его принципиальности в вопросах благочестия. Как часто мы, христиане, молча соглашаемся с чем-то, что полностью противоречит нашей православной вере. Как часто сдаемся без сопротивления. Как часто не хотим брать на себя ответственность в отстаивании принципов нашей веры и нравственности. А потом все удивляемся, как же так? Куда делась добродетель? Что случилось с этим миром? Что случилось с нашими близкими и знакомыми? Что случилось с нами? Чтобы не допустить этого, чтобы твердо стоять на основании полученного от Самого Бога откровения, всегда надо помнить, что вера и благочестивый образ жизни должны свидетельствоваться, должны защищаться, должны отстаиваться нами всегда и везде. И в этом для нас образец — святой Пророк, Предтеча мученик Иоанн, который, несомненно, у престола Божьего возносит свои молитвы о нас грешных. Аминь!
(70)