Проповеди на Сретение Владимирской иконы Божией Матери

bgm-vladim3

razd001

«Этот образ соединил Византию, Киев, Владимир и Москву»

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Сретение Владимирской иконы Божией Матери


8 сентября 2015 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском Сретенском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник, архимандрит Тихон! Дорогие братья, зде начальствующие, учащие и учащиеся! Дорогие прихожане и все, кто сегодня принял участие в этой торжественной праздничной Литургии!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником, имеющим очень большое значение для города Москвы и для всей нашей Церкви, — как и сам Владимирский образ Божией Матери.

Основные этапы истории этой иконы хорошо известны. В далеком 1131 году византийский Патриарх направляет этот образ, бережно хранимый в Константинополе, в Киев, князю Мстиславу Киевскому, и святыня устанавливается в Девичьем монастыре в Вышеграде, удельном городе, принадлежавшем некогда святой равноапостольной Ольге. Но недолго этот образ находился на земле Киевской. Через 24 года князь Андрей Боголюбский, прозревая скорби, которые могут обрушиться на Южную Русь и на Киев, перевозит Вышеградский образ в город Владимир, где начинает формироваться новый центр политической власти единой Руси. А почему туда? А потому что на северо-востоке, в дремучих лесах, не могла действовать конница степняков — основная ударная сила полчищ, которые стремительно завоевывали пространства и земли, подчиняя себе народы. Надо было уберечь центр Руси, великокняжескую власть, а вместе с ней и великую святыню земли Русской, которая была помещена в Успенский собор города Владимира (отчего и получила наименование Владимирской) и пробыла там ровно 240 лет — в десять раз дольше, чем в Киеве. Это свидетельствует о том, что город Владимир действительно был центром Руси, и главная святыня земли Русской, икона Божией Матери, присланная из Константинополя, хранилась именно там.

Но в 1395 году Тамерлан подошел к реке Дон и разбил там свой лагерь. От верховьев Дона до Москвы рукой подать, и мощная конница могла обрушиться на стольный град Москву. Хотя все это было уже после Куликовской битвы, когда русские испытали вкус победы и осознали, что Русь может одолеть Орду, тем не менее полчища Тамерлана представляли смертельную опасность и для Москвы и для всей Руси. Тогда великий князь Василий Дмитриевич, выдвинув войска к Коломне и разбив лагерь на берегу Оки, обратился к митрополиту Киприану, святителю, возглавлявшему тогда Московскую кафедру, с просьбой весь Успенский пост посвятить особым молитвам о спасении Москвы и Руси и привезти чудотворный образ в город Москву. Великим крестным ходом начала шествовать Царица Небесная с северо-востока Руси, от Владимира, до Москвы, и люди падали на колени и обращались к Ней с горячей молитвой о спасении Руси. И мы знаем, что Божия Матерь преклонила Свою милость, и непобедимый Тамерлан по непонятным для историков причинам покинул свой стан на Дону и отказался от дальнейшего похода на север. В сказаниях об иконе Божией Матери и ее сретении здесь, на этом месте, говорится, что Тамерлану было видение и что явилась ему Жена, во власти Сущая, в окружении духовенства, а наутро сон растолковали, сказав, что это Мать Бога русских сказала: «Не иди на Москву»…

Наверное, все так и было, потому что ни с тактической, ни со стратегической точек зрения не было причин отказываться от победоносного похода на Москву, от окончательного закабаления Руси, от наказания этого града и великого князя за победу на Куликовом поле. Но великий и могущественный Тамерлан резко меняет свои планы, так что икона Божией Матери, именуемая Владимирской, остается в нашем Первопрестольном граде, а на месте, где ее торжественно встречали, основывается Сретенский монастырь.

Ничто в истории рода человеческого, что имеет отношение к жизни людей, особенно к их духовной жизни, не бывает случайным. Удивительная духовная скрепа является нам в этом чудотворном образе, который соединил Византию, Киев, Владимир и Москву. Одно это движение святыни из Византии до Москвы через Киев и Владимир свидетельствует о единстве духовного пространства Восточной Православной Церкви. Мы знаем, какие огромные силы были брошены на то, чтобы нанести удар по этому пространству и разрушить Византию, православную империю, являвшуюся твердыней и опорой Православия во всем мире. И, наверное, неслучайно прибыла чудотворная икона на Русь, свидетельствуя о том, что это духовное пространство неразрушимо. Само движение Божией Матери в ее Владимирском образе от Киева до Москвы через Владимир свидетельствует о том, что Она прошла этот путь, соединяя все эти княжества и земли, утверждая духовное единство Святой Руси.

И сегодня, когда огромные силы снова брошены на разрушение этого духовного единства, мы на месте, где москвичи встретили благоговейно сей святой образ, снова взываем к Ней и просим: «Не оставь земли Русской! Не допусти поношения, разделения, междоусобной брани, ослабления веры православной! Не допусти кощунств, извращающих саму природу Православной Церкви! Даруй мир братским православным народам, живущим на территории Святой Руси!» И сегодня, когда до нас доносятся тревожные вести с братской Украины, мы не ослабеваем в наших молитвах, молясь об украинском народе, как и о русском народе, о Белоруссии, о народах Святой Руси, чтобы хранил Господь всех нас в мире, в любви, в единомыслии, и чтобы Царица Небесная, Которая ограждала землю Русскую от страшных напастей и скорбей, и в нынешнем тяжком веке помогла нам хранить духовное единство наше, единство Церкви и веры православной.

Верим, что наши молитвы услышаны будут настолько, насколько они будут искренними и сердечными. И потому я призываю всех вас, мои дорогие, и в церковных, и в частных молитвах молиться о сохранении единства Церкви нашей, о сохранении духовного единства всех наследников Святой Руси, предки которых с таким благоговением преклоняли колена душ и сердец своих пред чудотворным Владимирским образом Божией Матери.

Предстательством Царицы Небесной да хранит всех нас Господь в вере, в благочестии, в чистоте, в духовном единстве и крепости. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

9 сентября 2015 г.

razd001

Проповедь на Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Архимандрит Тихон (Шевкунов)


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бывают в жизни отчаянные дни, когда никакой земной помощи ни откуда ждать не приходится. Так 600 лет назад к Москве вплотную подошел великий азиатский завоеватель Тимур Тамерлан. Московское войско в то время было малочисленно, русские земли были тогда еще раздроблены, а хан Тамерлан покорил Индию, Персию, многие восточные страны, одержал победу над крестоносцами, над своими же соотечественниками — ордынцами, и вот такой могущественный, страшный полководец приближался к Москве. И москвичи сделали то, что делают все православные христиане во все времена, когда никакого упования уже нет на человеческие силы, они все упование возложили на Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Так делаем и мы с вами, братья и сестры, в отчаянные дни нашей жизни, когда ничто уже не может нам помочь.

И вот москвичи просят великого князя Василия, царствующего в то время в Московском княжестве, послать посольство во Владимир, где находилась величайшая святыня православия — Владимирская икона Божией Матери, по преданию написанная самим евангелистом Лукой. И вот здесь, на этом месте, на котором мы сейчас находимся, которое когда-то называлось Кучково поле, москвичи встретили это посольство с Владимирской иконой Божией Матери и на коленях со слезами молились Царице Небесной, чтобы она пощадила Москву, пощадила русских людей, просили прощения своих грехов, потому что только покаянная молитва исполняется Господом, только на покаянные слезы отвечает Божия Матерь и, по всей видимости, величайшая духовная сила была у наших предков, если они смогли молитвою своею достичь престола Божия, и Матерь Божия, видя покаяние русских людей, видя то, что они способны стали к восприятию Царствия Небесного, что они достойны не только временной жизни, но и вечной, даровала им и временные и вечные блага.

В этот же поздний час, когда москвичи молились у иконы Божией Матери, в 100 километрах от Москвы, на Оке в своем стане спал перед боем Тамерлан. Как повествуют летописи, он пробудился и объявил ближним своим советникам, что ему приснился страшный сон — светозарная Жена явилась ему в сопровождении апостолов (как объяснили ему потом) и сказала, чтобы он оставил московские пределы, иначе он потеряет жизнь свою. Это видение так устрашило непобедимого прежде, ни одного поражения не испытавшего воина, что он, хотя перед ним была дорога на Москву открыта (небольшое совсем войско удалось собрать московскому князю), хотя он понимал, что никакой серьезной силы московское ополчение из себя не представляет, он все же ужаснулся, испугался просто за свою жизнь и повернул на юг, ушел на Дон, разоряя села и города по своей дороге. Так была чудом Божиим спасена Москва, так был спасен чудом дом Пресвятой Богородицы — Россия. Потому что, если бы тогда Тамерлан разорил бы Москву так, как он разорил индийские города и Персию, неизвестно, что бы было с нашим отечеством.

600 лет прошло с того дня, когда благодарные москвичи учредили здесь, на месте встречи иконы Божией Матери Сретенский монастырь. И каждый год в дореволюционное время из Успенского собора Кремля износили Владимирскую икону Божией Матери и несли ее крестным ходом сюда, в Сретенский монастырь, молясь Пресвятой Богородице, чтобы она помиловала всех православных людей России, несмотря на многие заблуждения, которые часто бывали в нашем отечестве. И только тогда, когда покаянная молитва оскудела, тогда началось новое испытание, новая милость Божия, но уже крестная и мученическая, чтобы возродить дух святой Руси, чтобы люди, насельники святой Руси не просто проживали на этой земле, но жизнью своею готовились к приятию Царствия Небесного и по смерти становились насельниками Царствия Небесного. В этом главная задача Православной Церкви и бывшего у нас до революции православного государства — препровождать своих граждан в Царствие Небесное, к этому мы и сейчас должны стремиться.

Один из святителей, почивших в XX веке, сказал: «Не нужно искать святую Русь, надо жить в ней«. И мы по милости живем в ней, в святой Православной Церкви, которая одна может даровать нам мир, утешение, смысл этой жизни и вечное спасение. Аминь!

600-летие Сретенского монастыря

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

8 сентября 1997 г.

razd001

Проповедь на Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Архимандрит Тихон (Шевкунов)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот уже более шестисот лет москвичи приходят сюда, в Сретенскую обитель, для того, чтобы вспомнить о той милости Пресвятой Богородицы, о Ее заступлении за наш город, за русских людей, за Православие. И те, кто от всего сердца благодарят Пресвятую Богородицу, те не могут не чувствовать той материнской любви Божией Матери, которая Промыслом Божиим подарена каждому православному христианину.



Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 9:48 мин. Размер 4.8 Mb)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

 8 сентября 2008 г.

razd001

Лествица Небесная

Иеромонах Никон (Париманчук)

Слово на Сретение Владимирской иконы Божией Матери


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С праздником, с днем милости Божией, с днем воспоминания посещения Царицей Небесной места сего иконописным образом Своим и благословения через это посещение и града нашего, и всех жителей его – и живших, и живущих, и тех, которые будут жить и хранить в своих сердцах молитвенную благодарность Богу за посещение нас Своею милостью.

Об этой милости прообразовательно говорит и слово Божие, которое читалось вчера: «Яко страшно место cиe: несть сие, но дом Бoжий, и сия врата небесная» (Быт. 28: 16–17).

Потому что место сие не просто скопление домов и живущих в них, не только собрание дел рук человеческих – сокровищ материальных и изобилие всяких плодов земных. Но место это, где встречали предки наши святыню, открылось им как место присутствия Божия.

Увидели они лествицу, которая утверждена была на этой ветхой, временной земле и возвышалась до небес. Очами веры узрели они Ангелов Божиих, восходивших по ней с молитвами о прощении и покаянии и нисходивших для дел милости и вразумления по повелению Самого Господа.

И в установлении этого праздника видим почитание духовной лествицы – Матери Божией, Царицы Неба и земли, о Которой пели в акафисте: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог».

Так сон ветхозаветного праведника Иакова стал явью для всего нового народа – христиан земли Русской. А почитанием сегодняшнего праздника мы устанавливаем живую связь, лествицу нашего духовного родства и преемства с нашими предками-христианами, молившимися, верившими и каявшимися на месте сем и во граде сем. Их благодарная память не позволила затоптать это святое место, но возвела на нем монастырь, чтобы в нем возносились молитвы благодарения Богу за милость избавления нашего города от нашествия врага.

В смятении веков истории Русского государства наши богобоязненные предки не потеряли, не забыли этот день знамения посещения Божиего молитвами Богородицы Владычицы, и мы должны хранить память о нем и передавать тем, кто придет нам на смену.

Но не только это древнее, прошедших дней Ветхого Завета пророчество оглашает стены храма в этот день.

Наших сердец касается уже новое благовестие Евангелия, повествующее и об уже свершившемся, и о будущем в служении Матери Божией.

Во все дни праздников, посвященных Царице Небесной, от дня Ее рождества до дня славного успения, кроме самого священного дня Благовещения, на вечернем богослужении и на богослужении в день самого праздника читаются всегда одни и те же евангельские повествования: о посещении Пресвятой Девой Своей родственницы – праведной Елисаветы и о посещении Христом Спасителем во дни Своей земной жизни двух благочестивых сестер: Марфы и Марии.

И сколько ни есть дней празднования Божией Матери в честь Ее икон, и сколько их еще ни будет явлено Промыслом Божиим – всегда будут звучать эти слова – драгоценные свидетельства нашей веры.

Вчера вечером, когда мы собрались в храме, чтобы почтить нарождающийся день духовного торжества, и в книге природы готовилась к закрытию одна страница бытия. Старый суточный круг сменялся новым кругом, и этот новый родившийся день, каким будет он – мы не знаем, но неизбежно и его свет ослабнет и угаснет с вечерней зарей, чтобы из мрака грядущей ночи воссиял новый скоротечный день земной жизни, земных трудов.

Но мы вчера, в вечерний час, в тиши храма благоговейно внимали словам другой книги – книги вечной жизни – Евангелию, внимали книге света невечернего, света, который, однажды озарив человека, не может оставить его. И как бы ни был изуродован человек до страшной неузнаваемости, как бы ни угасли в нем первозданные облик и подобие Божие, этот свет, просвещающий каждого человека, грядущего в мир, хоть малой искрой светит ему во мраке греха и выводит на путь спасения.

Но преизбыток святости, бескорыстия и благодати в полноте сияния веры и покорности Отцу Небесному, в следовании за этим светом Истины дает нам Пречистая Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария.

Вот только что умолкли слова архангельского благовестия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28), – которые сохранены для нас в Евангелии апостола Луки, и вот уже Богоизбранная Отроковица поднимается в путь и по велению знамения, полученного от Ангела, предстоящего пред Богом, совершает труд веры для подтверждения обетованного дара.

Какого дара?

Дара общения с Богом: «Господь с Тобою».

Какого знамения?

Слова, данного для подтверждения веры: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына».

Какой веры?

Веры, что «у Бога не останется бессильным никакое слово».

По трудным и каменистым земным дорогам Иудеи начинает Чистая Дева путь к Елисавете, будущей матери Иоанна, великого пророка и предтечи Христа Спасителя.

И отныне вся Ее жизнь – и земная, а наиболее небесная – это послушание воле Божией, послушание Своему Божественному Сыну. Путь со тщанием, с усердием и без промедления на помощь призывающим Ее с верой, надеждой и любовью.

Не зная покоя и сбивая Свои пречистые стопы, Заступница верных, преблагая и скорая, спешит к нам на помощь, не гнушаясь ни кривыми и темными путями судеб человеческих; не боясь замарать Свои пречистые одежды, входит в жилища греха, порока, нищеты, в больницы, к заключенным, всем протягивая руки Своей милостивой материнской помощи там, где призывается Она на помощь. И тогда «умолкает [там] всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорби сердца обретают утешение и Небесною любовию озаряются светло».

Ее помощь стольких спасла – и по одиночке, и целыми городами, стольких оградила от опасности, выручила в трудную минуту.

Но как часто на эти Ее неусыпные труды отвечаем мы неблагодарностью, и в простертые к нам в молитвенной помощи руки мы вкладываем не свои молитвы покаяния и благодарности, но камень злых, коварных, греховных дел. Как часто обижаем Матерь Божию, обижаем, как и своих земных матерей; как часто принуждаем Ее вновь и вновь переживать страшные часы испытаний на Голгофе у Креста.

Как часто, получив милость, утешение, знамение поддержки и помощи, облегчения от грехов, мы по неблагодарности, по лени, по духовной грубости и невнимательности, по слепоте проходим мимо Той, Кто только что о нас ходатайствовала пред Сыном Своим о нас.

Не вторим примеру Святой Владычицы, Которая, как только получила известие о Своей родственнице Елисавете, тотчас «покидает дом родства Своего» и, не боясь трудов веры, идет, для того чтобы услышать слова благоговейного удивления, которые нам так знакомы: «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»

Найдем ли мы в своем сердце такие слова благодарности Тебе, Царица Небесная, сошедшей к нам от светлого мира Твоего, за милостивое посещение нас, упрямящихся в нечистоте грехов, ленящихся встать от греха и гордо надеющихся только на самих себя?

Хватит ли нам сил на послушание воле Божией, через которое душа изменяется от греховного безобразия к красоте святости?

Сейчас, на этой службе, слышали мы знакомые слова о посещении Христом Спасителем двух благочестивых сестер. В этом рассказе имя Марии – не просто совпадение с именем Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Это приоткрытие того главного служения, к которому Она призвана Сыном Своим, призвание на нелегкий, но благой труд устроения нашего духовного спасения, труд молитвы за род христианский. Отныне Ее благая и неотъемлемая часть – неусыпная молитва, благодатный покров и постоянное тщание о народе Божием – главное Ее делание и главная молитва.

И эта неусыпающая молитва явила свою скорую милость и нашим предкам много веков назад, когда, изнесенная из града Владимира на следующий день после празднования Успения, икона Владимирская по истечении первой десятины дней достигла пределов нашего города.

Много было на Руси за эти прошедшие века военных побед – побед великих и славных, но в христианском сознании и в церковной, в духовной памяти сохранились не эти виктории, одержанные под началом славных полководцев, но сохранились те дни, когда в осознании своей немощи народ в общем подвиге молитвы взывал к силе Божией: «Пресвятая Богородице, спаси землю Русскую».

День этот был днем избавления от полчищ Тамерлана – фараона земного. Но да поможет нам Царица Небесная – Взбранная Воевода – потопить, как поется Ей в акафисте, и фараона мысленного, духовного. Не будем падать духом, но, беря пример с наших предков, будем противостоять греху, преодолевать боязливость и неверность. Будем достойны звания дома Божия и жителей места святого.

«Кто матерь Моя и кто братия? – вопрошал Христос. – Исполняющий заповеди мои – вот матерь Моя и братия Моя».

И Пречистая Дева исполнила эти заповеди и нам помогает войти в это высокое достоинство духовного единства со Христом через исполнение Его заповедей.

Она не перестанет во все веки благотворить нам.

За это и любим мы Ее, и почитаем, и молимся Ей, и поем.

«О Пречистая Богородице Владычице, в молитвах неусыпающая, Приятелище сирых, странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимым Покровительнице! Не престани и на будущее время, во утверждение на Руси Православия, милости и чудеса изливати до века».

Радуйся, Невесто Неневестная!

Аминь.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 14:08 мин. Размер 10.2 Mb)


Иеромонах Никон (Париманчук)

8 сентября 2014 г.

razd001

Слово в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. О благочестии

Иеромонах Иов (Гумеров)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня праздник одной из самых заветных и дорогих святынь нашего Отечества. Мы празднуем событие, которое связано с иконой Владимирской Божией Матери. Эта икона древнейшая. По глубокому преданию она была написана апостолом Лукой на столешнице, которая была в доме Святого Семейства в Назарете, когда Господь наш Иисус Христос был еще в отроческом возрасте.



СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 12:28 мин. Размер 6 Mb)


Иеромонах Иов (Гумеров)

8 сентября 2010 г.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/

(1088)

Проповеди на Сретение Владимирской иконы Божией Матери: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *