Дни памяти: 24 августа (Перенесение мощей), 5 октября (Моск. Свт.), 21 декабря
Протоиерей Глеб Каледа
В день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца
Мы мало знаем о наших святых, наших подвижниках. Между тем для нас этот день является днем нашего монастырского праздника, потому что наш монастырь освящен во имя святителя Петра и называется Петровским, Высоко-Петровским монастырем; высоким, — потому что он располагается на высокой тогда горе. Сейчас мы ее почти не замечаем. И тут рядом была деревня Высокая.
Петр родился в Галиции, где-то под Львовом, а может быть и в самом Львове. Отца его звали Федором, а мать, по народному преданию, — Марией. А в летописях и в житиях митрополита Петра (их несколько, и наиболее позднее принадлежит Киприану [9], а первое было составлено Прохором [10] сразу же после смерти Митрополита) имя родителей — Иаков и Евдокия. По-видимому, они приняли монашество и это уже их имена в монашестве.
Он рано начал заниматься грамотой и в двенадцать лет постригся в монахи, — в двенадцать лет! В монастыре он отличался трудолюбием, благоговением. Трудился, носил воду, колол и пилил дрова, но самое замечательное, что он проявил удивительный талант художника, писал иконы. Одна из древних икон изображает митрополита Петра, учащегося писать иконы.
Пробыв в монастыре некоторое время, он ушел в отшельничество и основал свою собственную обитель на реке Радзе, построив там церковь в честь Спасова Преображения. И к нему в скором времени потекли иноки для того, чтобы под его руководством восходить в дело иночества.
Интересно, что до сих пор существует Петров лес, где по преданию находилась первая келья митрополита Петра, Петрова долина и Петрова поляна.
И вот, когда в Галицию приезжал митрополит Киевский и всея Руси (это по титулу, а фактически он был уже Владимирский), Петр преподнес ему чудную икону Божией Матери, которая до сих пор известна как Петровская. Имеется несколько списков этой иконы, и один из списков находится в Третьяковской галерее.
Когда умер митрополит Московский, было два претендента на митрополичий престол. История сложилась таким образом, что Галицкий князь Олег, требовал себе самостоятельную митрополию, и ему была дана эта митрополия (там тоже умер митрополит), и церковь как бы разделилась. И вот, в один момент два князя выдвинули своих митрополитов. Один был выдвинут от Галиции — Петр, а Геронтий был выдвинут от Тверских земель. Петр поехал, как это было положено, в Константинополь, доплыл до Константинополя, а корабль, на котором плыл Геронтий, был гоним бурей, хотя в это же самое время плыл по морю и Петр, и Геронтий сбился с дороги и опоздал, — его корабль пришел позже. И ему был послан сон, что митрополичий престол займет тот, кто написал икону Божией Матери. А Геронтий, желая преподнести подарок патриарху Константинопольскому, взял икону Божией Матери, написанную Петром, потому что Максим [11] принес эту икону во Владимир, на север. Действительно, митрополитом был избран Петр, который стал митрополитом Киевским по званию и чину, объединив опять всю Русь, но свой престол, который его ближайшие предшественники, в том числе и Максим, держали во Владимире, он практически перенес в Москву.
Он очень много ездил по городам и весям, организовывал Соборы, собрания духовенства. По-видимому, ему принадлежит очень много различных писаний, потому что в списке литературы, которую рекомендовалось читать в последующие времена, творения Петра Московского указывались наряду с творениями преп. Иоанна Дамаскина, святителей Василия Великого, Григория Богослова и многих других предшествующих подвижников. А до нас дошло шесть посланий, которые посвящены благоустройству церковной жизни, и нравственные наставления для духовенства, монашествующих и мирян.
Петр умел прекращать распри, которые возникали в то время между удельными князьями, устанавливать мир и, в сущности говоря, в значительной степени его молитвами и его трудами и возвысилась Москва. Два города тогда претендовали на первенство. И вот, официально имея кафедру во Владимире, Петр избрал местом своего упокоения не кафедральный город, а город Москву.
Незадолго до смерти, чувствуя ее приближение, он осенью заложил камень в основание Успенского собора, — осенью, а не весной следующего года, как это раньше предполагалось. И в ночь с 20 на 21 декабря по старому стилю он блаженно отошел ко Господу.
В летописях упоминается много чудес, связанных с митрополитом Петром как при его жизни, так и после, но в сознание современников и ближайших потомков он вошел как покровитель Москвы, — не только как митрополит Киевский (а таков был его титул), а, как его и сейчас его называют, митрополит Московский и всея Руси. Он перенес митрополичью кафедру в Москву, и москвичи особенно его почитают. И по существу первым общежительным монастырем в Москве был Петровский монастырь на горе Высокой, откуда он и получил свое название. Правда, первоначально он назывался Петропавловским, а потом уже, через некоторое время после канонизации митрополита Петра, стал Петровским. И центральный собор нашего монастыря, один из удивительных памятников древнейшей церковной архитектуры, — собор во имя святителя Петра. Мы надеемся, что в этом соборе мы еще будем праздновать день покровителя нашего монастыря и нашего града Москвы. И думается мне, что было бы, вероятно, очень полезно устраивать в нашем монастыре Петровские чтения, вспоминая жизнь митрополита Петра, его мастерство иконописца, его поучения и тех его преемников на Московской кафедре, которые трудились вслед за ним, и особенно тех людей, которые трудились в нашем славном монастыре. Основание общежительного монастыря здесь было заложено учеником преп. Сергия Радонежского Иоанном, почему наш монастырь тесно связан и с преп. Сергием, почему самый большой собор в нашем монастыре освящен во имя преп. Сергия Радонежского, а мы каждый понедельник читаем акафист Преподобному. Нам, вероятно, надо будет ввести особое молебствие святителю Петру, Митрополиту Московскому и Киевскому, и всея России чудотворцу.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Святитель Петр, митрополит Московский
(Уроки из его жизни)
I.
Со дня кончины празднуемаго ныне святителя Петра, митрополита московскаго, протекло почти 600 лет, но время не сокрыло от нас светильника веры и благочестия, народ русский сохранил в своих летописях память о нем для благодарнаго, молитвенного прославления угодника Божия. Раскроем же эти летописи, чтобы увидеть в них светлый образ святителя, предстоящаго престолу Господа славы.
Святитель Петр родился на Волыни, во второй половине 13-го столетия. Не задолго до его рождения, мать его видела знаменательный сон, предвещавший величие души и жизни будущаго ее сына. Снилось ей, что держит она на руках необыкновенного агнца, между рогами которого было дерево, на коем листья перемешивались с цветами и плодами, а среди ветвей прекрасного дерева горело множество свечей, разливавших благоухание. И сбылся сон: Господь даровал ей сына, который соделался пастырем множества словесных овец, благоухал среди них, и светил верою и богоугодною жизнию. Семи лет он отдан был для обучения грамоте. Трудно она на первых порах давалась ему; печалился отрок, печалились и родители, но не унывали, а молились подателю мудрости – Богу, и Он услышал их молитву. Однажды отрок с печалью в сердце о трудности для него учения заснул, и видит во сне мужа в святительской одежде, который, подойдя к нему, сказал: «чадо мое! открой уста твои»,» и когда отрок открыл уста, святитель прикоснулся к его языку, и как бы влил в уста его сладость. При этом отрок проснулся, неизъяснимый восторг наполнил его сердце, ум его просветлел. С тех пор быстро стали развиваться его способности, легко давалось ему книжное учение, чтение слова Божия было главнейшим его занятием, которому он предавался со всею любовию. Глубоко западало семя слова Божия в юную душу; падая на добрую землю, оно приносило обильные плоды христианских добродетелей, и с такою силою влекло к небесному, что двенадцатилетний отрок оставил дом родителей и поступил в монастырь. Юный монах отличался строгим послушанием, усердием и любовию к молитве, кротостию и смирением. Чрез несколько лет он посвящен был во диакона, а затем и во пресвитера. В монастыре научился он иконописанию, и был, как говорит летописец, чудный иконник. В иконописании он находил для себя величайшее наслаждение, так как в этом занятии он жил мыслию о Боге и святых Его. Стремление к высшим подвигам побудило его искать уединения, и он удалился в одно пустынное место, где на берегу реки Рати впоследствии построил церковь и основал монастырь. Избранный во игумена, он со всею строгостию применял к своему новому служению заповедь Христа Спасителя: «больший в вас да будет всем слуга, -» служил для братии примером высокой подвижнической жизни, учил терпению, кротости, милосердию, смирению, учил труду и молитве. Благоухание добродетедей ратского игумена разносилось далеко; во всей южной России знал о нем народ, – знали князья и вельможи. После митрополита Максима, св. Петр избран был митрополитом, но не одной южной России, как желал того князь галицкий Юрий, замышлявший совсем отделиться от московской митрополии, а всей России. Для посвящения св. Петр отправился в Константинополь. Во время посвящения, лицо его просияло как бы солнечными лучами, так что все служившие были поражены этим, а сам патриарх сказал всему собору: «воистину повелением Божиим пришел к нам дивный муж сей, и по благодати Св. Духа он хорошо упасет вверенное ему стадо». Так Господь приготовил к высокому святительскому служению избранника Своего, которому вверил управление церковию в самое тяжелое время жизни народа русскаго, угнетаемаго монголами, терзаемаго междоусобиями князей, расшатанного самыми грубыми пороками: обманом, хитростию, коварством, двоедушием, жестокостию. Много трудов, много скорбей предстояло святителю. Для утверждения в народе веры и доброй нравственности, он обходил землю волынскую, киевскую, суздальскую, возвещал евангельскую истину, утешал, защищал обиженных, являлся отцем сирот, вдовиц и убогих. Внушал лицам священного сана учить народ словом и доброю жизнию, обратился к ним с письменным поучением, которое проникнуто духом кротости, любви, глубоким сознанием важности и высоты священного сана. Труды святителя Петра едва не были прерваны происками тверского епископа Андрея, мечтавшаго занять престол русской митрополии. Он послал на него ложный донос патриарху, который предложил разсмотреть дело на соборе. Собор созван был в Переяславле-Залесском. По прочтении доноса наполненного клеветою, произошло общее сильное волнение. Чтобы прекратить эту бурю, святитель сказал: «я не лучше пророка Ионы: если ради меня такое волнение, то извергните меня из среды себя. Затем, обратившись к клеветнику, сказал: «мир тебе, чадо! Не ты виновен в этом, но древний завистник рода человеческого – диавол. Отныне блюдися лжи, а прошедшее да простит тебе Бог». Собор вынес святителю полное оправдание. Радуясь о торжестве правды, о скором прекращении волнения, он снова, и еще с большею ревностию, предался своему архипастырскому служению, умолял князей прекратить раздоры, ездил с великим князем Михаилом Ярославичем в Орду, и ходатайствовал пред новым ханом Узбеком о подтверждении прежде дарованных прав и льгот. По возвращении из орды, святитель Петр, уже дряхлый летами, продолжал вести свою прежнюю странническую жизнь, всех наставляя и ободряя. Во время этих своих путешествий, он узнал скромный городок Москву, и сильно полюбил княжившаго в ней Иоанна Даниловича Калиту, князя милостиваго, набожного и кроткаго, стал проживать в Москве более, нежели в других городах, а затем совсем в нее переселился. Приближаясь к могиле, св. Петр дал совет любимому князю соорудить в Москве каменную церковь Пресвятой Богородицы, и для убеждения его сказал пророчески: «если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более других князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Церковь была заложена, и быстро воздвигалась: святитель успел устроить в ней для себя гроб собственными руками, близ жертвенника, но не дожил до окончания ея, и скончался 21 декабря 1326 года, на молитве, во время вечерняго богослужения. Гроб его, поставленный в основанном по его желанию Успенском соборе, стал краеугольным камнем величия Москвы. По кончине Господь прославил избранника Своего чудесами и нетлением тела. Мощи святителя Петра обретены в 1472 году. (См. Жит. св.).
II.
Такова краткая повесть жизни и деятельности великого святителя земли русской, св. митрополита московского Петра, который по справедливости может быть назван солью земли русской. «Вы соль земли, вы свет мира» (Мф. 5, 13, 14), сказал Христос Спаситель Своим ученикам. Так высоко призвание и назначение святых апостолов! Своею проповедию о Христе они должны были вносить в жизнь лежащаго во зле мира оздоровление, спасти его от духовного разложения, подобно тому, как соль сохраняет разные предметы от порчи и гниения. Святая жизнь апостолов должна была быть светом для мира, седящаго во тьме и сени смертной, освещающим путь к истине и к Божественному свету – Христу. Св. апостолы свято исполняли завет своего небесного Учителя, были солью земли, светом мира, во всей силе этих слов.
Солью земли русской, светильником, ярко в ней горящим, был и преемник апостольского служения, празднуемый ныне святитель Петр. Что же завещал он нам своею жизнию и деятельностию?
а) Он завещал нам любовь к книжному учению, любовь к изящному искусству, но в особенности любовь к слову Божию, на котором только и может созидаться истинное образование, правильное развитие души и жизни человеческой.
б) Он завещал нам побеждать трудность книжного учения усердием, терпением и молитвою. Этими, а не другими средствами была препобеждена трудность книжного учения препод. Сергием Радонежским чудотворцем и др. святыми угодниками Божиими. Источник истины и мудрости, Господь дарует ту и другую всем прибегающим к Нему с усердною молитвою о сем.
в) Завещал нам трудолюбие и послушание, избегать праздности и рассеянности, завещал быть внимательными и строгими к своим словам и поступкам, во взаимных отношениях быть сдержанными, кроткими, снисходительными, быть милосердыми, всегда готовыми помочь ближнему в его беде и нужде, от всей души прощать оскорбления, и любовию вразумлять оскорбителей, избегать ссоры и вражды, всюду вносить мир и согласие, содействующие объединению и сплочению семьи, общества и государства, обезпечивающие их силу, могущество и благоденствие. Он завещал нам вносить в жизнь свет веры и добрых дел, горячую любовь к родной стране, правителю народа, Божию Помазаннику, и церкви православной. (См. Слова и поуч. протоиерея Мазанова, законоуч. Полтавск. института.)
III.
Почтим же священную память угодника Божия исполнением его завещания, будем просить святых его о нас молитв, да возрастает объединенная русская земля в силе и могуществе, в преуспеянии веры и благочестия, в горячей любви и благоговейном повиновении своему Государю, которому Сам Правитель мира, Господь вручил управление народом. «Мною», говорит Сам Бог, «царие царствуют, и сильнии пишут правду». (Притч. 8, 15).
Проповедь Патриарха Кирилла
В день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца
6 сентября 2012 года, в день памяти перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи первого Московского святителя.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня у нас особый день. Мы празднуем перенесение мощей святителя Петра в этот Успенский собор, которое произошло в далеком 1479 году. Это событие взволновало Русь, которая вошла в очень ответственный период своего исторического развития — то была эпоха завершения всех процессов, направленных на воссоздание единого русского государства. И личность митрополита Петра, память о нем имела огромное значение для понимания того, что делал царь Иван III, для понимания того, что происходило в Отечестве нашем.
Жизнь святителя Петра удивительна. Он как бы олицетворяет собой всю историческую Русь, Святую Русь. Он родился на юго-западе Руси, на Волыни, которая тогда входила в Галицкое княжество. Сегодня, говоря о западе Украины, мы сразу вспоминаем о межконфессиональных трудностях, о тех бедах, которые постигли, в том числе и в наше время, православных людей, о тех жителях Западной Руси, чье национальное самосознание не связывает себя с Православием и уж тем более с Московским Патриаршим престолом, — хотя и там есть люди, которые сегодня как исповедники несут православное самосознание. Так вот, им в помощь — в первую очередь святитель Петр, который родился на западе современной Украины, с 12-летнего возраста воспитывался в монастыре, получил хорошее книжное образование, а затем стал замечательным пастырем и духовником.
После смерти митрополита всея Руси Максима (жившего во Владимире ввиду разорения Киева татаро-монголами) православный галицкий князь Юрий направил Петра, своего любимого духовника и пастыря, в Константинополь, чтобы испросить его посвящения в митрополиты всея Руси. В то время Русская земля была митрополией Константинопольского Патриархата, и Петр отправился в Константинополь. Там он встретился с другим представителем Русской Церкви, которого иные политические силы хотели бы видеть в качестве митрополита всея Руси, но выбор пал на Петра.
Облеченный властью митрополита всея Руси, Петр возвращается на землю Русскую и направляется в Киев. Киев был исторической столицей нашей Церкви, и первое желание Петра было остаться там — несмотря на набеги кочевников, несмотря на то, что город был разрушен и любые разбойники могли каждый день и каждую ночь наносить ущерб древней столице Руси. Петр с риском для жизни возвращается в Киев и более года живет там. Однако он понимает, что из этого разрушенного города, у которого даже нет крепостных стен, который может стать легкой добычей любых злоумышленников, невозможно управлять Церковью Русской. Тогда он направляется на север, во Владимир, куда переместился великий князь всея Руси, и там продолжает дело своих благочестивых предшественников, митрополитов Киевских, которые, спасаясь из разоренного Киева, обратили свои взоры на северо-восток Руси и там, среди лесов, чащоб, в достаточно защищенных местах, совершали свое Первосвятительское служение.
А затем происходит нечто такое, что, несомненно, являлось действием промысла Божия. Святитель Петр жил во Владимире под покровительством великого князя; по обычаям и порядкам того времени посетил также Золотую орду и получил ярлык от хана, удостоверяющий его право управлять Церковью Русской. Наверное, и следовало бы оставаться в обустроенном, хорошо защищенном городе Владимире, который был уже признан столицей всего Русского государства. Совершенно необъяснимо, как с точки зрения тогдашней политики, так с точки зрения экономических условий, но, конечно, по воле Божией святитель Петр направляется в сторону мало известного тогда и ничем не выдающегося города Москвы. Он приходит сюда, на крутой берег реки Москвы, на холм, на котором мы с вами стоим, и, как бы прозревая будущее, в ответ на просьбу князя Ивана Даниловича Калиты остается в Москве, переносит сюда двор Первосвятителя земли Русской и закладывает сей Успенский кафедральный собор.
То было в 1325 году, а вскоре и великий князь из Владимира переместился в Москву, и Москва стала центром Русского государства. Мы знаем, что уже в год перенесения мощей святителя Петра в то место, где они сейчас находятся, в этот некогда заложенный им храм, стало очевидно, что вокруг Москвы объединилось большинство русских земель. То было время особое, когда после многих десятилетий междоусобных браней русские князья, в том числе трудами и молитвами святителя Петра, стали объединяться, имея своим центром место, на котором мы стоим, и этот святой град.
Продолжая оставаться митрополитом Киевским и всея Руси, митрополит Петр поминается нами как святитель Московский, потому что он стал первым святителем, первым епископом этого города, и приложение к нему титула «Московский» исторически правомерно и связано с его трудами по укреплению церковной жизни и благочестия в этом городе. Сегодня мы вспоминаем память святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра и обращаемся к нему с молитвой о хранении духовного единства всей Руси, которой он служил, не щадя жизни своей.
Мы знаем, что во времена, последовавшие после кончины святителя Петра, произошло много событий. Разделилась, в первую очередь под действием внешних сил, Русь, стали слабеть и церковные связи. Но, тем не менее, жизненный подвиг и сама личность святителя Петра, так же как и его преемника святителя Алексия, многим помогала сознавать и исповедовать свою причастность к единой исторической Руси, к единой и неделимой Русской Православной Церкви.
И сегодня, когда мы снова проходим через испытание верности святителю Петру, верности идеалам Святой Руси, верности духовному единству народов, живущих ныне на пространствах исторической Руси, мы снова и снова обращаемся к святителю Петру, прося его помощи, его заступления, его предстательства пред Господом о всей земле Русской, о Церкви нашей, несущей то же самое служение, которое несла она и в годы правления святителя Петра, направленное на духовное собирание и сохранение в единстве всех Русских земель от севера до юга, от запада до востока. Это служение не имеет никакого отношения к тем политическим конструкциям, которые одними признаются, а другими отвергаются. Все это некий исторический шум, который приходит и уходит, а Церковь является хранителем духовного бытия народов, живущих на просторах Святой Руси.
Поэтому всякий раз, когда в день памяти святителя Петра мы собираемся в этом соборе, нужно мысленным взором простираться в прошлое, черпать из него уроки, осознавать, что есть первопричина, исторический базис совместного духовного бытия тех народов, которые сегодня окормляются Русской Православной Церковью, и как зеницу ока блюсти то единство, которому служил и которое заповедал нам святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.
Я хотел бы, владыка митрополит Иоанн, сердечно поблагодарить Вас за добрые, правильные слова, которые Вы сегодня произнесли. То, что сегодня происходит в жизни Русской Церкви, с одной стороны, является чем-то новым, потому что мы вошли в совершенно новую для нас полосу исторических событий, в новую, беспрецедентную культурную, психологическую и политическую среду. Но Церковь в своем пастырском служении людям ничего не делает в отрыве от прошлого, потому что Церковь является хранительницей Предания, а Предание содержит в себе норму веры и норму жизни.
Сегодня люди не желают иметь никаких норм — ни нравственных, ни духовных, ни культурных. Многие полагают, что началом и концом для всего является человеческая личность: человек сам определяет для себя и норму веры, и норму жизни, и нет никаких высших сил, которые бы их санкционировали. Люди, которые так живут, являются людьми не верующими в Бога, даже если они себя таковыми называют, потому что вера связана с принятием той нормы, которую Бог передал нам через Свое откровение. Это Божественные заповеди, это образ жизни, ведущий человека ко спасению. Что бы ни происходило в истории, Церковь призвана ограждать эти нормы — не людьми выдуманные, но Богом переданные роду человеческому. И потому все то, что мы сегодня совершаем в Церкви, направлено на сохранение нормы веры и нормы жизни, запечатленных в нашем Священном Предании. Одновременно мы должны учиться тому, чтобы помогать людям, рожденным вне этой культурной среды и вне всякого церковного предания, понять, что означает быть христианином, православным человеком в современной жизни.
Когда Вы говорите о том, что решение о создании Белгородской митрополии было принято Большим Московским собором, Вы свидетельствуете об исторической правде. Все, что мы сегодня совершаем, своими корнями уходит в глубину веков, но обретает новые формы, новые категории мысли, новый язык, на котором мы обращаемся к современному человеку. Потому неправы те, кто называет Церковь косным и неподверженным реформам институтом, как неправы и те, кто считает, что Церковь слишком озабочена тем, как воспринимают ее современные люди. Церковь принадлежит и традиции, и современности, и только благодаря этому вечные и неизменные истины, которые принес нам Господь Иисус Христос, 2000 лет не просто существуют в сознании людей, но актуализируются в жизни каждого последующего поколения и каждого народа. И этим актуализатором Божественных истин, вечных и неизменных, является Церковь, призванная сохранить в целостности Божественное откровение и сделать его понятным, убедительным, доходчивым для каждого человека в соответствии с потребностями времени, места и культуры.
Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, а также владыке Софронию, который возглавляет Губкинскую епархию, вновь образованную на территории Белгородской области, помощи Божией в трудах, в созидании всего того, о чем мы с Вами сегодня говорили. С одной стороны, нужно трудиться не покладая рук, чтобы сохранять единство нашей Церкви. Для Вас это особое послушание в связи с тем, что митрополия Ваша располагается в области, пограничной с братской Украиной, а потому развитие отношений с украинским народом, украинским обществом и, конечно, в первую очередь с братьями архиереями, духовенством и верующим народом близлежащих епархий Украинской Православной Церкви является одним из приоритетов. Как и образование, особенно образование молодежи, которым Вы активно занимаетесь.
Я бы хотел сердечно поблагодарить власти области в лице губернатора, который прилагает огромные усилия для того, чтобы область процветала. Когда приезжаешь в Белгород, поражаешься тому, что видишь. Цветущий город, развиваются промышленность, сельское хозяйство, культура, инфраструктура — и одновременно созидаются храмы. Вот так и нужно развивать национальную жизнь. Никогда не нужно заботу о духовном относить на самое последнее место: «если что и сокращаем, то в первую очередь наше внимание к духовной жизни, а на первом месте — забота о ежедневных потребностях людей». Стратегически так не может развиваться ни народ, ни страна — только сочетая духовное с материальным, можно с успехом идти по этому пути.
Я хотел бы поздравить Белгородскую область, губернатора, правящего митрополита, епископа, духовенство, весь народ Белгородской области с большими успехами. Мы молимся, чтобы и далее так же успешно развивалась жизнь Белгородской земли.
Я также имею сегодня замечательную обязанность выразить сердечную благодарность выдающемуся человеку, имя которого абсолютное большинство из вас хорошо знает. Это Владимир Иванович Федосеев, который является главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского, членом Патриаршего совета по культуре. Дорогой Владимир Иванович, мы очень ценим все, что Вы делаете для нашей страны, для нашего народа, для сохранения культуры, для ее пропаганды. Вы — выдающийся музыкант современности, и, с благодарностью склоняя главы пред Вами, перед подвигом Вашей жизни, мы хотели бы выразить Вам благодарность от лица всей Русской Православной Церкви.
С праздником, дорогие мои! Всем вам я хотел бы сердечно передать благословение сегодняшнего дня и этого места, на котором мы вместе молились. Это небольшая иконочка святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, с моим Патриаршим благословением. Все, кто сегодня присутствует в храме, смогут после окончания службы получить от духовенства эту икону.
Хотел бы также поблагодарить два хора, которые так прекрасно пели — хор семинарии и хор кафедрального собора, и особенно приветствовать белгородцев, которые вместе с москвичами молились в день святителя Петра в этом историческом центре русского Православия. Храни вас Господь.
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова
Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского
Мы сейчас дожили до такого времени, когда очень хорошо видны дела Божии. Еще совсем недавно нельзя было и представить, что станет возможным приложиться к мощам святителя Петра. И вот так Богу было угодно, что огромная зловещая безбожная государственная машина была опрокинута – как будто от легкого ветра все перевернулось, хотя еще не так давно, пятьдесят лет назад, гораздо более слабая государственная машина смогла выдержать страшную войну против мощного, прекрасно вооруженного противника, всего за четыре года с ним расправились. И вот так быстро все переменилось. Действительно, усилия людей важны, но все зависит от того, что Бог благословляет. От одних человеческих усилий мало что зависит, если не придет время, когда Господь Сам им поможет. Это не значит, что надо сидеть и ничего не делать. Надо и делать, и верить, и надеяться, ну и, конечно, ждать тоже часто приходится.
Сегодня мы читали первое воскресное Евангелие, от Матфея, которое читается в Великую Субботу и при крещении человека. Святая Церковь избрала этот отрывок, где Христос говорит Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Эти слова каждому вновь крещенному напоминают: научитесь «соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Так сказал Господь, а перед этим Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» – такую таинственную фразу, прямо не связанную с тем, что говорится выше. Эта фраза очень утешительная и важная: Господь говорит нам, что это Он управляет нашей жизнью – несмотря на все потуги человеческие, всю магию, астрологию, несмотря на все человеческие грехи и несмотря на то, что Бог как будто забыт на этой земле, и забыт очень хитро.
Есть два способа борьбы с истиной. Один был испробован сатаной в течение семидесяти лет: замолчать Бога, прописную букву превратить на письме в строчную, книги изъять, упоминание о Боге исключить, а тех людей, которые упорно Его вспоминают, изолировать. Но ничего не вышло. Тогда избрали другой способ: слово «Бог» повторять так часто, чтобы оно потеряло всякое значение. Свойство человеческого разума таково, что, если постоянно повторять «спасибо», забываешь, что это значит «спаси тебя Бог», и будешь произносить это слово, не вникая в его значение. Все слова нечто означают, но человек забывает их изначальный смысл. Например, подходит и говорит: поисповедуйте меня. Ему в голову не приходит, что «исповедать» – это значит поведать из себя до конца все, что у него есть грешного на душе. Человек думает, что исповедаться – значит совершить нечто, что стоит на пути к причастию.
Слово «Бог» теперь слышится отовсюду: и от людей, чуждых Богу, и от людей, враждебных Богу, и от искренне заблуждающихся, и от шарлатанов, и от людей больных, с искаженным восприятием, которыми просто дьявол руководит, а они считают, что это Бог. Поэтому человеку была дана древняя заповедь не поминать имя Божие всуе. Почему так, что тут особенного – чаще вспоминать Бога? Дело в том, что Господь знает нашу падшую природу, знает, что от частого употребления уходит благоговение и теряется самое главное: стояние человека перед Богом. Вот сейчас слово «Бог» вошло в категорию обычных, и хотя буква из строчной стала прописной, но печатается оно часто в таком контексте, что лучше б этого и не было.
Или, к примеру, в какой-нибудь газете печатается икона. Спрашивается, что с ней делать самому благоговейному человеку, когда он прочел уже эту газету? Ее же не бросишь, это священное изображение. А сколько этих изображений выброшено! Сколько в них всего завернуто! Вроде бы икона напоминает о том, что Бог есть, вроде бы это свидетельство, а на деле отношение к ней не то что отвратительно, а просто кощунственно. И если поглядеть на нашу теперешнюю жизнь, окажется, что этого кощунства так много, оно выражается в таких ужасных формах и приобретает такой размах, что общая его сумма нисколько не меньше, чем когда взрывали и ломали храмы. Просто огромное стекло разбилось на мелкие куски, но от этого главная дьявольская затея не потерялась.
Хотя на самом деле, что бы дьявол ни творил, сколько бы миллиардов душ он ни собрал себе, все равно на небе и на земле власть Божия. В чем же тогда эта власть, если по видимости люди не подчиняются ни Богу, ни совести, ни заповедям, ни Ангелам-хранителям, а только служат своим страстям? А вот в чем: сколько бы дьявол ни ухищрялся, сколько бы он ни стращал, сколько бы он людей ни погубил, на этой земле все равно совершится только то, что Бог попустит, и нет у сатаны власти над Богом. Поэтому Господь посылал Свою маленькую Церковь, состоявшую из нескольких человек, в тот ужасный мир, который по своим чудовищным преступлениям, извращениям человеческой природы был не менее ужасен, чем сейчас. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» – все равно вы победите, это обречено, обречено на победу. И победа заключается не в количестве, эта победа иного свойства – победа жизни над смертью.
Жизнью, если мы помним, называется жизнь духовная. Потому что жизнь биологическая для человека – это не жизнь, этого для него слишком мало. Конечно, как всякая сложная система, человек стремится к упрощению. Быть животным гораздо проще и легче. Еще проще и легче быть растением. И многие люди идут этим путем, а дьявол этим пользуется, пользуется законом энтропии, помогает распаду. Но это не значит, что он побеждает. Потому что власть, которую имеет Христос на земле и на небе, – это власть любви. Ангелы подчиняются Богу не только потому, что Он их такими создал. Это подчинение Богу и это служение Ему – из любви. Бог строит новую вселенную, в которой свободное существо сумело бы свободно полюбить Бога больше всего на свете: больше отца, матери, детей, внуков, родины, работы – как раньше говорили, беззаветно, то есть без всяких договоров. Сделать свободный выбор между грехом, который для падшей человеческой природы естественен, близок, сладок, притягателен, знаком, испытан, – и любовью к Богу, Которому эта греховная сладость противна. Потому что греховная сладость недостойна человека: Бог человека создал свободной личностью, способной достичь божественной жизни.
Но как и в начале пути Церкви в мире, так и в конце его мало людей, свободно выбирающих любовь к Богу. В этом нет ничего ужасающего и страшного. Потому что Христу дана всякая власть, и ничего невозможно сделать с человеком, который утвердился в любви. Что может дьявол предложить? Только устрашение или соблазн, больше ничего. У него ничтожный арсенал средств, и все его ухищрения настолько пошлы и примитивны, что каждый из нас уже давно научился их распознавать. Чего же нам не хватает? Нам не хватает только смелости. Все мы боимся, все малодушничаем, все себя немножко жалеем, немножко бываем к чему-то пристрастны, хотя христианин должен к Самому Богу быть пристрастен, а все остальное ему более или менее важно, более или менее интересно, но и только. Все наши ошибки, скольжения и падения происходят оттого, что мы излишне внимательны к этой земной суете.
И вот, по милости Божией, у нас есть возможность всем собраться и прославить воскресшего Бога. Действительно, какая сладость пребывать на богослужении, когда душа наша купается в изобильном море Духа Святаго! Как она замирает, трепещет, стремится к этому и наслаждается! Хотя каждый из нас знает, как это все трудно: и физически тяжело, и мысли дьявол насаждает, и приходят всякие образы, и парение ума, и отвлечение, и непонимание, – но тем не менее душа постоянно стремится к этому пусть еще весьма несовершенному общению с Богом. Каждый из нас, я надеюсь, уже вполне осознал, что ничего за порогом храма нет выше этого собрания. Вот мы стоим, такие немощные и грешные, а с нами Христос. Он здесь присутствует, любящий нас, благословляет нас и помогает нам преодолеть нашу немощь. И каждый из нас постепенно крепнет, становится умней в смысле духовном, начинает различать правду и ложь, начинает все больше и больше в себе видеть и начинает к себе трезвее относиться.
Христос нас хочет всегда видеть вместе, и Он воистину с нами «до скончания века». Церковь есть народ, который Он призвал и собрал вместе. И если мы хотим быть ближе к Богу, хотим действительно вопреки этому миру удержаться от соблазна, хотим действительно не падать, то путь к этому только один. Господь Сам этот путь показал: Он дал нам заповеди. И хотя формально каждый из нас знает, что надо соблюдать заповеди, но очень трудно принимается душой такая простая истина, что заповеди Божии, эти формальные правила, которые можно заучить, – это есть воистину ступени, которыми мы выйдем на простор духовной жизни.
Заповеди Божии как будто сужают нашу свободу, делают вход в Царствие Небесное узким, ограничивают. Истинная любовь к Богу – это есть всегда ограничение. Любовь и свобода часто вступают в противоречие, то есть по свободе человек иногда жаждет поступить против любви. Но Господь не мог не дать человеку дар свободы, потому что несвободный любить не может. На любовь не способно существо примитивное. Любовь – это удел высших, потому что любовь есть Бог. И Богу нужно, чтобы Его любили, потому что это естественное свойство любви. Это наблюдается даже во взаимоотношениях человека и животного. Если человек любит животных, то животные, низшие существа, наши меньшие братья, и то отвечают любовью. Хотя бывают и неблагодарные – ну так это же животные, что тут удивляться? А Бог, по свойству Своему являющийся Любовью, естественно желает, чтобы человек Его любил.
Поэтому Господь не оставил нас на земле одних. Нет, Он постоянно, премудро, одному только Ему известным и только для Него возможным образом старается спасти каждого человека, старается его вырвать из зла, старается ему помочь, старается ему расчистить путь. Господь каждого человека вызывает к жизни в определенное время от определенных родителей, каждый человек у Бога на счету, каждый Ему нужен, для каждого есть обитель в Небесном Царстве, о каждом Он заботится и промышляет, каждого зовет: «Се, стою у двери и стучу». К каждому Господь взывает, и каждый из нас это может не только ощутить, но и ощущать постоянно. Надо только и самому к Богу взывать. Этому взыванию мешает и наша немощь, и всякая нечистая сила, и люди, ею порабощенные. Но Христу «дана всякая власть на небе и на земле», Он с нами «до скончания века». И если мы сохраним веру, если мы под действием устрашений, которые грядут на нас из мира, все-таки устоим, веруя, что Он нас любит, знает, помнит, веруя, что Он нас хочет спасти, то, сколько бы раз мы ни падали, мы можем вставать, мы вновь можем идти, вновь очищаться, освящаться, двигаться вперед. И каждый шаг в исполнении заповедей Божиих будет шагом к этому очищению, освящению и спасению. И это есть, собственно, подлинная человеческая жизнь.
Конечно, нам это трудно: мы действительно дебелые, мы действительно опутаны грехами, многих тяготит греховное прошлое, мучают воспоминания, и вообще все непросто. Один святой сказал, что все высокое дается большим трудом. Почему Царство Небесное так трудно достигается? Да потому, что то, что легко достигается, то мало ценится человеком падшим. Поэтому только в этом изнурительном труде человек может обрести и любовь, и подлинную свободу. Подлинная свобода заключается в том, что человек добровольно себя ограничивает во зле, добровольно отсекает от себя любую возможность зла. А для того, чтобы знать, что есть добро и зло, существуют заповеди. Нашего ума, нашего чувства здесь не хватит. Есть заповеди – исполняй их и тогда получишь свободу в Боге.
Можно идти иначе, выбрать и правую сторону, и левую: буду и добро творить – а в каждом, даже самом злом человеке есть много добра, – и буду творить зло, то зло, которое выбирает моя душа, которое мне нравится, мне по вкусу, к которому я пристрастен вопреки заповедям Божиим. Многие из нас так и живут: что-то себе выбирают из Евангелия, в чем-то трудятся, а что-то очень легко себе прощают, как будто этого и нет. И в результате буксует человек на месте и не понимает, что так и будет, пока он не начнет заповедь Божию исполнять. Потому что если сказано «не осуждай», то это и тебе сказано. И пока ты будешь осуждать кого-то, искать недостатки или в чужом глазу видеть соринку, ты никогда ничего не поймешь и ты никогда не научишься молитве. Можно выучиться читать акафисты, объездить все монастыри, быть на сотнях всяких отчиток, но, пока хотя бы язык не обуздаешь, ничего не получишь. Это все равно что биться об стену. Путь идет только через заповеди Божии. И тот подвиг, который человек несет не во имя этого, не венчается.
Очень многие люди, совершающие как будто бы великие труды, на самом деле не достигают Царствия Небесного. Более того, они бывают часто совершенно противоположны Богу и совершенно чужды Ему по духу. В своей фарисейской праведности они не видят совершенно Христа. Очень много есть людей, верующих в бога, но этот бог не Христос, а какой-то совсем другой, это бог выдуманный, это идол, хотя они и могут называть его Христом. Недаром Достоевский сказал, что католик хуже атеиста. Потому что Католическая Церковь не отрицает Христа, она Его подменяет. И действительно, посмотри на Христа Микеланджело и на Христа Андрея Рублева. Разве у Микеланджело это Христос? Нет, это здоровый, мощный мужик с хорошими бицепсами. С точки зрения искусства очень и очень неплохо и по композиции, и по рисунку, но это просто не имеет отношения к христианству, причем никакого, только по звуку. Содержание все выхолостилось, это поминание имени Божия всуе, которое совсем не может напомнить Христа.
Такая подмена происходит совершенно незаметно. Эта трагедия произошла и в древнем Израиле, когда распинающие Христа думали, что они спасают свой народ. Это происходит и сейчас, в православном храме. И не надо бить себя в грудь, что, мол, лишь мы обладаем истинной верой, ибо для многих давно уже эта подмена произошла: подмена закона благодати и любви правилом. Причем правила-то истинны, но из любого правила может уйти дух. Цель правила – привести человека в Царствие Небесное, а не закрыть его. А часто бывает, что человек, окруживший себя правилами, как раз и устремляется к тому, чтобы не любить. Потому что любить – это очень тяжело. Именно поэтому у нас постоянно происходят споры и распри: каждый отстаивает свое правило, свою правду, свой взгляд, то есть отстаивает себя. А любовь – нет, любовь заключается в том, чтобы по возможности быть со всеми в мире.
Это не значит, что нужно потакать чужому греху и зло называть добром, если другому так хочется. Нет, но нужно все-таки помнить, что самая главная драгоценность – это главная заповедь Христа: «да любите друг друга». И если из этой презумпции исходить, то жизнь наша начнет меняться. Но это-то и трудно, потому что себялюбие, оно ближе: это моя правда, я так привык, я так люблю. А нужно «друг друга тяготы» носить. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Как этому научиться? Гораздо проще исполнять правило, чтобы душа была в покое, чтобы только ей не трудиться. Потому что на самом деле самый тяжкий труд на свете – именно труд духа, который заключается в этом самоотречении.
С малого нашего возраста как наша жизнь проходила? Капризы, нытье, истерики, только бы добиться от взрослых своего. И мы выросли в этом постоянном эгоизме. Иногда нам говорили, что надо поделиться, что, если нечто получил, надо другого угостить. Это уже трудно: не съесть самому, а разделить пополам. И пополам-то – это еще ничего, всем поровну, так что без зависти. А если взять и все отдать, всего лишиться? Хотя чего там лишиться? Чуть-чуть, несколько секунд по гортани кусок чего-то пройдет, и потом даже приторно станет, и захочется запить, а через пять минут забудешь. Так ради чего? Ради какого-то секундного услаждения гортани – и уже масса греха, зла и обиды. А подлинная любовь – это когда человек «положит душу свою за друзей своих». Бывает, оказывается, такая любовь, про которую мы в книжках читаем, когда человек готов за другого умереть. Любовь Христова как раз такова. Христос-то умер за каждого из нас конкретно, поэтому Он и к каждому из нас обращается отдельно. У каждого из нас своя душа, за каждую Он умер. Умирать бы тебе, ты должен сойти во ад, а сошел Он. «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» – вот для этого, чтобы ты во ад не сошел даже ни на минуту, а прямо от смерти в жизнь.
Вот какова христианская любовь, а мы постоянно друг с другом сталкиваемся. Я уж не говорю, в семье. Ну что семья? Это люди нам чуждые, они нас не понимают. Слава Богу, если кто имеет семью, верующую во Христа и живущую по заповедям. А так в основном это чужие нам люди, с которыми нас жизнь связала вместе на какое-то время. Пусть даже они самаряне, то есть признают Бога, но они не христиане. Но если самарянин лежит избитый разбойниками, мы должны перевязать ему раны, «возливая масло и вино», и «всадив на свой скот», в гостиницу отвезти. Пусть они нас не понимают, это совершенно неважно, мы должны упражняться в любви, все время трудиться, служить, помогать. А мы часто шипим, подозреваем, клевещем, жалуемся, чего-то друг от друга добиваемся, хотим, чтобы все было поровну. Но это же невозможно. Один сильный, другой слабый; один мужчина, другая женщина; один женат, другой холост; один умный, другой не так уж. Каким экзаменом человек входит в Царствие Небесное? Только одним: насколько сумеешь возлюбить Бога и как следствие этой любви к Богу – своего ближнего: и самарянина, и христианина, и язычника. Подлинная любовь проявляется ко всему живому, даже и к врагу, потому что враг – это тоже дело временное.
Вот хорошо бы это держать в сердце. Конечно, это трудно, придется забывать и опять возвращаться, как пес, на свою блевотину, к своей прежней жизни. Трудно так сразу научиться любви. Но если будем все время стараться любить, если будем все время вспоминать об этом, если будем действительно крест на груди носить как символ этой отдающей себя в жертву любви, тогда потихонечку наша жизнь начнет исправляться. И тогда молитва у нас будет, тогда у нас будет радость на душе, тогда будет и покой, мы сможем огромные дела совершить, нам будет помогать Бог, Он будет через нас действовать, мы станем проводниками Святаго Духа, и вокруг нас тысячи спасутся.
Человек скучает только по любви, и чего-то достичь можно только любовью. Жестокостью ничего не добьешься. Вот была эпоха большевизма, была жестокость. Ну и ничего не получилось все равно. Вот вроде бы уже убиты все, кто мог противостоять этому злу, вроде сейчас настоящая жизнь начнется. Но нет, ветерок подул – и все распалось, разлетелось. Оказалось, что генерал Де Голль был прав, когда говорил, что советская и американская империи – это бумажные тигры. А что произошло? Просто в голове у определенного числа людей, не у всех, у достаточно большой части, что-то поменялось. А представим себе на секунду, что большинство людей к Богу так же повернутся, все захотят прилично себя вести и захотят детей своих любить и воспитывать, – так мы уже через пятнадцать лет будем иметь совершенно иной народ. Ведь то, что произошло с каждым из нас, может произойти со всеми. И что для этого нужно? Для этого нужно покаяться, осознать, что наша нехристианская жизнь недостойна человека, это нехорошо, неправильно, это не по-Божьи. А если застынем на том, что нужно здоровье, благополучие, мир, еще что-то внешнее, тогда опять все это будет сметено. Вон сколько храмов настроили, все хорошо, благополучно, уже скоро должно быть богатство – но нет, Господь не даст. Почему? Потому что ожиреет сердце и забудет Бога.
Поэтому нам надо усердие приобретать только в любви, а остальное постольку, поскольку оно служит любви. Вот это единственная драгоценность, это важно, а не то, какой формы окно в доме, или какие занавески, или подогретое или холодное. Не стоит из-за этого ругаться, не стоит это все отстаивать, лучше даже голодным остаться, это гораздо благородней. И если мы будем все время упражняться, ограничивая свою свободу в отношении зла, тогда мы приобретем нечто великое, то, что Евангелие называет драгоценным бисером, вот эту жемчужину. Как апостол говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Если ради любви к Богу, ради любви ко Христу мы будем делать такие усилия, то наше сердце расширится, оно сможет вместить не только ближнего, одного, двух, трех, а сотни, и тысячи, и даже бесконечное число, как Бог.
Некоторые удивляются: как Он может следить за всеми пятью миллиардами людей? Как Его хватает? Ну это же Бог. Если какой-то вшивенький компьютер может делать такие вещи, что диву даешься, так здесь Бог, Он больше, чем эта вселенная, которая, как некоторые говорят, бесконечна. Бог больше вселенной. Поэтому что для Бога пять миллиардов? Он каждую мысль каждого из нас знает, Он знает каждый наш поступок, Он настолько мудр, настолько любит нас, что заботится о каждом нашем шаге. И пусть память об этом постоянно возвращает нас к любви к Богу. Помоги нам, Господи. Аминь.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 5 сентября 1992 года, вечер
(279)