Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний: Воскрешение дочери Иаира

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний

Воскрешение дочери Иаира

Во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха!

Как же мы по­хо­жи на лю­дей, окру­жав­ших умер­шую дочь Иаира! Сам Бог к ним при­шел, Сам Гос­подь, и Он Сам им го­во­рит: «Не плачь­те, она не умер­ла, она усну­ла…» А лю­ди так твер­до «зна­ют», что она умер­ла и с та­кой уве­рен­но­стью об этом го­во­рят! С ни­ми го­во­рит Гос­подь, Ко­то­ро­го они са­ми же при­зва­ли со­тво­рить чу­до, но те­перь они над Ним сме­ют­ся. По­ка она бы­ла боль­на – еще мож­но бы­ло на­де­ять­ся на чу­до; те­перь же она умер­ла – и смеш­но го­во­рить о том, что есть на­деж­да…

Так бы­ва­ет и с на­ми. Гос­подь жил, умер, вос­крес, и Он Сам го­во­рит нам, что вре­мен­ная смерть по­доб­на сну, что за ней сто­ит Жизнь, ко­то­рой уже жи­вут ду­ши че­ло­ве­че­ские, – Жизнь, ко­то­рая охва­тит так­же и на­ши те­ла в день слав­но­го Вос­кре­се­ния. А мы всё про­дол­жа­ем го­во­рить: «Он умер, она умер­ла». И ко­гда нам чи­та­ют в хра­ме сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Я не хо­чу, чтобы вы бы­ли без на­деж­ды, как про­чие, ко­то­рые ве­рят в смерть…», – то мы эти сло­ва слу­ша­ем, но всё рав­но «зна­ем», что пе­ред на­ми ле­жит че­ло­век, ко­то­рый умер, и хо­тим быть без­утеш­ны­ми.

Мы не ве­рим и сло­ву Вос­крес­ше­го Гос­по­да, что мы вос­крес­нем, и Его же де­лам и сло­вам, ко­гда Он вос­кре­шал лю­дей ещё при Сво­ей зем­ной жиз­ни (дочь Иа­и­ра, Ла­за­ря), что есть Вос­кре­се­ние. Мы «зна­ем», что есть смерть, и не ве­рим, что есть жизнь. Как стран­но и как ужас­но, что эта оче­вид­ность смер­ти за­кры­ва­ет нам ре­аль­ность жиз­ни! Пусть каж­дый из нас спро­сит се­бя: сколь­ко раз Бог го­во­рил нам о жиз­ни, и сколь­ко раз мы от­ве­ча­ли: «Да я же знаю, что по­бе­ди­ла и по­беж­да­ет смерть!..»

И это от­но­сит­ся не толь­ко к те­лес­ной смер­ти. Ес­ли бы мы толь­ко ве­ри­ли в жизнь, то мы бы ве­ри­ли, что ко­гда уми­ра­ет род­ной или близ­кий – это не ко­нец: на­ши от­но­ше­ния с ним и на­ша жизнь по от­но­ше­нию к нему про­дол­жа­ют­ся. Чтобы най­ти жи­во­го че­ло­ве­ка, мы не долж­ны го­во­рить «вче­ра», «ко­гда-то», «в про­шлом», не долж­ны смот­реть на­зад, а те­перьдолж­ны жить с этим жи­вым че­ло­ве­ком в этой жи­вой жиз­ни, и ждать боль­ше­го, а не мень­ше­го.

Это же от­но­сит­ся к ду­шев­ным и к ду­хов­ным яв­ле­ни­ям. Как лег­ко мы го­во­рим, что «че­ло­век умер», что «умер­ла друж­ба», «умер­ла лю­бовь», – умер­ло то, что бы­ло са­мое дра­го­цен­ное меж­ду людь­ми. И ко­гда Гос­подь нам го­во­рит, что оно толь­ко усну­ло, толь­ко та­ит­ся, но жи­вет (по­то­му что всё са­мое важ­ное – лю­бовь, друж­ба, лас­ка – жи­вет; а уми­ра­ет толь­ко то, что уже на зем­ле несет на се­бе пе­чать смер­ти и тле­ния), мы все-та­ки Ему воз­ра­жа­ем: «Нет, Гос­по­ди, я же знаю – это вы­мер­ло до кор­ня…»

А Хри­стос прит­чей о су­хом де­ре­ве, ко­то­рое три го­да об­ха­жи­ва­ли, по­ка оно не ожи­ло, го­во­рит нам: «Пусть оно и до кор­ня умрёт, но ведь жизнь – от Ме­ня! Всё мо­жет вос­крес­нуть, всё – но в но­вой сла­ве, не в тлен­ном про­шлом, а в со­вер­шен­но но­вом си­я­нии не вре­мен­ной жиз­ни, а веч­ной!» Каж­дый год в Ве­ли­кую Суб­бо­ту утром мы слу­ша­ем про­ро­че­ство Ие­зе­ки­и­ля о су­хих ко­стях (37:3): «Сын че­ло­ве­че­ский, ожи­вут ли эти ко­сти?» – и от­ве­ча­ем: «Нет, это уже об­ласть смер­ти…» А этот до­хри­сти­ан­ский про­рок был муд­рее, и он от­ве­тил: «Гос­по­ди Бо­же, Ты зна­ешь это; а я не знаю…»

Это от­но­сит­ся ко все­му – идёт ли речь о на­ших лич­ных от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми, ли­бо о судь­бе чьей-то че­ло­ве­че­ской ду­ши. Еван­гель­ский рас­сказ – не прит­ча, а быль о том, как вос­крес­ла дочь Иа­и­ра, ко­гда все зна­ли, что она умер­ла. Знал это и Хри­стос, толь­ко для Него смер­ти нет: есть жизнь, и есть сон. Об­ра­тим­ся к са­мим се­бе, оце­ним на­ши от­но­ше­ния к тем, кто по­чил, – то есть к тем, кто те­перь уснул и от­ды­ха­ет. По­ду­ма­ем и об окру­жа­ю­щих нас лю­дях, ду­хов­ное со­сто­я­ние ко­то­рых мы осу­ди­ли и вы­нес­ли «окон­ча­тель­ный» при­го­вор: «Этот мёртв! Не утруж­дай Учи­те­ля, и Бо­гу неза­чем сю­да при­хо­дить – не вос­станет!» По­ду­ма­ем о на­ших «умер­ших» дру­же­ских от­но­ше­ни­ях. Дей­стви­тель­но ли они умер­ли или лишь на вре­мя по­туск­не­ли и «по­чи­ли»? Вчи­тай­тесь в этот еван­гель­ский рас­сказ и как в прит­чу: ведь это прит­ча жиз­ни про­тив смер­ти, прит­ча на­деж­ды про­тив оче­вид­но­сти, прит­ча без­услов­ной ве­ры про­тив на­ше­го глу­бо­ко­го, уби­ва­ю­ще­го неве­рия!

Аминь.


Источник: https://azbyka.ru/days/p-voskreshenie-docheri-iaira

(48)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *