Иерей Андрей Чиженко
Церковь Христова продолжает праздновать великий праздник Крещения Господня. Отдание праздника будет только в следующий понедельник – 27 января.
Всмотримся же, дорогие братья и сестры, еще раз в это удивительное событие, которое произошло на берегах реки Иордан – в раскаленной солнцем иудейской пустыне.
Конечно же, о Крещении Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа можно написать не одну книгу, настолько это глубокая и непостижимая умом тайна домостроительства Божия – таинство спасения Господом падшего человечества. Мы же вспомним, что тогда – во время Крещения Спасителя в водах иорданских – святому Предтече Иоанну (а с ним и всему человечеству) впервые в новозаветное время открылась Святая Троица. Бог Сын крестился. Бог Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и с Неба послышался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), т. е. Моя благая воля в спасении людей.
Всмотримся же в это дивное событие, дорогие друзья, чтобы ответить на вопрос «Как же и нам узреть Бога?».
Мне кажется, что в истории праздника есть три элемента, на которые стоит обратить внимание.
Богоявление происходит не в городе, не в каком-нибудь ином населенном пункте, но в пустыне – вдали от густонаселенной местности. И мы для того, чтобы узреть Бога, должны внутренне удалиться от суеты, шума и юдоли земной, навыкнуть к созерцательной духовной жизни, чтобы в рудниках да глубинах своего сердца расслышать голос Бога. Он непрестанно с нами говорит, но дабы Его услышать, нужно, чтобы все наши мутные суетные вихри каждодневной жизненной спешки осели, успокоились, чтобы мы научились жить наедине с самими собой и с Богом.
Это один из главнейших этапов пути православной аскетики. Об этом же нам неоднократно говорит Спаситель на страницах Евангелия:
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). А, к примеру, преподобный Нил Синайский в толковании этих евангельских стихов именно сердце называл сокровенной клетью души.
Во многих местах Святого Евангелия присутствует либо прямо, либо косвенно момент внутреннего отделения от мира, который необходимо совершить православному христианину. Святая Троица открылась Иоанну Крестителю в пустыне, богатому юноше недостает именно раздать все свое имение и последовать за Христом. Чтобы увидеть Преображение Господне, апостолам необходимо взойти на гору Фавор, а мытарю Закхею, чтобы увидеть Спасителя, нужно вылезти на дерево, т. е. словно бы стать выше мира, отделиться от привычного мира. Неоднократно также на страницах Евангелия мы читаем, что и Сам Господь наш Иисус Христос уходил в уединенное место, чтобы помолиться. Поступим же так и мы, чтобы узреть Бога.
Перед Богоявлением мы читаем в Евангелии, что святой Иоанн Креститель проповедует людям покаяние. Поэтому часто на иконах Крещения Господня можно увидеть рядом с рекой Иордан изображение секиры, которая лежит при корне дерева. Это символ Страшного суда. Мы всегда должны помнить о секире смерти, которая срубит нас и представит перед Богом наши хорошие и плохие дела. Поэтому нужно каяться, изменить свою жизнь, важно сокрушить самого себя, свою гордыню, чтобы на престоле твоего внутреннего сердечного храма был Бог, а не ты, чтобы у тебя было осознание собственного беззакония, собственной мерзкой греховности и пламенное желание избавиться-излечиться от нее. Главное – понимать, что это совершить может только Бог, чтобы у нас была потребность в Нем, чтобы у нас была жажда Бога.
Святой Иоанн Предтеча, ясно осознавая, Кто стоит перед ним, отказывается из-за святого благоговения и страха Божия крестить Иисуса. Но Спаситель убеждает его одним предложением: «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:15). Святитель Григорий Палама так толкует это место: «Не оставить ни одну из божественных заповедей не исполненной Мною», т. е. Христом.
Мы видим, как трепетно и свято относится и Спаситель, и Иоанн Креститель к Божьим заповедям – к Божественному закону. Так и мы должны поступать: возлюбить Таинства и обряды Православной Церкви, которые есть суть спасительные русла, по которым чудесным образом течет к нам и в нас благодать Божия, все освящающая.
Вот те три важных условия, которые нам нужны, чтобы в своей жизни встретить Бога: умная сердечная созерцательная молитва, покаяние и жизнь в Церкви Божией. Если мы будем стараться им следовать, тогда обязательно узрим Святую Троицу, ощутим Божественную любовь и станем ее частью.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/uroki-kreshcheniya-gospodnya-kak-nam-uzret-boga
(55)