При посещении храма, как во время богослужения, так и во внебогослужебное время, следует соблюдать определенные правила поведения.
Прежде всего, посещение храма требует соблюдения некоторых правил выбора одежды.
• Одежда для посещения церкви должна быть скромной, неброской, ведь мы идем в храм для встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.
• Мужчина при входе в храм снимает головной убор, женщина же должна находиться в церкви с покрытой головой (в платке или в шапке). В холодное время допустимы и зимние шапки.
• Недопустимы для женщин в храме брюки или мини-юбки; не следует употреблять косметику, и в особенности губную помаду (тем более, если вы идете причащаться). И мужчинам, и женщинам даже в жаркое время желательно посещать храм в одежде с длинными рукавами. Чрезвычайно неуместно смотрятся в храме спортивные костюмы. Не разрешается входить в церковь в шортах или майках без рукавов.
• В то же время, если вы видите в храме человека, одетого не должным образом, не следует обращаться к нему со словами обвинения или поучения. Попробуйте тактично и доброжелательно объяснить ему, что в таком виде церковь посещать не следует; лучше сделать это тихо и наедине, не привлекая внимания окружающих. Если ваш совет не будет принят во внимание, спокойно отойдите и продолжайте молитву — вы сделали все, что могли, остальное уже от вас не зависит.
• Следует иметь в виду, что далеко не в каждом храме есть место, где можно снять и повесить зимнюю одежду, положить сумку; это тоже следует учесть, собираясь в церковь. Между тем в определенные моменты службы (когда мы подходим под помазание на всенощном бдении или идем причащаться на литургии) наши руки должны быть полностью свободны.
• При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм, — совершить три поясных (в праздники) или три земных (в обычные дни) поклона. Затем, пройдя вглубь церкви, следует приложиться (то есть поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи, чтобы поставить их перед святынями, а также подать записки, заказать поминовение и т. п.
• Не следует целовать священные образы непосредственно в лик (правила предписывают совершать целование в руку или ногу изображения), пытаться «перецеловать» изображения всех святых на иконе, как это делают некоторые прихожане из чувства «благоговения», или обойти с поклонами непременно все образа в храме — такое поведение не имеет ничего общего с искренним благочестием.
• Выбирая место для молитвы в храме во время богослужения, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие храм и обычно стоящие на одном и том же месте, начинают считать его «своим». В случае, если вы случайно «заняли» такое место и вас в этом упрекнули, лучше не вступать в дискуссию, а просто отойти в сторону — тем самым вы сохраните свое душевное спокойствие и уклонитесь от спора, участвовать в котором просто бессмысленно и крайне неприятно.
• Нужно отметить, что в некоторых храмах (в основном в монастырях) соблюдается старинное правило — мужчины в храме стоят на службе с правой стороны, а женщины — с левой; такому порядку, если вы его где-то встретите, удивляться не стоит. Иногда в монастырях (редко — в приходских храмах) соблюдается очередность и в подходе к кресту, и ко причастию — вначале мужчины, потом женщины.
• Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих или обращаться к ним с вопросами (вообще к соблюдению тишины в храме во время богослужения нужно относиться очень строго).
• Можно ли сидеть во время богослужения? Церковный Устав допускает сидение в определенные моменты богослужения, особенно если служба длится долго (к примеру, чтение кафизм на всенощном бдении). В то же время есть моменты богослужения, во время которых сидеть не полагается — чтение Евангелия или Великий вход на Божественной литургии. В любом случае, как говорил святитель Филарет, митрополит Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
• Во время богослужения лучше без крайней нужды не выходить из храма, не нарушать тишину и не расхаживать взад и вперед. Ставить свечи к образам также следует до начала службы или после ее окончания.
• Выходя по окончании службы из церкви, перед выходом надо перекреститься и поклониться, как при входе.
• Особый порядок необходимо соблюдать в такие моменты, как помазание на всенощном бдении, целование креста после Божественной литургии или раздача святой воды после водосвятного молебна (в особенности — в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня), после великого освящения воды. К сожалению, в подобных ситуациях люди зачастую забывают о подобающем благоговении, с которым следует себя вести себя в храме Божием, торопятся, толкают друг друга. Все это не только являет собой гнетущую картину, но и может вызвать серьезный соблазн у человека, лишь приходящего к вере, оттолкнуть его от посещения храма. Такое поведение иначе как греховным назвать нельзя; именно к нему относятся суровые слова апостола Павла: «ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Вообще, к сожалению, при посещении храма, в особенности в условиях большого города, следует быть готовым к нахождению среди большого количества молящихся и неизбежным вследствие этого неудобствам. Однако и в таких условиях каждому следует помнить слова святого апостола Павла, обращенные ко всем христианам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32).
• Фотографировать и делать видеозаписи в храме не следует (хотя канонических указаний относительно этого, по понятным причинам, не существует), однако допускаются исключения (например, при Крещении ребенка или венчании). В этом случае следует заранее обратиться к священнослужителю с такой просьбой, и лишь получив его благословение на съемки, приступать к ним, ведя себя при этом так, чтобы никому не мешать и никого не отвлекать от молитвы.
Вообще главное правило поведения в храме — никому не наносить вреда во время посещения храма церкви: ни своим высокомерием, ни разговорами во время службы, ни внешним видом, который будет смущать окружающих, ни чем другим.
Источник: Энциклопедия православного Христианина
(227)