Мария Свешникова: Начало Страстной седмицы на Руси

sedm4
Страстная седмица на Руси

С Великого Понедельника Страстной седмицы на Руси наступало время глубочайшего покаяния и молитвы. Становилось тише. Прекращались ссоры, ругань и всяческая грубость. Все старались быть добрее по отношению друг ко другу и стремились совершить как можно больше добрых дел.

Особой традицией был сбор денег для выкупа из тюрем должников. Люди собирали деньги для заключенных и больных, которых тогда называли «несчастненькими», и посылали в тюрьмы и лечебницы кто сколько может. Московские булочные получали заказы от жертвователей на тысячу, две, а то и больше калачей и саек, которые развозились арестантам. При этом не забывались и караульные солдаты из квартировавших в Москве полков.

В Церкви в этот день читаются евангельские притчи о бесплодной смоковнице и о талантах, напоминающие о том, что Господь ждет от каждого из нас посильных плодов — плодов веры, любви и милосердия. Зарыть свой талант в землю, быть пустоцветом — особенно страшно!

В первый день Страстной седмицы в Кремле начинали варить миро. Вначале святое миро получали на Руси из Греческой Церкви, из Константинополя. Однако существуют свидетельства, что уже в 1631 году миро изготавливали в России, причем не в первый раз. И поскольку нужные составляющие можно было достать только в царской аптеке, Собор 1675 года указал заготавливать миро для всей Руси в Москве, рассылая его потом по епархиям бесплатно. В 1683 году по приказу патриарха Иоакима был переведен с греческого особый «Чин сочинения и священия святого мира…», напечатанный в 1767 году и, с небольшими поправками, сделанными в 1853 году, совершающийся по сей день.

С 1763 года и до октябрьского переворота этот чин совершался в особой Крестовой палате Патриаршего дворца (XVII век), потому и называвшейся Мироваренной. А затем, после довольно продолжительного перерыва, с середины 40-х годов — в старом соборе Донского монастыря.

В Православной Церкви святое миро употребляется в трех случаях: после Крещения, при освящении храмов и над Государями при короновании. Состав его насчитывает от сорока до семидесяти пяти компонентов. Само описание мира звучит необычайно поэтично: елей, вино белое виноградное, стиракса, ладаны — росный, простой белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика, корни — фиалковый, белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный, масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский, благовонные масла — бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое.

Сегодня, как и несколько веков назад, утром Великого Понедельника Патриарх трикирием (переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы) возжигает под мироварною печью огонь и начинает чтение Евангелия, которое потом продолжает читаться чередой непрерывно сменяющихся священников. Диаконы в это время помешивают состав особыми веслами. В Великую Среду крестообразно, трижды по трижды, в миро добавляют последние необходимые вещества, и состав разливают по сосудам. Мироварение не случайно заканчивается в Великую Среду — в этот день Церкви вспоминает, как грешница помазала Господа миром, читая об этом евангельское повествование.

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, после заамвонной молитвы, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В Великий Четверг в главном московском соборе во время литургии совершается освящение приготовленного мира, в алавастре (сосудец, в котором держали миро, жидкие масти и ароматы), где хранится святое миро еще от апостолов Христовых: в него каждый раз вливается некоторое количество свежего мира.

В первые три дня Страстной седмицы Православная Церковь подготавливает верующих к достойному душевному и духовному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает всех верных на Божественный праздник спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, чтобы мы могли видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает нас идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним войти в Царство Небесное.

Мария Свешникова, Страна.Ру

Источник: http://www.zavet.ru/news/news-s010408.htm

(131)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *