Суббота 5-ой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (подборка материалов)

Отныне будут ублажать Меня все роды.

Лк. 1, 48

imagesЭти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.


akafist_pbg3

razd001

bum_2На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк, 11, 28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов. «Все они, – читаем в книге Деяний святых Апостолов, – единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (1, 14). Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становиться тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У той, которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк. 2, 19). Проповедники Евангелия получали и напоминание божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, пребывает с Ней духовно.

Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времен прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери – это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она – наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.

Но, дорогие отцы, братья и сестры, ублажая Божию Матерь и спрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви? Ублажая Приснодеву, храним ли мы девство, целомудрие, чистоту? Прославляя глубокую в смирении, не останемся ли мы в гордости, не почтит ли нас червь самомнения, тщеславия, зависти? Ублажая в этом святом храме Божию Матерь и нашу Небесную Матерь, не поступаем ли мы противно дома? Не оскорбляют ли дети священных имен своих родителей непочтением к ним, невниманием, или, не дай Бог, дерзостью, грубостью? Исполняют ли сами родители должным образом свои обязанности к детям, к другим людям? Не заглушает ли волна страстей в нашем сердце славословия наших уст? По словам великого отца Церкви VI столетия святого Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери.

Будем же стараться быть всегда истинными православными христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет нашей верной Споспешницей и теплой о нас Молитвенницей.

«Радуйся… Мати Дево… всемирное чудо и слышание».

Аминь.

Из книги «Идите и научите»,
профессора К.Е Скурата

razd001

b100x100a

Материалы на сайте Православие.Ru:

 О празднике 
   

Георгий Битбунов
Анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы 5-й седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе 5-й седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник.
   

В этот день мы празднуем акафист (неседальное пение) Пресвятой Владычице нашей Богородице по следующей причине. В годы самодержавного правления в Византии императора Ираклия персидский царь Хозрой, видя, что греческое государство ослаблено после царствования тирана Фоки, послал одного из своих воевод, по имени Сарвар, с многотысячным войском, чтобы покорить себе все восточные провинции империи.
   

Протоиерей Александр Шаргунов
Восходя к Крестным Страданиям, Господь спрашивает Своих учеников, за кого почитают Его люди. Он хочет узнать о мнении народа для того, чтобы задать им более важный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» У учеников — особые с Ним отношения. Он избрал их, дал им учение, сокрытое от толпы. Он берет их с Собой почти всюду, Он посылает их на проповедь.
Проповеди
   

Иеромонах Ириней (Пиковский)
Похвалы Божией Матери – это честь, воздаваемая Ей за то, что Она откликнулась на Божий призыв со смирением. На слова «Радуйся, Благодатная!» она скромно ответила: «Се, Раба Господня». (MP3 файл. Продолжительность 9:33 мин. Размер 6.9 Mb)
 
Протоиерей Александр Шаргунов
Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание.
   

Иеродиакон Никон (Париманчук)
Служба сегодняшней субботы носит название Похвалы Пресвятой Богородицы. Накануне этого дня, вечером, совершалось похвальное пение – акафист Матери Божией. Много веков назад, в начале VII века, многочисленные неприятели стеснили Царьград – и с востока, и с запада. Кто говорит, что это были арабы, кто-то пишет, что персы, авары, скифы или славяне. (MP3 файл. Продолжительность 10:38 мин. Размер 5.2 Mb)
   

Игумен Нектарий (Морозов)
Милостивый и не до конца прогневающийся, даровал нам Господь в этой скорби упование непостыдное и ходатайство к Нему непреложное — Пречистую Свою Матерь, усыновив Ей при Кресте в лице любезного Ученика-Богослова весь человеческий род. И Ее молитвы, как ничьи более, всегда приемлет Он, Всемогущий, Ей внимает и на прошения Ее преклоняется — даже когда просит Она о тех, кто, кажется, и не достоин милости и снисхождения.
Вопросы священнику
   

Иеромонах Иов (Гумеров)
Когда читается акафист Иисусу Христу и Пресвятой Богородице?
   

Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему в акафистах постоянно повторяется слово «радуйся»?
 Записи богослужений 
   

22 марта / 4 апреля 2014 г. Пятница 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Акафиста Божией Матери. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:13:44 мин. Размер 96.3 Mb)
   

6 / 19 апреля 2013 г. Пятница 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Акафиста Божией Матери. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:21:05 мин. Размер 101.6 Mb)

razd001

Материалы на сайте Азбука.Ru:

Проповеди

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Слово на Акафисте Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы (Кондак Казанской иконе Божией Матери).

Дорогие братия и сестры, некогда одна женщина, восхищенная чудным учением Христа Спасителя, возвысив голос, воскликнула: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Лк.11:27). В этих немногих словах выражены то величие и та слава Богоматери, которыми воздал Ей весь мир, видимый и невидимый, за Ее любовь и милость к страждущему человечеству.

Верующему христианскому сердцу всегда отрадно бывает вспоминать об этой любви и милости Пресвятой Богородицы, но особенно отрадно вспоминать об этом нам, насельникам и посетителям сей святой обители, которая удостоилась дивного посещения Богоматери, над которой обещала Она постоянно простирать Свой Божественный покров.

Православная Церковь Христова выше всех созданий земных и небесных почитает честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. По учению Церкви, Она есть единая надежда грешных, спасение всех, притекающих к Ней, от бед и напастей, источник милости и стена необоримая, ходатайство ко Творцу непреложное, упование и предстательство верных, всех скорбящих Радость и обидимых Заступница. Она неусыпно ходатайствует в молитвах за нас пред Богом. Пред Ее взором каждый день, каждую ночь, каждый час и мгновение предстоит бесчисленное множество людей, из которых одни окружены несметными полчищами невидимых врагов, ищущих их погибели, другие отягчены непомерными скорбями и напастями, а иные страдают тяжкими недугами и болезнями; и всех их видит Преблагословенная Матерь Божия.

По Своей беспредельной любви к человеческому роду, Она близко к сердцу принимает всякую слезу, всякую беду и всякий вздох и непрестанно молит Своего Божественного Сына и Господа, да милостив будет Он к людским неправдам и да избавит рабов Своих от всякого зла. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Являясь Посредницей между Богом и нашими грехами, Пресвятая Богородица не дает возможности нашим грехам восходить близ пред Богом и гласом Своих молитв за нас отражает гласы грехов наших, вопиющих на нас к Богу». Поэтому нет ни одного истинного христианина, который бы со всецелой доверенностью и любовью не возносил своих частных и общественных молитв к Богоматери и не ощущал бы Ее благодатной помощи.

Дорогие братия и сестры, слово Божие возвещает нам, что есть мир злых духов, которые непрестанно пекутся о погибели человеческих душ. Святой апостол Петр говорит христианам: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Поэтому где же бедному и немощному человеку укрыться и найти убежище от коварства этих супостатов? Прибежище от них христианин находит только в покрове Богоматери. В только что прочитанном акафисте мы слышали такие слова: Радуйся, бесов многоплачевное поражение (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2), радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства (Там же, икос 5), радуйся невидимых врагов мучение (Там же, икос 4), радуйся, низпадение бесов (Там же, икос 6). Эти слова уверяют нас в том, что Божия Матерь прогоняет от нас бесов, одно имя Ее обращает лукавых духов в бегство. И святая Церковь Христова знает множество случаев, когда Преблагословенная Матерь Божия избавляла людей от невидимых врагов. В Прологе рассказывается о некотором человеке по имени Кодрат. Он был бесноватый, и однажды бесы гнали его через пустыню десять недель. Он погибал от голода и ожидал уже смерти. Но вот, в минуту просветления ума он обратился с мольбой к Божией Матери, и Пресвятая Дева Сама явилась ему в пустыне, изгнала из него бесов, укрепила его, показала ему дорогу к дому родителей, и он сделался совершенно здоровым. Имеется и много других подобных примеров.

Но Пресвятая Богородица избавляет не только от враг невидимых, Она избавляет благочестивых людей и от враг видимых. В Александрии жил один благоговейный, милостивый, христолюбивый муж, имевший жену, смиренную нравом и постницу, и дочь лет шести. Однажды он должен был поехать по торговым делам из Александрии в Константинополь. Когда он уже отправлялся, то супруга спросила его: «Кому же ты нас поручаешь, господин наш, на время твоего отсутствия?» «Владычице нашей Богородице!» – отвечал муж. Оставив в доме одного раба, он уехал. Враг же всякого добра диавол внушил этому рабу злую мысль убить супругу и дочь своего хозяина, ограбить имение и убежать с похищенным имуществом. Для этой цели он взял нож и пошел в горницу, где находились мать и дочь. Но только подошел он к дверям горницы, где они занимались рукоделием, как внезапно был поражен слепотою и, не видя ничего, не мог двинуться ни вперед, ни назад.

Измучившись и не находя выхода, он начал кричать и звать госпожу свою, чтобы она вышла к нему и помогла ему. Не подозревая никакого злого умысла, она все же ответила ему: «Приди ты к нам». Тогда он стал звать ее дочь, но мать и дочь свою не пустила к нему. В конце концов, видя, что его замыслы не исполнились, он в порыве злобы поразил ножом самого себя и с ужасным криком упал на землю. На шум сбежались соседи, вышла и госпожа, и он, будучи еще жив, рассказал им о своем злом умысле и приключившемся ему несчастье. И все собравшиеся прославили Бога и Его Пречистую Матерь, сохранивших жизнь благочестивых Своих рабов. Вот этот пример и нас научает, дорогие, чтобы и мы прибегали всегда к помощи и заступлению Божией Матери. Был и сейчас еще есть благочестивый обычай у христиан – поручать своих присных и детей защите и покрову Пресвятой Богородицы, отпуская их в далекий путь, или, напротив, самим отлучаясь по какой-нибудь надобности от них.

Дорогие братия и сестры, земная жизнь наша полна скорбей и печалей. Недаром и называется она так часто юдолию плача и сетования. С плачем рождается человек, и в мир иной отправляется он со многими воздыханиями и мучениями. Так что миновать скорбей и слез в этой жизни не может никто; у человека бывает куда больше бед и несчастий, нежели радости. Каждый по опыту знает, как иногда жизненное горе давит душу со всех сторон, от тоски и скорби истомляется сердце, и невольно иногда льются слезы из глаз. Трудно бывает человеку переносить несчастья, и он порой впадает в уныние, и чувство печали овладевает им. Но, дорогие мои, самое главное – не отчаивайтесь, мужайтесь! Когда окружит вас облако скорбей, так что, кажется, и выхода никакого нет из этого положения, то вспомните тогда, что вы имеете на небесах Матерь, Царицу Небесную, Которая вас видит, слышит и знает все ваши душевные движения. Призовите Ее с верой, и Она тотчас придет к вам и избавит от бед и напастей.

Помолимся же Ей, чтобы Она услышала нас с вами и в сей час и избавила от всякой прискорбности и несчастья, очистила от всякого порока и греха и сподобила радости в вечном Царстве Сына Своего, дабы мы всегда с любовью взывали к Ней: Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая! Аминь.

1963 г.

Протоиерей Александр Глебов

Суббота 5-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее богослужение именуется Похвалой Пресвятой Богородицы. Установлено это богослужение было в воспоминание конкретного исторического события, которое имело место быть в Византийской Империи в VII веке. Когда персы окружили Константинополь с суши и моря, и у греков не было ни сил, ни возможностей противостоять им, то люди все свое упование и всю свою надежду возложили на помощь Царицы Небесной, на Ее защиту и покров.

Молитва настолько укрепила воинов, защищавших город, и наполнила их силой, что они смогли не только город свой защитить, но и вернуть захваченные врагом и, казалось бы, навсегда утраченные провинции Империи. Народ, утешенный скорой помощью Матери Божией, целую ночь, стоя, приносил Ей хвалы и благодарность.

В память об этой победе было установлено особое празднование, к которому потом, правда, присоединили воспоминание еще о двукратном избавлении Константинополя от врагов с помощью Матери Божией. Ей было составлено специальное богослужение, которое получило название Акафист. На русский язык это греческое слово можно перевести как «стояние» или молитва, совершаемая стоя.

Для нас это может показаться, конечно, странным, ведь мы все молитвы совершаем стоя. Но в древней Византии была другая практика: там в храмах сидели. А Похвалу Божией Матери пели стоя в воспоминание о том первом ночном стоянии в честь избавления Константинополя от персов. Почему эту службу и стали называть Акафистом, или по-русски Стоянием.

Сердцевина любого Акафиста Божией Матери – это всегда акцент на Ее помощь против врагов, видимых и невидимых: «Взбранной Воеводе победительная» – так начинается каждый Акафист Божией Матери. Что это значит? Говоря современным русским языком, это значит: избранный, исключительный полководец или военачальник, который всегда побеждает, у которого не бывает поражений.

И ведь не случайно, что особое распространение Акафисты получили именно в нашей стране. Потому что Россия, как, наверное, ни одна другая страна, всегда особым образом ощущала на себе помощь Матери Божией и Ее покров. Посмотрите, сколько у нас праздников в честь икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская. Это самые известные, а так-то их не счесть. И некоторые из них празднуются по несколько раз в году, как, скажем, праздник в честь Владимирской Божией Матери 3 раза в году.

А что стоит за всеми этими праздниками? – Стоит история, драматическая история нашей страны, ее самые тяжелые периоды, когда вопрос ставился таким образом: быть русскому народу или не быть, быть Русскому государству или не быть, быть Церкви православной или нет. И вот в такие судьбоносные для страны моменты Матерь Божия явилась для нас Победительным Воеводой, с помощью Которой предки наши преодолевали испытания, выпавшие на их долю.

А испытаний у нашего народа было, пожалуй, как ни у одного другого. Давайте вспомним хотя бы несколько эпизодов нашей истории, когда Матерь Божия особым образом являла нас Свою милость.

Во-первых, мы остановили орды азиатов, которые двигались на запад, в Европу. В Европу они не прошли. Но мы почти 300 лет находились в тяжелейшем угнетенном состоянии. И кто же помог людям выжить в эти века? Помогла милость Божия, надежда на Бога и предстательство Божией Матери, Ее покров, который защищал людей, оберегал их, давал надежду. Ведь если человек теряет надежду в этой жизни, то он уходит из нее, либо сам налагает на себя руки, либо истощает себя как личность, расточая душевные и телесные силы. И помощь Матери Божией, как раз и содействовала тому, чтобы люди не утрачивали надежды.

Конечно, не просто так мы оказались, не случайно в таком бедственном состоянии. Если взглянуть на историю страны того периода, то, с одной стороны, мы видим в людях проявления горячайшей святости, сонмы великих подвижников и угодников Божиих. Но с другой стороны, какая-то немыслимая жестокость, братоубийства, предательство, зависть, и вот это все – два лика одного и того же народа, которые такими же остаются и до сегодняшнего дня. С одной стороны, любовь, доброта, жертвенность, терпение. С другой стороны, какие-то самые низменные человеческие инстинкты.

И то же самое происходило и в начале XVII века, когда забыли люди, что у них крест на груди и что они являются христианами. С легкостью шли на любые преступления друг против друга, на попрание заповедей Божиих, заповедей о любви, о милосердии, о прощении – забывали они о них. но от того, что люди забывали о Боге и о Его заповедях, то от этого благовестие Христово не изменилось, и закон Его не изменился. А значит, таким образом люди противопоставляли себя Христу, как бы своей собственной рукой сдергивали с себя покров Божией Матери, добровольно выходили из-под Ее защиты.

И результат не заставлял себя долго ждать, и он не явился чем-то случайным. А результат это оккупация Москвы поляками, национальное унижение, потеря территорий, огромные жертвы и человеческое горе. И только когда русский народ сплотился перед лицом захватчиков, сумел подавить в первую очередь смуту внутри себя, внутри своих мятежных душ и умов, вот тогда удалось подавить смуту и в стране и освободить свою землю и свой народ.

Но это была не просто какая-то успешная военная акция – это был всенародный подвиг, всенародная молитва и всенародное покаяние. И вот когда люди примирились между собой и принесли Богу покаяние и обратились к Нему с молитвой, вот тогда Божия Матерь и пришла на помощь, стала в борьбе их Победительным Воеводой, то есть непобедимым полководцем. А это значит, что враг уже был обречен. И как раз в память об этом событии был установлен праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, который мы празднуем 4 ноября по новому стилю.

История каждой иконы Божией Матери и Акафиста в честь нее связана с тем или иным знаменательным для нас событием. И распространение Акафистов именно в России связано с тем, что вся история нашей страны, начиная с момента крещения, – это история падения, беды, следующей за этим падением, осознание, обращение к Богу и покаяние. И никогда не бывало иного времени. Просто одно поколение людей живет во время разгула и падений, другому достаются колотушки, когда они расплачиваются за грехи предков, а третьи берут на себя труд осознания и покаяния. И процесс этот длиться столетия.

Я приведу пример, более близкий к нам по времени. Когда в 17 году прошлого (ХХ) века разразилась буря в нашей стране, то это не было чем-то спонтанным, случайным и непредвиденным. Ведь если в жизни одного человека испытания не являются чем-то случайным, а чаще всего, не всегда, но часто, это является следствием греха и наказанием за грех, то тем более испытания многомиллионного народа назвать просто досадной случайностью или злонамеренным замыслом кучки людей, будет не дальновидно и не правильно.

Потому что то, что произошло, явилось, как говорят в народе «ягодками» тех цветочков, которые были посажены еще в XVIII столетии, еще во времена Екатерины II, когда интеллигенция буквально была заражена вольтерьянством, легкомысленным отношением к Богу, к жизни, к морали, когда считалось дурным тоном принять дома у себя священника – это был признак отсталости от жизни.

Сегодня то время называется красивым французским словом – «галантный век», хотя по сути это был растленный, порочный и безбожный век. И именно он посеял те зерна, которые проросли сквозь столетия и вылились для нашего народа в страшную катастрофу.

Сегодняшнее время, наверное, можно охарактеризовать как время осознания, покаяния, попыткой встать на ноги. И надеемся, Бог даст, потомки наши будут жить в более благоприятные времена. Если только будут помнить уроки истории и делать из них правильные выводы. И тогда Матерь Божия будет для них водительницей в этом мире и заступницей в жизни будущего века. Аминь.

Апрель 8‑ое 2011

Протоиерей Вячеслав Резников

О шествии за Христом. Суббота 5-я Великого поста, Акафиста

Мк.8:27–30

Лк.10:38–42, 11:27–28

Евр.9:24–28. Богородице: Евр.9:1–7

Во время Великого поста в церкви, в основном, читается послание «К Евреям». Сын Божий в первую очередь «пришел к Своим» (Ин.1:11), к тем, кому было «вверено слово Божие» (Рим.3:2), кому Бог «многократно и многообразно» говорил «в пророках» (Евр.1:1). И они должны были узнать пришедшего Мессию, Христа, Спасителя. «Разве Израиль не знал»? (Рим.10:19), – вопрошает Апостол. Господь говорит: «Исследуйте Писания»: «они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). И: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5:46). С такой определенностью говорит Господь!

А действительно, вспомним, что когда Моисей пересказывал народу о том, как строить скинию собрания, ковчег завета, жертвенник и другие священные предметы, он передал и такие Божьи слова: «Смотри, сделай их по тому образу, который показан тебе на горе» (Исх.25:40).

Что же показано было Моисею? Неужели только то, что он потом повелел выполнить из дерева, металлов, и тканей? Кажется, нечто большее, потому что именно он со знанием и пониманием говорил на Фаворской горе с Господом «об исходе его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). А все созданное по его повелению руками мастеров призвано было устремлять сердца к этому будущему «исходу».

И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:17).

И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» (Ин.1:37), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь.

И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу.

Святитель Димитрий Ростовский 

Слово в субботу 5-ю, похвальную, Великого поста

«Радуйся, Невесто неневестная»

Пречистую, преблагословенную Деву Марию недавно в праздник Благовещения архангел Гавриил приветствовал словом: «Радуйся». Ныне же мы, подражая Гавриилу, многократно повторяем нашей Владычице сие ангельское приветствие: «Радуйся, радуйся, радуйся, Невесто неневестная».

В то время Бог сошел к людям на землю чрез Богородицу, как лествицу. Радуйся, лествица небесная, по которой снизошел Бог! Ныне же Богородицей приходят люди к Богу, как мостом. Радуйся, мост, приводящий на небо живущих на земле!

В то время «Слово плоть бысть», ныне же плоть наша от духовной радости разливается в словах, говоря с Давидом: «Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» (Пс. 83:3) и о Богородице, которая есть Матерь жизни.

В то время Дух Святый сошел на Богородицу и осенил ее, ныне же тот же Дух Святый, неотступно живущий в Божией Матери, нас, поклоняющихся, осеняет благоутробием Богородичным, как древом благотеннолиственным. Мы все, припадая к престолу благодати Пресвятой Девы и повторяя сладкозвучными гласами радостную песнь, воспеваем: «Радуйся, Невесто неневестная». Будем же воспевать сию песнь не только гортанью и языком, но умом и духом.

Хочу и я, худоумный, поразмыслить о значении слов сей песни и разъяснить в нынешней моей к вашей любви беседе, «Господу поспешествующу и слово утверждающу».

«Радуйся, Невесто неневестная!»… Возлюбленные слушатели! Невеста неневестная, говоря проще и яснее, есть Дева неискусобрачная, не познавшая мужа. Как только произнес я сие слово «Дева», тотчас пришли мне на ум еще пять мудрых дев, вспоминаемых в Евангелии, которые вышли навстречу жениху своему с горящими свечами, и я говорю про себя: есть ли в числе тех мудрых дев и Пресвятая Дева? Дух же мой говорит мне: и есть, и нет. Есть, ибо учители церковные, как, например, Андрей Критский, называют ее мудрою Девою; нет же потому, что она несравненно превосходит тех, как об этом воспевает церковь: «Радуйся, премудрых превосходящая разумом!»

Приидите же сюда, пять мудрых евангельских дев, и поклонитесь сей Премудрой из всех, в которой сокрыты сокровища премудрости и разума Божия. Какая же премудрость сей мудрой Девы? Мы считаем мудрость знатнейшей и яснейшей тогда, если она не только сама знает то, что знает, но вразумляет и других, то есть, невежд, безумных и глупых, – вразумляет, просвещает и умудряет их. Такова и есть премудрость пречистой Девы, умудряющая безумных, что видно и из Божественного Писания. В паремиях, часто читаемых в похвалу ей в праздники Богородичные, вспоминается некий дивный пир премудрости Божией: «Закла своя жертвенная, раствори в чаше своей вино, уготова свою трапезу» (Притч. 9:2). Посмотрим же сюда и вникнем: для кого уготовляет премудрость Божия тот пир? Кого призывает? Кто будет гостем на том пиру? Кого станут потчевать? Я думал, что премудрость призовет на пир свой людей мудрых, философов, богословов, доброгласных; думал я, что премудрость, царствующая и говорящая: «Мною царие царствуют» (Притч. 8:15), призовет на пир свой царей, князей, владык, а все они – головы разумные; думал я, что хотя тех пять мудрых евангельских дев призовет, чтобы их почтить за девство их и мудрость.

Но что же я вижу? Намерения премудрости Божией совсем иные: не призывает она ни любомудрых дев, ни царей, ни князей, управляющих странами и городами с мудростью и разумом, ни философов, ни богословов. Мудрые ведь сами знают, что добро, и сами поспеют на тот пир, если захотят. Кого же она призывает на тот пир? Мы слышим: «Посла своя рабы созываюши с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко мне»; кто глуп, кто безумен, кто несмыслен, идите на пир; «и требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам» (Пртч.9:3:4). Поистине сей пир премудрости Божией удивителен, необычен и даже противоположен обычаям человеческим. У людей если кто объестся до сытости или сверх насыщения, да к тому еще и вином упьется, то и последнего ума лишится, оглупеет; тогда и мудрый объюродивеет. Один старец в Патерике рассказывает о себе, что он знал наизусть всю Библию с толкованием; когда же насытился хлебом до крайности, то все забыл. Вином же и святой апостол Павел не велит упиваться, говоря, что в нем есть нечто такое, что сводит с ума. Хлеб же и вино премудрости Божией не такого действия. Она если кого накормит, напоит, если даже упоит, согласно написанному: «Упьются от обилия дому твоего» (Пс. 35:9), то такой не обезумеет, но еще больше научится разуму и мудрости, как об этом говорится там же: «Оставите безумие, и живи будете, и воцаритеся во веки» (Притч. 9:6). Она как бы говорит: только покушайте моего хлеба, только выпейте из моей чаши, вы тотчас оставите безумие, тотчас научитесь разуму и будете царствовать над вашими страстями. Ибо сила пищи и питья премудрости Божией не такова, как кушаний и чаш земных пиров, ибо последние в людях превращаются в кровь страстную и похотливую, тогда как та в бесстрастное, чистое и девственное устроение, которое святой пророк Захария в Иеронимовом переводе вспоминает, говоря: «Что доброе ея и что красное ея, разве пшеница избранна и вино, родящее девы» (Зах. 9:7). Вникнем в сие слово: «Вино, родящее девы». Где вино порождает нечистоту, а здесь происходит от вина сама чистота, девство. Какова мать, такова и дочь. Лоза премудрости творит мудрый плод и приносит вино, порождающее мудрость. Посему кто безумен, пусть направится к ней, ест ее хлеб и пьет ее вино: тот поистине умудрится и оставит безумие. Все сие, сказанное о том пире, приличествует мудрой Деве, пречистой Божией Матери, ибо она есть приятелище премудрости Божией, она есть сокровище Его промысла. Она-то и уготовала церкви трапезу, составила пир, на котором закалается, раздробляется и дается в пищу рожденный от нее Агнец, на котором почерпается чаша спасения и из нее напояются верующие; и кто был глуп, тот избавляется от безумия, тот получает разум и мудрость.

Здесь мы спросим так: кто бы был на свете настолько безумным, чтобы его поистине безгрешно можно было назвать безумным? Я думаю, что книжные люди, проходящие внешним только образом философию, скажут о некнижном и неграмотном: это – простак и невежда. Художники, искусные в своих делах и славные в своем художестве, о людях, не знающих такого же художества, скажут так: не умеет он ничего. Люди коварные, пронырливые, умеющие из неправды сделать правду и наоборот, видя незлобивого сердцем и простого человека, скажут: глупец он. О, люди! Не верю я вам. Посмотрите между собою: достаточно безумных вы найдете между вами самими. О любомудрых апостол говорит так: «Глаголющеся быти мудри объюродеша» (Рим. 1:22). Художникам некто из Патерика говорит следующее: «Дело ваше для вас – настоящее дело, а дело Божие, как пустое дело». А ведь Сам Христос, заступаясь пред коварными за людей незлобивых и простосердечных, призывает их к Себе: «Незлобивий, – сказано, – и правий прилепляхуся Мне» (Пс. 24:21). Отзовися же свыше и ты, святая правда, говоря: «Лживии сынове человечестии в мерилех не добре рассуждают» (Пс. 61:10).

Ну как же быть? Кто на свете поистине безумен? Некто из богомысленных так вещает другу своему: «Если ты все знаешь, а Бога не знаешь, то ты ничего не знаешь; если же ты ничего не знаешь, Бога же знаешь, то ты все знаешь», или, говоря проще: если бы ты прошел всю внешнюю мудрость, всякую науку и всякое художество, но не знаешь Бога и ленишься угождать Ему, то ты ничего не знаешь, ты простак, ты глуп; если же ты не знаешь ни одной из земных мудростей, но Бога знаешь и угождаешь Ему неленостно, то ты премудр. Посмотрим же теперь, как мудр тот, кто угождает Богу, и как прост и невежда тот, кто не умеет угождать Ему.

Святой Каллист со слов св. Златоуста в одну неделю беседует так: «Всякий грех есть безумие, и всякий грешник безумец». Этот святой еще вот яснее показывает, кто безумен. Грешник, притом грешник нераскаянный, не хотящий обратиться к Богу, но впадающий во все большие и тяжкие грехи, согласно написанному у Соломона, «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит», такой грешник поистине безумен. Почему же он безумен? Потому, что знать о смерти, знать о страшном суде и геенском наказании и всего этого не бояться – это является крайним безумием. Кроме этого, слышать о небесном царствии, о вечном воздаянии, уготованном для любящих Бога, и не желать всего этого – вот крайняя степень глупости, и поэтому такой грешник поистине есть безумный.

Теперь я обращу беседу мою к Пресвятой Богородице. О, Пресвятая Богородице Дево! Кого ты призываешь на пир свой? Неужели безумных? Неужели грешников? Ведь ты мудра и даже премудра: что тебе до безумных? Ты чиста и даже пречиста: что тебе до оскверненных? Ты праведна и преподобна: что тебе до грешников? Твое общество с ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, ибо ты «честнейшая херувимов и славнейшая серафимов». Твое содружество со святыми патриархами, с пророками и апостолами и прочими святыми, ибо «ты, поистине, выше всех святых, Дева чистая». Какое же у тебя может быть общение с грешниками? Что за дело тебе до них?

Поистине же есть дело. Какое же? Посмотрим! Христос Господь разделил Свое словесное стадо на два стада: овцы особо, козлища особо, то есть, иное суть праведники и иное грешники. Если же теперь овцы с козлищами живут вместе и если теперь, при жизни на земле, нельзя распознать, кто овцы и кто козлища, зато в Божьем предустановлении одно суть овцы, а другое козлища Все составляют одно стадо Божие, как грешники, так и праведники, согласно написанному: «Праведных любяй и грешныя милуяй». Он любит Своих праведных угодников, но и грешников щадит, ожидая их исправления. Для них обоих Господь ищет пастыря. Кто же будет пасти овец? Святой Петр, ты «паси овцы Моя»; паси агнцев Моих. А кто будет пасти козлищ? Но не слышим мы в Евангелии о пастыре для козлищ. Неужели поэтому будем думать, что козлища пойдут без пастыря самостоятельно и погибнут? Нет, и козлища имеют своего пастыря. Кого же? Пречистую и Преблагословенную Деву Марию. Послушаем, что вещает Ей Святой Дух в Песни песней: «О, добрая в женах! Изыди ты во след стад и паси козлища твоя у кущей пастырских» (Песн. 1:7), то есть, о, Благословенная в женах, иди вслед за стадом, взирай свыше на христианские народы, паси козлищ Твоих – грешников у кущей пастырских, то есть, во святых церквах вселенной, управляемых благочестивыми пастырями. Козлища же сии – Твои, а не иного кого: Тебе Одной они вручаются для призрения. Ты их снабжай всем, защищай, отгоняй от них адских волков, чтобы дерзко не похитили их. Руководи ими к спасению, принимай их молитвы, слушай молитвы грешников. Вот мы видим, что и козлища имеют своего пастыря, имеют Агницу непорочную, Пречистую Деву.

Что же Она делает? Как пасет свои козлища? Она старается сделать их из козлищ овцами. Зная же, что невозможно им стать овцами до тех пор, пока не оставят своего безумия, приготовила им такое пастбище, которое обладает дивною силою: если кто из безумных вкусит от него, тотчас делается мудрым и из козлища становится овцею. Она приготовила им свою трапезу и призывает их, «с высоким проповеданием глаголя: иже есть безумен, да уклонится ко мне». Дело Матери Божией в отношении грешников, чистой Девы в отношении беззаконных, состоит в том, чтобы сделать их целомудренными, чтобы образумить их и наставить ко спасению.

Будем же, грешники, иметь добрую надежду, ибо имеем доброго пастыря, пречистую Деву. Послушаемся Ее голоса, пойдем на Ее призыв, на Ее пир; вкусим от сладостей Ее пастбища и, воздавая ей благодарение, будем усердно повторять сию радостную песнь: «Радуйся, Невесто неневестная!»

Невеста неневестная, то есть, Дева нетленная и, кроме того, мудрая, имеет чрез это не меньшую славу, ибо Ей уподобляется само небесное царство. «Уподобися, – сказано, – царствие небесное мудрым девам» (Мф. 25:1). Неужели мы, слушатели мои, погрешим, если в похвалу девическую скажем: «Уподобилась Дева небесному царствию»? Поистине не согрешим, но даже воздадим Ей особенную хвалу, по примеру Давида, который говорит: «Аз всегда возуповаю на тебя и приложу на всяку похвалу твою» (Пс. 70:14).

Царство небесное подобно Деве, и Дева подобна царству небесному. Как же это? Посмотрим. В царствии небесном «ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божий суть на небеси» (Мф. 22:30). Посему-то и подобно царство небесное Деве неискусобрачной, Невесте неневестной. Дева, и, по словам апостола, Дева Господня непосягшая, «печется о Господних, да есть свята телом и духом» (1Кор. 7:34). И поэтому Дева подобна царствию небесному. Если в небесном царстве есть ангелы, то и Дева, по свидетельству св. Киприана, есть часть ангельская: несомненно, можно поставить Деву в ряду ангелов. Между ангелом и Девою не найдешь различия, только одни крылья отличают их: ангелы с крыльями, Дева же без крыльев. Отними же у ангела крылья, он будет девою, и придай Деве крылья, она станет ангелом. Сказавши, что царство небесное подобно Деве, а Дева царству, рассмотрим теперь чин царства, чин ангелов и чин Девы. Чин небесного царства, состоящий из единого Бога в Троице, разделяется на три ангельские иерархии, на три дивных лика святых угодников Божиих, на три полка, по числу трех славнейших небесных венцов, названных золотыми: на полк девственников, полк учителей и полк мучеников, как об этом согласно говорят все богословы. Дух же внутри говорит: если царство небесное имеет свои полки, свое воинство, то необходимо и Деве, как некоему храброму мужу, облачиться в свою броню, вооружиться на брань, чтобы не было в небесном царстве чего-либо отменно различного. Я скажу, что вполне прилично и не странно будет Деве вооружиться на брань. Вспомним ветхозаветное. Когда одна красивая девушка Суламитянка была приведена в палатку Соломона на смотр, то, когда входила она, некто, присматриваясь к ней со стороны, сказал другому: «Что ты видишь у Суламитянки?» (Песн. 7:1). Это значит: что ты видишь красивое и особенное у этой девицы, ведомой к царю? Другой же ответил: лики, полки; вижу воинство, на брань устроенное, вижу дивную вещь в девице, на брак царский уготованной, утварьми не дражайшими улепотствованной. Он видит воинство, полки, видит полки, устроенные в лики, а лики в полки. Дивная вещь! Две противоположные вещи усматриваются в одной деве: лик и полк. Лику приличествует ликовать, веселиться, полкам же надлежит творить брань с врагами. Лик и полк вместе! Такой же подобает быть и Деве, чтобы она не только ликовала своим девством, но чтобы и крепко ратовала о неповрежденности своего девства.

Не тратя времени на толкование подробное и буквальное той истории, в которой говорится, что на браке Соломоновом были лики и полки (лики веселились с царем, полки же оберегали здравие царя), я перехожу в духовному толкованию.

Суламитская дева была в то время образом небесного царствия, ибо слово «Суламитянка» толкуется: мирная, совершенная или воздающая. Где же лучший мир, где высшее совершенство, где большее воздаяние, как не в небесном царствии? Если бы кто меня спросил, что я вижу духовными моими очами в той мысленной девице, в том девоподобном царстве небесном, то я ответил бы: лики и полки. Вижу ангелов в трех иерархиях, и каждую разделенною на три чина. Вижу под тремя золотыми венцами три дивных лика девственников, учителей и мучеников. Все они ликуют о Господе и все они ополчаются на супостатов за честь Господню – «сотворити отмщение во языцех» (Пс. 149:7). Помнит небесное царствие бывший в нем давно случай, когда поднялась в нем внезапная борьба: «Брань бысть на небеси» (Апок. 12:7). Посему оно не только ликами ликовствует, но и полками вооружается. Лики и полки – вот чины небесного царствия.

Каков же теперь чин Невесты неневестной, непорочной Девы? Она по подобию небесного царствия имеет свои полки и лики. Когда Она в покое, в мире, тогда ликует; если же нападает супостат, Она вооружается на брань.

В особенности о пречистой Деве я скажу, что Она имеет свои особые ликования и ополчения; Она ликует славнее всех святых и вместе со всеми святыми: вот каково Ее ликование. Ополчается же Она видимо и невидимо, защищая на земле воинствующую церковь: вот в чем Ее ополчение. Вот и в нынешний праздник слышатся акафистные похвалы, приносимые Ей верующими во всей вселенной: «Радуйся, радуйся!» Вот ее ликование. Вспомним и бывшую благодаря Ей победу под Царьградом над каганом, вспомним, как Она тогда поразила бесчисленное воинство в кораблях огненным градом и потопила его: вот Ее ополчение, ибо Ею создается победа, Ею поражаются враги. Посему и называется Она церковью «Взбранной воеводой», то есть, облаченной в броню, вооруженной оружием. Она – Дева и воевода, ибо имеет и девические лики, и воинственные полки. Она имеет вместе и три золотых венца: девства, мученичества и учительства, – девства, ибо, по свидетельству о Пресвятой Богородице св. Епифания, Дева не только телом, но и духом, и чистотою много превосходит ангелов; учительства, ибо, как уже выяснилось, Она и безумных научает разуму; мученичества, ибо, стоя под крестом Христовым, Она так сильно сострадала с страждущими Сыном своим и Богом, что праведный Симеон даже сказал так: «Тебе же самой оружие душу пройдет» (Лк. 2:35). Кроме того, о всех девствующих (за исключением Богородицы) можно сказать, не погрешая, что строгое хранение девства есть мученичество, хотя и без крови.

Теперь выяснился пред нами чин Девы, подобный небесному царствию. Да славится же небесное царство, как подобное Деве! Да будет прославлена и дева всякая, ибо Она подобна царствию небесному.

До сих пор мы беседовали о Невесте неневестной и по силам нашим уразумели силу и значение акафистных слов: «Радуйся, Невесто неневестная!» Теперь же я закончу слово мое. Мне кажется, что не всякий будет помнить сказанное мною, разве только человек книжный; простые же и некнижные люди вероятно уйдут, не получив пользы. Посему и им скажу я нечто, достойное памяти. Слушайте, все грешники (среди которых я – первый); и к вам, как и к самому себе, обращаюсь с такими словами: будем повторять ангельское приветствие Деве – «Радуйся», будем читать акафистные молитвы, припадем к Владычице нашей и помолимся Ей. Мы ведь не воздерживаемся от грехов наших и не приходим к истинному покаянию. Что же нам думать: будут ли угодны Пресвятой Деве Богородице наши молитвы, пение и поклонение? Рассудим об этом.

Если бы кто, видя матерь, держащую на руках единородного своего сына, похитил из рук Ее сына, бросил его на землю и стал попирать ногами; если бы пред матерними очами он проколол ребенка в сердце, а потом приступил бы к матери и, кланяясь Ей, сказал: «Радуйся, здравствуй и будь милостива ко мне!» – будет ли угодно матери такое поклонение убийцы? Рассудите сами. Конечно, не будет.

Мы же, нераскаянные грешники, какие тяжкие грехи совершаем и как часто Сына Девы, Христа Господа нашего, похитивши из рук пренепорочной Матери, повергаем и попираем?! Как часто мы Его прободаем, «вторицею распинающе Сына Божия» (Евр. 6:6). Видит все это Матерь Божия! Мы же, вторично распявши Ее Сына, припадаем к ней и говорим: радуйся, будь милостива к нам! Не больше ли этим прогневляем Ее и обновляем сердечную рану, бывшую у ней некогда под крестом? Будем помнить это хорошо и прежде всего примиримся с Богом; тогда мы умилостивим и Богородицу. Тогда только будет приятно Ей наше пение, благодарение, поклонение и хваление! Тогда угодно будет Ей наше приветствие: «Радуйся!» Теперь же мы возопием к ней: «От всех нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная». Аминь.

Митрополит Владимир (Иким)

На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5‑й седмицы Великого поста.

(Лк.1:28)

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь с благоговением и трепетом воспевает в акафисте и песнопениях Пресвятую Богородицу. Ей, Царице Небесной, воздается похвала и слава. к Ней, Всемилостивой, устремлены молитвы, чаяния и надежды наши. Ведь никогда еще Божия Мать не оставляла никого без Своего пречудного заступления и помощи. Своим материнским сердцем объяла и возлюбила Она весь род людской.

Празднование, именуемое Похвалой Пресвятой Богородицы, в субботу пятой недели Великого поста, установлено в память чудесного избавления столицы Византийской империи, Константинополя, от нападения персов и аваров, бывшего в 626 году. И не случайно обращаем мы свой мысленный взор и устремляемся душой к Владычице нашей в последние дни святого поста, когда человеческие силы, казалось бы, на исходе, но нужно и дальше достойно идти поприщем воздержания, молитвы и покаяния. Она, Матерь Божия, поддерживает и укрепляет нас, подбадривает и вдохновляет на дальнейший духовный подвиг. Как же можно остановиться, если перед глазами встает славный пример Ее мужества, терпения и самоотверженности?

Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, совершенством Своим превосходящая Ангелов и Архангелов, – нашего рода, братья и сестры, рода человеческого. Она имела ту же немощную человеческую плоть, подверженную болезням, страданиям, Она так же чувствовала и переживала. Она отнюдь не являлась небесной гостьей на земле, как это пытаются внушить миру римо-католики, утверждая ложный догмат о том, будто бы праведная Анна непорочно зачала Деву Марию от Святого Духа. Пресвятая Богородица была земной Дщерью, но чистотою Своей свела на землю чистоту небесную. А духовная красота Ее раскрылась настолько полно и всеобъемлюще, что освятила весь мир. И даже сам тот факт, что рожденная от человеков Дева явилась светом человеков, – зримое и ярчайшее свидетельство о спасении и помиловании рода человеческого, из которого произошла Она Сама. И хотя окружающий Ее мир и в то время не меньше, чем в наши страшные дни, был пронизан разными пороками и греховностью, в Пресвятой Богородице преизобиловала такая Божественная благодать и Она пребывала в такой полноте Бо жией любви, что все грязное и злое отступало от Нее, будто бы и вовсе не существовало.

Конечно же, в дни Великого поста мы не можем не вспомнить стояние Божией Матери у креста Христова. Своими страданиями и смертью искупил Господь наш Иисус Христос погрязший в грехах род человеческий. Но разве соизмеримы с чем-либо страдания Пречистой Его Матери, Которая не только претерпела эти муки у креста Божественного Своего Сына, но и Сама духовно сораспялась Господу, выстрадала искупительную жертву вместе с Ним?! Вот почему Она не просто Мать наша, Царица Небесная, Она – наша Заступница. Через Ее пречистое тело пришел в мир Господь. Она явилась тем духовно-телесным храмом, в Котором пребывал Бог-Младенец. Всей Своей чистой, возвышенной и самоотверженной земной жизнью Богородица показала, что всякой человеческой сущности свойственно подобие Божие, что изначально именно это качество в людях являлось основным достоинством, но потом было утрачено из-за грехопадения. И вот, во многом благодаря Ее подвигу, Ее смирению перед волей Божией, благодаря рождению Ею Сына Божия род человеческий обрел возможность восстановить всеблаженное воссоединение с Отцом Небесным, надежду на вечную жизнь и спасение.

Пресвятая Богородица, Царица Небесная, милосердствует ко всем, всегда готова простить и принять заблудших детей Своих. Подвижникам благочестия Она дарует бодрость и силу, а грешников призывает к покаянию, дабы они очистились и могли войти в милость Вселюбящего Бога. Она неустанно, во все дни, защищает, оберегает, заботится и любит людей как Мать, покрывает всех Своим Покровом. Так было и в далекой по времени Византии, так есть и в наши дни. И только духовно слепые не видят этого! В скорбях, в болезнях, в страданиях к кому мы взываем после Бога в своих молениях?

Конечно же, к Ней, Помощнице обидимых, ненадеющихся Надеянию, убогих Заступнице, печальных Утешению, алчущих Кормительнице, нагих Одеянию, больных Исцелению, грешных Спасению, христиан всех Поможению и Заступлению. Ведь в сердце Ее есть место всем, каждому из нас, братья и сестры! Но есть ли в нашем сердце местечко для любви к Божией Матери? Разве ежедневными грехами своими и беззакониями мы не огорчаем Ее, не распинаем вновь и вновь Ее Божественного Сына и нашего Господа?! Пришло время остановиться. Пришло время подумать: все соблазны и греховные удовольствия мира не стоят и недостойны одной-единственной слезы Богородицы, за нас, грешных, проливаемой!

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, рабы Твои, Богородице», – поет сегодня Святая Церковь. Мы часто слышим с вами во время Богослужений эти спасительные слова. Безусловно, возносить благодарение за избавление от бед и зол всегда приятно и радостно. Но почему же Воеводой победительной называем мы Пресвятую Богородицу? Самим Богом избрана была Царица Небесная, чтобы чудесным образом спасти престольный град Константинополь, страдавший от жестокой осады. Жители этого древнего города были нашими предками по вере, ибо в те далекие дни они отличились теми же добродетелями, которые свойственны и сегодняшним христианам, – упованием на Бога и пламенной молитвой. Торжество веры, где бы оно ни совершилось, есть торжество и праздник всех верующих.

Святая вера наша, вера православная, исполненная мира и благодати, происходит от Божественной любви. Но это не значит, что все мы с вами изначально пребываем в спокойствии и благоденствии. Недаром Церковь земную называют воинствующей, а нас, братья и сестры, воинами Христовыми. Да, христиане, следуя за Господом, должны не воздавать злом за зло (см. Рим.12:17), любить врагов своих (см. Мф.5:44), молиться за своих распинателей (см. Лк.23:34), но вместе с тем необходимо всегда помнить о той духовной брани, которая ведется ежедневно, ежечасно, сражаться смело, самоотверженно, выходить из борьбы победителями. И в этом сражении Взбранной Воеводой победительной всегда да пребудет с нами Пресвятая Богородица.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вы можете удивиться и спросить, о каком сражении идет речь, ведь, по Божией милости, в стране нашей сейчас мирно и никаких военных действий не происходит… Мы благодарим Господа за мирные дни и взаимопонимание народов нашего государства, но речь идет здесь не о войне физической, а о сражении духовном – о брани человека с самим собой, со своими грехами, маловерием, малодушием, слабоволием, желанием тешить плоть всякого рода соблазнами и наслаждениями.

На первый взгляд может показаться, что это и не бой вовсе, но между тем совсем не просто выйти из такого рода брани победителями. Вокруг нас, в нашей земной жизни, так много всего, что способно прельстить нас. Духи злобы, враги рода человеческого, не дремлют, всеми силами пытаются оторвать людей от Бога, разорвать нашу духовную связь с Небесным Отцом, заставить последовать своему богоотступничеству. Их искушения порой так сладки для плоти, так вожделенны, что человек не выдерживает и падает… Стоит один раз не удержаться, вскоре последует другое падение, третье… а что потом? Потом станет уже все равно. Потом человек забудет о Боге, о вере, о своем призвании жить по заповедям Божиим, лишь бы насладиться тем, что имеет сейчас, лишь бы утешить жаждущую сласти плоть. И так человек порабощается греху, претерпевает поражение и впадает в духовную смерть. Вот почему мы говорим, что главным полем брани для христианина является его собственная душа. Как нелегко идти против того, что требуется твоей плоти, что мило и желанно ей! На какие только оправдания не склоняется в этом наше падшее человеческое естество, гася в себе увещания совести, этого гласа Божия в нашей душе… Между тем, братья и сестры, только победа над самим собой делает нас истинными православными христианами! И в этой нелегкой брани да поможет нам святая вера, пост и молитва, ибо именно в стяжании этих добродетелей должен проходить путь ко спасению.

Вспоминая и восхваляя Взбранную Воеводу, избавившую некогда столицу Византии от злых, обратимся к Пресвятой Богородице с молитвой о неустанном заступлении и пречудном избавлении и нас от злых – грехов, пороков, соблазнов и искушений. Да поможет нам Всемилостивая Владычица одержать победу над самими собой, стать духовно чище, милосерднее, сострадательнее, стать действительно чадами Церкви Христовой и восторжествовать этой победою во спасение. Аминь.


Источники:

http://www.pravoslavie.ru/put/1674.htm

https://azbyka.ru/days/2020-04-04

(607)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *