Записки о здравии, упокоении: Некоторые правила оформления записок

zapiski

Некоторые правила оформления записок:

Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «О здравии» или «О упокоении».

Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
Количество имен не имеет значения, но очень длинные записки читать неудобно. Обычно пишут 10-15 имен. В поминальные записки вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.

Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая). Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила). Другие дополнения к именам: воина, болящего, путешествующего, заключенного не следует включать в поминальные записки. «Болящий», «путешествующий» — указывается тогда, когда об этом человеке заказывается соответствующий молебен.

В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату. Добавления убиенный и т.п. не следует указывать в записках, они не имеют значения для души усопшего. Как поется в стихире при погребении: «царь и воин, богатый и убогий, в равнем достоинстве, кийждо бо от своих дел, или прославится, или постыдится».

Какие можно подавать записки:

На проскомидию. Проскомидия совершается перед литургией, и за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой о прощении грехов поминаемых.

На литургию. Поминальные записки прочитываются во время литургии священно- и церковнослужителями перед Святым Престолом.

На ектению. Имена поминаются на литургии на ектении во всеуслышание.

На молебен. Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах. Молебны бывают общие ( каждый день по окончании литургии) и заказные (совершаются священником по просьбе молящихся). В поминальной записке указывается кому мы имеем усердие отслужить молебен. На молебнах обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например: молебен св. прмц. княгине Елисавете). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

На панихиду. Панихида — это заупокойная треба. Она совершается только по крещенным. Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

 

Можно ли подавать записки за некрещеных

 

Ответы на некоторые вопросы с общественных лекций заслуженного профессора МДА Осипова А.И.:

— Но ведь в записках на Литургию нельзя писать неправославных, некрещеных?
— Если так, то немедленно отлучайте от Церкви всех наших священнослужителей, так как за всеми богослужениями, даже за Литургией слышим от них громкий призыв ко всем верующим: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея». А кому же неизвестно, что во властех и воинстве есть не только неправославные и некрещеные, но, наверное, и богоборцы, и сатанисты… и кого там только нет. А за кого Христос молился с креста — за Матерь Свою, апостолов или за неправославных и некрещеных распинателей, богоборцев?! Итак, сама Церковь молится и призывает всех насмолиться за них, а мы что делаем: «Он ходит в храм, часто причащается»? Нет? — Нельзя за него молиться. Ай-я-яй… Какое самомнение, какое извращение православия!

Да мы, ходя в церковь и причащаясь, в тысячу раз хуже мытаря, разбойника, блудницу, которых Сам Господь поставил нам в пример. Неужели это трудно понять? Потому, отказ молиться за неправославных, некрещеных есть акт антицерковный и показатель, до какой степени отступления от Христа можно дойти и религию любви превратить в секту «своих».

Но, конечно, не надо смешивать молитвы за них с поминовением во время Литургии на Проскомидии, где частица просфоры символизирует православного крещеного человека. Потому на Проскомидию имя некрещеного писать не следует. Но совсем другое — поминовение властей, воинства и прочих на молебнах, панихидах…. Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «молиться о неправославных можно и должно». Он исходил из слов Спасителя: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Поэтому за всех надо молиться.

— А самоубийц нельзя…

— О каком ребенке мать больше заботится — о здоровом или смертельно больном?

— Конечно, о больном.

— А Церковь — это кто? Мачеха или Мать? Не с большей ли ревностью она станет плакать и молиться о совершившем смертный грех?! Строгие правила в отношении самоубийц установлены не для того, чтобы за них не молились, а с прямой целью — показать верующим весь ужас совершившегося и уберечь кого можно от подобного греха, влекущего за собой тяжкие загробные страдания. Потому церковными правилами в отношении их запрещено совершать такие церковные молитвословия, как отпевание, панихиды, проскомидийные и гласные поминовения в храме. Но это совсем не означает, что за них вообще нельзя молиться. Родные, близкие, все должны каждый в себе с особой силой молиться за такового. Тем более, что мы никогда не знаем того внутреннего состояния, которое привело человека к смертному греху.

Молитва за некрещенных

На мой подобный вопрос одному батюшке, я получил такой ответ:

Вопрос об умершем некрещённым — один из самых болезненных. Такое поминовение совершается на панихиде (ни в коем случае на Проскомидии в алтаре), свечи ставятся на тетраподе-поминальном столе, приносятся приношения на «канон», раздаётся огромное количество милостыни, и по возможности самым нуждающимся, непрестанная домашняя молитва. Считаю разумным подавать такие прошения на прямую священнику по договорённости, либо непосредственно во время служения панихиды, особенно в «родительские» дни когда вся Церковь молится сугубо.

 

Генератор записок для печати

Скачать записки в формате Word

Скачать вариант записок о здравии и о упокоении ниже по этой ссылке

Записка о здравии

Записка О упокоении

 

Источник: http://www.avs75.ru/zapiski-o-zdravii-o-upokoenii-moleben-sorokousty.html

Смотри также: Церковные записки – какие они бывают?

(11980)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *