Последование Святого Крещения

getIm

Таинство крещения начинается с запретительных молитв священника, в которых иерей силой, данной ему от Бога, запрещает Сатане всякое действие по отношению к новокрещаемому.

Затем следует обряд отречения от сатаны. В древности этот обряд, а также следующее за ним исповедание Христа обычно совершались в Страстную пятницу или субботу, таким образом завершалось приготовление к крещению.

Крещаемый поворачивается лицом на запад — «И обращает его священник на запад… как бы ко тьме, происходящей от запада, в которой пребывает диавол» (св. Симеон Солунский).

Священник спрашивает:

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

«Отрицаюся!» — должен ответить крещаемый.

Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При крещении младенца за мальчика дает ответы крестный отец, за девочку -крестная мать. Если крестный один, он отвечает независимо от пола, младенца.

Далее священник спрашивает:

«Отреклся ли еси сатаны?»

«Отрекохся!» — отвечает крещаемый.

«И дуни, и плюни на него» (на Сатану — Прим. авт.) — предлагает священник.

Крещаемый должен дунуть и плюнуть, «отречься от сатаны», как учит апостол Павел: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22).

Война объявлена. Начинается битва, исход которой — либо Вечная жизнь, либо вечное проклятие.

 

Исповедание верности Христу

«И сие сотворишу, обращает его священник к востоку доле руце имуща…» — крещаемый вновь обращается к востоку, ко Христу — Свету мира. «Когда же ты отрицаешься сатаны, — пишет св. Кирилл Иерусалимский, — разрывая совершенно всякий с ним союз… тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света».

«…доле руце имуща…», — этот жест означает, что мятеж против Бога, возбужденный в душе человека кознями врага, утих и сменяется покорностью, послушанием и согласием. «Обратись к востоку, опусти руки, поклонись», — с такими словами обращался епископ ко крещаемому в древнем обряде Константинопольской Церкви.

Затем крещаемый или его восприемник исповедует верность Христу. Священник спрашивает:

«Сочетаваеши ли ся Христу?»

Крещаемый отвечает:

«Сочетаваюся».

Трижды задается этот вопрос, и трижды звучит ответ. Это — исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно присяге.

Священник спрашивает:

«Сочетался ли еси Христу?»

Крещаемый отвечает:

«Сочетахся».

Священник:

«И веруеши ли Ему?»

Крещаемый:

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо, по словам Иисуса Христа, «никто, изложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

 

Исповедание Символа веры

Крещаемый или его восприемник читает Никео-Цареградский Символ веры, принятый на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и дополненный на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.), который служит общим выражением веры Православной Церкви.

Затем снова звучат вопросы:

«Сочетался ли еси Христу?»

«Сочетахся».

«И веруеши ли Ему?»

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Символ веры читается во второй раз, после чего следуют те же вопросы и ответы.

Затем священник читает молитву, завершающую чин приготовления:

«Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему просвещению и сподоби его великия сия благодати, Святаго Твоего Крещения…»

 

Крещение

Священник помазывает крещаемого святым елеем*.

Затем крещаемый окунается в купель (если крестится взрослый человек, его «умывают» водой из купели, поливая голову).

Священник произносит:

«Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца…»

(одновременно с произнесением этих слов погружает крещаемого в воду).

И, возводя из воды: «Аминь».

Погружая во второй раз, произносит:

«И Сына…»

И, возводя из купели: «Аминь».

Погружая в третий раз, произносит:

«И Святого Духа…»

И, возводя из купели: «Аминь».

«Ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Далее следует таинство   миропомазания крещаемого.

 

(* Елей — благословленное во время литии и употребляемое для горения в лампадах перед иконами оливковое масло, которым священник совершает крестообразное помазание чела, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Оно издревле являлось для верующих людей символом исцеления и здоровья, мира и благоденствия. Обряд елеопомазания совершается в Православной Церкви также на праздничном всенощном бдении.)

 

Таинство Миропомазания

Миропомазание (иначе — «конфирмация») — одно из христианских таинств, точнее — второе по порядку (вслед за Крещением), в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, которые будут укреплять его в жизни духовной.

По Учению Церкви, помазание чела, очей, уст, ноздрей, ушей, персей (груди), рук и ног священным миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого» сообщает вступающему в церковь силу, благодать Божии.

Миропомазание совершается миро. В его основе чистое растительное масло, с VI в. в него стали добавлять бальзамы и ароматические вещества. Кроме того в миро входят в качестве ингредиентов 31 компонент, в их числе белое виноградное вино, ладан и ряд других веществ (в основном ароматические масла)*.

Изготовление миро совершается обрядом св. Василия Великого в Великий Четверг. Хранится миро (по 6-му правилу Карфагенского Собора) непременно в церковном алтаре, более того — непосредственно на престоле.

Таинство миропомазания совершается только один раз в жизни человека — во время таинства Крещения, сразу же после троекратного погружения в купель.

 

Шествие вокруг купели

Это шествие совершается в конце чинопоследования Крещения и Миропомазания. Священник вместе с новокрещенным и его восприемниками трижды обходит вокруг купели, идя против движения Солнца, навстречу ему, а в это время все присутствующие поют стих:

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа» (трижды). (Взрослый новокрещенный сам держит свечу в руке, за младенца ее держит восприемник.) Непосредственно за шествием вокруг купели совершается чтение Апостола и Евангелия.

 

Обряды смывания Святого Миро и острижения волос

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазаиия — смывание святого Миро и острижение волос — совершаются в тот же день сразу же после чтения Евангелия.

Омывание святого Миро — это смывание с тела новокрещенного святого Миро.

Священник кропит святой водой новокрещенного, говоря:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего…»

Затем смачивает крещальную губу в воде и отирает ею помазанные святым Миром части тела, произнося:

«Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси. Омылся еси: во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

«Острижение власов» после крещения начинается торжественной молитвой, которая указывает на существо таинств Крещения и Миропомазания: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного творения Божиего:

 «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый и в ней множайшыя чувств водрузивый, не запинающыя друг другу: власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изрядно-художника…»

Человек — образ Божественной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту, радоваться ей — значит возносить благодарение Самому Творцу.

В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос. Особенно живо раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосков с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая, и, наконец, — левая, т. е. в том же порядке, в котором совершается благословение. Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель.

Присутствующие иногда с напряжением смотрят в купель, желая увидеть — не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. По суеверным приметам, это означает недолгую жизнь новокрещенного. Хотя воск, по физическим законам, будучи легче воды, не тонет, брошенный с некоторой силой, он погружается в воду, что вызывает иногда смущение у присутствующих при Крещении и отвлекает их от существа Божественного таинства. Поэтому обычно священник сам тихо опускает комочек воска в купель, не привлекая внимания родителей и восприемников к этому действию.

 

О времени и месте совершения Крещения

Ныне действующими церковными правилами не установлено определенного времени для совершения Крещения. Совершать Крещение дозволяется во всякое время. Крещение совершается в церкви или в специальном помещении при ней — крещальне.

В определенных случаях допускается крещение на дому. В экстремальных условиях крестить в принципе может и крещеный мирянин, не обязательно священник.

Источник: Энциклопедия православного Христиаина

(324)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *