Имянаречение

kreschen_2Раньше имянаречение младенца проводилось строго на восьмой день после рождения. Имянаречение связано с традицией обрезания, которое проводилось на 8-й день. Теперь оно проводится совместно с обрядом крещения (на 40-й день).

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том случае, когда младенцу угрожает смертная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину.

Собственно имя, нарекаемое младенцу, предоставляется избрать родителям. Взрослые же (таковыми считаются те, кому исполнилось 7 лет) выбирают имя сами. В том случае, если выбор предоставляется священнику, он обязан руководствоваться традицией, по которой новообращенному дают одно из имен тех святых, празднование которых приходится на день рождения крещаемого.

В Православной Церкви принимающим крещение принято давать имена, внесенные в Православные Святцы. Поскольку по действующему законодательству Крещению должна предшествовать гражданская регистрация новорожденного, сегодня родители сами выбирают имя ребенку, которое и вписывается в Свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствуют в Православном месяцеслове, то это еще не значит, что нужно менять имя при крещении. Возможно, следует подыскать церковнославянское соответствие. Например: Анжела — Ангелина, Жанна — Иоанна, Оксана — Ксения, Аксинья — Ксения, Полина — Аполлинария, Егор — Георгий, Денис — Дионисий, Светлана — Фотина и т. д.

В случае, когда не удается установить соответствия, священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Форма современного обряда крещения проистекает из формы и чинопоследования, которые были в первые годы христианства.

Правда, раньше сами приготовления к таинству Крещения занимали от одного года до нескольких лет и даже десятилетий. Готовившиеся к принятию Крещения, так называемые катехумены, иначе (и более часто употребляемый в православии термин) оглашенные, постепенно вводились в жизнь Церкви, принимая участие в общих молитвах, обучались Священному Писанию. В этом приготовлении участвовала вся община, которая и сама таким образом готовилась к принятию новых членов.

Сегодня подготовка к Крещению в храмах сведена к минимуму (иногда священники проводят подготовительные беседы, но такой опыт практикуется, увы, все реже). Взрослый человек может принять Крещение едва ли не в тот же день, в который решил стать членом православной Церкви.

Младенцев крестят по решению родителей и восприемников — крестных отца и матери. Часто спрашивают: как скоро после рождения нужно крестить ребенка? Чем раньше, тем лучше. Св. Григорий Богослов так говорил о сроках крещения младенцев: «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу». Принято крестить на 40-й день. В тот же день после крещения читаются так называемые молитвы сорокового дня.

Обряд сорокового дня содержит очистительные молитвы о матери. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время послеродового очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм. Потому и совершается этот обряд в самом храме. Только после обряда сорокового дня женщина снова может причащаться Телу и Крови Господа Иисуса Христа. В случае тяжелой болезни она может причаститься Святых Тайн и до истечения сорока дней.

Источник: Энциклопедия Православного Христианина

(686)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *