Масленица – предверие Великого поста (О трезвенном веселии и собранной радости)

Владимир Шишкин
МАСЛЕНИЦА – ПРЕДДВЕРИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА
О трезвенном веселии и собранной радости

Седмица, тела и души просвещающая

Великий пост начнется уже через неделю. Предваряюшая его Масленица – это прекрасная возможность приготовиться ко вступлению в пост. В богослужебных текстах этой седмицы встречаются такие слова:

«Наступило преддверие святого поста, началось его предпутие. Соберемся в надежде и многом усердии, верные».

«Пришла, наступила всечестная эта седмица, тела и души просвещающая. Постараемся отсечение страстей и лукавых дел сотворить».

«Приблизилась святая седмица, не оскверним ее невоздержанием и пьянством, но в чистоте помышлений войдем в нее, добродетели, словно дары, Господу принося».

Что это означает? Нужно ли отказаться от всего, что так часто ассоциируется с Масленицей? Вкусного угощения, радостного общения, веселья?

Мы знаем множество семей, где либо родители прославились как святые, либо дети. А порой и те и другие. У святого праведного Алексия (Мечева), например, было четверо детей. Один из них – священномученик Сергий (Мечев). И, полагаю, дети в семье Мечевых не были обделены «святой возней» – мирным, радостным весельем[1].

Стало быть, можно и радоваться общению с близкими, вкусной трапезе, тем же играм, и одновременно сохранять ум и сердце трезвыми, то есть собранными, не разбросанными, не засоренными – мирными.

Читать далее Масленица – предверие Великого поста (О трезвенном веселии и собранной радости)

(25)

Проповеди архимандрита Алипия (Воронова)

voronov

1914 — 1975

ПРОПОВЕДИ

Читать далее Проповеди архимандрита Алипия (Воронова)

(1402)

Священник Георгий Максимов: Неоязычество как угроза

Кто такие неоязычники? Безобидные мечтатели, любители дохристианской старины или представители опасных криминальных структур? Какое отношение неоязыческие культы имеют к культуре славян? Какие исторические подмены, связанные с этой темой, бытуют в современном общественном сознании? На эти вопросы ответил в своем выступлении гость Межрегионального научно-образовательного форума «Славянский мир в эпоху перемен: диалог культур и ценности Православия» — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, руководитель сектора апологетической миссии Синодального миссионерского отдела, преподаватель Сретенской духовной семинарии, кандидат богословия священник Георгий Максимов.


— Темой Вашего выступления на пленарном заседании Кирилло-Мефодиевских чтений стали общественные угрозы, связанные с неоязычеством. В чем они заключаются?

— Во-первых, неоязычество — это экстремистская идеология с крайне негативным отношением к представителям других вер, особенно к христианам. На сегодняшний день более ста шестидесяти текстов, написанных лидерами и активистами этого движения, официально признаны экстремистскими. И эти устремления выражаются не только в словах, но и в действиях. Приведу несколько примеров. В 2008 году неоязычники попытались взорвать храм святителя Николая в Бирюлево, на юге столицы. Взрывное устройство вовремя обнаружили, и пострадали только два человека, которые его обезвреживали. В 2009 году неоязычник устроил взрыв в храме во Владимире. Подобные случаи зафиксированы в Санкт-Петербурге и в Орле. Есть множество примеров осквернения храмов. Стрельба в Воскресенском соборе Южно-Сахалинска в 2014 году — также дело рук представителя этого культа.

Во-вторых, неоязычество настраивает своих адептов против реальности. Человеку говорят: у тебя украли страну, у тебя украли историю, у тебя украли веру. У тебя ничего нет. Украденное, разумеется, нужно вернуть, и, если понадобится, с оружием в руках. А дальше происходит всё то, о чем я сказал перед этим.

И третья опасность — культурная. Сегодня неоязыческие движения буквально оккупировали тему русской старины, хотя никакого отношения их новодел к русской истории не имеет. Возьмем, например, популярный неоязыческий символ — коловрат. Он представляет собой восьмиконечную свастику. Древнее изображение? Ничего подобного! Его придумал польский художник Станислав Якубовский в 1923 году. Или праздник Масленицы — якобы древний языческий праздник проводов зимы. Сегодня очень многие думают, что в это время наши предки пекли блины — символ солнца, сжигали чучело на костре и прыгали через огонь. Что говорят по этому поводу историки? А они говорят, что якобы народные обряды празднования Масленицы были придуманы советским агитпропом, на самом же деле это всегда был христианский праздник, смысл которого заключается в подготовке к Великому посту, а вовсе не в каких-то там проводах зимы. Об этом говорят особые масленичные песни, которые известны ученым-фольклористам. Да и какие проводы, если Масленица у нас нередко приходится на февраль? Что же касается блинов, они были повседневной пищей русского крестьянина, а не особой масленичной едой. А чучело сжигали? В некоторых селах — да, но говорить о том, что это общерусский обычай, не приходится. Костры в это время жгли действительно повсеместно, но совсем для другой цели: сжигали старье, мусор.
Читать далее Священник Георгий Максимов: Неоязычество как угроза

(288)

Священник Иоанн Павлов: Сто избранных проповедей

Священник Иоанн Павлов

Сто избранных проповедей

 

Сто проповедей, представленные в книге, освещают важнейшие вопросы христианской жизни. Как можно узнать волю Божию? Как бороться с печалью и унынием? Что такое страсти? Как следует относиться к смерти? Почему Бог не уничтожает в мире зло? Что такое Благодать, и как ее приобрести? Как правильно читать Священное Писание? Как научиться любить? Об этом и многом другом говорится на страницах книги. Проповеди написаны живым современным языком, они будут интересны не только православному читателю, но и всем, кто задумывается над жизнью человека и ее смыслом.

Текст публикуется по изданию: Священник Иоанн Павлов. В начале было Слово. Оранта, православное издательство, М., 2012 г. Читать далее Священник Иоанн Павлов: Сто избранных проповедей

(2053)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святая мученица Агафия

День памяти: 5 февраля

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святая мученица Агафия

(О верности Христу)

I.

Святая мученица Агафия, ныне прославляемая, родом из Сицилии, дочь благородных и богатых родителей, была необыкновенной красоты. Во времена гонения от Декия, правитель острова, услышав о ее красоте и богатстве, хотел склонить ее к отречению от Христа и беззаконному супружеству; но ни ласки, ни мучения не помогли ему в этом. «Легче смягчить камень и растопить железо, чем убедить эту девицу», сказала об Агафии Афродисия, которой отдана была она для того, чтобы убедить ее исполнить желание правителя. «Да будет вам известно, отвечала св. Агафия своим соблазнителям, что все мои помышления основаны на камне и никто не может отлучить меня от любви Христовой; ваши же лестныя слова подобны ветру; ваши мирские увеселения – как дождь, а ваши угрозы, как реки. Устремляется все это на храмину души моей, но поколебать не может, ибо она стоит на камне, иже есть Христос – Сын Божий». После жестоких мучений, когда повели ее в темницу, мирно скончалась в 251 году.

II.

Св. Агафия служит чудным образцом непоколебимой верности Христу.

а) Верным называем того, кто долг подданства и повиновения, признанную обязанность, данную клятву и даже простое данное слово или обещание исполняет без измены, без уклонения, без ослабления, без лицемерия, деятельно, точно, чистосердечно. Верным до смерти можно почитать того, кто пребывает верным во всю свою жизнь до конца ея; преимущественно же того должно почитать верным до смерти, кто, встречая обстоятельства, в которых верность нельзя сохранить иначе, как с пожертвованием удовольствий, выгод, почестей и самой жизни, решительно готов пожертвовать, и действительно жертвует, удовольствиями, выгодами, почестями, самою жизнию, чтобы сохранить верность. Этих понятий о верности, надеюсь, никто не будет оспаривать.

Читать далее Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святая мученица Агафия

(36)

Как остаться христианином в ситуации общественного спора

Никто, наверное, и спорить не станет с тем, что спорить не надо. По крайней мере — без нужды. Без крайней необходимости. Ситуация спора для христианина, для его внутренней жизни опасна. Жаркий спор эмоционально взвинчивает, гневит, ожесточает нас, духовно разоряет, лишает надежды на внутренний мир, тишину; делает невозможной сосредоточенность на молитве. Впрямь, попробуйте начать молиться сразу, как только выйдете из своей любимой соцсети, где сцепились по принципиальному вопросу с целой партией френдов‑оппонентов!.. Почувствуете, как это вам теперь трудно. Что же именно составило труд? Сквозь воспаленные, полыхающие душевные слои, сквозь боль и агрессию пройти вглубь, в сердце, туда, где мы встречаемся с Господом и где должна царить тишина…

Да, спорить не нужно. Но как быть, если… нужно спорить? Если налицо необходимость заступиться за правду, справедливость, за людей? Если промолчать — предательство?

Задача номер один — различить ситуации, когда вмешаться в общественный спор — дело совести, и когда этот спор лучше игнорировать, тем более что никакой пользы от нашего вмешательства в дискуссию не будет.
Читать далее Как остаться христианином в ситуации общественного спора

(123)