Вопросы священнику

Вопросы священнику:

  • Правда ли, что монастырские богослужения лучше приходских?
  • Зачем ставить свечи перед иконами?
  • Можно ли умываться после елеопомазания?

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО МОНАСТЫРСКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ЛУЧШЕ ПРИХОДСКИХ?

Сама формулировка, что какое-то богослужение может быть лучше, а какое-то – хуже, неверна в корне.

Нет «лучших» богослужений и «худших», ведь каждое богослужение, независимо от того, где оно совершается: в столице или глухом селе, в лавре или в небольшом вагончике, оборудованном под храм – это молитва, в которой мы прославляем своего Творца.

И тем более данное замечание относится к Таинству Таинств – Евхаристии. Ведь каждая Евхаристия, независимо от того, где она совершается или кем – хоть патриархом, хоть приходским священником – это одна и та же Жертва, в которой хлеб и вино таинственным, непостижимым для человека образом, претворяется в истинные Тело и Кровь Христа, а человек, принимающий участие в этом Таинстве, становится причастником Самого Господа и тем самым получает залог жизни вечной.

Именно поэтому неправильно говорить, что в каких-то местах богослужения лучше, а в каких-то хуже. Главное – чтобы храм и священнослужитель принадлежал к Канонической Церкви и не находился в расколе, ведь Таинства, совершенные раскольниками, являются не только недействительными, но и духовно вредными для человека, потому что совершаются, если сказать о них словами молитвы ко Святому Причащению, «в суд и в осуждение».

ЗАЧЕМ СТАВИТЬ СВЕЧИ ПЕРЕД ИКОНАМИ?

Свеча имеет несколько символических значений. Прежде всего, она является проявлением нашей жертвы Богу, нашей преданности и любви к Нему. То пламя, которое поднимается от свечи, символизирует наше горение и устремление к Творцу. Кроме того, мягкость свечи, которые обычно делают из воска, изображает мягкость нашей души, нашу податливость и готовность к покаянию – главному условию достижения Царства Божия.

По замечанию одного современного подвижника, горение свечи в храме – это, прежде всего, образ нашего отношения к Богу и тем, кто сподобился унаследовать блаженство вместе с Ним. Именно поэтому мы возжигаем свечи как перед иконами Господа, так и перед иконами Пресвятой Богородицы и иных святых. Подобная практика – это вовсе не язычество, вовсе не желание задобрить Бога и Его святых угодников. Возжигая перед иконами свечи, мы тем самым выражаем свою любовь и почтение к тому, кто изображен на иконе.

Каждый из нас, приходя в храм, понимает, что главная цель такого прихода – это молитва. При этом мы понимаем, что молитва может иметь не только вербальный характер, но и облекаться в определенные действия. И как раз одним из таких «деятельных» проявлений молитвы является возжигание свечей перед иконами.  Но при этом мы должны помнить, что возжение свечи само по себе, то есть как чисто механическое действие, не сопровождаемое молитвой, не имеет смысла, ведь Богу нужны не наши свечи, а наши души и сердца.

МОЖНО ЛИ УМЫВАТЬСЯ ПОСЛЕ ЕЛЕОПОМАЗАНИЯ?

В церковных правилах нет определенного указания, можно ли умываться после помазания освященным елеем или нет. Данная практика относится скорее к личному благочестию человека.

Возникает вопрос: если человек был помазан освященным елеем, какая необходимость ему сразу же после этого умываться?

Если человек благоговейно относится к таким священным вещам, как освященный в храме елей и т. п., у него даже и в мыслях не будет осознанно его смывать сразу же после помазания.

Если же это произойдет механически, скорее всего, ничего греховного в этом не будет, так как грех – это, прежде всего, осознанное действие человека.


 Источники:

(47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *