Особенно наглядно, символически и в то же время реально это видно в вышеуказанных молитвах-запрещениях на нечистых духов. Разберем их…
Здесь нужно понять очень важную вещь, о которой говорят святые отцы. Обратимся к ним.
Преподобный Макарий Великий рассказывает нам о том, что с момента собеседования первых людей с диаволом, с момента грехопадения святых праотцев Адама и Евы, в человека «вошло зло, и диавол получил свободный доступ всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и влагать в сердце (его) все вредное». При этом враг действует так коварно, что все зло представляется человеку как бы рождающимся само собою в душе. Он стал рабом страстей, и диавол подчинил его себе.
Святитель Симеон Солунский пишет: «Демоны любят вселяться в души некрещеных, с намерением совращать и осквернять их, и имеют на то силу, по причине оного (прародительского) преступления. Посему они явно живут в сердцах неосвященных и неверных и оскверняют их, и побуждают к делам богоненавистным».
Святитель Кирилл Иерусалимский говорит нам о том, что некрещеный человек не имеет сил и возможностей «бороться с сопротивными силами до Крещения».
Поэтому новопросвещаемый (новопросвещаемая) поставляется в храме как больной человек – человек, больной грехом и подверженный власти диавола, от которой его нужно освободить, отъединить человека от сатаны, чтобы нечистый дух перестал иметь над ним власть.
Священник, как носитель благодати Божией и сугубый её служитель, имеет власть и право прогнать диавола от человека и освободить его. Это делается не собственной силой священника, но призыванием им имени Божия и воспоминанием земной жизни Господа и Бога, Спаса нашего Иисуса Христа, т. е. воспоминанием вочеловечения Спасителя, когда Сын Божий Своим Искупительным Подвигом спас человечество от греха, диавола и вечной смерти.
В этом суть специальных молитв – запрещений на нечистых духов, которые читаются для того, чтобы изгнать из человека диавола и его прислужников бесов.
Поэтому в первой молитве, к примеру, с самого начала священник обращается напрямую властно и мощно к диаволу с такими словами: «Запрещает тебе, диаволе, Господь пришедый в мiр и вселивыйся в человецех…». И здесь мы видим еще один интересный момент: Бог словно бы делается «вселением в человецех» нашим Сродником и в то же время Спасителем. Далее в молитве говорится о Страстях Господних, о Воскресении Христовом, о сотворении мира и, наконец, священник произносит к сатане следующие слова: «Изыди и отступи от создания сего со всею силою и ангелы твоими». В данной молитве также говорится о том, чтобы диавол полностью покинул новопросвещаемого, и не утаился в нем, и не возвратился к нему.
Протопресвитер Александр Шмеман в книге «Водою и Духом» пишет о данной молитве: «Это запрещение – поэма – в глубочайшем смысле этого слова, которое по-гречески значит «творение». Оно поистине являет и творит то, что являет, оно превращает в действенную силу то, что утверждает; оно снова наполняет слова божественной энергией, от которой они происходят. Запрещение совершает все это, потому что оно произносится во имя Христа. Оно истинно наполнено силой Христа, Который ‟вторгся” на вражескую территорию, воспринял человеческую жизнь и сделал человеческие слова Своими, потому что Он уже разрушил дьявольскую силу изнутри».
С Божьей помощью во второй и третьей молитвах тема изгнания диавола продолжает развиваться. Так, к примеру, в третьей молитве священник просит у Бога о том, чтобы Господь сокрушил «сатану под нозе его вскоре, и даждь ему победы на него и на нечистыя его духи: яко да от Тебе милость получив, сподобится безсмертных и небесных Твоих Таин, и славу Тебе возслет, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
В следующей молитве священнослужитель просит Господа о том, чтобы для новопросвещаемого было открыто Царствие Небесное, и о том, чтобы Всесильный Бог соединил с жизнью данного человека Ангела светла, который поможет ему победить сатану.
Святитель Кирилл Иерусалимский пишет так о вышеперечисленных молитвах (текст взят из «Настольной книги священнослужителя»): «Святой Кирилл Иерусалимский в Огласительном поучении говорит: ‟Содержание сих запрещений следующее: первое отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и Таинствами; изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере». Пропускать чин запрещения нечистых духов не следует не только при Крещении взрослых, но и младенцев”».
Наконец кульминацией изгнания сатаны из человека является процесс дуновения на крещаемого священнослужителем. Священник троекратно дует на уста, чело и перси (грудь) крещаемого и троекратно же произносит: «Изжени из него [или из нея] всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его». Здесь мы видим образ сотворения человека Богом (вспомним библейский стих: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7)). После грехопадения посредством Таинства Крещения и обрядов, его предваряющих, Господь снова восстанавливает человека в его райской первозданной чистоте. В то же время это дуновение очищает (как пишет протопресвитер Александр Шмеман) сам воздух, которым дышит человек и который стал отравленным после грехопадения. И вдохновение священнослужителя в этом месте в крещаемого становится символом вдохновения Божия, оно входит в человека и изгоняет из его внутреннего микрокосма (уста и глава – символ ума и действий человека, его силы воли, а перси – символ сердца, эмоций и тела) диавола и его подручных бесов. Таким образом человек становится свободным. Он освобождается от власти нечистых духов. Что говорится и о чем просится в следующей молитве? В ее конце священник уже обращается к Богу, чтобы Всевышний сотворил из новопросвещаемого (новопросвещаемой) «уд (член. – Прим. авт.) честен Церкве Твоея, сына и наследника [или дщерь и наследницу] Царствия Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушимую, и соблюд ризу нескверную, получит блаженства святых во Царствии Твоем».
И в дальнейшем этапе чина оглашения человек, освобожденный от власти диавола, от его яда и дурмана; человек, чистый и светлый, ставится добровольно, непринудительно, свободно перед выбором навсегда и по собственной воле отречься от сатаны и сочетаться со Христом.
(72)