Сергей Комаров: Об очищении Церкви, или Правда и ложь «исповедей бывших»

Если верующий обращает внимание только на падения братьев и ничего более интересного в Церкви не находит – его пребывание в ней бессмысленно, уверен Сергей Комаров.


Когда кто-нибудь устраивается на новое место работы, его могут спросить, почему он уволен с прежней должности. Если он начнет обвинять предыдущий коллектив и начальство, то любому работодателю станет ясно, что перед ним человек ненадежный. Коль на старой работе все были «неправы», кроме него, то, скорее всего, та же ситуация сложится и в новом коллективе. Угол зрения субъекта прежде всего свидетельствует о нем самом, а не о действительных качествах обсуждаемого объекта.

Именно такая ассоциация у меня возникает, когда в интернете появляется очередная «исповедь бывшего», т. е. автобиографический рассказ человека, ушедшего из Церкви. Бывает, такие опусы пишут и не совсем ушедшие, а лишь оставившие священническое или монашеское служение или бросившие семинарию. Как правило, с первых слов становится очевидным, что человек просто обижен. Обманули, оскорбили, обидели, не отдали заработанных денег… Да, действительно, все это бывает. Но если кто-то в Церкви видит только непорядочных людей, беззакония и несправедливость, то возникает вопрос, какими глазами он смотрит на мир вообще. Опять же: угол зрения субъекта прежде всего свидетельствует о нем самом. Вспоминаются слова Спасителя:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:22–23).


А еще вспоминается замечательная притча преподобного Паисия Святогорца о людях-мухах и людях-пчелах. Люди-мухи обращают внимание только на грязь. Как муха, летящая над прекрасным садом, обязательно найдет какую-то нечистоту и сядет на нее, так и данная категория людей способна во всем находить только негатив. Если муху спросить, где в саду розы, она ответит, что не знает. Она точно представляет, где туалеты, мусорки, помойки, скопление грязи, но розы не заметила, ибо они ей неинтересны. Подобно и человек-муха видит в благоуханном саду Божьем – в Церкви – только человеческие грехи. Об этом он желает думать и говорить.

Другие люди похожи на пчелу. Пчела сидится только на красивое и сладкое. Если в помещении, полном грязи, поставить в углу лукум, то пчела облетит всю комнату и сядет на него. И если бы мы спросили пчелу, где здесь нечистоты, она ответила бы, что не знает. Зато пчела бы рассказала, где в окрестностях есть цветы, сахар, мед, варенье. Она покажет себя специалистом по добру. Так и человек-пчела. Он имеет добрые помыслы; он и думает, и видит только хорошее.

Я не хочу сказать, что не нужно замечать церковные проблемы и говорить о них. Но если кто-нибудь видит в Церкви только беззакония и не обретает Христа и благодати Его, значит, он похож на человека-муху. Тот, кто ищет в Церкви спасения души, исцеления от своих духовных недугов, прощения грехов – найдет. Если же верующий обращает внимание только на падения братьев и ничего более интересного в Церкви не находит – его пребывание в ней бессмысленно. Этот человек-муха так и будет перелетать от нечистоты к нечистоте, не познав ни Христа, ни самого себя.

«Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: ‟Испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания” (Пс. 63:7)», – писал преподобный Иоанн Лествичник (1).

Все эти «исповеди» похожи в одном: в них нет поиска Христа. Человек пришел в Церковь в поисках чего-то другого – стоит ли удивляться, что он в конце концов ушел? Если кто-нибудь придет в аптеку за хлебом, а в булочную за лекарством, он тоже может начать возмущаться, что не нашел искомого – но будет ли он прав? Точно так же поступают люди, обвиняющие Церковь в духовно-нравственных недостатках ее членов. Они не поняли простой вещи: подлецы и обманщики есть везде, в том числе и в Церкви; но благодать Божия, спасительные Таинства и правильное понимание богооткровенного учения есть не везде, а в Церкви, и только в ней. И именно это и необходимо искать в Теле Христовом. Другого смысла церковного бытия не существует.

***

Нельзя не упомянуть и о новой методике «очищения Церкви», которая теперь стала популярной. Она заключается в публичном освещении грехов церковных людей и вынесением проблем Церкви на всеобщее обозрение. Считается, что таким образом грешники пристыжаются и становятся хорошими, а те, от кого зависит решение насущных церковных вопросов, начинают честнее исполнять свои обязанности.

Трудно поверить, что православные люди скатываются до такого уровня «борьбы». Кажется, если человек знает хотя бы элементарные основы аскетики, он не может серьезно отнестись к подобным мерам «очищения». Святые отцы строго запрещают предавать гласности грехи ближних и советуют очищать Церковь от зла лишь одним путем: через очищение собственного сердца. Например, вот что пишет великий монах-аскет, наставления которого уже полторы тысячи лет являются хрестоматийными для православных верующих, преподобный Иоанн Лествичник.

«Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что ‟имже судом судите, судят вам” (Мф. 7:2); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает….

Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящимся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.

Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.

Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.

Судить значить бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу».

Еще раз скажу: наши общие недуги нужно обговаривать. Но важно, с каких позиций мы их обсуждаем. Одно дело, если мы смотрим на них как на внутрисемейные трудности и решаем их в церковном кругу, не вынося сор на улицу. И совсем другое, если грехи братьев предлагаются на всеобщее обозрение, превращаясь в мишень для врагов Церкви и нанося удар в душу, может быть, уже покаявшегося грешника.

В Церковь нужно веровать. Недаром мы поем в Символе веры: «Верую… во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Необходимо твердо стоять на евангельском основании веры в Церковь: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Церковь вечна, и попытки критиковать ее обречены. Не потому, что у нас все хорошо, а потому, что в Церкви всегда будет пребывать и действовать Тот, Кто в Своей святости не меняется.

Да, человеческая сторона Церкви со временем будет ослабевать и развращаться – это предсказано в Священном Писании. Но только от нас самих зависит, как Церковь будет представлена именно в нашем лице. Моя жизнь в Церкви – это очередное доказательство всеобщей апостасии или пример стойкости в вере и христианского подвига? Кажется, в данном выборе не способен помешать никакой «плохой» епископ или священник.

Пока писал, возникла мысль: а может, «исповеди бывших» и примеры «новой методики очищения» Церкви и являются своеобразным самоочищением Тела Христова? Благодаря таким текстам можно прекрасно видеть, кто уходит из Церкви и почему. Уходят те, кто не искал Духа; те, кто «вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин. 2:19). Бог способен обратить всякое зло к лучшему – так происходит и теперь. Подобные случаи помогают понять, что такое Церковь, каковы цели Ее бытия и насколько важны правильные мотивы воцерковления.

Смотрим, делаем выводы, копим опыт. «Исповедей» еще будет много, и попыток «очищений» Церкви через однообразные «обличения» тоже. Но от этого мы лишь должны сделаться крепче. Чужие уходят для того, чтобы свои сплотились. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32), – говорит нам Христос. Вхождение в это Царство невозможно без сохранения библейской веры в Церковь как «тело Христово» (1 Кор. 12:27) и «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Дай Бог нам эту веру сохранить и ее правду являть в своей жизни.


Примечания:
1. Здесь и далее: Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 10. О злословии и клевете.


Источник: http://pravlife.org/content/ob-ochishchenii-cerkvi-ili-pravda-i-lozh-ispovedey-byvshih

(138)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *