Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. День празднования Донской иконе Богоматери

История праздника и нравственные уроки, преподаваемые им: а) никогда не должно терять веры и б) молитва имеет великую силу)

I.
Чудотворная Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что близ Москвы, – так называемом по имени самой иконы и в честь ея устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ея иконами та, что на ней представлен Богомладенец И. Христос с хартиею в руке, как символом, т.е. внешним знаком – божественной мудрости. Кто был писатель этой св. иконы, и когда именно была она написана, не известно. Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во 2-й половине 14-го века, и находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в сердце православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великаго князя Московскаго Димитрия Донскаго, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грознаго предводителя Мамая в 1380 году. Поход против Мамая, как известно, был первою решительною и необычайною попыткою со стороны русских свергнуть с себя страшное и тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет. Поход этот был предпринят с благословения великаго святителя русской земли митрополита Московскаго Алексия и славнаго угодника Божия того времени – преподобнаго Сергия Радонежскаго.

Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы небесной. И донцы шли в этот поход с великою верою в заступление Царицы небесной, и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Соротина городка, из Благовещенской его церкви.

Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русскаго православнаго воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою). Благодарение Богу, заступлением Царицы небесной, победа осталась на стороне русских; татары в первый раз были разбиты русскими и прогнаны; владычество их над Русью поколебалось.

Приписывая успех свой силе Божией и заступлению Царицы небесной, русские с чувством живейшей радости благодарили Бога и Матерь Божию за одержанную над врагами своими победу; с особенным благоговением отнеслись они к Донскому образу Богоматери, пред которым во все время войны усердно молились. В уважение к великому князю московскому Димитрию Ивановичу, прозванному Донским за одержанную им победу на берегах реки Дона, донцы предложили великому князю в дар свой образ Богоматери. Разумеется, образ был принят великим князем и народом московским с великою честию и благодарностию. Этот образ торжественно перенесен был в Москву и поставлен сначала в Успенском соборе, – а по сооружении собора Благовещенскаго перенесен и в этот последний; с того времени этот образ стал известным под именем Донскаго образа и всегда пользовался глубочайшим благоговением всего православнаго русскаго народа. Пред ним усердно молились – и простой народ, и бояре, и князья, особенно во время трудных обстоятельств жизни.

Одно из таких трудных обстоятельств было почти чрез 200 лет после куликовской битвы с татарами, в царствование благочестиваго государя Феодора Иоанновича, въ1591 году. В этом году крымские татары, под предводительством Мурат-Гирея, сделали нечаянное нападение на русскую землю; в огромном числе они подступили к Москве и расположились вблизи ея на так называемых «Воробьевых горах». Царь Феодор Иоаннович, не надеясь отразить врага своими силами, обратился с молением о помощи к Заступнице усердной, Царице небесной. Он повелел с Донскою иконою Богоматери и с другими. иконами совершить крестный ход вокруг города, и затем поставить Донской образ в его палатке, расположенной среди наскоро собраннаго войска, в виду неприятелей.

4-го июля 1591 года на равнинах пред Москвою закипела страшная битва. Москвичи с трепетом следили за исходом ея. Всех спокойнее был благочестивый царь, надеявшийся на заступление Царицы небесной, пред Донским образом Которой он молился день и ночь. «Будь покоен, завтра не будет хана», сказал благочестивый государь одному боярину, который высказывал опасение за исход битвы. И на следующее утро, 5-го июля, действительно хана уже не было под стенами Москвы. Обманутые какою-то ложною вестью, будто к москвичам прибыло сильное войско и будто русские на утро собираются сделать сильное нападение, татары ночью бежали и так поспешно, что побросали и обозы и оружие. Благочестивый государь и православный народ справедливо приписали свое спасение единственно заступлению Царицы небесной, явленному чрез Ея чудотворн. Донскую икону.

В благодарную память о спасении, в том же году государь велел положить основание монастырю на том месте, на котором в его походном храме стоял Донской образ Божией Матери, и велел наименовать этот монастырь Донским. В монастыре был устроен каменный храм и в него была перенесена Донская икона Богоматери.

Собором святителей русских установлено было и ежегодное празднование 19-го августа в честь Донския иконы Божией Матери, «бывшаго ради милосердия от святыя Ея иконы». Это празднование совершается в Москве и доныне очень торжественно и обыкновенно сопровождается крестным ходом из Успенскаго собора в Донской монастырь.

II. 
Чему поучает нас нынешний праздник в честь Донской иконы Божией Матери?
а)Тому, во-первых, чтобы никогда не терять веры ко спасению отечества, каким бы искушениям и бедствиям судьбам Всевышняго ни угодно было подвергнуть его. Премудрость Божия любит народы, ей угодные, равно как и людей, ей любезных, искушать бедствиями, дабы тем более очистить, укрепить и возвысить их. Народ российский, как показывает история его, есть один из таковых народов. Сколько раз приближался он, по-видимому, к концу своего существования, и всегда воскресал со славою! И всегда, при сем воскресении, являлись с своим заступлением, как ангелы Божии, святые чудотворцы российские; являлась – Сама Матерь Божия. После сего можно ли терять какую либо надежду на спасение отечества? —
б)Поучает, во-вторых, настоящий день всех нас силе усердных молитв пред Богом, а особенно молитв святых за нас. Без молитв земных не были бы услышаны и молитвы небесныя; равно как без небесных не были бы, конечно, приняты молитвы земныя. Посему во всех трудных обстоятельствах отечества нашего, или наших собственных, молитва должна быть первым и последним средством ко спасению: молясь сами, мы должны воздвизать на молитву угодников Божиих, памятуя, «что много может молитва праведнаго» (Иак. 5:16). Тем паче должны мы прибегать под кров преблагословенныя Девы, Которая всегда была и пребудет утешительницею всех, притекающих с верою к Ея заступлению и творящих по сей вере.
III.
Но кто желает удостоиться благодатнаго покрова Ея, должен вознести к Ней, вместе с молитвою, если не добрыя дела свои, то по крайней мере живую веру, смирение и покаяние. Это последний урок для всех нас от настоящаго празднества нашего! – Аминь.
(Сост. Г. Д-ко по проп Иннокентия, архиеп. херсон. т. II, стр. 109–110 и др. источн.).

(367)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *