И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.
А. А. Блок
Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.
Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:
«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».
И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.
После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.
Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.
На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.
Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.
Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.
Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.
Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.
В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.
7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.
Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.
Надежда Дмитриева
Из книги «О Тебе радуется!»
31 августа 2005 года
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/1920.htm
Молитвы
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской
глас 4
Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая,/ Пречи́стая Богоро́дице Де́во!/ Мо́лим Тя пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м,/ да, я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́/ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́,/ та́ко и ны́не нас от вся́ких бед и напа́стей ми́лостивно изба́ви,// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдая.
Перевод: Защитница верующих, Преблагая и Быстрая, Пречистая Богородица Дева! Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, как раньше от него защиту Твою городу Москве даровала Ты, так и сейчас нас от всяких бед и напастей милостиво избавь, и спаси души наши, как Милосердная.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской»
глас 4
Всепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская наде́ждо и Засту́пнице,/ ненаде́ющимся и отча́явшимся ско́рое наде́яние, мо́лим Тя:/ ми́лостива бу́ди нам, гре́шным,/ не оста́ви раб Твои́х и не отри́ни моле́ния недосто́йных./ Мо́лимся, взира́юще ко о́бразу Твоему́ честно́му/ святы́я и чудотво́рныя ико́ны Твоея́ и вопию́ще:/ с пла́вающими и путеше́ствующими да пребу́дет ми́лость Твоя́./ О Влады́чице, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́,/ и во вся́ких ме́стех злы́х ве́рныя соблюди́,/ и моли́ся к Ро́ждшемуся из Тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему,// да спасе́т от грех ду́ши на́ша.
Перевод: Воспеваемая и Прославляемая всеми Царица Богородица, Мать Создателя всего тварного, христианская надежда и Защитница, ненадеющимся и отчаявшимся ожидание быстрой помощи, молим Тебя: милостивой будь к нам, грешным, не оставляй рабов Твоих и не отвергни молитвы недостойных. Молимся, взирая на почитаемый образ Твой святой и чудотворной иконы Твоей и взываем: с плавающими и путешествующими да пребудет милость Твоя. О Владычица, ризой Твоей драгоценной защити, и во всяких тяжелых положениях верующих сохрани, и молись к родившемуся от Тебя Христу Богу нашему, да спасет от грехов души наши.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской»
глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Тебе, Высшей Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской»
глас 2
В Небе́сныя оби́тели пресели́вшаяся с пло́тию,/ су́щия на земли́ ника́коже оста́вила еси́, Богоро́дице,/ о́браз Боже́ственный и многочуде́сный Пречи́стаго Лица́ Твоего́/ зре́ти лю́бящим Тя и покланя́тися дарова́ла еси́,/ я́ко зна́мение Твоея́ благода́ти;// чтим его́, лобыза́юще.
Перевод: В Небесные обители с телом переселившись, на земле живущих не оставила Ты, Богородица, даровав возможность созерцать и поклоняться Твоему священному и прославленному чудесами образу всем любящим Тебя, как знамение Твоей благодати, почитаем его, целуя.
О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются. Осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества, исто́чник ми́лости и в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и ну́жде его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия обо́дри и не́мощную ста́рость поддержи́. Посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклеве́танныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемо́щным Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ино́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти от Всевы́шняго Бо́га грехо́в проще́ние и изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и по сконча́нии жи́зни на́шея одесну́ю Престо́ла Бо́жия ста́ти, иде́же Ты, о Всепе́тая Де́во, Святе́й Тро́ице в ве́чней сла́ве предстои́ши. Удосто́й и нас с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е и́мя Сы́на Твоего́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, Всеми́лостивая Ма́ти, Пречи́стая Де́во Богоро́дице! Ты еси́ свет ума́ моего́, ра́дость се́рдца моего́, си́ла во́ли моея́. Услы́ши и приими́ моле́ние мое́. При́зри на я́звы души́ и те́ла моего́, обогати́хся страстьми́, обнища́х смире́нием. Испо́лнен есмь студа́ за зла́я дела́ и трепе́щу Суда́ Бо́жия. Греси́ ю́ности, забве́ннии и утае́ннии греси́ отягча́ют со́весть мою́. Омы́й мя струя́ми сле́зными, сними́ бре́мя тя́жкое, грехо́вное, да сотворю́ плоды́ досто́йныя покая́ния. Те́рнием скорбе́й усы́пан есть путь мой. Вем, я́ко пра́вда Бо́жия наказу́ет мя. Умоли́ милосе́рдие Бо́жие о мне, при́зри на сле́зы моя́ и испра́ви и спаси́ мя и ча́да моя́, бу́ди ми сокро́вище ве́ры и храни́лище благоче́стия. Да́руй несокруши́мое терпе́ние в беда́х, от ве́ры проистека́ющее, отыми́ дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия. Изгони́ гнев, за́висть, памятозло́бие, нечистоту́, ле́ность, си́ми и бо́льшими поро́ки неду́гует душа́ моя́. Примири́ вражду́ющия, оправда́й оклеве́танныя. Просвети́ нас све́том Сы́на Твоего́ и даждь нам глаго́лати сло́во и́стины, тве́рдое в пра́вде, ми́рное любве́ ра́ди, растворе́нное благоразу́мием. Посети́ в боле́знех и печа́лех су́щих, да вси, под держа́вным покро́вом Твои́м сохраня́еми, безбе́дно Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, хвалу́ воздава́юще за вся Человеколю́бцу Бо́гу. Ами́нь.
ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (т/к «СПАС»)
Святитель Димитрий Ростовский
День празднования Донской иконы Божией Матери
«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
Почитая ныне икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемую Донской, хотел я узнать об этом наименовании, возлюбленные! И узнал я от достоверных повествователей и летописцев, что, когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович вел брань с татарским царем Мамаем между реками Непрядвой и Доном, была там в полках христианских сия пречестная чудотворная икона, принесенная от донского воинства в дар великому князю и в помощь против сопротивников. И по молитвам Пречистой Богоматери и чудесной Ее силой, исходящей от иконы, побеждены были агаряне; великий князь, со славой торжествуя победу, возвратился с христианским воинством обратно и принес с собой честную и чудотворную сию икону, которая названа Донской по причине бывшей там (на Дону) победы.
Я, грешный, с усердием вспоминая победы над агарянами, всесильною помощью Богородичной совершенные, вспомню и древнейшую победу над каганом под греческим Цареградом и скажу: Пречистая Матерь Божия ту же благодать Свою, которую древле явила грекам, явила и России. Ибо той же силой, которой победила под Константинополем, Она победила и прогнала агарян от пределов страны нашей. И как тогда греки, восписуя Пречистой Деве Богородице песни благодарения в Боге, называли Ее Взбранной Воеводой, так творим и мы ныне, воспевая Богородице: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!».
Слыша воеводский титул, приписанный Церковью Пречистой Деве, я хочу видеть и самый чин Ее воеводский: как вооружается Она на брань? Как выводит Свое войско и строит полки? Как побеждает супостатов не только видимых, но и особенно невидимых? Обратим же наши мысленные очи и рассмотрим сего невиданного и неслыханного когда-либо Воеводу. Кто он такой? — Дева. Слышал ли и видел ли кто-либо когда-нибудь, чтобы воеводой была дева? Воеводе приличествует иметь в руках меч: Не без ума, — говорится, — меч носит, и сие на отмщение злым (Рим. 13, 4); деве же приличествует иметь в руках иглу для вышивания узоров. … Как может дева быть воеводой? Но воеводствует именно Дева. Какая же Дева? Та Дева, Которая поразила главу адского змия, ведущего брань против всего рода человеческого, — Дева, Взбранная Воевода, Пречистая Матерь Божия; Она приняла в Свои руки оружие, и не одно оружие, но вся оружия Божия, как говорит Апостол: «Приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют» (Еф. 6, 13). Еще Соломон предусмотрел оружие в руках Ее, когда сказал: «Поострит же напрасен (строгий) гнев во оружие» (Прем. 5, 20). Какое же это оружие? — Меч и копие. Копием прободает Она адского семиглавого змия и единомышленников его, мечом же внезапно отсекает главы их. Имеет и шлем спасения, по Апостолу: «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 17).
Она приняла шлем спасения, чтобы не только Самой быть спасенной от проклятия за прародительский грех, но и спасти весь мир, ибо чрез эту Спасительницу спасен мир, как и Церковь воспевает Ей: «Спасе Богородицею мир Христос, имеяй велию и богатую милость». Облеклась в броню правды рожденная праведными родителями и от юности поучившаяся оправданиям Господним. «Прияла щит непобедимый — преподобие» (Прем. 5, 19). Слово сие «преподобие» происходит от «подобный»; подобный — преподобный. «Созда Бог человека по образу Своему и по подобию» (Быт. 1, 26). И все люди душой своей разумной, созданной Богом, подобны Богу; только у грешников подобие это утрачивается, ибо человек чрез грехи свои уподобляется уже не Богу, а скотам несмысленным (Рим. 1, 23). У святых людей подобие бывает преподобием, ибо они соблюдают в себе образ Божий неповрежденным. В Преблагословенной же Деве подобие образа Божия не только преподобно над подобными, но и над преподобными преподоб-нейшее; в Ней образ Божий яснее, чему всех других, как свидетельствует сам Бог, Который в Песни Песней говорит Ей: «Уподобих Т я близ Мене» (Песн. 1, 8), то есть как бы говорит: «Все люди и особенно угодники Мои подобны Мне, Ты же подобнее их, так как находишься близ Меня». …Она подобна Богу Отцу, как родившая без отца Сына Его, рожденного Им прежде веков без матери; подобна Богу Сыну, как носившая Его в пречистой Своей девической утробе и родившая Его нетленно; подобна Богу Духу Святому, как соделавшаяся Его Невестой и храмом чистым и непорочным. И как Она более близка к Богу, чем все святые, так и более подобна Ему, чем все подобные, и более преподобна, чем все преподобные. Вот какой щит приняла Взбранная наша Воевода, и щит этот — непобедимый. «Приимет, — сказано, — щит непобедимый — преподобие». Ибо кто может одолеть, превзойти своей святостью Ее святость, которая превзошла и святость Серафимов?
Созерцая умом своим Взбранную нашу Воеводу, во вся оружия облеченную, вооруженную щитом и бронями, вспомню здесь слова Духа Святого, сказанные о Ней: «Выя твоя, яко столп Давидов, тысяща щитов висит на нем и вся стрелы сильных»; по другому переводу: «и оружия сильных» (Песн. 4, 4). По древнему обычаю на высоких столпах, то есть вежах или башнях, стоявших на городской стене, слагалось и хранилось все оружие, приготовленное для войны. Так, царь Давид, по свидетельству святого Амвросия (Медиоланского), устроил в Иерусалиме высокий столп на городской стене для защиты, а вместе и для украшения града. Уподобляет Дух Святой Пречистую Деву столпу Давидову потому, что Она, будучи дщерью Давидовой, посредствует между Христом как Главой Церкви и верующими, которые составляют Тело Церкви Его, и вместе с тем превосходит Церковь, ибо Она воистину высшая всех и достигающая Христа, как давшая Ему плоть.
Еще же и для того уподобляет Ее Дух Святой столпу, или хранилищу оружейному, чтобы показать, что Она есть Взбранная Воевода, всеми оружиями облеченная; в этом — наша защита от врагов. Ибо что может прообразовать сей столп, как не крепость Девы для нашего спасения: «Столп крепости от лица вражия»? Что могут знаменовать щиты, как не защищение Ею нас? Что означают стрелы, как не победу над врагами? Когда враг воюет против нас, Она защищает нас щитами молитв Своих; когда же мы сами воюем с врагами, Она подает нам оружие, стрелы сильные; и если мы ослабеваем, Она, как столп, укрепляет немощь нашу, чтобы нам не падать. Тысяча щитов знаменует бесчисленные молитвы Ее о нас к Богу. Тысячное число употребляется здесь для обозначения бесчисленного, ибо Богородица защищает нас бесчисленными, крепкими, как щит, молитвами. Вся же оружия сильных указывают на то, что всю ту благодать и силы, которые имеют все святые и которыми они помогают нам, те силы, которые имеют и которыми помогают пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные и праведные и все святые, имеет в Себе единая Пресвятая Дева, и Она одна может помочь нам столько, сколько все святые; и потому говорится, что Она имеет вся оружия сильных.
Узнав, как облечена Взбранная наша Воевода, посмотрим еще, как Она выводит и строит Свои полки, ибо Воеводе без воинства или без полков быть не подобает. Помните ли вы Иаковлеву лествицу, по которой восхождаху и нисхождаху ангелы Божии? (Быт. 28, 12). Помыслите, почему Ангелы Божии непрестанно ходят по этой лествице вверх и вниз: то восходят, то нисходят? Вы не узнаете причины, пока не исповедаете, что лествица сия есть Пречистая Матерь Божия, как и Церковь говорит Ей: «Радуйся, Мосте, к Небесем преводяй, и Лествица высокая, юже Иаков виде!».
Если же признаете вы, что Она есть лествица Иаковлева, то узнаете и то, что Ангелы потому не имеют покоя, восходя и нисходя по лествице, что Пресвятая Богородица повелевает им, восходя, приносить к Богу человеческие молитвы и всякие нужды, скорби и печали, а нисходя приносить от Бога людям Божию милость, помощь и дары, и сие все чрез лествицу, то есть Богородицу, имеющую такое попечение о нас. Та же лествица, кроме ангельских воинств, изводит еще и полки святых от горнего восшествия к дольнему снисхождению, к человеческому христианскому роду, на помощь воинствующей на земле Церкви. Изводит полки святых, ибо Церковь воинствующая взывает к Ней об этом словами Дамаскина: «Молящи, приими лики Архангел же и множество Вышних воинств Зиждителя моего, апостол же и пророк соборы, и мученики, и преподобныи, и священномученики, и молитву сотвори, Чистая, за нас Богу» (Октоих, глас 2, в понедельник на повечерии, песнь 9, ст. 5). …Не напрасно говорит Ей Дух Святой: Добра еси, Ближняя Моя, красна яка Иерусалим, ужасна же, яко полкбв устроение чинное (Песн. 6,3).
Все множество святых, составляющих торжествующую Церковь, по согласному утверждению всех богословов, разделяется на три больших ликостояния, на три полка (как и Ангелы — на три лика) по числу трех наград, уготованных в воздаяние: на полк учителей, полк мучеников и полк девственников. Начальствует и воеводствует над полками Дева, как Святейшая из всех святых. Воеводствует (Она) над полком учителей, ибо чрез Нее познали мы Сына Божия, как говорит о Ней Дух Святой: Тайноучительница есть еже о Бозе разумения. Воеводствует над полком мучеников, как стоявшая у Креста и как Та, у Которой оружие душу пройде. Воеводствует над полком девствующих, как Приснодева, как Дева и пред рождеством, и в рождестве, и после рождества, Дева, девической чистотой превосходящая Ангелов.
Для полков Своих устроила Воевода следующие знамена. Для полка учителей — знамя небесного цвета, ибо богомыслие их направляется к Небу; на знамени сем изображен венец златой, ибо они искушены как злато в горниле. Об этом именно венце говорит Апостол: «Отложимися венец, его же воздаст ми Господь в день он (тот)» (2 Тим.4,8). Для полка мучеников — знамя червленого цвета, обагренное пролитою за Христа кровью; и на знамени сем изображен Престол Божий, ибо говорит Он: «Побеждающему дам сести на Престоле Моем» (Откр. 3, 21). Для полка девствующих — знамя белого цвета, так как и они непорочны и белы; и на знамени сем изображен Крест, ибо знает каждый, кто несет Крест сей, с каким крестом, с каким терпением соблюдаются чистота и девство.
Эти три полка Она поставляет против вражеских полчищ и повелевает всем вступить в бой, биться упорно с нашими великими врагами, сражаться мечами, копьями и стрелами их молитв за нас, уязвлять ими супостатов и далеко прогонять их от нас; Сама же Она поступает по обычаю воеводскому: как воеводы обычно наблюдают с высокого места за полками сражающихся и ослабевающим посылают подмогу, так и Она стоит на высоком месте, будучи взята по успении Своем на Небо, и стоит там, где видел Ее Богослов: «Знамение велие, — говорит он, — явися на небеси, Жена облеченная в солнце»; и явилась в самое злое время, ибо написано: «Быша блистания и гласи, и громы, и трус, и град велик»…
Необходимо знать, почему сия Жена, виденная Богословом и изображающая нашу Воеводу, явилась не ранее блистания громов и гласов, труса и града, когда еще все стихии находились в мире и покое, а во время самого страшного смятения земли и неба. Сие было для того, чтобы показать, что Пречистая Матерь Божия во время самой лютейшей брани, в самое злое время, когда мы боремся с супостатами, когда воюют против нас враги наши то блистанием похоти очес, то гласом гордости плоти, то громом внезапных страстных наваждений, то трусом внутренних мятежей, то градом различных попущений Божиих на нас, тогда Она, как солнце, восходит к нам на помощь, чтобы укрепить тех, кто побеждается, чтобы исцелить тех, кто изранен, чтобы воздвигнуть тех, кто пал в борьбе, чтобы воскресить и вновь вооружить для подвигов тех, кто уже умер душой, побежденный во время брани, но без отчаяния в Ее помощи, и чтобы уготовать мзду за подвиги тем, кто хорошо подвизается и достигает победы.
Во все время борьбы, чтобы не покрыла ночь своею тьмою борющихся, Она является облеченной в солнце, просвещая тьму нашу.
Так ведет за нас брань с супостатами нашими Взбранная Воевода, Непобедимая Победительница, Пречистая Матерь Божия, побеждая врагов невидимых и видимых… Мы же, благодарственная восписующе, воспеваем Ей: «Радуйся, Еюже воздвижутся победы! Радуйся, Еюже врази низпадают!».
Тогда только и только тогда Богородица усердно умоляет о нас Бога, когда мы с покаянием и со слезами притекаем к Богу и Богородице, имея твердое намерение не работать более греху; только тогда Она воистину сильна умолить о нас Бога. А пока мы пребываем нераскаянными и ожесточенными, Она умолить не может. Так ли это — рассудите сами. Я же, поистине известив вас о сем, окончу мою беседу. Аминь.
Святитель Димитрий Ростовский
Журнал Московской Патриархии, №9, 1980 г.
29 августа 2003 года
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/1488.htm
(459)