Неделя 9-я по Пятидесятнице (проповеди)

12 августа / 25 августа в 2024 году


Утр. — Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. — 1 Кор., 128 зач., III, 9-17. Мф., 59 зач., XIV, 22-34.

 


(1Кор.3:9-17. – За­ча­ло 128)

[Ис­пы­ту­ю­щий огонь по­след­не­го Дня]

Бра­тья, мы – Бо­жии со­труд­ни­ки, а вы – Бо­жия паш­ня, Бо­жие стро­е­ние. (10) Я, по дан­ной мне от Бо­га бла­го­да­ти, как муд­рый зод­чий, по­ло­жил фун­да­мент (ос­но­ва­ние), а дру­гой на нем над­стра­и­ва­ет. Но каж­дый пусть смот­рит, как он стро­ит. (11) Ибо ни­кто не мо­жет по­ло­жить дру­го­го фун­да­мен­та, кро­ме уже по­ло­жен­но­го, ко­то­рый есть Иисус Хри­стос.

(12) Стро­ит ли кто на этом ос­но­ва­нии из зо­ло­та, се­реб­ра, дра­го­цен­ных кам­ней, де­ре­ва, тра­вы, трост­ни­ка, – (13) ра­бо­та каж­до­го станет яв­ной; ведь День [всё] про­яс­нит, по­то­му что в огне от­кры­ва­ет­ся; и огонь ис­пы­та­ет ра­бо­ту каж­до­го, ка­ко­ва она есть. (14) У ко­го де­ло, ко­то­рое он стро­ил, устоит, – тот по­лу­чит на­гра­ду. (15) А у ко­го де­ло бу­дет со­жже­но, тот по­тер­пит убы­ток; сам же бу­дет спа­сё­ен, но так же, как сквозь огонь.

(16) Раз­ве не зна­е­те, что вы – храм Бо­жий, и Дух Бо­жий жи­вёт в вас? (17) Ес­ли кто храм Бо­жий разо­ря­ет, ра­зо­рит то­го Бог: ибо храм Бо­жий свят, а этот храм – вы.


Мф.14:22-34. – За­ча­ло 59

[Хож­де­ние по во­дам. Ис­пы­та­ние ве­ры Пет­ра]

[В то вре­мя] за­ста­вил Он (Иисус) уче­ни­ков вой­ти в лод­ку и плыть на дру­гую сто­ро­ну, не до­жи­да­ясь, по­ка Он от­пу­стит на­род. А от­пу­стив на­род, взо­шёл Он на го­ру, чтобы по­мо­лить­ся в уеди­не­нии. Ко­гда же на­сту­пил ве­чер, Он был там один. А лод­ка бы­ла уже во мно­гих ста­ди­ях от бе­ре­га[1] на сре­дине мо­ря, и её би­ло вол­на­ми, по­то­му что ве­тер был про­тив­ный.

В чет­вер­тую же стра­жу но­чи[2] Он при­шел к ним, сту­пая по мо­рю. А уче­ни­ки, ви­дя Его иду­щим по мо­рю, ужас­ну­лись (букв. бы­ли по­тря­се­ны) и ста­ли го­во­рить, что это-де при­зрак; и со стра­ха за­кри­ча­ли. Но тот­час за­го­во­рил с ни­ми Иисус и ска­зал: «Му­жай­тесь, это Я! Не бой­тесь». А Петр ска­зал Ему в от­вет: «Гос­по­ди! Ес­ли это Ты, по­ве­ли мне прид­ти к Те­бе по во­дам!». Он же ска­зал: «При­ди!»

И Петр, вый­дя из лод­ки, сту­пал по во­дам и шел к Иису­су; но, уви­дев, ка­кой [силь­ный] ве­тер, он устра­шил­ся и на­чал то­нуть и за­кри­чал: «Гос­по­ди, спа­си ме­ня!». И тот­час Иисус, про­тя­нув ру­ку, под­хва­тил (под­дер­жал) его, и го­во­рит ему: «Ма­ло­вер­ный! За­чем ты стал со­мне­вать­ся?»

И ко­гда под­ня­лись они в лод­ку, ве­тер утих. А те, что бы­ли в лод­ке, па­ли ниц пе­ред Ним, го­во­ря: «Ты во­ис­ти­ну – Сын Бо­жий!» И пе­ре­плыв на дру­гую сто­ро­ну, вы­шли они на бе­рег в Ген­ни­са­рет.


[1] Бо­лее позд­нее чте­ние – «на се­ре­дине мо­ря».

[2] По­след­няя ноч­ная стра­жа; меж­ду 3 и 6 ча­са­ми утра.


Ипо­ди­а­кон Ге­ор­гий Ру­бан

Ис­пы­ту­ю­щий огонь По­след­не­го дня

(Про­по­ведь на апо­столь­ское чте­ние в Неде­лю 9-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це)

До­ро­гие бра­тья и сёст­ры!

На­вер­ное, са­мый бо­лез­нен­ный и жи­во­тре­пе­щу­щий во­прос, ко­то­рым че­ло­век все­гда за­да­вал­ся и бу­дет за­да­вать­ся, – это во­прос о прин­ци­пах вза­и­мо­от­но­ше­ния с Бо­гом. Че­ло­век непре­мен­но хо­чет знать, что же он дол­жен сде­лать, чтобы за­слу­жить бла­го­во­ле­ние Бо­жие и по­лу­чить спа­се­ние. Есть ли ми­ни­мум доб­рых дел, ко­то­рый обес­пе­чит ему уве­рен­ность в этом? На эту те­му мно­го ска­за­но и на­пи­са­но. Ча­ще все­го это – субъ­ек­тив­ные рас­суж­де­ния, по­та­ка­ю­щие люд­ским стра­хам и на­деж­дам. Здесь – тай­на. Но неуже­ли нет хо­тя бы на­мё­ка?

О чём го­во­рит апо­стол Па­вел?

Нет, та­кой на­мёк – и до­ста­точ­но яс­ный – всё же су­ще­ству­ет. В Пер­вом По­сла­нии апо­сто­ла Пав­ла к Ко­рин­фя­нам со­дер­жит­ся фраг­мент, ко­то­рый до неко­то­рой сте­пе­ни при­от­кры­ва­ет нам эту тай­ну, – это имен­но се­го­дняш­нее апо­столь­ское чте­ние. О чём же го­во­рит апо­стол, неда­ром из­бран­ный для про­по­ве­ди Са­мим Иису­сом Хри­стом, об­ра­ща­ясь и к сво­им совре­мен­ни­кам, и ко всем нам? Ведь эта про­бле­ма – веч­ная. Пе­ре­чи­та­ем этот от­ры­вок.

«Бра­тья, – го­во­рит апо­стол, – мы – Бо­жии со­труд­ни­ки, а вы – Бо­жия паш­ня, Бо­жие стро­е­ние. Я, по дан­ной мне от Бо­га бла­го­да­ти, как муд­рый зод­чий, по­ло­жил фун­да­мент (ос­но­ва­ние), а дру­гой на нём над­стра­и­ва­ет. Но каж­дый пусть смот­рит, как он стро­ит. Ибо ни­кто не мо­жет по­ло­жить дру­го­го фун­да­мен­та, кро­ме уже по­ло­жен­но­го, ко­то­рый есть Иисус Хри­стос.

Стро­ит ли кто на этом ос­но­ва­нии из зо­ло­та, се­реб­ра, дра­го­цен­ных кам­ней, де­ре­ва, тра­вы, трост­ни­ка, – ра­бо­та каж­до­го станет яв­ной; ведь День [всё] про­яс­нит, по­то­му что в огне от­кры­ва­ет­ся; и огонь ис­пы­та­ет ра­бо­ту каж­до­го, ка­ко­ва она есть. У ко­го де­ло, ко­то­рое он стро­ил, усто­ит, – тот по­лу­чит на­гра­ду. А у ко­го де­ло бу­дет со­жже­но, тот по­тер­пит убы­ток; сам же бу­дет спа­сён, но так же, как [про­шед­ший] сквозь огонь. Раз­ве не зна­е­те, что вы – храм Бо­жий, и Дух Бо­жий жи­вёт в вас? Ес­ли кто храм Бо­жий разо­ря­ет, ра­зо­рит то­го Бог: ибо храм Бо­жий свят, а этот храм – вы» (1Кор.3:9-17).

Огонь Чи­сти­ли­ща?

Дей­стви­тель­но, этот фраг­мент мож­но оза­гла­вить как «Ис­пы­ту­ю­щий огонь По­след­не­го дня». В бо­го­сло­вии су­ще­ству­ет мне­ние, что здесь – на­ча­ло за­пад­но­го уче­ния о Чи­сти­ли­ще, в ко­то­ром че­ло­век, не име­ю­щий страш­ных («смерт­ных») гре­хов, очи­ща­ет­ся, а уже по­том вос­хо­дит в Небес­ную оби­тель. (Это­му уче­нию со­от­вет­ству­ет во­сточ­ное пред­став­ле­ние о «мы­тар­ствах», без ко­то­рых нам, ви­ди­мо, не обой­тись; впро­чем, это осо­бая те­ма.) Нет, речь идет всё же о дру­гом.

Вы ви­ди­те, что здесь апо­стол Па­вел упо­доб­ля­ет всех нас «хра­му» – Хра­му Бо­жию в ду­хов­ном смыс­ле – то есть Церк­ви Хри­сто­вой. В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го сло­во Ἐκκλησία, Эк­клесиа, – ко­то­ро­му у нас со­от­вет­ству­ет сло­во «Цер­ковь», – бук­валь­но озна­ча­ет «Со­бра­ние»! И это зна­ме­на­тель­но! Апо­стол го­во­рит, что без­услов­ное Ос­но­ва­ние это­го Хра­ма, его Фун­да­мент – Сам Хри­стос. Ино­го быть не мо­жет. А да­лее – лю­ди участ­ву­ют в воз­ве­де­нии это­го Хра­ма-Церк­ви, при­чём, каж­дый стро­ит из сво­е­го ма­те­ри­а­ла. Апо­стол яв­но на­ро­чи­то со­по­став­ля­ет ве­щи несо­по­ста­ви­мые. Кто-то стро­ит из зо­ло­та, кто-то из дра­го­цен­ных кам­ней, кто-то из де­ре­ва, а кто-то и во­все из со­ло­мы. Ну и что?! Это за­ко­но­мер­но! Нет и не мо­жет быть ни­ка­ко­го пре­воз­но­ше­ния од­но­го стро­и­те­ля над дру­гим, по­то­му что в Церк­ви Бо­жи­ей доб­рые де­ла каж­до­го че­ло­ве­ка без­услов­но цен­ны и необ­хо­ди­мы. Не мо­жет же быть у всех стро­и­те­лей один и тот же «ма­те­ри­ал» для воз­ве­де­ния до­ма, об­раз­но го­во­ря? То­гда они со­об­ща уж точ­но ни­че­го не по­стро­ят! И апо­стол Па­вел яр­ко и об­раз­но об этом пи­шет. У каж­до­го из нас своё при­зва­ние и каж­до­му Бог да­ру­ет опре­де­лён­ные спо­соб­но­сти, у каж­до­го свой ма­те­ри­ал, но мы все вме­сте со­зи­да­ем Цер­ковь Бо­жию.

«Де­ла­ем об­щее де­ло»

Мне хо­ро­шо за­пом­нил­ся один эпи­зод сту­ден­че­ских лет в то­гда ещё Ле­нин­град­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии и Се­ми­на­рии. Во вре­мя ак­то­во­го дня (на апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, 9 ок­тяб­ря, ка­жет­ся, 1975 го­да) наш рек­тор ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Гун­дя­ев), ныне Свя­тей­ший Пат­ри­арх, на­граж­дал про­фес­со­ров, пре­по­да­ва­те­лей и со­труд­ни­ков Ду­хов­ных школ. В на­пут­ствен­ном сло­ве он спе­ци­аль­но под­черк­нул, что для него убор­щи­ца или ка­сте­лян­ша, вы­да­ю­щая бе­льё сту­ден­там, так же до­ро­га и без­услов­но необ­хо­ди­ма, как и за­слу­жен­ный про­фес­сор Ни­ко­лай Дмит­ри­е­вич Успен­ский, по­лу­чив­ший вы­со­кую на­гра­ду, – по­то­му что «все мы де­ла­ем од­но об­щее де­ло» (это его лю­би­мое вы­ра­же­ние). Но вер­нём­ся к Апо­столь­ско­му чте­нию.

Да­лее апо­стол Па­вел го­во­рит о том, что, ес­ли у ко­го-то «де­ло, ко­то­рое он стро­ил, устоит, – тот по­лу­чит на­гра­ду». Но ведь бы­ва­ют ка­та­стро­фи­че­ские си­ту­а­ции; здесь и при­ме­ня­ет­ся это упо­доб­ле­ние ог­ню. Он го­во­рит, что у ко­го-то де­ло жиз­ни во­об­ще мо­жет сго­реть. Это страш­но, но так бы­ва­ет: че­ло­век что-то де­лал, над чем-то тру­дил­ся, тру­дил­ся, а по­том – раз, и ни­че­го не по­лу­чи­лось, ни­че­го не оста­лось; но, ес­ли че­ло­век в этом не ви­но­ват, он то­же спа­сёт­ся. Па­вел уточ­ня­ет, что он спа­сёт­ся, но так, как про­шед­ший «сквозь огонь». Это упо­доб­ле­ние по­жа­ру. Бы­ва­ет, вне­зап­но вспыхнет в до­ме че­ло­ве­ка силь­ный огонь, и он ни­че­го не успе­ва­ет спа­сти – ни иму­ще­ство, ни да­же до­ку­мен­ты. Лишь бы се­мью и се­бя спа­сти, и это са­мое глав­ное. Вот так же ис­пы­ту­ю­щий огонь По­след­не­го дня. Он за­ста­вит че­ло­ве­ка об­на­жить­ся, и бу­дет вид­но, кто что сде­лал. Но да­же об­го­рев­ший и со­всем на­гой – не го­во­ря уж о при­бы­ли! – че­ло­век не бу­дет от­верг­нут ми­ло­серд­ным Бо­гом.

И толь­ко лишь в од­ном слу­чае че­ло­век не мо­жет на­де­ять­ся на ми­лость Бо­жию, – в том слу­чае, ес­ли он со­зна­тель­но про­ти­вит­ся Церк­ви и пы­та­ет­ся «ра­зо­рить» этот храм Бо­жий, – как об­раз­но го­во­рит апо­стол Па­вел. В этом слу­чае Сам Бог его «ра­зо­рит», по­то­му что с Бо­гом во­е­вать нель­зя: Он хра­нит Цер­ковь, и да­же «вра­та адо­вы» не смо­гут её одо­леть.

Страш­но ли бу­ду­щее?

Та­ким об­ра­зом, из слов апо­сто­ла Пав­ла (а это Свя­щен­ное Пи­са­ние!) сле­ду­ет, что нам да­но всё необ­хо­ди­мое для спа­се­ния, и бо­ять­ся нам нече­го. У каж­до­го из нас есть свой ма­те­ри­ал цер­ков­но­го стро­и­тель­ства, и мы про­сто долж­ны чест­но стро­ить из это­го ма­те­ри­а­ла, не опа­са­ясь за своё хри­сти­ан­ское бу­ду­щее. Не дай Бог, ес­ли кто-то по­тер­пит страш­ный урон, и всё сго­рит. Но та­кое слу­ча­ет­ся ред­ко. Уж хоть что-то доб­рое по­сле нас оста­нет­ся, и то­гда мы по­лу­чим на­гра­ду!

Об этом ве­ли­чай­шем снис­хож­де­нии Бо­жи­ем к на­шим сла­бо­стям и од­новре­мен­но об уве­рен­но­сти в сво­их си­лах – о том, что нам нече­го бо­ять­ся, ес­ли мы вер­ны Бо­гу, Его Церк­ви и чест­но тру­дим­ся на ни­ве Бо­жи­ей – и го­во­рит нам се­го­дня свя­той апо­стол Па­вел.

Аминь!


(Про­по­ведь про­из­не­се­на 21 ав­гу­ста 2016 го­да на Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии в до­мо­вом Спас­ском хра­ме Нов­го­род­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща в Свя­то-Юрье­вом мо­на­сты­ре. Её несколь­ко со­кра­щён­ный ва­ри­ант

Ху­дой и мно­го­греш­ный ипо­ди­а­кон Ге­ор­гий Ру­бан
к се­му ру­ку при­ло­жил. Еже­ли в чем по­гре­шил, са­ми по­правь­те, а ме­ня не кля­ни­те


Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень

Про­по­ведь на еван­гель­ское чте­ние в Неде­лю 9-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Мы все с ва­ми зна­ем, что в на­шей жиз­ни и се­го­дня, и каж­дый день при­сут­ству­ет Гос­подь. Он жи­вет сре­ди нас, про­по­ве­ду­ет сре­ди нас, ис­це­ля­ет сре­ди нас. Он жи­вет в Сво­ей Церк­ви. По­это­му мы го­во­рим, что жизнь Церк­ви Хри­сто­вой – это про­дол­же­ние Еван­гель­ской ис­то­рии, про­дол­же­ние тай­ны по­се­ще­ния Бо­гом ми­ра.

Ко­гда мы с ва­ми идем к Свя­той Ча­ше – вновь со­вер­ша­ет­ся Тай­ная Ве­че­ря. Ко­гда мы слы­шим Сло­во Бо­жие – мы вновь слов­но бы по­па­да­ем в те дни, ко­гда Гос­подь воз­ве­щал Свою Бла­гую Весть. Ко­гда мы мо­лим­ся Ему, то вновь ста­но­вим­ся те­ми са­мы­ми людь­ми – сле­пы­ми, хро­мы­ми, жаж­ду­щи­ми ис­ти­ны и ал­чу­щи­ми прав­ды, – ко­то­рые при­хо­ди­ли к Нему. И вме­сте с апо­сто­ла­ми мы по­вто­ря­ем: «Гос­по­ди, к ко­му нам ид­ти, Ты име­ешь гла­го­лы жиз­ни веч­ной». <…>

И сно­ва еван­ге­лист вос­кре­ша­ет пе­ред на­ми ту ночь, ко­гда уче­ни­ки плы­ли по озе­ру, и ве­тер был про­тив­ный, а Гос­подь по во­дам по­шел к ним на­встре­чу. Уви­дев в тем­но­те фигу­ру Иду­ще­го, они за­кри­ча­ли от ужа­са. Это бы­ло уди­ви­тель­ное со­бы­тие, и уче­ни­ки вплоть до са­мо­го утра не мог­ли прид­ти в се­бя. Но ведь это же чу­до со­вер­ша­ет­ся для нас здесь и те­перь.

По­ду­май­те: вот эта лод­ка, ко­то­рую Гос­подь от­пра­вил впе­ре­ди Се­бя, а Сам ушел на го­ру мо­лить­ся. Он как буд­то бы их оста­вил, как буд­то бы бро­сил од­них на про­из­вол судь­бы. И вол­ны швы­ря­ют их лод­ку, и они мо­гут уто­нуть, и ночь тем­ная кру­гом – мрак, во­да, ги­бель и без­дна. И они в стра­хе, они по­ки­ну­ты. Не так ли и у нас с ва­ми, ко­гда мы ис­пы­ты­ва­ем труд­но­сти, ис­пы­та­ния, ис­ку­ше­ния. Ино­гда нам ка­жет­ся, что Бог нас по­ки­нул, что мы од­ни, что нам не на что опе­реть­ся, что жизнь по­хо­жа на бес­про­свет­ный мрак, и что нет вы­хо­да, что нас под­сте­ре­га­ют кру­гом толь­ко про­ва­лы, что в кон­це кон­цов мы пой­дем ко дну, и нет нам спа­се­ния. А ведь Гос­подь в то вре­мя сто­ял вы­со­ко на го­ре и мо­лил­ся… Мо­лил­ся за мир. Ду­хом воз­но­сил­ся к Сво­е­му Небес­но­му От­цу и, ко­неч­но, мо­лил­ся за тех, кто вни­зу. Он сто­ял вы­со­ко, а они там, вни­зу, бо­ро­лись с вол­на­ми.

Так и ныне: ко­гда нам ста­но­вит­ся труд­но – у нас есть Пер­во­свя­щен­ник и Еди­ный Хо­да­тай, сто­я­щий над на­ми. Это Гос­подь Иисус. На­до толь­ко пом­нить, а апо­сто­лы за­бы­ли об этом и по­то­му бы­ли в стра­хе от вет­ра и волн. А Он не толь­ко мо­лил­ся там, на­вер­ху, но спу­стил­ся и по­шел к ним. У Него не бы­ло лод­ки, по­это­му Он сту­пил на во­ду и по­шел на­встре­чу по­ги­ба­ю­щим. Так же и к нам Гос­подь при­хо­дит в тя­же­лые ми­ну­ты на­шей жиз­ни. Он идет, но мы это­го еще не зна­ем; Он при­бли­жа­ет­ся, но на­ше серд­це еще пол­но стра­ха. <…>

Так бы­ва­ет и в на­шей жиз­ни. Ко­гда она ста­но­вит­ся со­всем невы­но­си­мой, – го­лос Спа­си­те­ля Хри­ста го­во­рит нам: «Это Я здесь, не бой­тесь, не ужа­сай­тесь, по­то­му что это мо­ре по­ви­ну­ет­ся Мне, эта жизнь по­ви­ну­ет­ся Мне, толь­ко верь­те, толь­ко дер­жи­тесь за Ме­ня. Дер­жи­те курс сво­ей лод­ки на Ме­ня. Это Я, не бой­тесь».

Петр за­хо­тел к Нему при­бли­зить­ся в этот мо­мент, пой­ти за Ним. Боль­ше то­го – хо­тел под­ра­жать Ему и ид­ти, как Гос­подь, по во­де. И Гос­подь не оста­но­вил его… На­про­тив, Он ска­зал: «Иди, иди!» Так и нас сло­во Бо­жие при­зы­ва­ет к под­ра­жа­нию Хри­сту Спа­си­те­лю. <…>

В этом риск на­шей ве­ры. Мы все­гда долж­ны ид­ти на этот риск, ина­че серд­це на­ше ни­ко­гда не об­ра­тит­ся к Гос­по­ду по-на­сто­я­ще­му. Толь­ко впе­ред, толь­ко впе­ред к Нему. И вот Петр по­шел, и то­гда, ко­гда он смот­рел не на вол­ны, а смот­рел на иду­ще­го впе­ре­ди Гос­по­да, он шел по во­де… Это бы­ло чу­до! У древ­них егип­тян для каж­до­го по­ня­тия был свой зна­чок, иеро­глиф. Так вот для по­ня­тия невоз­мож­но­го, чу­дес­но­го был зна­чок: че­ло­ве­чек, иду­щий по во­де, – ведь лю­ди все­гда по­ни­ма­ли, что невоз­мож­но ид­ти по во­де. А апо­стол Па­вел нам го­во­рит: «Всё мо­гу в укреп­ля­ю­щем ме­ня Иису­се!» Гос­подь Сам нам ска­зал: «И боль­ше со­тво­ри­те, неже­ли Я». По­че­му же с на­ми не со­вер­ша­ет­ся чу­дес? – Толь­ко по на­ше­му ма­ло­ве­рию. Гла­за на­ши за­кры­ты…

Каж­дый из нас, ес­ли бы осмыс­лен­но смот­рел на свою жизнь, то по­сто­ян­но ви­дел бы это чу­до при­сут­ствия Бо­жия. Это чу­до по­сто­ян­ное и по­все­днев­ное, ко­гда на­ша ду­ша, слом­лен­ная, раз­дав­лен­ная, под­ни­ма­ет­ся со дна, – большее чу­до, чем че­ло­век, иду­щий по во­дам. Мы ма­ло на­де­ем­ся на мо­лит­ву, а Он слы­шит, ко­гда мы дей­стви­тель­но взы­ва­ем к Нему. Толь­ко взы­вать на­до, все­це­ло от­дав Ему серд­це, а не так как Петр, ко­то­рый по­шел, но от­вел гла­за от Хри­ста Спа­си­те­ля, по­смот­рел на бу­шу­ю­щие под но­га­ми вол­ны, и тут же на­чал то­нуть. В тот са­мый миг, ко­гда он по­смот­рел на эти ужас­ные вол­ны, а не на Хри­ста, он по­те­рял чу­дес­ную спо­соб­ность ид­ти по во­де. <…> Вот так и мы с ва­ми, по­лу­чая под­держ­ку и по­мощь Бо­жию, тут же на­чи­на­ем ко­ле­бать­ся и ду­мать: «Мо­жет быть, это сов­па­де­ние, мо­жет быть, так и на­до, мо­жет быть, это бы­ло бы неиз­беж­но?» Сра­зу на­чи­на­ем объ­яс­нять по-сво­е­му, по-че­ло­ве­че­ски, и то­гда все у нас вновь на­чи­на­ет ру­шить­ся. Бо­гу от­да­ют или все или ни­че­го.

А ко­гда мы на­чи­на­ем ко­ле­бать­ся, ко­гда мыс­ли на­ши дво­ят­ся, то­гда все, как у Пет­ра, ухо­дит у нас из-под ног, и мы то­нем. И дай-то Бог, чтобы то­гда, ко­гда мы по­чув­ству­ем свою близ­кую ги­бель, чтобы мы вос­клик­ну­ли: «Гос­по­ди, спа­си ме­ня, я по­ги­баю». Ду­хов­но по­ги­баю, ду­хов­но уми­раю, черст­вею, ли­ша­юсь ве­ры и Тво­е­го при­сут­ствия! И то­гда да бу­дет ру­ка Его твер­да, ко­гда она нас под­дер­жит и ска­жет: «Ма­ло­вер­ный, за­чем ты усо­мнил­ся».

Дав­но все это бы­ло, две ты­ся­чи лет на­зад, но мил­ли­о­ны лю­дей про­дол­жа­ют этот путь по «мо­рю», мил­ли­о­ны лю­дей в те­че­ние всех ве­ков и ныне по всей зем­ле ви­дят То­го, Кто идет сре­ди волн жиз­ни и го­во­рит нам, рас­те­рян­ным, сла­бым и греш­ным: «Обод­ри­тесь, это Я; не бой­тесь. Я здесь, ря­дом с ва­ми. Я мо­гу про­тя­нуть вам ру­ку!»

В этом Еван­ге­лии нам все­гда да­ёт­ся знак, что Иисус Хри­стос и вче­ра, и се­го­дня, и зав­тра – Тот же! Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Спасение утопающего Петра

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.

В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.

И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не бойтесь»! Это Я… Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше…

Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас – наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.

И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит:«Не бойтесь» это Я!..

Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, – Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.

Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

24 августа 1986 г.

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

9-я Неделя по Пятидесятнице

1Кор. 3:9-17.


Русский перевод архимандрита Ианнуария:

9 Ибо все – Божии: мы – Божии сотрудники, вы – Божия пашня, Божие строение.

10 По данной мне благодати Божией, как опытный строитель, основание заложил я, а на нем строит другой. Только пусть каждый смотрит, как он на нем строит. 11 Ведь другого основания, помимо уже лежащего, никто заложить не может, и основание это – Иисус Христос. 12 А уж строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — 13это покажет тот День, когда видно будет дело каждого, ибо в огне откроется и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 Чье дело, которое он построил, выдержит, тот получит вознаграждение, 15 а чье дело сгорит, тот понесет урон; однако сам будет спасен, но только как спасшийся сквозь огонь.

16 Разве не знаете, что вы – храм Божий, и в вас живет Дух Божий? 17 И кто этот храм Божий разрушает, того разрушит Бог, ибо храм Божий свят, и этот храм — вы.


В настоящее время в мире насчитывается приблизительно два миллиарда верующих во Христа людей. В I веке, в самом начале правления императора Нерона, когда апостол Павел написал свое Первое послание к Коринфянам, христиан в Римской империи было в лучшем случае несколько тысяч, то есть примерно в миллион (!) раз меньше, чем в сегодняшнем мире. Это как если бы в таком большом современном городе как Санкт-Петербург христиан оказалось всего-навсего около десяти человек. Казалось бы, – какими сплоченными должны были быть эти первые немногочисленные сообщества последователей Иисуса Христа, окруженные океаном равнодушных или враждебно настроенных язычников! В действительности же всё обстояло далеко не так, как это представляется многим, кто склонен идеализировать старину, и уж тем более времена апостольской древности. Писания апостола Павла открывают нам, что те первые христиане страдали недостатками не меньшими, чем наши современники и мы сами. Увы, психология людей, по-видимому, не изменяется. Соперничество, споры, разделения по самым разным поводам постоянно подрывали единство пока еще столь малочисленной Церкви. Апостол наглядно показывает всю абсурдность такой ситуации: «Разве разделился Христос?» Мыслимо ли вообще разделение Церкви как Тела Христова?

В читаемом ныне Послании к Коринфянам апостола беспокоит то, что новообращенные христиане были склонны не просто почитать своих руководителей, – что необходимо и справедливо, – но придавать им значение, подобающее только Самому Господу. «Разве во имя Павла вы крестились?», – риторически вопрошает он. Разумеется, это не так. Он – всего лишь слуга Иисуса Христа, Который послал его благовествовать, возвещать спасительную скорбь Креста и радостное чудо Воскресения. Апостол Павел – сеятель. Он засеял пашню словом Евангелия. Другие ее орошают. Апостол Павел – строитель. Он заложил фундамент. Другие на этом основании возводят само здание Церкви. Но, – и это апостол подчеркивает, – и вестники, и оросители, и строители, и пашня, и строение – всё и все принадлежат Богу, все подвластны делу Божию. Людям дозволяется и вверяется участвовать в том, что может сделать только Бог – каждому в меру того дара, какой каждому дал Господь (1 Кор. 3, 5). Разные сотрудники в Церкви с их разными дарами – не конкуренты и, конечно, не противники: они работают над одним делом. Также и сама Церковь не может смотреть на себя как на последовательницу или, еще хуже, служительницу того или иного человека, того или иного богословского или политического направления. Она – Церковь Бога.

Фундамент Церкви заложен. Он не может быть заменен другим. Ибо этот фундамент – не личное изобретение Павла, но Сам Иисус Христос, Распятый и Воскресший. Другие сотрудники Божии строят на этом основании, и каждый должен быть внимательным, как он строит. Непосредственно апостол Павел имеет в виду строителей-проповедников, которые действовали в Коринфе после него. Но в более широком смысле в созидании Церкви участвуют все христиане, каждый в свою меру. И кто бы ни продолжал строительство Церкви, за свой труд должен будет ответить на Суде Божием. Тогда обнаружится, чего стоит его работа.

Апостол следует пророческому образу Судного Дня как дня огненного испытания. Этот День придет «как огонь расплавляющий», «пылающий как печь». «И кто устоит, когда Он явится?» (Мал. 3, 2; 4, 1). Огонь Суда покажет, какой строительный материал был привнесен в созидание Церкви. Было ли это золото любви, серебро и драгоценные камни добрых дел, или же в ход шли деревянные доски тщеславия, сено и солома земного успеха и благополучия? Кто внес в дело Божие нечто стойкое, непреходящее, тот, как работник Божий, «получит вознаграждение». В чем же будет состоять эта награда за выполненную работу? Она должна быть, конечно, понята образно, как радость о плодах труда, в который вложено столько собственных сил. Но, – будем реалистами, – мы знаем, что дело любого человека не безукоризненно. И многим придется «понести урон», видя, что немало из того, что он делал в жизни, не выдержав огненного испытания, «сгорит».

Апостол Павел, будучи мудрым учителем, далек от того, чтобы внушать своей пастве парализующий страх перед Судом Божиим. Нет, он вовсе не ожидает уничтожения недостойных сотрудников. Конечно, все ложное и недостойное будет истреблено. Но ведь и нерадивые строители пытались трудиться и что-то сделать для Христа. Их неудача – плод человеческой немощи, лени или недомыслия. Поэтому апостол пишет о конечном спасении и тех, кто недостаточно хорошо исполнил свою задачу «строительства». Эта мысль о спасении беспечных тружеников связана с его глубоким убеждением, что спасение человека всегда – незаслуженный дар благодати Божией, а не заслуга человека. Однако высказывания апостола столь же мало ведут и к ложной уверенности в полной безопасности. Спасение для «понесших урон» будет связано с известными неприятностями. Они будут спасены как погорельцы, которых спасают из огня (ср. Ам. 4, 11). Иначе говоря, они должны будут пережить тот факт, что их работа в Церкви мало что стоила, в то время как другим, как и самому апостолу Павлу, крепость Церкви, стоящей на прочном основании и выстроенной из стойких и дорогих материалов, принесет честь и похвалу (ср. Флп. 2, 16).

Прямо обращаясь к Церкви, то есть ко всем нам, верующим, апостол, как бы взывая к нашему согласию, спрашивает: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и в вас живет Дух Божий?» Этот образ, с одной стороны, говорит о том, что Церковь принадлежит Богу: это Он сотворил Церковь. С другой стороны, представление о храме говорит о том, что Церковь – место Его присутствия; в ней живет Дух Божий. Конечно, «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), но в Церкви, как некогда в ветхозаветном храме, особенно ощутима близость Бога. Дух Божий присутствует в Церкви не только тогда, когда верующие собираются на богослужение, но и в их обычной жизни, в трудных и будничных испытаниях. Присутствие Божие в Церкви проявляет себя в поведении ее членов. Именно так оно становится явным для всех. Тем больше ответственность тех, кто легкомысленно относится к цельности Церкви, даже к самому ее существованию, иногда сознательно и целенаправленно внося в Церковь партийные разделения и расколы. Поэтому апостол Павел строго предостерегает всех тех, кто разрушает Церковь своей сомнительной мудростью, своим тщеславием и притязанием на исключительное знание истины. На тщетность их разрушительных действий указывал Сам Господь, говоря: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Но Церковь является неприкасаемой собственностью Бога. Поэтому те, кто, пусть и тщетно, покушаются на нее, неизбежно понесут наказание.

Итак, в нашем отрывке речь идет о трех категориях христиан. Одни – мудрые строители Церкви – в День Господень обретут спасение и получат награду: Бог – любящий Судия. Вторые – строители нерадивые и ленивые – понесут урон, хотя и спасутся: Бог – милостивый Судия. Третьи – разрушители – будут наказаны: Бог – Судия строгий, справедливый и нелицеприятный. Мы все должны об этом помнить.

Протоиерей Вячеслав Резников

О хождении над бездной

Мф.14:22–34

1Кор.3:9–17

Однажды Господь Иисус Христос понудил «учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону» Геннисаретского озера, а Сам «взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю».

Страшно видеть нарушение привычного хода вещей. Страшно, когда бездействуют гражданские законы. А уж когда перестают действовать законы физические, – в сердце начинается неописуемая паника. Вот и Апостолы, когда увидели Господа, идущего по воде, «встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали».

А между тем, что правильнее: верить в твердую незыблемость материи и ее законов, или – помнить, что все текуче и призрачно, что все готово в любой миг разверзнуться, поглотить, сжечь? Тем более, Сам Господь сказал, что некогда так и будет, что «вдруг… солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24:29). И это может произойти в любой момент, и никому не открыто о временах и сроках.

Как и самую землю, по свидетельству Писания, Бог чудесно «повесил… ни на чем» (Иов.26:7), так и всякий человеческий шаг есть чудо. Потому что он даже не по воде, но – над огненной бездной.

Но когда Бог приоткрывает эту правду, то каждый шаг становится еще и чудом веры в Того, Кто «не попустит вам быть искушаемым сверх сил» (1Кор.10:13). Далеко не каждый может сразу вынести всю правду. Петр думал, что сможет, и сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня».

Каким же твердым должно быть основание нашей веры, тот дом, в котором нам предстоит жить, и тот камень, который лежит в его основании! Апостол пишет о строительстве этого дома: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание», то есть открыл истину, возвестил все, что нужно знать для спасения. «А другой строит» на этом основании, помогает истину усваивать. «Но каждый смотри, как строит».

Вот эти слова особенно надо запомнить. Мы – Божий народ, а не стадо. Каким бы мудрым и знающим ни казался «духовный строитель», – конечная ответственность лежит на каждом из нас. И каждый обязан проверять всякое услышанное учительное слово – и Священным Писанием, и общецерковным преданием, и соображением разума, и голосом совести. Чтобы никакой волк в обличии пастыря не мог «положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Ведь не кому-то, а самому тебе идти по мосту твоего спасения через бездну твоей погибели. И поэтому ты обязан все сделать, чтобы быть уверенным, что очередной твой шаг не будет в пустоту, и что спасительный Крест Христов всегда будет твоей опорой.


Другие проповеди дня на портале Азбука.Ru:

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

В нынешнем апостольском чтении слышали мы слова: «Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Эти слова тем более побуждают нас остановиться на них, что и мы принадлежим к «строителям», о которых упоминает апостол. Итак, Христа ли положили мы в основание своей жизни и дела? По-видимому, излишне было бы об этом и спрашивать: ведь мы делаем свое дело от имени Церкви, следовательно, Христа полагаем…


Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Бог один – и истинная вера одна.

Сегодня, в воскресный день, вы слышали три евангельских чтения: два читались подряд, одно – отдельно. Первое чтение – о чуде хождения св. апостола Петра по водам по повелению Господню. Второе Евангелие – памяти святых отцев Шести Вселенских Соборов. Третье евангельское чтение – памяти преподобного и богоносно-го отца нашего Серафима, Саровского…


Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя 9-я по Пятидесятнице.

«Воистину – Ты Сын Божий!» Апостолы, недавно объятые страхом, находясь среди вздымающихся грозных волн, исповедуют Христа Сыном Божиим. «Истинно – Ты Сын Божий». Личность Христа и поныне является центральной в жизни мира. «Как пирамиды возвышаются над равнинами Египта, так Христос высоко стоит над всеми человеческими учителями, философами и преобразователями мира»…


Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя девятая по Пятидесятнице.

Впервые за целый год только сегодня огласился слух христиан словом апостола о священном сане. Священный сан бывает предметом общественного обсуждения только в крайних случаях, по настоятельной нужде. И действительно, апостол вынужден был говорить о своем значении и о других сослужителях по тому обстоятельству, что, как вам на прошлой неделе было изъяснено, коринфяне любили…


Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Греховная бездна. Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице.

В сегоднешнем евангельском чтении повествуется о чуде спасения Господом Иисусом Христом утопающаго Петра (Мф.14:24–33). Иисус Христос, чудесно насытив в пустыне близ Вифсаиды пять тысяч народа, отпустил его, а своим ученикам приказал сесть в лодку и отправиться по морю в землю Геннасаретскую. Произошло сильное волнение, грозившее потоплением ученикам. Иисус…


Проповедь святителя Димитрия Ростовского.  Поучение в неделю девятую по Святом Духе, Мф.14:24.

В нынешнем Евангелии, читавшемся на Божественной литургии, мы слышали о волнующемся море, о ветре противном, о корабле, покрывавшемся волнами, об утопавшем Петре и об учениках, возопивших от страха. Все это, возлюбленные слушатели, недобрые события. Случайно ли все это произошло, или по нарочитому промыслу и устроению Божию, – вот что я спрашиваю…


Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

Ныне чтение Евангельское передает нам о чудесном хождении Спасителя по водам, о том, как Господь усмирил бурю и спас Апостола Петра от потопления, когда тот, спросив у Господа позволения, пошел по морю, но, усомнившись в покровительстве Божием, начал тонуть, взывая: Господи, спаси меня! Жизнь наша то же житейское море, воздвизаемое напастей бурею...►


Источник: https://azbyka.ru/days/2018-07-29

(463)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *