12 августа / 25 августа в 2024 году
Утр. — Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. — 1 Кор., 128 зач., III, 9-17. Мф., 59 зач., XIV, 22-34.
(1Кор.3:9-17. – Зачало 128)
[Испытующий огонь последнего Дня]
Братья, мы – Божии сотрудники, а вы – Божия пашня, Божие строение. (10) Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый зодчий, положил фундамент (основание), а другой на нем надстраивает. Но каждый пусть смотрит, как он строит. (11) Ибо никто не может положить другого фундамента, кроме уже положенного, который есть Иисус Христос.
(12) Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, травы, тростника, – (13) работа каждого станет явной; ведь День [всё] прояснит, потому что в огне открывается; и огонь испытает работу каждого, какова она есть. (14) У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду. (15) А у кого дело будет сожжено, тот потерпит убыток; сам же будет спасёен, но так же, как сквозь огонь.
(16) Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? (17) Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы.
Мф.14:22-34. – Зачало 59
[Хождение по водам. Испытание веры Петра]
[В то время] заставил Он (Иисус) учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. А отпустив народ, взошёл Он на гору, чтобы помолиться в уединении. Когда же наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже во многих стадиях от берега[1] на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую же стражу ночи[2] Он пришел к ним, ступая по морю. А ученики, видя Его идущим по морю, ужаснулись (букв. были потрясены) и стали говорить, что это-де призрак; и со страха закричали. Но тотчас заговорил с ними Иисус и сказал: «Мужайтесь, это Я! Не бойтесь». А Петр сказал Ему в ответ: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по водам!». Он же сказал: «Приди!»
И Петр, выйдя из лодки, ступал по водам и шел к Иисусу; но, увидев, какой [сильный] ветер, он устрашился и начал тонуть и закричал: «Господи, спаси меня!». И тотчас Иисус, протянув руку, подхватил (поддержал) его, и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты стал сомневаться?»
И когда поднялись они в лодку, ветер утих. А те, что были в лодке, пали ниц перед Ним, говоря: «Ты воистину – Сын Божий!» И переплыв на другую сторону, вышли они на берег в Геннисарет.
[1] Более позднее чтение – «на середине моря».
[2] Последняя ночная стража; между 3 и 6 часами утра.
Иподиакон Георгий Рубан
Испытующий огонь Последнего дня
(Проповедь на апостольское чтение в Неделю 9-ю по Пятидесятнице)
Дорогие братья и сёстры!
Наверное, самый болезненный и животрепещущий вопрос, которым человек всегда задавался и будет задаваться, – это вопрос о принципах взаимоотношения с Богом. Человек непременно хочет знать, что же он должен сделать, чтобы заслужить благоволение Божие и получить спасение. Есть ли минимум добрых дел, который обеспечит ему уверенность в этом? На эту тему много сказано и написано. Чаще всего это – субъективные рассуждения, потакающие людским страхам и надеждам. Здесь – тайна. Но неужели нет хотя бы намёка?
О чём говорит апостол Павел?
Нет, такой намёк – и достаточно ясный – всё же существует. В Первом Послании апостола Павла к Коринфянам содержится фрагмент, который до некоторой степени приоткрывает нам эту тайну, – это именно сегодняшнее апостольское чтение. О чём же говорит апостол, недаром избранный для проповеди Самим Иисусом Христом, обращаясь и к своим современникам, и ко всем нам? Ведь эта проблема – вечная. Перечитаем этот отрывок.
«Братья, – говорит апостол, – мы – Божии сотрудники, а вы – Божия пашня, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый зодчий, положил фундамент (основание), а другой на нём надстраивает. Но каждый пусть смотрит, как он строит. Ибо никто не может положить другого фундамента, кроме уже положенного, который есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, травы, тростника, – работа каждого станет явной; ведь День [всё] прояснит, потому что в огне открывается; и огонь испытает работу каждого, какова она есть. У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду. А у кого дело будет сожжено, тот потерпит убыток; сам же будет спасён, но так же, как [прошедший] сквозь огонь. Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (1Кор.3:9-17).
Огонь Чистилища?
Действительно, этот фрагмент можно озаглавить как «Испытующий огонь Последнего дня». В богословии существует мнение, что здесь – начало западного учения о Чистилище, в котором человек, не имеющий страшных («смертных») грехов, очищается, а уже потом восходит в Небесную обитель. (Этому учению соответствует восточное представление о «мытарствах», без которых нам, видимо, не обойтись; впрочем, это особая тема.) Нет, речь идет всё же о другом.
Вы видите, что здесь апостол Павел уподобляет всех нас «храму» – Храму Божию в духовном смысле – то есть Церкви Христовой. В переводе с греческого слово Ἐκκλησία, Экклесиа, – которому у нас соответствует слово «Церковь», – буквально означает «Собрание»! И это знаменательно! Апостол говорит, что безусловное Основание этого Храма, его Фундамент – Сам Христос. Иного быть не может. А далее – люди участвуют в возведении этого Храма-Церкви, причём, каждый строит из своего материала. Апостол явно нарочито сопоставляет вещи несопоставимые. Кто-то строит из золота, кто-то из драгоценных камней, кто-то из дерева, а кто-то и вовсе из соломы. Ну и что?! Это закономерно! Нет и не может быть никакого превозношения одного строителя над другим, потому что в Церкви Божией добрые дела каждого человека безусловно ценны и необходимы. Не может же быть у всех строителей один и тот же «материал» для возведения дома, образно говоря? Тогда они сообща уж точно ничего не построят! И апостол Павел ярко и образно об этом пишет. У каждого из нас своё призвание и каждому Бог дарует определённые способности, у каждого свой материал, но мы все вместе созидаем Церковь Божию.
«Делаем общее дело»
Мне хорошо запомнился один эпизод студенческих лет в тогда ещё Ленинградской Духовной Академии и Семинарии. Во время актового дня (на апостола Иоанна Богослова, 9 октября, кажется, 1975 года) наш ректор архимандрит Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх, награждал профессоров, преподавателей и сотрудников Духовных школ. В напутственном слове он специально подчеркнул, что для него уборщица или кастелянша, выдающая бельё студентам, так же дорога и безусловно необходима, как и заслуженный профессор Николай Дмитриевич Успенский, получивший высокую награду, – потому что «все мы делаем одно общее дело» (это его любимое выражение). Но вернёмся к Апостольскому чтению.
Далее апостол Павел говорит о том, что, если у кого-то «дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду». Но ведь бывают катастрофические ситуации; здесь и применяется это уподобление огню. Он говорит, что у кого-то дело жизни вообще может сгореть. Это страшно, но так бывает: человек что-то делал, над чем-то трудился, трудился, а потом – раз, и ничего не получилось, ничего не осталось; но, если человек в этом не виноват, он тоже спасётся. Павел уточняет, что он спасётся, но так, как прошедший «сквозь огонь». Это уподобление пожару. Бывает, внезапно вспыхнет в доме человека сильный огонь, и он ничего не успевает спасти – ни имущество, ни даже документы. Лишь бы семью и себя спасти, и это самое главное. Вот так же испытующий огонь Последнего дня. Он заставит человека обнажиться, и будет видно, кто что сделал. Но даже обгоревший и совсем нагой – не говоря уж о прибыли! – человек не будет отвергнут милосердным Богом.
И только лишь в одном случае человек не может надеяться на милость Божию, – в том случае, если он сознательно противится Церкви и пытается «разорить» этот храм Божий, – как образно говорит апостол Павел. В этом случае Сам Бог его «разорит», потому что с Богом воевать нельзя: Он хранит Церковь, и даже «врата адовы» не смогут её одолеть.
Страшно ли будущее?
Таким образом, из слов апостола Павла (а это Священное Писание!) следует, что нам дано всё необходимое для спасения, и бояться нам нечего. У каждого из нас есть свой материал церковного строительства, и мы просто должны честно строить из этого материала, не опасаясь за своё христианское будущее. Не дай Бог, если кто-то потерпит страшный урон, и всё сгорит. Но такое случается редко. Уж хоть что-то доброе после нас останется, и тогда мы получим награду!
Об этом величайшем снисхождении Божием к нашим слабостям и одновременно об уверенности в своих силах – о том, что нам нечего бояться, если мы верны Богу, Его Церкви и честно трудимся на ниве Божией – и говорит нам сегодня святой апостол Павел.
Аминь!
(Проповедь произнесена 21 августа 2016 года на Божественной Литургии в домовом Спасском храме Новгородского Духовного училища в Свято-Юрьевом монастыре. Её несколько сокращённый вариант
Худой и многогрешный иподиакон Георгий Рубан
к сему руку приложил. Ежели в чем погрешил, сами поправьте, а меня не кляните
Протоиерей Александр Мень
Проповедь на евангельское чтение в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы все с вами знаем, что в нашей жизни и сегодня, и каждый день присутствует Господь. Он живет среди нас, проповедует среди нас, исцеляет среди нас. Он живет в Своей Церкви. Поэтому мы говорим, что жизнь Церкви Христовой – это продолжение Евангельской истории, продолжение тайны посещения Богом мира.
Когда мы с вами идем к Святой Чаше – вновь совершается Тайная Вечеря. Когда мы слышим Слово Божие – мы вновь словно бы попадаем в те дни, когда Господь возвещал Свою Благую Весть. Когда мы молимся Ему, то вновь становимся теми самыми людьми – слепыми, хромыми, жаждущими истины и алчущими правды, – которые приходили к Нему. И вместе с апостолами мы повторяем: «Господи, к кому нам идти, Ты имеешь глаголы жизни вечной». <…>
И снова евангелист воскрешает перед нами ту ночь, когда ученики плыли по озеру, и ветер был противный, а Господь по водам пошел к ним навстречу. Увидев в темноте фигуру Идущего, они закричали от ужаса. Это было удивительное событие, и ученики вплоть до самого утра не могли придти в себя. Но ведь это же чудо совершается для нас здесь и теперь.
Подумайте: вот эта лодка, которую Господь отправил впереди Себя, а Сам ушел на гору молиться. Он как будто бы их оставил, как будто бы бросил одних на произвол судьбы. И волны швыряют их лодку, и они могут утонуть, и ночь темная кругом – мрак, вода, гибель и бездна. И они в страхе, они покинуты. Не так ли и у нас с вами, когда мы испытываем трудности, испытания, искушения. Иногда нам кажется, что Бог нас покинул, что мы одни, что нам не на что опереться, что жизнь похожа на беспросветный мрак, и что нет выхода, что нас подстерегают кругом только провалы, что в конце концов мы пойдем ко дну, и нет нам спасения. А ведь Господь в то время стоял высоко на горе и молился… Молился за мир. Духом возносился к Своему Небесному Отцу и, конечно, молился за тех, кто внизу. Он стоял высоко, а они там, внизу, боролись с волнами.
Так и ныне: когда нам становится трудно – у нас есть Первосвященник и Единый Ходатай, стоящий над нами. Это Господь Иисус. Надо только помнить, а апостолы забыли об этом и потому были в страхе от ветра и волн. А Он не только молился там, наверху, но спустился и пошел к ним. У Него не было лодки, поэтому Он ступил на воду и пошел навстречу погибающим. Так же и к нам Господь приходит в тяжелые минуты нашей жизни. Он идет, но мы этого еще не знаем; Он приближается, но наше сердце еще полно страха. <…>
Так бывает и в нашей жизни. Когда она становится совсем невыносимой, – голос Спасителя Христа говорит нам: «Это Я здесь, не бойтесь, не ужасайтесь, потому что это море повинуется Мне, эта жизнь повинуется Мне, только верьте, только держитесь за Меня. Держите курс своей лодки на Меня. Это Я, не бойтесь».
Петр захотел к Нему приблизиться в этот момент, пойти за Ним. Больше того – хотел подражать Ему и идти, как Господь, по воде. И Господь не остановил его… Напротив, Он сказал: «Иди, иди!» Так и нас слово Божие призывает к подражанию Христу Спасителю. <…>
В этом риск нашей веры. Мы всегда должны идти на этот риск, иначе сердце наше никогда не обратится к Господу по-настоящему. Только вперед, только вперед к Нему. И вот Петр пошел, и тогда, когда он смотрел не на волны, а смотрел на идущего впереди Господа, он шел по воде… Это было чудо! У древних египтян для каждого понятия был свой значок, иероглиф. Так вот для понятия невозможного, чудесного был значок: человечек, идущий по воде, – ведь люди всегда понимали, что невозможно идти по воде. А апостол Павел нам говорит: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе!» Господь Сам нам сказал: «И больше сотворите, нежели Я». Почему же с нами не совершается чудес? – Только по нашему маловерию. Глаза наши закрыты…
Каждый из нас, если бы осмысленно смотрел на свою жизнь, то постоянно видел бы это чудо присутствия Божия. Это чудо постоянное и повседневное, когда наша душа, сломленная, раздавленная, поднимается со дна, – большее чудо, чем человек, идущий по водам. Мы мало надеемся на молитву, а Он слышит, когда мы действительно взываем к Нему. Только взывать надо, всецело отдав Ему сердце, а не так как Петр, который пошел, но отвел глаза от Христа Спасителя, посмотрел на бушующие под ногами волны, и тут же начал тонуть. В тот самый миг, когда он посмотрел на эти ужасные волны, а не на Христа, он потерял чудесную способность идти по воде. <…> Вот так и мы с вами, получая поддержку и помощь Божию, тут же начинаем колебаться и думать: «Может быть, это совпадение, может быть, так и надо, может быть, это было бы неизбежно?» Сразу начинаем объяснять по-своему, по-человечески, и тогда все у нас вновь начинает рушиться. Богу отдают или все или ничего.
А когда мы начинаем колебаться, когда мысли наши двоятся, тогда все, как у Петра, уходит у нас из-под ног, и мы тонем. И дай-то Бог, чтобы тогда, когда мы почувствуем свою близкую гибель, чтобы мы воскликнули: «Господи, спаси меня, я погибаю». Духовно погибаю, духовно умираю, черствею, лишаюсь веры и Твоего присутствия! И тогда да будет рука Его тверда, когда она нас поддержит и скажет: «Маловерный, зачем ты усомнился».
Давно все это было, две тысячи лет назад, но миллионы людей продолжают этот путь по «морю», миллионы людей в течение всех веков и ныне по всей земле видят Того, Кто идет среди волн жизни и говорит нам, растерянным, слабым и грешным: «Ободритесь, это Я; не бойтесь. Я здесь, рядом с вами. Я могу протянуть вам руку!»
В этом Евангелии нам всегда даётся знак, что Иисус Христос и вчера, и сегодня, и завтра – Тот же! Аминь.
Проповедь митрополита Сурожского Антония
Неделя 9-я по Пятидесятнице. Спасение утопающего Петра
Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.
В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.
И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не бойтесь»! Это Я… Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше…
Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас – наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.
И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит:«Не бойтесь» , это Я!..
Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, – Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.
Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.
24 августа 1986 г.
Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
9-я Неделя по Пятидесятнице
1Кор. 3:9-17.
Русский перевод архимандрита Ианнуария:
9 Ибо все – Божии: мы – Божии сотрудники, вы – Божия пашня, Божие строение.
10 По данной мне благодати Божией, как опытный строитель, основание заложил я, а на нем строит другой. Только пусть каждый смотрит, как он на нем строит. 11 Ведь другого основания, помимо уже лежащего, никто заложить не может, и основание это – Иисус Христос. 12 А уж строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — 13это покажет тот День, когда видно будет дело каждого, ибо в огне откроется и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 Чье дело, которое он построил, выдержит, тот получит вознаграждение, 15 а чье дело сгорит, тот понесет урон; однако сам будет спасен, но только как спасшийся сквозь огонь.
16 Разве не знаете, что вы – храм Божий, и в вас живет Дух Божий? 17 И кто этот храм Божий разрушает, того разрушит Бог, ибо храм Божий свят, и этот храм — вы.
В настоящее время в мире насчитывается приблизительно два миллиарда верующих во Христа людей. В I веке, в самом начале правления императора Нерона, когда апостол Павел написал свое Первое послание к Коринфянам, христиан в Римской империи было в лучшем случае несколько тысяч, то есть примерно в миллион (!) раз меньше, чем в сегодняшнем мире. Это как если бы в таком большом современном городе как Санкт-Петербург христиан оказалось всего-навсего около десяти человек. Казалось бы, – какими сплоченными должны были быть эти первые немногочисленные сообщества последователей Иисуса Христа, окруженные океаном равнодушных или враждебно настроенных язычников! В действительности же всё обстояло далеко не так, как это представляется многим, кто склонен идеализировать старину, и уж тем более времена апостольской древности. Писания апостола Павла открывают нам, что те первые христиане страдали недостатками не меньшими, чем наши современники и мы сами. Увы, психология людей, по-видимому, не изменяется. Соперничество, споры, разделения по самым разным поводам постоянно подрывали единство пока еще столь малочисленной Церкви. Апостол наглядно показывает всю абсурдность такой ситуации: «Разве разделился Христос?» Мыслимо ли вообще разделение Церкви как Тела Христова?
В читаемом ныне Послании к Коринфянам апостола беспокоит то, что новообращенные христиане были склонны не просто почитать своих руководителей, – что необходимо и справедливо, – но придавать им значение, подобающее только Самому Господу. «Разве во имя Павла вы крестились?», – риторически вопрошает он. Разумеется, это не так. Он – всего лишь слуга Иисуса Христа, Который послал его благовествовать, возвещать спасительную скорбь Креста и радостное чудо Воскресения. Апостол Павел – сеятель. Он засеял пашню словом Евангелия. Другие ее орошают. Апостол Павел – строитель. Он заложил фундамент. Другие на этом основании возводят само здание Церкви. Но, – и это апостол подчеркивает, – и вестники, и оросители, и строители, и пашня, и строение – всё и все принадлежат Богу, все подвластны делу Божию. Людям дозволяется и вверяется участвовать в том, что может сделать только Бог – каждому в меру того дара, какой каждому дал Господь (1 Кор. 3, 5). Разные сотрудники в Церкви с их разными дарами – не конкуренты и, конечно, не противники: они работают над одним делом. Также и сама Церковь не может смотреть на себя как на последовательницу или, еще хуже, служительницу того или иного человека, того или иного богословского или политического направления. Она – Церковь Бога.
Фундамент Церкви заложен. Он не может быть заменен другим. Ибо этот фундамент – не личное изобретение Павла, но Сам Иисус Христос, Распятый и Воскресший. Другие сотрудники Божии строят на этом основании, и каждый должен быть внимательным, как он строит. Непосредственно апостол Павел имеет в виду строителей-проповедников, которые действовали в Коринфе после него. Но в более широком смысле в созидании Церкви участвуют все христиане, каждый в свою меру. И кто бы ни продолжал строительство Церкви, за свой труд должен будет ответить на Суде Божием. Тогда обнаружится, чего стоит его работа.
Апостол следует пророческому образу Судного Дня как дня огненного испытания. Этот День придет «как огонь расплавляющий», «пылающий как печь». «И кто устоит, когда Он явится?» (Мал. 3, 2; 4, 1). Огонь Суда покажет, какой строительный материал был привнесен в созидание Церкви. Было ли это золото любви, серебро и драгоценные камни добрых дел, или же в ход шли деревянные доски тщеславия, сено и солома земного успеха и благополучия? Кто внес в дело Божие нечто стойкое, непреходящее, тот, как работник Божий, «получит вознаграждение». В чем же будет состоять эта награда за выполненную работу? Она должна быть, конечно, понята образно, как радость о плодах труда, в который вложено столько собственных сил. Но, – будем реалистами, – мы знаем, что дело любого человека не безукоризненно. И многим придется «понести урон», видя, что немало из того, что он делал в жизни, не выдержав огненного испытания, «сгорит».
Апостол Павел, будучи мудрым учителем, далек от того, чтобы внушать своей пастве парализующий страх перед Судом Божиим. Нет, он вовсе не ожидает уничтожения недостойных сотрудников. Конечно, все ложное и недостойное будет истреблено. Но ведь и нерадивые строители пытались трудиться и что-то сделать для Христа. Их неудача – плод человеческой немощи, лени или недомыслия. Поэтому апостол пишет о конечном спасении и тех, кто недостаточно хорошо исполнил свою задачу «строительства». Эта мысль о спасении беспечных тружеников связана с его глубоким убеждением, что спасение человека всегда – незаслуженный дар благодати Божией, а не заслуга человека. Однако высказывания апостола столь же мало ведут и к ложной уверенности в полной безопасности. Спасение для «понесших урон» будет связано с известными неприятностями. Они будут спасены как погорельцы, которых спасают из огня (ср. Ам. 4, 11). Иначе говоря, они должны будут пережить тот факт, что их работа в Церкви мало что стоила, в то время как другим, как и самому апостолу Павлу, крепость Церкви, стоящей на прочном основании и выстроенной из стойких и дорогих материалов, принесет честь и похвалу (ср. Флп. 2, 16).
Прямо обращаясь к Церкви, то есть ко всем нам, верующим, апостол, как бы взывая к нашему согласию, спрашивает: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и в вас живет Дух Божий?» Этот образ, с одной стороны, говорит о том, что Церковь принадлежит Богу: это Он сотворил Церковь. С другой стороны, представление о храме говорит о том, что Церковь – место Его присутствия; в ней живет Дух Божий. Конечно, «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), но в Церкви, как некогда в ветхозаветном храме, особенно ощутима близость Бога. Дух Божий присутствует в Церкви не только тогда, когда верующие собираются на богослужение, но и в их обычной жизни, в трудных и будничных испытаниях. Присутствие Божие в Церкви проявляет себя в поведении ее членов. Именно так оно становится явным для всех. Тем больше ответственность тех, кто легкомысленно относится к цельности Церкви, даже к самому ее существованию, иногда сознательно и целенаправленно внося в Церковь партийные разделения и расколы. Поэтому апостол Павел строго предостерегает всех тех, кто разрушает Церковь своей сомнительной мудростью, своим тщеславием и притязанием на исключительное знание истины. На тщетность их разрушительных действий указывал Сам Господь, говоря: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Но Церковь является неприкасаемой собственностью Бога. Поэтому те, кто, пусть и тщетно, покушаются на нее, неизбежно понесут наказание.
Итак, в нашем отрывке речь идет о трех категориях христиан. Одни – мудрые строители Церкви – в День Господень обретут спасение и получат награду: Бог – любящий Судия. Вторые – строители нерадивые и ленивые – понесут урон, хотя и спасутся: Бог – милостивый Судия. Третьи – разрушители – будут наказаны: Бог – Судия строгий, справедливый и нелицеприятный. Мы все должны об этом помнить.
Протоиерей Вячеслав Резников
О хождении над бездной
Мф.14:22–34
1Кор.3:9–17
Однажды Господь Иисус Христос понудил «учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону» Геннисаретского озера, а Сам «взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю».
Страшно видеть нарушение привычного хода вещей. Страшно, когда бездействуют гражданские законы. А уж когда перестают действовать законы физические, – в сердце начинается неописуемая паника. Вот и Апостолы, когда увидели Господа, идущего по воде, «встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали».
А между тем, что правильнее: верить в твердую незыблемость материи и ее законов, или – помнить, что все текуче и призрачно, что все готово в любой миг разверзнуться, поглотить, сжечь? Тем более, Сам Господь сказал, что некогда так и будет, что «вдруг… солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24:29). И это может произойти в любой момент, и никому не открыто о временах и сроках.
Как и самую землю, по свидетельству Писания, Бог чудесно «повесил… ни на чем» (Иов.26:7), так и всякий человеческий шаг есть чудо. Потому что он даже не по воде, но – над огненной бездной.
Но когда Бог приоткрывает эту правду, то каждый шаг становится еще и чудом веры в Того, Кто «не попустит вам быть искушаемым сверх сил» (1Кор.10:13). Далеко не каждый может сразу вынести всю правду. Петр думал, что сможет, и сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня».
Каким же твердым должно быть основание нашей веры, тот дом, в котором нам предстоит жить, и тот камень, который лежит в его основании! Апостол пишет о строительстве этого дома: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание», то есть открыл истину, возвестил все, что нужно знать для спасения. «А другой строит» на этом основании, помогает истину усваивать. «Но каждый смотри, как строит».
Вот эти слова особенно надо запомнить. Мы – Божий народ, а не стадо. Каким бы мудрым и знающим ни казался «духовный строитель», – конечная ответственность лежит на каждом из нас. И каждый обязан проверять всякое услышанное учительное слово – и Священным Писанием, и общецерковным преданием, и соображением разума, и голосом совести. Чтобы никакой волк в обличии пастыря не мог «положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Ведь не кому-то, а самому тебе идти по мосту твоего спасения через бездну твоей погибели. И поэтому ты обязан все сделать, чтобы быть уверенным, что очередной твой шаг не будет в пустоту, и что спасительный Крест Христов всегда будет твоей опорой.
Другие проповеди дня на портале Азбука.Ru:
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.
Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Бог один – и истинная вера одна.
Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя 9-я по Пятидесятнице.
Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя девятая по Пятидесятнице.
Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Греховная бездна. Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице.
Проповедь святителя Димитрия Ростовского. Поучение в неделю девятую по Святом Духе, Мф.14:24.
Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.
Источник: https://azbyka.ru/days/2018-07-29
(463)