Слово в день памяти св. князя Владимира (проповеди)

День памяти: 15 июля

«Владимир – красно солнышко». Так прозвал народ русский своего духовного родоначальника. Разумный и благодарный народ этими словами лучше всего отобразил личность крещеного князя-крестителя. Мрачная телесная масса превратилась в красное солнышко. Это воистину произошло с Владимиром. И Владимир оставался красным солнышком во всю минувшую историю народа русского, все эти девять столетий. Столетия сии изобилуют в России святыми мужами и святыми женами, чудотворцами – среди них и два сына Владимира, святые Борис и Глеб. Они исцеляли больных, освобождали бесноватых, воскрешали мертвых. Но все они должники святого Владимира. И всем им легче было сделаться святыми, нежели Владимиру, великому князю и великому богатею, который сквозь игольные уши должен был пролезать в Царство Небесное, не имея предшественников в святительском календаре своего народа.

Святитель Николай (Велимирович)

Создатель русской культуры

«С кре­ще­ния Ру­си во­об­ще мож­но на­чи­нать
ис­то­рию рус­ской куль­ту­ры»

(Д. С. Ли­ха­чев)

Про­шло три дня по­сле празд­но­ва­ния па­мя­ти кня­ги­ни Оль­ги, и се­го­дня (15/28 июля) в цер­ков­ном ка­лен­да­ре зна­чит­ся па­мять её вну­ка, Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­во­ви­ча, со­вер­шив­ше­го то, о чём она мог­ла лишь меч­тать[1]. И это глу­бо­ко сим­во­лич­но. Оль­га опе­ре­ди­ла своё вре­мя, став хри­сти­ан­кой в мо­гу­ще­ствен­ном язы­че­ском го­су­дар­стве рос­сов, и лишь Вла­ди­мир смог к внеш­ней по­ли­ти­че­ской си­ле при­со­еди­нить вы­со­чай­шую куль­ту­ру, ко­то­рую нес­ло с со­бой хри­сти­ан­ство.

Храб­рый во­и­тель и ра­зум­ный по­ли­тик, сын Свя­то­сла­ва хо­ро­шо по­ни­мал, что проч­ное еди­не­ние его мно­го­пле­мен­но­го го­су­дар­ства невоз­мож­но без еди­ной ре­ли­гии, ко­то­рая урав­ни­ва­ет всех – от са­мо­го кня­зя и его дво­ра до по­след­не­го се­ля­ни­на (смер­да). В 978 го­ду Вла­ди­мир «сел на пре­сто­ле от­ца сво­е­го в Ки­е­ве» и, как неко­гда рим­ский им­пе­ра­тор Дио­кле­ти­ан, по­пы­тал­ся опе­реть­ся на тра­ди­ци­он­ное язы­че­ство, в ко­то­ром обо­жеств­ля­лись си­лы при­ро­ды.

По сло­вам ле­то­пис­ца, Вла­ди­мир «по­ста­вил ку­ми­ры на хол­ме за терем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми уса­ми, за­тем Хор­са, Да­жь­бо­га, Стри­бо­га, Си­марг­ла и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли к ним сво­их сы­но­вей и до­че­рей, а жерт­вы эти шли бе­сам. И осквер­ни­лась кро­вью зем­ля Рус­ская и холм этот». Это не бы­ло кра­си­вой иг­рой, вос­про­из­во­ди­мой сей­час на­ив­ны­ми неоязыч­ни­ка­ми в лап­тях и вы­ши­тых ру­ба­хах: бо­ги-бе­сы тре­бо­ва­ли че­ло­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний! Имен­но то­гда вос­си­я­ли в Рус­ской зем­ле пер­во­му­че­ни­ки – ва­ря­ги Фе­о­дор и Иоанн (†983), уби­тые озве­рев­ши­ми языч­ни­ка­ми. Они ста­ли пер­вы­ми «рус­ски­ми граж­да­на­ми Небес­но­го гра­да», – как на­звал их позд­нее свя­ти­тель Си­мон Суз­даль­ский (†1226). По­след­няя из кро­ва­вых язы­че­ских жертв в Ки­е­ве ста­ла пер­вой свя­той хри­сти­ан­ской жерт­вой – со­рас­пя­ти­ем Хри­сту. Путь «из ва­ряг в гре­ки» ста­но­вил­ся для Ру­си пу­тем из язы­че­ства в Пра­во­сла­вие, из тьмы к све­ту. Про­ис­хо­див­шее бы­ло про­ви­ден­ци­аль­ным, по­то­му что «пре­бла­гой Бог, – ре­зю­ми­ру­ет ле­то­пи­сец, – не хо­чет ги­бе­ли греш­ни­ков…».

Князь Вла­ди­мир ско­ро убе­дил­ся, что это – ту­пи­ко­вый путь. Дей­стви­тель­но, ведь Рим­ская им­пе­рия (на об­лом­ках за­пад­ной по­ло­ви­ны ко­то­рой сфор­ми­ро­ва­лись мо­ло­дые ев­ро­пей­ские го­су­дар­ства, а во­сточ­ная часть про­дол­жа­ла су­ще­ство­вать и из­вест­на нам как Ви­зан­тия) ре­ши­тель­но от­ка­за­лась от утон­чен­но­го ан­тич­но­го язы­че­ства ше­стью ве­ка­ми ра­нее, и ис­то­рия дав­но до­ка­за­ла необ­ра­ти­мость это­го пу­ти. По­это­му, ка­кой бы си­лой ни об­ла­да­ло Рус­ское го­су­дар­ство, оно всё рав­но про­дол­жа­ло оста­вать­ся для Ев­ро­пы го­су­дар­ством «вар­вар­ским» и при­ми­тив­ным, не об­ла­дав­шим да­же пись­мен­но­стью, без че­го невоз­мож­но со­зда­ние ци­ви­ли­зо­ван­но­го об­ще­ства с на­цио­наль­ным са­мо­со­зна­ни­ем.

Всё из­ме­ни­лось очень быст­ро. С кре­ще­ни­ем кня­зя Вла­ди­ми­ра и на­ча­лом офи­ци­аль­ной хри­сти­а­ни­за­ции Ру­си по­яви­лась пись­мен­ность, сто­ле­ти­ем ра­нее со­здан­ная для мо­рав­ских сла­вян. Она ста­ла ос­но­вой на­цио­наль­ной ли­те­ра­ту­ры, су­мев­шей за несколь­ко де­ся­ти­ле­тий во­брать в се­бя куль­тур­ный опыт, на­коп­лен­ный хри­сти­ан­ской Ев­ро­пой в те­че­ние мно­гих сто­ле­тий. Это бы­ло по­доб­но чу­ду, и этот куль­тур­ный взлёт, сра­зу вклю­чив­ший Русь в ранг ци­ви­ли­зо­ван­ных го­су­дарств, был бы аб­со­лют­но невоз­мо­жен при ином кня­же­ском ре­ше­нии. Про­ис­шед­шее срав­ни­мо с при­вив­кой дич­ка к куль­тур­но­му де­ре­ву. «О бла­жен­ное вре­мя и день доб­рый, в ко­то­рый кре­стил­ся князь Вла­ди­мир! – вос­кли­ца­ет мо­нах Иа­ков в сво­ей „По­хва­ле“. – Кре­стил же и всю зем­лю Рус­скую от края и до края, и цер­ковь со­здал ка­мен­ную во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­бе­жи­ще и спа­се­ние ду­шам вер­ным, и де­ся­ти­ну ей дал, тем са­мым по­пов обес­пе­чив, и си­рот, и вдо­виц, и ни­щих. И по­том всю зем­лю Рус­скую и гра­ды все укра­сил свя­ты­ми церк­ва­ми».

По­сле кре­ще­ния князь Вла­ди­мир же­нил­ся на Анне, сест­ре им­пе­ра­то­ра Ва­си­лия II (что бы­ло аб­со­лют­но невоз­мож­но ра­нее!), – «и в ди­на­сти­че­ском плане Русь под­ня­лась на неви­дан­ную вы­со­ту, она по­род­ни­лась с им­пе­ра­тор­ским до­мом Ви­зан­тии. Из вар­вар­ской дер­жа­вы на краю све­та вдруг по­яви­лась дер­жа­ва с ми­ро­вой куль­ту­рой, ми­ро­вой ре­ли­ги­ей, и сра­зу это бы­ло озна­ме­но­ва­но рас­цве­том древ­не­рус­ской куль­ту­ры. Русь сра­зу ста­но­вит­ся ми­ро­вой дер­жа­вой, а Ки­ев – со­пер­ни­ком Кон­стан­ти­но­по­ля» (Д. Ли­ха­чев). Та­кой и толь­ко та­кой лик над­ле­жа­ло явить Ру­си пред ми­ром и Веч­но­стью.

В древ­не­рус­ских ру­ко­пи­сях ча­сто встре­ча­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «пра­во­слав­ные кре­стьяне» или про­сто «кре­стьяне» – в зна­че­нии «хри­сти­ане» (эле­мен­тар­ный фо­не­ти­че­ский пе­ре­ход). И ско­ро это сло­во ста­но­вит­ся са­мо­обо­зна­че­ни­ем сель­ско­го на­се­ле­ния, со­став­ляв­ше­го бо­лее 95% всех рос­си­ян. Здесь – за­ме­ча­тель­ный при­мер отож­деств­ле­ния се­бя как со­сло­вия с глав­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми и хра­ни­те­ля­ми ре­ли­гии, буд­то бы на­вя­зан­ной «свер­ху» (как твер­ди­ли на­ши ате­и­сты и как до сих пор вто­рят им смеш­ные «неоязыч­ни­ки»)!

Без ду­хов­но­го по­дви­га кня­зя Вла­ди­ми­ра не бы­ло бы ни древ­не­рус­ско­го хра­мо­во­го ис­кус­ства, ко­то­рым вос­хи­ща­ет­ся весь мир, ни ве­ли­кой рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры. А Алек­сандр Пуш­кин не услы­шал бы в пе­ре­во­де «Или­а­ды» Ни­ко­лая Гне­ди­ча «умолк­нув­ший звук бо­же­ствен­ной эл­лин­ской ре­чи», ес­ли бы ге­ни­аль­ные фило­ло­ги свя­тые бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий не со­об­щи­ли со­зда­ва­е­мо­му ими ли­те­ра­тур­но­му сла­вян­ско­му язы­ку всю гиб­кость и вы­ра­зи­тель­ность сво­е­го род­но­го гре­че­ско­го, зна­ком­ство с ко­то­рым до недав­не­го вре­ме­ни бы­ло обя­за­тель­ным для каж­до­го ин­тел­ли­гент­но­го рос­си­я­ни­на, по­се­щав­ше­го в дет­стве гим­на­зию.

Празд­нуя из го­да в год па­мять сво­е­го про­све­ти­те­ля, мы вновь и вновь об­ра­ща­ем­ся к ве­ли­ким со­бы­ти­ям, на­все­гда опре­де­лив­шим наш куль­тур­ный путь в ми­ро­вой ис­то­рии. Стран­но со­зна­вать, что срав­ни­тель­но недав­но – на па­мя­ти на­ше­го по­ко­ле­ния – они ото­шли уже в по­за­про­шлое (!) ты­ся­че­ле­тие хри­сти­ан­ской эры.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Подборка проповедей в день памяти св. князя Владимира

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день памяти св. князя Владимира.

Тропарь великого Божьего угодника равноапостольного князя Владимира начинается такими словами: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире». Как это уподобился он купцу, ищущему драгоценных жемчужин? Он искал среди всех вер самую святую, самую чистую, самую правую, и он нашел ее в вере православной… ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий).  Слово в неделю 7-ю по Пятидесятнице и день памяти св. равноапостольного князя Владимира.

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Равноапостольный князь Владимир.

Святой Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: Поминайте наставников ваших, которые открыли вам тайны веры… И вот сегодня мы вспоминаем князя Владимира: как историческая личность князь Владимир был сложным человеком, и в нем мы видим всю сложность человеческой души, человеческой жизни, когда она возникает из сложных, стихийных недр язычества… ►

Прот. Димитрий Смирнов.Протоиерей Димитрий Смирнов. Память равноапостольного князя Владимира.

Благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, память которого Церковь ныне празднует, Русь выбрала веру православную. Господь долго вел Владимира к истине, и хотя его сердце и ум склонялись к истинному Православию, но произошло это не сразу. Многие навыки жизни греховной в язычестве ему мешали. И вот перед крещением он ослеп, а когда погрузился в купель крещения, прозрел, как сказано в житии, не только телесно, но и духовно и совершенно изменился.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Св. равноапостольный князь Владимир.

Ныне мы празднуем память того незабвеннаго для отечества нашего великаго князя, котораго наши предки называли не иначе, как солнцем земли русской, а св. церковь наименовала равноапостольным. Он просветил всю землю русскую светом веры Христовой, извел ее из тьмы идолослужения в чудный свет благодати Божией и возродил ее св. крещением; он утвердил в отечестве нашем православную… ►

Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. В чем нравственная сила св. Великого князя Владимира?

Почему свят и равноапостолен Великий князь Владимир? Он обратился от языческой тьмы к свету Христову, крестился сам, крестил киевлян и послал крестить в другие города и области своего княжества. Он первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроение Русского государства. С него Русская Держава начинает… ►

СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР – КРЕСТИТЕЛЬ РУССКИХ

Святитель Николай (Велимирович)

Каков был в язычниках Владимир, таковы были и русские славяне. Какая сила под солнцем могла из этой мрачной орды сотворить народ, приручить его, переродить, преобразить, воскресить и дать ему душу святую вместо души звериной? Единственно сила веры Христовой! Она из Владимира-волка сделала Владимира-ягненка. Владимир – обжора и пьяница начал поститься. Владимир-кровопийца начал обходить больницы и тюрьмы… Нужно было исцеленного князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с радостью приняли лекарство, давшее ему здоровье.

ВЫБОР ВЕРЫ

Протоиерей Андрей Ткачев

Богу часто нужно призвать одного, чтобы через него обратить многих. И если тогда вождь выбирал за всех своих подданных, то сегодня каждый выбирает за себя.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЗАВЕТЫ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА РУССКОМУ НАРОДУ

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси и как дня воспоминания самого великого события в истории Руси — крещения всего русского народа, точная дата которого, к сожалению, нам неизвестна.

ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ

Проповедь в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира

Митрополит Владимир (Сабодан)

Князь Владимир – сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.


Источники:

http://www.pravoslavie.ru/

https://azbyka.ru/

(1653)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *