Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца?

В свят­цах Рус­ской пра­во­слав­ной Церк­ви нема­ло ико­но­пис­цев, но наи­бо­лее зна­ме­нит, ко­неч­но, Ан­дрей Рублев. Это имя в на­шей стране зна­ет, на­вер­ное, каж­дый, да­же не са­мый об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, и за пре­де­ла­ми Рос­сии оно хо­ро­шо из­вест­но, осо­бен­но по­сле филь­ма Тар­ков­ско­го, но что мы зна­ем о ве­ли­ком ико­но­пис­це? Об этом рас­ска­зы­ва­ет из­вест­ный ис­то­рик хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ства Ири­на Языкова.


День памяти: 4 июля


Счаст­ли­вая судь­ба Ан­дрея Рубле­ва

Мож­но ска­зать, что судь­ба его сло­жи­лась счаст­ли­во: он был зна­ме­нит уже при жиз­ни, о нем упо­ми­на­ют ле­то­пи­си и жи­тия свя­тых, ему за­ка­зы­ва­ли ико­ны кня­зья и мо­на­сты­ри, он ра­бо­тал в Москве, Вла­ди­ми­ре, Зве­ни­го­ро­де. Не был за­быт он и по­сле смер­ти, сла­ва Рубле­ва как пер­во­го ико­но­пис­ца на Ру­си со­хра­ня­лась ве­ка­ми. Сто­гла­вый со­бор (1551 г.) при­знал ра­бо­ты Рубле­ва об­раз­цом для под­ра­жа­ния. Иосиф Во­лоц­кий в сво­ем «По­сла­нии к ико­но­пис­цу» так­же при­во­дит в при­мер Ан­дрея Рубле­ва и его спо­движ­ни­ков, ко­то­рые «зе­ло при­ле­жа­ху икон­но­му пи­са­нию и то­ли­ко тща­ние о пост­ни­че­стве и о ино­че­ском жи­тел­стве иму­ще, яко им Бо­же­ствен­ныя бла­го­да­ти спо­до­би­ти­ся и та­ко в Бо­же­ствен­ную лю­бовь пре­успе­ва­ти, яко ни­ко­гда же о зем­ных упраж­ня­ти­ся, но все­гда ум и мысль воз­но­си­ти к неве­ще­ствен­но­му све­ту, яко и на са­мый празд­ник Светла­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния на се­да­ли­щах се­дя­ще и пред со­бою иму­ще Бо­же­ствен­ныя и чест­ныя ико­ны и неуклон­но на них взи­ра­ю­ще, Бо­же­ствен­ныя ра­до­сти и свет­ло­сти ис­пол­ня­ху­ся. И не то­чию на той день та­ко тво­ря­ху, но и в про­чия дни, егда жи­во­пи­са­тель­ству не при­ле­жа­ху. Се­го ра­ди и Вла­ды­ка Хри­стос тех про­сла­ви в ко­неч­ный час смерт­ный».

В ру­ко­пи­си XVII ве­ка «Ска­за­ние о свя­тых ико­но­пис­цах» Ан­дрей Рублев име­ну­ет­ся свя­тым по­движ­ни­ком и бо­го­вид­цем. Очень це­ни­ли Рубле­ва ста­ро­об­ряд­цы, кол­лек­ци­о­не­ры стре­ми­лись при­об­ре­сти его про­из­ве­де­ния, в их гла­зах он был во­пло­ще­ни­ем ка­но­ни­че­ско­го ико­но­пи­са­ния и древ­не­го бла­го­че­стия. Бла­го­да­ря это­му и в XIX ве­ке, ко­гда, ка­за­лось бы, ико­но­пись бы­ла пре­да­на за­бве­нию, имя ико­но­пис­ца-по­движ­ни­ка со­хра­ня­лось как эта­лон цер­ков­но­го ис­кус­ства.

Не за­бы­ва­ли Ан­дрея Рубле­ва и в со­вет­ское вре­мя, несмот­ря на бо­го­бор­че­ский и ико­но­бор­че­ский па­фос со­вет­ской на­у­ки, имя его бы­ло сим­во­лом древ­не­рус­ской куль­ту­ры. Ре­ше­ни­ем ЮНЕСКО в 1960 го­ду бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но все­мир­ное празд­но­ва­ние 600-лет­не­го юби­лея Рубле­ва. В Москве был от­крыт му­зей древ­не­рус­ской куль­ту­ры име­ни Ан­дрея Рубле­ва. А его про­из­ве­де­ния, со­бран­ные в ос­нов­ном в Тре­тья­ков­ской га­ле­рее, ста­ли объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния уче­ных.

Жи­тие, со­бран­ное по кру­пи­цам

О пре­по­доб­ном Ан­дрее Рубле­ве на­пи­са­но мно­же­ство книг и ста­тей, его твор­че­ство дос­ко­наль­но изу­че­но. Но, ес­ли за­ду­мать­ся, что мы зна­ем о жиз­ни ико­но­пис­ца как свя­то­го по­движ­ни­ка? Био­гра­фи­че­ские све­де­ния крайне скуд­ны, его жи­тие при­хо­дит­ся со­би­рать бук­валь­но по кру­пи­цам.

Ро­дил­ся он в 1360-х гг. Бо­лее точ­но да­ту его рож­де­ния опре­де­лить труд­но. Но из­вест­на да­та смер­ти: 29 ян­ва­ря 1430 го­да. Эту да­ту уста­но­вил из­вест­ный ре­став­ра­тор П. Д. Ба­ра­нов­ский по ко­пии XVIII в. с над­пи­си на над­гроб­ной пли­те Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря. Са­ма пли­та бы­ла утра­че­на в 1930-е гг., ко­гда уни­что­жи­ли мо­на­стыр­ское клад­би­ще. Из­вест­но, что Рублев умер в пре­клон­ном воз­расте, ему бы­ло око­ло 70 лет, а зна­чит, по­явил­ся на свет он меж­ду 1360 и 1370 гг.

Вре­мя это бы­ло страш­ным: на Ру­си хо­зяй­ни­ча­ли та­та­ры, они разо­ря­ли го­ро­да, гра­би­ли хра­мы и мо­на­сты­ри, уво­ди­ли в плен лю­дей. При этом шла по­сто­ян­ная меж­до­усоб­ная борь­ба кня­зей, осо­бен­но кро­ва­вой она бы­ла меж­ду Моск­вой и Тве­рью, пре­тен­до­вав­ши­ми на ве­ли­ко­кня­же­ский яр­лык. Два­жды — в 1364 и 1366 гг. — по Москве и Ниж­не­му Нов­го­ро­ду про­шлась чу­ма. В 1365 го­ду Москва го­ре­ла, в 1368-м — пе­ре­жи­ла на­ше­ствие ли­тов­ско­го кня­зя Оль­гер­да, в 1371-м – го­лод.

Сре­ди это­го ха­о­са и смя­те­ний рос и вос­пи­ты­вал­ся бу­ду­щий со­зда­тель об­ра­зов небес­ной гар­мо­нии. Нам, к со­жа­ле­нию, ни­че­го не из­вест­но ни о его ро­ди­те­лях, ни о той сре­де, из ко­то­рой он про­ис­хо­дил. Прав­да, его фа­ми­лия мо­жет под­ска­зать кое-что. Во-пер­вых, фа­ми­лии в те вре­ме­на име­ли толь­ко знат­ные лю­ди. Во-вто­рых, она мо­жет ука­зать на потом­ствен­ное ре­мес­ло, ко­то­рым за­ни­мал­ся его отец или бо­лее даль­ний пре­док. Рублев, ско­рее все­го, про­ис­хо­дит от гла­го­ла «ру­бить» или от «ру­бель», так на­зы­ва­лась длин­ная жердь или же ва­лек, ин­стру­мент для вы­дел­ки кож.

Ни­че­го не из­вест­но о том, как ра­но за­нял­ся Ан­дрей Рублев ико­но­пис­ным ре­меслом, где и у ко­го учил­ся. Мы ни­че­го не зна­ем и про его ран­ние ра­бо­ты. Пер­вое упо­ми­на­ние о нем со­дер­жит­ся в Ле­то­пи­си под 1405 г., где со­об­ща­ет­ся, что по за­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча был рас­пи­сан Бла­го­ве­щен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля ар­те­лью, во гла­ве ко­то­рой сто­я­ли три ма­сте­ра: Фе­о­фан Грек, Про­хор-ста­рец с Го­род­ца и чер­нец Ан­дрей Рублев. То, что имя Рубле­ва упо­мя­ну­то, го­во­рит о том, что он был уже вполне ува­жа­е­мый ма­стер. Но его имя сто­ит тре­тьим, зна­чит, Ан­дрей был млад­шим из на­зван­ных ико­но­пис­цев.

Рублев был чер­не­цом, то есть, мо­на­хом. И имя Ан­дрей, по всей ви­ди­мо­сти,— не ро­до­вое или кре­стиль­ное, а мо­на­ше­ское. Ско­рей все­го, мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял в Тро­иц­ком мо­на­сты­ре, при Ни­коне Ра­до­неж­ском, уче­ни­ке и пре­ем­ни­ке преп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Об этом име­ют­ся за­пи­си в ру­ко­пи­сях XVIII ве­ка. Воз­мож­но, он за­стал и са­мо­го Сер­гия, скон­чав­ше­го­ся в 1392 го­ду. С Тро­иц­ким мо­на­сты­рем бу­дут свя­за­ны и мно­гие ра­бо­ты ма­сте­ра. По­след­ние го­ды Ан­дрей жил в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном так­же уче­ни­ком Сер­гия, преп. Ан­д­ро­ни­ком. В этой оби­те­ли он и за­кон­чил свой зем­ной путь.

Эта­лон цер­ков­но­го ис­кус­ства

Ан­дрей Рублев был при­ча­стен к кру­гу преп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ве­ли­ко­го учи­те­ля мо­на­ше­ства, ко­то­рый сыг­рал огром­ную роль в ду­хов­ном про­буж­де­нии Ру­си. Сер­гий или его уче­ни­ки смог­ли пе­ре­дать Ан­дрею опыт глу­бо­кой мо­лит­вы и мол­ча­ния, той со­зер­ца­тель­ной прак­ти­ки, ко­то­рую при­ня­то на­зы­вать ис­и­хаз­мом, а на Ру­си име­но­ва­ли «ум­ным де­ла­ни­ем». От­сю­да и мо­лит­вен­ная глу­би­на икон Рубле­ва, их глу­бо­кий бо­го­слов­ский смысл, их осо­бая небес­ная кра­со­та и гар­мо­ния.

Вто­рой раз имя Рубле­ва упо­ми­на­ет­ся в Ле­то­пи­си под 1408 г. в свя­зи с рос­пи­сью Успен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре. Эту ра­бо­ту он осу­ществ­лял вме­сте с икон­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным, ко­то­рый на­зван его «дру­гом и со­пост­ни­ком». Да­ни­ил так­же был мо­на­хом, воз­мож­но, гре­ком или сер­бом, о чем го­во­рит про­зви­ще — Чер­ный. Ле­то­пи­сец на­зы­ва­ет его пер­вым, зна­чит, Да­ни­ил был стар­шим: по воз­рас­ту или по чи­ну. С этим че­ло­ве­ком бу­дет свя­за­на вся даль­ней­шая судь­ба Ан­дрея Рубле­ва, вплоть до его кон­чи­ны.

Успен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре счи­тал­ся ка­фед­раль­ным со­бо­ром Рус­ской Церк­ви, и его рос­пись бы­ла де­лом от­вет­ствен­ным. Со­бор был по­стро­ен в XII в., при Ан­дрее Бо­го­люб­ском, но его рос­пи­си по­гиб­ли в 1238 го­ду, во вре­мя та­та­ро-мон­голь­ско­го на­ше­ствия. По за­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча храм рас­пи­сы­ва­ют за­но­во. Был так­же по­став­лен ико­но­стас и со­здан спи­сок древ­ней чу­до­твор­ной Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. Оба ма­сте­ра — и Ан­дрей, и Да­ни­ил — вы­сту­па­ют здесь не толь­ко как ико­но­пис­цы, но и как под­лин­ные бо­го­сло­вы: со­хра­нив­ша­я­ся ком­по­зи­ция «Страш­ный Суд» го­во­рит о глу­бо­ком ми­сти­че­ском опы­те и уди­ви­тель­но свет­лом по­ни­ма­нии эс­ха­то­ло­гии, как устрем­лен­но­сти Церк­ви на­встре­чу гря­ду­ще­му Спа­си­те­лю.

В се­ре­дине 1420-х гг. Ан­дрей Рублев и Да­ни­ил Чер­ный ру­ко­во­дят ра­бо­та­ми в Тро­иц­ком со­бо­ре Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря. Рос­пи­си хра­ма до нас не до­шли, но ико­но­стас остал­ся. Для это­го же хра­ма преп. Ан­дрей пи­шет свою зна­ме­ни­тую ико­ну «Тро­и­ца», в ко­то­рой три­ни­тар­ный дог­мат на­хо­дит свое са­мое вы­со­кое жи­во­пис­ное во­пло­ще­ние. Со­глас­но Ле­то­пи­си, об­раз Тро­и­цы за­ка­зал Ни­кон Ра­до­неж­ский «в па­мять и по­хва­лу пре­по­доб­но­го Сер­гия», мо­щи ко­то­ро­го по­ко­ят­ся в Тро­иц­ком хра­ме. В этой иконе во­пло­ще­на чи­стая мо­лит­ва ино­ка Ан­дрея, ко­то­рой на­учил его ду­хов­ный учи­тель — Сер­гий, за­ве­щав­ший «воз­зре­ни­ем на Свя­тую Тро­и­цу по­беж­дать нена­вист­ную рознь ми­ра се­го». В об­ра­зе трех ан­ге­лов пред­ста­ет пе­ред на­ми Трии­по­стас­ный Бог: Отец, Сын и Дух Свя­той, и в их мол­ча­ли­вом со­бе­се­до­ва­нии от­кры­ва­ет­ся тай­на жерт­вы Хри­ста, при­но­си­мой во спа­се­ние че­ло­ве­че­ства. По­ис­ти­не Ан­дрей Рублев был бо­го­вид­цем: так на­пи­сать об­раз Тро­и­цы мог толь­ко че­ло­век, ко­то­рый неод­но­крат­но в мо­лит­ве со­зер­цал эту тай­ну Бо­же­ствен­ной Три­еди­ной Люб­ви.

Уни­вер­саль­ный ма­стер

Ма­сте­ру при­пи­сы­ва­ют­ся так­же и книж­ные ми­ни­а­тю­ры. На­при­мер, ли­сты и за­став­ки «Еван­ге­лия Хит­ро­во». Древ­не­рус­ские ху­дож­ни­ки очень ча­сто ил­лю­ми­ни­ро­ва­ли кни­ги. Пе­ре­пи­сы­ва­ние и укра­ше­ние книг бы­ло од­ним из рас­про­стра­нен­ных мо­на­ше­ских по­слу­ша­ний. Во­об­ще книж­ная куль­ту­ра древ­не­рус­ских мо­на­сты­рей бы­ла чрез­вы­чай­но вы­со­ка, круг чте­ния мо­на­хов был весь­ма раз­но­об­ра­зен. Ан­дрей Рублев так­же был че­ло­ве­ком книж­ным, мно­го чи­тав­шим и весь­ма об­ра­зо­ван­ным по тем вре­ме­на. Во вся­ком слу­чае, вид­но, что ми­ни­а­тю­ры «Еван­ге­лия Хит­ро­во» де­лал ма­стер, тон­ко чув­ству­ю­щий кра­со­ту и глу­бо­ко по­ни­ма­ю­щий смысл изо­бра­жа­е­мо­го.

Ан­дрей Рублев был уни­вер­саль­ным ма­сте­ром: он пи­сал ико­ны и фрес­ки, за­ни­мал­ся книж­ной ми­ни­а­тю­рой. Вполне ве­ро­ят­но, что вме­сте с мит­ро­по­ли­том Ки­при­а­ном и Фе­о­фа­ном Гре­ком он был при­ча­стен к раз­ра­бот­ке вы­со­ко­го рус­ско­го ико­но­ста­са, ко­то­рый в рус­ле ли­тур­ги­че­ской ре­фор­мы Ки­при­а­на пред­став­лял со­бой строй­ную, глу­бо­ко про­ду­ман­ную бо­го­слов­скую си­сте­му, со­зда­ю­щую об­раз Небес­ной Церк­ви.

По­след­ние го­ды жиз­ни Ан­дрея Рубле­ва бы­ли свя­за­ны со Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мо­на­сты­рем. К со­жа­ле­нию, рос­пи­си Спас­ско­го со­бо­ра, вы­пол­нен­ные им, не со­хра­ни­лись. Но жизнь ико­но­ка-ико­но­пис­ца и в этой оби­те­ли бы­ла по­дви­гом и слу­же­ни­ем, мо­лит­вой и твор­че­ством, ибо так он жил все­гда.

Рублев — при­знан­ный ико­но­пи­сец, но, преж­де все­го, он был мо­на­хом, его жизнь бы­ла пол­но­стью от­да­на слу­же­нию Церк­ви. Его свя­тость бы­ла оче­вид­на уже для его совре­мен­ни­ков. Сра­зу по­сле его смер­ти, в XV ве­ке уста­нав­ли­ва­ет­ся мест­ное по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Ан­дрея-икон­ни­ка в Тро­и­це-Сер­ги­е­вом и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­рях, на­сель­ни­ком ко­то­рых он был. Об­ще­цер­ков­но при­чис­лен к ли­ку свя­тых пре­по­доб­ный Ан­дрей Рублев толь­ко в 1988 г. Цер­ковь празд­ну­ет его па­мять 17 (4) июля.

Текст: Ири­на Язы­ко­ва

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru


Источник: https://azbyka.ru/days/p-prepodobnyj-andrej-rublev-chto-my-znaem-o-zhizni-velikogo-ikonopisca


ДНИ ПАМЯТИ

17 июля

19 июля – Собор Радонежских святых

5 сентября  (переходящая) – Собор Московских святых

ЖИТИЕ
МОЛИТВЫ

Тропарь преподобным Андронику, Савве, Александру Московским, Даниилу Черному и Андрею Рублеву

глас 2

Плоды́ доброде́телей на земли́ прине́сше,/ преподо́бнии отцы́,/ в Небе́сных черто́зех ны́не благоуха́ете, я́ко ра́йстии цве́ти,/ и лице́м к лицу́ зри́те Пресвяту́ю Тро́ицу,// Ю́же дерзнове́нно моли́те// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Плоды добродетелей принеся на земле, преподобные отцы, в Небесных чертогах сейчас благоухаете, как райские цветы, и лицом к лицу созерцаете Пресвятую Троицу, Ее же с дерзновением молите о спасении наших душ.

Тропарь преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

глас 3

Боже́ственнаго све́та луча́ми облиста́емый,/ преподо́бне Андре́е,/ Христа́ позна́л еси́ Бо́жию Прему́дрость и Си́лу,/ и ико́ною Святы́я Тро́ицы всему́ ми́ру пропове́дал еси́/ Еди́нство во Святе́й Тро́ице./ Мы же со удивле́нием и ра́достию вопие́м ти:/ име́яй дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице// моли́ просвети́ти ду́ши на́ша.

Перевод: Божественного света лучами озаряем, преподобный Андрей, ты Христа познал – Божию Премудрость и Силу и иконою Святой Троицы всему миру проповедал Единого в Трех Ипостасях Бога; мы же с удивлением и радостью взываем тебе: «Имея дерзновение ко Пресвятой Троице, моли о просвещении душ наших!»

Кондак преподобным Андронику, Савве, Александру Московским, Даниилу Черному и Андрею Рублеву

глас 3

Вас мо́лим, преподо́бнии отцы́ на́ши,/ те́лом почива́ющия на земли́,/ ду́хом же Бо́жию Престо́лу предстоя́щия:/ моли́теся о гра́де Москве́// и о всех, почита́ющих честну́ю па́мять ва́шу.

Перевод:Вас молим, преподобные отцы наши, телом почивающие на земле, духом же предстоящии Престолу Божию, молитесь о городе Москве и обо всех почитающих драгоценную память вашу.

Кондак преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

глас 8

От ю́ности к Боже́ственней красоте́ устремля́яся,/ чу́дный иконопи́сец в земли́ Росси́йстей был еси́,/ и, богоно́сным твои́м учи́телем поревнова́в,/ сия́нием доброде́телей украси́лся еси́, преподо́бне Андре́е,// те́мже и яви́ся Це́ркве на́шея похвала́ и ра́дование.

Перевод:От юности к Божественной красоте устремляясь, ты сделался чудным иконописцем в земли Российской и, Богоносным твоим учителям поревновав, сиянием добродетелей украсился, преподобный Андрей, потому и явился Церкви нашей похвалою и радостью.

Величание преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче наш Андре́е, о́браз Пресвяты́я Тро́ицы нам дарова́вый, и тем луча́ми Триипоста́снаго Божества́ всех нас просвети́вый.

Молитва преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

О, преди́вный иконопи́сче преподо́бне о́тче Андре́е! Услы́ши моле́ния на́с, гре́шных, с ве́рою, наде́ждою и любо́вию взыва́ющих тебе́, и бу́ди предста́телем на́шим пред Свято́ю Тро́ицею. Твори́вый благода́тно в хра́мех Бо́жиих, помози́ и на́м созида́ти хра́мы во сла́ву Бо́жию. Пости́гнув та́йны красоты́ и́стинныя, озари́ на́с позна́нием красоты́ богослуже́ния нетле́нныя. Исцеля́яй ду́ши взира́нием на ико́ны твоя́, да́руй на́м и моще́й твои́х цельбу́. Послужи́вый едине́нию ве́рных, исхода́тай и на́м еди́ным се́рдцем и еди́ны устны́ восхвали́ти утиша́ющаго ро́зни ми́ра сего́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Андре́е! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду, и не пре́зри на́с, ве́рою и любо́вию чту́щих тя́: помина́й на́с недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м бо тя́ су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти жи́в сы́й пребыва́еши, не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́я на́с от стре́л вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя́ вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о на́с Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе ду́ш на́ших, и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

О, преподо́бне о́тче Андре́е, зело́ облагода́тствованный пресве́тлым да́ром виде́ния первоо́бразов красоты́ Боже́ственных! О, ди́вный пло́де Це́ркве Росси́йския, о́трасле блага́я Се́ргием вели́ким насажде́нного дре́ва! В гро́зное бо вре́мя поста́ви тя Госпо́дь свиде́теля своего́ и земли́ на́шея моли́твенника вели́ка тя соде́ла. Кто испове́сть безчи́сленныя труды́ и по́двиги твоя́, ра́зум земны́й превосходя́щия и еди́ному то́кмо ве́домых Го́споду, и́миже благода́ть писа́ния чудотворя́щих ико́н стяжа́л еси́! Ты благоуха́нием святы́х твои́х ико́н весь мир испо́лнил еси́, наипа́че о́бразом Пресвяты́я Тро́ицы, да воззре́нием нань побежда́ется вся́кий грех и ненави́стная рознь ми́ра сего́. О, преподо́бне и пречу́дне о́тче, при́зри с высоты́, иде́же в Боже́ственнем све́те пребыва́еши, и услы́ши моли́твы нас, гре́шных, и, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице, со преподо́бным Се́ргием и все́ми святы́ми моли́ Влады́ку всех, о е́же Це́рковь его́ укрепи́ти, разобще́нных соедини́ти, расточе́нных собра́ти и в разуме́ние и́стины всем приити́, отврати́ти от нас пра́ведный гнев Свой и испо́лнити даро́в Ду́ха Свята́го, любве́, ра́дости, ми́ра, долготерпе́ния, бла́гости, милосе́рдия, ве́ры, кро́тости, воздержа́ния, земно́е же стра́нствие прейти́ нам, гре́шным, безбе́дно, в бу́дущем же ве́це сподо́бится с тобо́ю и все́ми святы́ми прославля́ти Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Гумилев Николай
Андрей Рублев

Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.

Нос – это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.

Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.

Открытый лоб – как свод небесный,
И кудри – облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.

И тут же, у подножья древа,
Уста – как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.

Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.


Источник: https://azbyka.ru/days/sv-andrej-rublev

(130)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *