Собор Двенадцати апостолов

День празднования: 30 июня

На сле­ду­ю­щий день по­сле празд­ни­ка Пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов в ка­лен­да­ре зна­чит­ся «Со­бор слав­ных и все­х­валь­ных Две­на­дца­ти апо­сто­лов» (29 июня / 13 июля). Сла­вян­ское «Со­бор» (греч. Си­но­дос, от­сю­да сло­во «Си­нод», то же, что и лат. Congressus) – зна­чит бук­валь­но «сход­ка», «со­бра­ние». Это зна­чит, что Цер­ковь воз­да­ет честь не толь­ко двум Пер­во­вер­хов­ным, но всем бли­жай­шим уче­ни­кам Гос­по­да. Кто они и что нам о них из­вест­но?

Две­на­дцать апо­сто­лов («по­слан­ни­ков») – это из­бран­ная Иису­сом Хри­стом «кол­ле­гия» Его бли­жай­ших уче­ни­ков, со­ста­вив­шая яд­ро пер­во­хри­сти­ан­ской об­щи­ны. В ас­пек­те все­мир­ной мес­си­ан­ской ре­ли­ги­оз­ной мо­нар­хии, ос­но­ван­ной «Сы­ном Да­ви­да» (Мф.1:1), – Его «чрез­вы­чай­ные пол­но­моч­ные по­слы», го­во­ря совре­мен­ным ди­пло­ма­ти­че­ским язы­ком, на­де­лён­ные, вви­ду ис­клю­чи­тель­ной важ­но­сти их мис­сии, экс­тра­ор­ди­нар­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и си­ла­ми (Мф.10:1-4Мк.3:14-19). Из­бра­ние Две­на­дца­ти про­изо­шло по­сле вто­рой Пас­хи (с на­ча­ла об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста), в на­ча­ле ле­та 28 го­да, вбли­зи Ка­пер­на­у­ма, пе­ред На­гор­ной Про­по­ве­дью (Лк.6:12-13). Спи­сок Две­на­дца­ти апо­сто­лов, име­ну­е­мых обыч­но про­сто «Две­на­дцать» или «уче­ни­ки», да­ёт­ся в си­ноп­ти­че­ских Еван­ге­ли­ях (Мф.10:2-4Мк.3:16-19Лк.6:14-16) и Де­я­ни­ях Апо­сто­лов (Деян.1:13). Их по­ря­док и име­на (про­зва­ния) при этом несколь­ко ва­рьи­ру­ют­ся.

1. Си­мон, по­лу­чив­ший от Хри­ста имя «Кифа» (по-гре­че­ски Петрос, Пётр), что зна­чит «ска­ла», «ка­мень» (Мф.16:16-19). Про­по­ве­до­вал в Иеру­са­ли­ме и Пе­ред­ней Азии. По пре­да­нию, окон­чил жизнь пер­вым епи­ско­пом Ри­ма.

2. Ан­дрей, про­зван­ный «Пер­во­зван­ным», брат ап. Пет­ра. Учил в Гре­ции и се­вер­ных зем­лях («Ски­фии»).

3. Иа­ков Стар­ший. Обез­глав­лен Иро­дом Ан­ти­пой в 44 го­ду.

4. Иоанн [Бо­го­слов], брат Иа­ко­ва Стар­ше­го, сын ры­ба­ка Зе­ве­дея, еван­ге­лист. Он и его брат про­зва­ны Хри­стом Во­анер­гес – «Сы­ны Гро­ма» (Мк.3:17Лк.9:54).

5. Филипп, ро­дом из Виф­са­и­ды Га­ли­лей­ской. Про­по­ве­до­вал в Ски­фии и Фри­гии. В Иера­по­ле рас­пят на кре­сте вниз го­ло­вой. Па­мять 14/27 но­яб­ря. Рож­де­ствен­ский пост, на­чи­на­ю­щий­ся по­сле дня его па­мя­ти, на­зы­ва­ет­ся по­это­му «Филип­по­вым».

6. Вар­фо­ло­мей («Сын Тол­мая»), или На­фа­наил (Ин.1:45-50).

7. Мат­фей (пер­во­на­чаль­но «мы­тарь» – сбор­щик на­ло­гов), еван­ге­лист.

8. Фо­ма (по про­зви­щу «Близ­нец»). От­ка­зы­вал­ся ве­рить рас­ска­зам дру­гих апо­сто­лов о яв­ле­нии им Иису­са Хри­ста, же­лая преж­де ося­зать ра­ны Вос­крес­ше­го (Ин. 20 гл.). От­сю­да на­ри­ца­тель­ное имя – «Фо­ма неве­ру­ю­щий (то есть невер­ный)».

9. Иа­ков Ал­фе­ев (сын неко­е­го Ал­фея).

10. Фаддей (он же – Иуда Леввей, или Иуда Иако­влев; отож­деств­ля­ет­ся с ав­то­ром «Со­бор­но­го по­сла­ния апо­сто­ла Иуды»).

11. Симон Зилот (арам. Ка­нанит – «рев­ни­тель»), – ве­ро­ят­но, быв­ший член крайне на­цио­на­ли­сти­че­ской пар­тии зи­ло­тов, – сто­рон­ни­ков во­ору­жен­ной борь­бы с Ри­мом.

12. Иуда Ис­ка­ри­от, – имя и про­зва­ние про­ис­хо­дят, ве­ро­ят­но, от Иш-Ке­риот – «Че­ло­век из го­ро­да Ке­ри­о­та», – отож­деств­ля­е­мо­го с иудей­ским го­род­ком Ки­ри­а­фом (Нав.5:25); со­глас­но дру­го­му тол­ко­ва­нию, – от арам. isqaria – «лжи­вый»; или да­же от греч. sikarios, «сикарий» (бук­валь­но «кин­жаль­щик») – член на­цио­на­ли­сти­че­ской груп­пи­ров­ки, прак­ти­ко­вав­шей, как и зи­ло­ты, тер­ро­ризм в от­но­ше­нии рим­ских ок­ку­пан­тов. Су­ще­ству­ют и иные тол­ко­ва­ния его име­ни.

12a. Матфий (по­сле са­мо­убий­ства Иуды Ис­ка­ри­о­та, – Деян.1:15-26).

Сим­во­ли­че­ское чис­ло 12 свя­за­но с чис­лом две­на­дца­ти сы­но­вей Иа­ко­ва и, со­от­вет­ствен­но, две­на­дца­ти «ко­лен (т. е. пле­мён) Из­ра­иле­вых»: Две­на­дцать апо­сто­лов яв­ля­ют­ся как бы пред­ста­ви­те­ля­ми «Но­во­го Из­ра­и­ля» – Хри­сти­ан­ской Церк­ви. По за­вер­ше­нии зем­ной ис­то­рии им пред­сто­ит «на две­на­дца­ти пре­сто­лах су­дить две­на­дцать ко­лен Из­ра­иле­вых» (Мф.16:28). Со­глас­но древ­не­цер­ков­ной тра­ди­ции, про­по­ве­дью Две­на­дца­ти бы­ла охва­че­на вся «Все­лен­ная» (греч. Ой­куменаЭкумена, т. е. Рим­ская им­пе­рия) и да­же зем­ли за её пре­де­ла­ми, для че­го каж­дый из них по­лу­чил от Хри­ста свой тер­ри­то­ри­аль­ный «удел». Све­де­ния о де­я­тель­но­сти и му­че­ни­че­ской кон­чине Две­на­дца­ти (ко­то­рой из­бе­жал лишь апо­стол Иоанн) при­над­ле­жат древ­ней ре­ли­ги­оз­но-сим­во­ли­че­ской тра­ди­ции, ис­клю­ча­ю­щей жёст­кую оцен­ку с по­зи­ций ис­то­ри­че­ской до­сто­вер­но­сти.


Лит.: Пет­ров И. По­сла­ние Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста Две­на­дца­ти апо­сто­лов на про­по­ведь // Ве­ра и ра­зум. 1900. № 5–7; Кас­си­ан (Без­об­ра­зов), еп. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние. М., 2001; Мень А., прот. Пер­вые апо­сто­лы. М., 1998.


Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Источник: https://azbyka.ru/days/p-sobor-dvenadcati-apostolov

Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных 12-ти Апо­сто­лов Хри­сто­вых яв­ля­ет­ся древним празд­ни­ком. Свя­тая Цер­ковь, че­ствуя каж­до­го из 12-ти апо­сто­лов в раз­ное вре­мя го­да, с дав­них вре­мен уста­но­ви­ла об­щее празд­но­ва­ние им на сле­ду­ю­щий день по­сле па­мя­ти слав­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла († ок. 67). Све­де­ния о каж­дом апо­сто­ле приведены в день его су­гу­бой па­мя­ти.

Свя­той бла­го­вер­ный царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337) по­стро­ил в Ца­рь­гра­де храм во имя свя­тых Две­на­дца­ти апо­сто­лов. Ука­за­ния на со­вер­ше­ние это­го празд­но­ва­ния встре­ча­ют­ся в IV ве­ке.

1 Андрей Первозванный († 62) 13 декабря
3 июня – Собор Карельских святых
28 декабря – Собор Крымских святых
2 Петр (до призвания Симон) († ок. 67) 29 января – Поклонение честны́м веригам
12 июля
3 Иоанн Богослов, евангелист  († нач. II в.) 21 мая
9 октября – Преставление
4 Иаков Зеведеев, брат ап. Иоанна Богослова († 44) 13 мая
5 Филипп († I) 27 ноября
6 Варфоломей (Нафанаил) († I) 5 мая
24 июня
7 сентября – Перенесение мощей
7 Матфей (Левий), евангелист, брат ап. Иакова Алфеева(† 60) 29 ноября
8 Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея († I) 22 октября
9 Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), брат Господень († ок. 80) 2 июля
10 Фома Дидим (Близнец) († I) Неделя 2-я по Пасхе
19 октября
11 Симон Зилот, Кананит († I) 23 мая
12 Матфий († ок. 63) 22 августа

См.: «Жизнь и тру­ды две­на­дца­ти апо­сто­лов Хри­сто­вых».


Источник: https://azbyka.ru/days/sv-sobor-slavnyh-i-vsehvalnyh-12-ti-apostolov

Митрополит Сурожский Антоний

День памяти Апостолов

(1970 г.)

Мы празднуем сегодня день святых Апостолов; и мы не всегда отдаем себе отчет, как мы должны быть им благодарны за то, что мы сейчас веруем во Христа, что мы можем Ему молиться, просто за то, что мы – Христовы. Им было дано так много, что они могли бы замкнуться на этом и сказать: Для меня этого хватит на всю жизнь… Апостол Иоанн, говоря об апостольском свидетельстве, пишет: Мы говорим о том, что мы видели, что мы слышали, что мы осязали… Они говорят о Христе, Которого они знали как друга и познали как воплощенного Бога; они могли бы, восприняв такое неописуемое, бездонное богатство, уйти в себя и жить этой вечностью, этой славой, этой глубиной новой жизни, открывшейся в них.

Ведь выход на проповедь был для них жертвой; они должны были говорить о том, что для них было дорого, что часто, верно, хотелось сохранить в тайне. Но эту тайну они открыли всему миру, потому что она была нужна миру и потому что от Христа они научились любви.

И открытие этой тайны миру стоило им дорого: Апостолы ценой своей жизни и ценой своей смерти передали эту радость другим. За раннюю проповедь в Иерусалиме, за то, что они говорили о Христе, о новой жизни, которая пришла в мир, о новой радости и вечности, которые победили все, Апостолов не только изгоняли – их били, их сажали в тюрьмы, их всячески мучили. И когда они вышли в широкий, далекий мир – который для нас теперь стал довольно-таки небольшим, но тогда измерялся человеческим шагом, – они шли, шли через пустыни, плыли через моря, проходили через леса, подвергались опасности от разбойников, от бури, от лжебратии, как говорит Павел. И все это потому, что их сердце было полно такой любовью, такой жалостью ко всему, что чудо вечной жизни, радость о Христе они не могли сохранить для себя, а должны были ею делиться и давать, пока они живы; и ни один из них, кроме Апостола Иоанна Богослова, не умер естественной смертью в старости; все пострадали: кто был обезглавлен, кто распят, кто иначе умучен; и всё же, видя, как собратья умирают от этой проповеди, Апостолы шли, шли и проповедовали, потому что не могла удержаться их душа замкнутой, не могла удержаться в их душе и проповедь жизни и любви.

Мы слышали сегодня их имена; как часто бывает, что, когда читается в церкви Евангелие, люди слушают и думают: Когда же этот перечень имен придет к концу? Что в этих именах?.. Да в этих именах настоящие, живые люди! Это не просто имена – это имена тех людей, благодаря которым мы сейчас живы, благодаря которым мы сейчас познали Христа. Не было бы этих имен – была бы пустыня в наших душах.

Будем же вспоминать каждое из этих имен, будем их повторять, как повторяешь имя родного, дорогого человека, брата, отца, сестры, невесты; будем повторять это имя благоговейно, ласково, потому что эти люди, простые рыбаки, так полюбили Бога, что свою жизнь отдали за каждого из нас. Ведь каждое слово евангельское, которое касается нашей души, – это живое слово или Матфея, или Луки, или Марка, или Иоанна, либо кого иного из писателей Нового или Ветхого Завета. Эти люди нам говорят с этих страниц, и эти люди нам говорят с крестов, на которых они были распяты, с костров, на которых они горели, из пустынь, где они изнывали жаждой, из глубин морских, где они проводили, как Апостол Павел, целую ночь и целый день, борясь за жизнь: не за свою, а чтобы дойти до такого места, где люди еще не слыхали о Христе, куда не донеслась весть о жизни, о радости, о Боге Живом, Который не постыдился стать, как один из нас, хрупким, уязвимым.

Как дороги и значительны эти имена… Но что они говорят кроме этого? Разве мы хоть чуть-чуть похожи на этих Апостолов? Разве из церкви или евангельских слов, или из радости братского общения с родными нам по вере мы не стараемся извлечь все тепло, всю надежду, всю любовь, всю силу, все ликование, весь свет, который они нам могут дать, – а извлекши, храним их в своей душе, чтобы ими насладиться, вместо того чтобы, возгоревшись огнем любви и Духом Святым, забыв о себе, спешить к кому-нибудь из тех обездоленных, жаждущих, несчастных, у которых нет радости в душе, которые не верят жизни, которые не знают, что Бог верит в них вплоть до становления человеком и до распятия на кресте.

Как мы замкнуты! И благовестие, и радость, и любовь, и жизнь в наших душах чахнут, вымирают, потому что нет им простора, ибо то, что Бог нам дает, это не робкий порыв, а такая сила, которая не может удержаться в малых, узких наших сердцах. Это дается нам не для сладостного воспоминания, а для того, чтобы жить всем простором жизни земной и жизни небесной. Если мы не будем жить так, то не удержим в себе небесной радости…

Вдумаемся в этот образ жертвенной, самозабвенной, ликующей, поистине крестной любви апостольской и станем друг ко другу, ко всякому человеку, встреченному на пути, и ко всякому человеку, о котором что-то подскажет нам наше сердце, относиться, как они; и тогда наш мир станет светлей, теплей, тогда Христос найдет Себе место на этой земле, где всё больше и больше Он отвергается и отстраняется – и не потому, что Он не заслуживает преданности, любви и служения, а потому что мы, которым дана весть, даже для себя не умеем ее сохранить! Аминь.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/?Antonij_Surozhskij/propovedi=4_5

Протоиерей Григорий Дьяченко

Собор святых Апостолов

(Краткие сведения о святых апостолах и уроки из их жизни – подражание св. апостолам в последовании за Христом)

I.

В день собора святых славных и всехвальных апостолов побеседуем о св. апостолах. Так как не все достаточно знают в честь кого мы празднуем, то мы думаем предложить вам ныне краткую беседу о святых апостолах вообще, и именно скажем: 1) кто были святые апостолы, 2) сколько их было, 3) что они сделали для святой нашей веры и для верующих, 4) как они окончили святую жизну свою и 5) в чем мы должны подражать им.

II.

а) Кто же были святые апостолы? Название – апостол означает посланника, слугу, – и святые апостолы были посланниками Иисуса Христа, Его слугами. Они назывались еще учениками Христовыми, потому что были ближе всех к И. Христу и больше всех слушали Его святое учение. Спаситель наш избрал их на служение людям, когда Сам выступил на общественное служение роду человеческому, – за три года до Своей крестной смерти. Дабы открыть миру Свое всемогущество, Спаситель избрал их почти всех из бедного и незнатного рода; по происхождению, они были большею частью, то простые рыбари, то мытари (сборщики податей) – а некоторые, хотя были и более знатного рода, но потом предпочли бедность и безславие мирскому богатству и суетной славе. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и все свое имущество и неотлучно следовали за И. Христом. По повелению своего Божественного Учителя они проповедывали по городам и весям, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания. За то, как ближайшие ученики Спасителя, они неоднократно удостоивались и особенных бесед с Ним о тайнах царствия Божия, до времени скрываемых от народа; за то, как усердные слуги Христовы, они были удостоены от Него и особенной благодатной силы, которая почивала на них преизобильно, – были удостоены чудотворений. А по вознесении Господа на небо, в Пятидесятницу, они прияли в виде огненных языков Самого Духа Святаго, силою Котораго и совершали потом дело своего служения до смерти. Теперь они удостоены высокой чести на небе, окружают престол Божий, – а на страшном суде Христовом, возседая на двенадцати престолах, будут вместе со святыми судить нас и всех людей. Вот кто были свв. апостолы!

б) Сколько же их было? Из святого евангелия видно, что Спаситель наш сначала избрал, по числу колен израилевых, двенадцать апостолов, которых посылал по два на проповедь; потом, видя, что жатва многа, а делателей мало, Он избрал еще 70 учеников и их также посылал на проповедь (Лук. 10, 1, 2). Не передает нам святое евангелие имен всех этих 70 апостолов, но передает имена избраннейших 12 апостолов. «Взыде Иисус на гору», замечает св. евангелист Марк, «и призва их же хотяше Сам: и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним, и да посылает их проповедати, и имети власть целити недуги, и пропрогоняти бесы и нарече Симону имя Петр: и Иакова Зеведеова, и Иоанна брата Иакова: и нарече има имена Воанергес, еже есть сына громова: и Андреа, и Филиппа, и Варфоломеа, и Матфеа, и Фому, и Иакова Алфеова. и Фадеа, и Симона Кананита, и Иуду Искариотскаго, иже и предаде Его» (Мар. 3, 13, 20). На место Иуды предателя, по вознесении Господа на небо, апостолы, после молитвы, избрали Матфия, «вергше жребий». Чрез несколько времени, после сошествия Св. Духа на апостолов, к лику апостольскому был чудесным образом призван Господом и великий из апостолов, апостол Павел.

в) Не много было учеников Христовых: но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мир и утвердили основанную Христом церковь, послуживши для нея как бы основными камнями, «сущу краеугольну Самому И. Христу. Во всю землю изыде вещание», по словам церкви, «и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовал евангелия царствия какой-нибудь из апостолов. Страны: Палестина, Сирия, Месопотамия, Понт, Галатия, Каппадокия, Пергам, Вифиния, Иллирия, Италия, Скифия, Фракия, Греция, Армения, Индия, Мидия, Персия, Парфия, Египет, Эфиопия, Британия, и др. были оглашены их учением, поддерживаемым чудесами.

Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нужд и бедствий во время своего благовествования языческим народам; по словам св. апостола Павла, «инии из них избиени быша, неприемше избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею; камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убииством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблении». (Евр. 11, 36, 37). С такими страданиями распространяя учение Христово устно и письменно при жизни, они и до ныне учат мир своими писаниями, которые оставили нам, как драгоценное наследство. Писания эти заключены в книгах, под именем книг Нового Завета, или святого евангелия и апостола, чтения из которых вы почти каждый раз слышите при богослужениях.

г) Св. богодухновенное учение апостолов было запечатлено их святою кровию. Все почти апостолы Христовы окончили страдальческую жизнь свою мученически. Св. апостол Андрей первозванный, проповедывавший святое евангелие и нашим предкам, был распят на кресте; Иаков Зеведеев был обезглавлен; Варфоломей, после жесточайших мучений, скончался от меча; Фома прободен копием; Матфей умер также мученически; Иаков Алфеев умер на кресте; Иуда Иаковлев был повешен на древе крестном и разстрелян; повешен был на кресте и Симон Кананит. Только один святый евангелист Иоанн Богослов скончался мирно, хотя при жизни и он испытал тяжкие страдания за Христа, напр., его мучили в кипящем масле, и кроме того, некоторое время его томили в заточении. Святые первоверховные апостолы – Петр и Павел также, как мы знаем уже, окончили свою жизнь мученически: апостол Петр был повешен на кресте стремглав, а ап. Павел был усечен в главу, как гражданин римский.

III.

Мы предложили ныне вам, братия мои, рассказ о святых апостолах Христовых для того, чтобы вы, припоминая их особенную близость ко Господу, великие болезни и труды их на пользу святой веры нашей и страдальческую их кончину, всегда воспоминали о них с горячею любовию и с святым благоговением, и старались по мере ваших сил подражать им если не в апостольской деятельности, которая не для всех назначена, то во всяком случае «в последовании за Христом» по примеру свв. апостолов.

Апостолы, как мы знаем, оставивши для Христа свое занятие, оставили и те предметы, которые неразлучно были связаны с этими занятиями. Вот в этом-то и нужно нам подражать апостолам. Есть и у вас в жизни многое такое, что с свободным служением Христу совместить нельзя, что подавляет, стесняет дух наш и на дает ему возноситься к духовному и небесному. Что же это?

Это, во-первых, «излишняя попечительност житейская», когда люди в мирские заботы погружаются всем существом своим – до забвения высших потребностей души, до того, что ими заняты бывают день и ночь, от них не могут освободиться и в храме, и во время молитвы.

Это, далее, «страсть к стяжаниям», когда приобретения ставят целию свой жизни, земные прибытки ставят выше всего, для корысти забывают обязанности христианския, считая ни во что нарушение праздников, опущение богослужения церковного и пренебрежение к молитве домашней.

Это еще «жажда удовольствий», когда не знают ни меры, ни времени для них, не разбирают свойства их, когда об удовольствиях только и думают и говорят, для них одних желают и жить, когда на них употребляют большую половину достояния своего. Вот что особенно опасно в нынешнее время. Это-то более другого опасное и должны мы оставить, подражая апостолам.

Они, оставивши сети и корабль, свободно стали следовать за Христом. И мы свободно пойдем за Ним, если оставим все земныя пристрастия. Корабль, освободившийся от тяжелаго груза, легко несется по волнам морским. Птица, освободившаяся от сетей птицелова, легко взлетает к верху. Также легко к самому престолу Вседержителя будет возлетать наш дух, освободившийся от многопопечительности земной и от пристрастия к греховным удовольствиям.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/13_49

(115)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *