День празднования: 30 июня
На следующий день после праздника Первоверховных Апостолов в календаре значится «Собор славных и всехвальных Двенадцати апостолов» (29 июня / 13 июля). Славянское «Собор» (греч. Синодос, отсюда слово «Синод», то же, что и лат. Congressus) – значит буквально «сходка», «собрание». Это значит, что Церковь воздает честь не только двум Первоверховным, но всем ближайшим ученикам Господа. Кто они и что нам о них известно?
Двенадцать апостолов («посланников») – это избранная Иисусом Христом «коллегия» Его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. В аспекте всемирной мессианской религиозной монархии, основанной «Сыном Давида» (Мф.1:1), – Его «чрезвычайные полномочные послы», говоря современным дипломатическим языком, наделённые, ввиду исключительной важности их миссии, экстраординарными полномочиями и силами (Мф.10:1-4; Мк.3:14-19). Избрание Двенадцати произошло после второй Пасхи (с начала общественного служения Иисуса Христа), в начале лета 28 года, вблизи Капернаума, перед Нагорной Проповедью (Лк.6:12-13). Список Двенадцати апостолов, именуемых обычно просто «Двенадцать» или «ученики», даётся в синоптических Евангелиях (Мф.10:2-4; Мк.3:16-19; Лк.6:14-16) и Деяниях Апостолов (Деян.1:13). Их порядок и имена (прозвания) при этом несколько варьируются.
1. Симон, получивший от Христа имя «Кифа» (по-гречески Петрос, Пётр), что значит «скала», «камень» (Мф.16:16-19). Проповедовал в Иерусалиме и Передней Азии. По преданию, окончил жизнь первым епископом Рима.
2. Андрей, прозванный «Первозванным», брат ап. Петра. Учил в Греции и северных землях («Скифии»).
3. Иаков Старший. Обезглавлен Иродом Антипой в 44 году.
4. Иоанн [Богослов], брат Иакова Старшего, сын рыбака Зеведея, евангелист. Он и его брат прозваны Христом Воанергес – «Сыны Грома» (Мк.3:17; Лк.9:54).
5. Филипп, родом из Вифсаиды Галилейской. Проповедовал в Скифии и Фригии. В Иераполе распят на кресте вниз головой. Память 14/27 ноября. Рождественский пост, начинающийся после дня его памяти, называется поэтому «Филипповым».
6. Варфоломей («Сын Толмая»), или Нафанаил (Ин.1:45-50).
7. Матфей (первоначально «мытарь» – сборщик налогов), евангелист.
8. Фома (по прозвищу «Близнец»). Отказывался верить рассказам других апостолов о явлении им Иисуса Христа, желая прежде осязать раны Воскресшего (Ин. 20 гл.). Отсюда нарицательное имя – «Фома неверующий (то есть неверный)».
9. Иаков Алфеев (сын некоего Алфея).
10. Фаддей (он же – Иуда Леввей, или Иуда Иаковлев; отождествляется с автором «Соборного послания апостола Иуды»).
11. Симон Зилот (арам. Кананит – «ревнитель»), – вероятно, бывший член крайне националистической партии зилотов, – сторонников вооруженной борьбы с Римом.
12. Иуда Искариот, – имя и прозвание происходят, вероятно, от Иш-Кериот – «Человек из города Кериота», – отождествляемого с иудейским городком Кириафом (Нав.5:25); согласно другому толкованию, – от арам. isqaria – «лживый»; или даже от греч. sikarios, «сикарий» (буквально «кинжальщик») – член националистической группировки, практиковавшей, как и зилоты, терроризм в отношении римских оккупантов. Существуют и иные толкования его имени.
12a. Матфий (после самоубийства Иуды Искариота, – Деян.1:15-26).
Символическое число 12 связано с числом двенадцати сыновей Иакова и, соответственно, двенадцати «колен (т. е. племён) Израилевых»: Двенадцать апостолов являются как бы представителями «Нового Израиля» – Христианской Церкви. По завершении земной истории им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.16:28). Согласно древнецерковной традиции, проповедью Двенадцати была охвачена вся «Вселенная» (греч. Ойкумена, Экумена, т. е. Римская империя) и даже земли за её пределами, для чего каждый из них получил от Христа свой территориальный «удел». Сведения о деятельности и мученической кончине Двенадцати (которой избежал лишь апостол Иоанн) принадлежат древней религиозно-символической традиции, исключающей жёсткую оценку с позиций исторической достоверности.
Лит.: Петров И. Послание Господа нашего Иисуса Христа Двенадцати апостолов на проповедь // Вера и разум. 1900. № 5–7; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Источник: https://azbyka.ru/days/p-sobor-dvenadcati-apostolov
Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67). Сведения о каждом апостоле приведены в день его сугубой памяти.
Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.
1 | Андрей Первозванный († 62) | 13 декабря 3 июня – Собор Карельских святых 28 декабря – Собор Крымских святых |
2 | Петр (до призвания Симон) († ок. 67) | 29 января – Поклонение честны́м веригам 12 июля |
3 | Иоанн Богослов, евангелист († нач. II в.) | 21 мая 9 октября – Преставление |
4 | Иаков Зеведеев, брат ап. Иоанна Богослова († 44) | 13 мая |
5 | Филипп († I) | 27 ноября |
6 | Варфоломей (Нафанаил) († I) | 5 мая 24 июня 7 сентября – Перенесение мощей |
7 | Матфей (Левий), евангелист, брат ап. Иакова Алфеева(† 60) | 29 ноября |
8 | Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея († I) | 22 октября |
9 | Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), брат Господень († ок. 80) | 2 июля |
10 | Фома Дидим (Близнец) († I) | Неделя 2-я по Пасхе 19 октября |
11 | Симон Зилот, Кананит († I) | 23 мая |
12 | Матфий († ок. 63) | 22 августа |
См.: «Жизнь и труды двенадцати апостолов Христовых».
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-sobor-slavnyh-i-vsehvalnyh-12-ti-apostolov
Митрополит Сурожский Антоний
День памяти Апостолов
(1970 г.)
Мы празднуем сегодня день святых Апостолов; и мы не всегда отдаем себе отчет, как мы должны быть им благодарны за то, что мы сейчас веруем во Христа, что мы можем Ему молиться, просто за то, что мы – Христовы. Им было дано так много, что они могли бы замкнуться на этом и сказать: Для меня этого хватит на всю жизнь… Апостол Иоанн, говоря об апостольском свидетельстве, пишет: Мы говорим о том, что мы видели, что мы слышали, что мы осязали… Они говорят о Христе, Которого они знали как друга и познали как воплощенного Бога; они могли бы, восприняв такое неописуемое, бездонное богатство, уйти в себя и жить этой вечностью, этой славой, этой глубиной новой жизни, открывшейся в них.
Ведь выход на проповедь был для них жертвой; они должны были говорить о том, что для них было дорого, что часто, верно, хотелось сохранить в тайне. Но эту тайну они открыли всему миру, потому что она была нужна миру и потому что от Христа они научились любви.
И открытие этой тайны миру стоило им дорого: Апостолы ценой своей жизни и ценой своей смерти передали эту радость другим. За раннюю проповедь в Иерусалиме, за то, что они говорили о Христе, о новой жизни, которая пришла в мир, о новой радости и вечности, которые победили все, Апостолов не только изгоняли – их били, их сажали в тюрьмы, их всячески мучили. И когда они вышли в широкий, далекий мир – который для нас теперь стал довольно-таки небольшим, но тогда измерялся человеческим шагом, – они шли, шли через пустыни, плыли через моря, проходили через леса, подвергались опасности от разбойников, от бури, от лжебратии, как говорит Павел. И все это потому, что их сердце было полно такой любовью, такой жалостью ко всему, что чудо вечной жизни, радость о Христе они не могли сохранить для себя, а должны были ею делиться и давать, пока они живы; и ни один из них, кроме Апостола Иоанна Богослова, не умер естественной смертью в старости; все пострадали: кто был обезглавлен, кто распят, кто иначе умучен; и всё же, видя, как собратья умирают от этой проповеди, Апостолы шли, шли и проповедовали, потому что не могла удержаться их душа замкнутой, не могла удержаться в их душе и проповедь жизни и любви.
Мы слышали сегодня их имена; как часто бывает, что, когда читается в церкви Евангелие, люди слушают и думают: Когда же этот перечень имен придет к концу? Что в этих именах?.. Да в этих именах настоящие, живые люди! Это не просто имена – это имена тех людей, благодаря которым мы сейчас живы, благодаря которым мы сейчас познали Христа. Не было бы этих имен – была бы пустыня в наших душах.
Будем же вспоминать каждое из этих имен, будем их повторять, как повторяешь имя родного, дорогого человека, брата, отца, сестры, невесты; будем повторять это имя благоговейно, ласково, потому что эти люди, простые рыбаки, так полюбили Бога, что свою жизнь отдали за каждого из нас. Ведь каждое слово евангельское, которое касается нашей души, – это живое слово или Матфея, или Луки, или Марка, или Иоанна, либо кого иного из писателей Нового или Ветхого Завета. Эти люди нам говорят с этих страниц, и эти люди нам говорят с крестов, на которых они были распяты, с костров, на которых они горели, из пустынь, где они изнывали жаждой, из глубин морских, где они проводили, как Апостол Павел, целую ночь и целый день, борясь за жизнь: не за свою, а чтобы дойти до такого места, где люди еще не слыхали о Христе, куда не донеслась весть о жизни, о радости, о Боге Живом, Который не постыдился стать, как один из нас, хрупким, уязвимым.
Как дороги и значительны эти имена… Но что они говорят кроме этого? Разве мы хоть чуть-чуть похожи на этих Апостолов? Разве из церкви или евангельских слов, или из радости братского общения с родными нам по вере мы не стараемся извлечь все тепло, всю надежду, всю любовь, всю силу, все ликование, весь свет, который они нам могут дать, – а извлекши, храним их в своей душе, чтобы ими насладиться, вместо того чтобы, возгоревшись огнем любви и Духом Святым, забыв о себе, спешить к кому-нибудь из тех обездоленных, жаждущих, несчастных, у которых нет радости в душе, которые не верят жизни, которые не знают, что Бог верит в них вплоть до становления человеком и до распятия на кресте.
Как мы замкнуты! И благовестие, и радость, и любовь, и жизнь в наших душах чахнут, вымирают, потому что нет им простора, ибо то, что Бог нам дает, это не робкий порыв, а такая сила, которая не может удержаться в малых, узких наших сердцах. Это дается нам не для сладостного воспоминания, а для того, чтобы жить всем простором жизни земной и жизни небесной. Если мы не будем жить так, то не удержим в себе небесной радости…
Вдумаемся в этот образ жертвенной, самозабвенной, ликующей, поистине крестной любви апостольской и станем друг ко другу, ко всякому человеку, встреченному на пути, и ко всякому человеку, о котором что-то подскажет нам наше сердце, относиться, как они; и тогда наш мир станет светлей, теплей, тогда Христос найдет Себе место на этой земле, где всё больше и больше Он отвергается и отстраняется – и не потому, что Он не заслуживает преданности, любви и служения, а потому что мы, которым дана весть, даже для себя не умеем ее сохранить! Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/?Antonij_Surozhskij/propovedi=4_5
Протоиерей Григорий Дьяченко
Собор святых Апостолов
(Краткие сведения о святых апостолах и уроки из их жизни – подражание св. апостолам в последовании за Христом)
I.
В день собора святых славных и всехвальных апостолов побеседуем о св. апостолах. Так как не все достаточно знают в честь кого мы празднуем, то мы думаем предложить вам ныне краткую беседу о святых апостолах вообще, и именно скажем: 1) кто были святые апостолы, 2) сколько их было, 3) что они сделали для святой нашей веры и для верующих, 4) как они окончили святую жизну свою и 5) в чем мы должны подражать им.
II.
а) Кто же были святые апостолы? Название – апостол означает посланника, слугу, – и святые апостолы были посланниками Иисуса Христа, Его слугами. Они назывались еще учениками Христовыми, потому что были ближе всех к И. Христу и больше всех слушали Его святое учение. Спаситель наш избрал их на служение людям, когда Сам выступил на общественное служение роду человеческому, – за три года до Своей крестной смерти. Дабы открыть миру Свое всемогущество, Спаситель избрал их почти всех из бедного и незнатного рода; по происхождению, они были большею частью, то простые рыбари, то мытари (сборщики податей) – а некоторые, хотя были и более знатного рода, но потом предпочли бедность и безславие мирскому богатству и суетной славе. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и все свое имущество и неотлучно следовали за И. Христом. По повелению своего Божественного Учителя они проповедывали по городам и весям, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания. За то, как ближайшие ученики Спасителя, они неоднократно удостоивались и особенных бесед с Ним о тайнах царствия Божия, до времени скрываемых от народа; за то, как усердные слуги Христовы, они были удостоены от Него и особенной благодатной силы, которая почивала на них преизобильно, – были удостоены чудотворений. А по вознесении Господа на небо, в Пятидесятницу, они прияли в виде огненных языков Самого Духа Святаго, силою Котораго и совершали потом дело своего служения до смерти. Теперь они удостоены высокой чести на небе, окружают престол Божий, – а на страшном суде Христовом, возседая на двенадцати престолах, будут вместе со святыми судить нас и всех людей. Вот кто были свв. апостолы!
б) Сколько же их было? Из святого евангелия видно, что Спаситель наш сначала избрал, по числу колен израилевых, двенадцать апостолов, которых посылал по два на проповедь; потом, видя, что жатва многа, а делателей мало, Он избрал еще 70 учеников и их также посылал на проповедь (Лук. 10, 1, 2). Не передает нам святое евангелие имен всех этих 70 апостолов, но передает имена избраннейших 12 апостолов. «Взыде Иисус на гору», замечает св. евангелист Марк, «и призва их же хотяше Сам: и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним, и да посылает их проповедати, и имети власть целити недуги, и пропрогоняти бесы и нарече Симону имя Петр: и Иакова Зеведеова, и Иоанна брата Иакова: и нарече има имена Воанергес, еже есть сына громова: и Андреа, и Филиппа, и Варфоломеа, и Матфеа, и Фому, и Иакова Алфеова. и Фадеа, и Симона Кананита, и Иуду Искариотскаго, иже и предаде Его» (Мар. 3, 13, 20). На место Иуды предателя, по вознесении Господа на небо, апостолы, после молитвы, избрали Матфия, «вергше жребий». Чрез несколько времени, после сошествия Св. Духа на апостолов, к лику апостольскому был чудесным образом призван Господом и великий из апостолов, апостол Павел.
в) Не много было учеников Христовых: но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мир и утвердили основанную Христом церковь, послуживши для нея как бы основными камнями, «сущу краеугольну Самому И. Христу. Во всю землю изыде вещание», по словам церкви, «и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовал евангелия царствия какой-нибудь из апостолов. Страны: Палестина, Сирия, Месопотамия, Понт, Галатия, Каппадокия, Пергам, Вифиния, Иллирия, Италия, Скифия, Фракия, Греция, Армения, Индия, Мидия, Персия, Парфия, Египет, Эфиопия, Британия, и др. были оглашены их учением, поддерживаемым чудесами.
Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нужд и бедствий во время своего благовествования языческим народам; по словам св. апостола Павла, «инии из них избиени быша, неприемше избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею; камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убииством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблении». (Евр. 11, 36, 37). С такими страданиями распространяя учение Христово устно и письменно при жизни, они и до ныне учат мир своими писаниями, которые оставили нам, как драгоценное наследство. Писания эти заключены в книгах, под именем книг Нового Завета, или святого евангелия и апостола, чтения из которых вы почти каждый раз слышите при богослужениях.
г) Св. богодухновенное учение апостолов было запечатлено их святою кровию. Все почти апостолы Христовы окончили страдальческую жизнь свою мученически. Св. апостол Андрей первозванный, проповедывавший святое евангелие и нашим предкам, был распят на кресте; Иаков Зеведеев был обезглавлен; Варфоломей, после жесточайших мучений, скончался от меча; Фома прободен копием; Матфей умер также мученически; Иаков Алфеев умер на кресте; Иуда Иаковлев был повешен на древе крестном и разстрелян; повешен был на кресте и Симон Кананит. Только один святый евангелист Иоанн Богослов скончался мирно, хотя при жизни и он испытал тяжкие страдания за Христа, напр., его мучили в кипящем масле, и кроме того, некоторое время его томили в заточении. Святые первоверховные апостолы – Петр и Павел также, как мы знаем уже, окончили свою жизнь мученически: апостол Петр был повешен на кресте стремглав, а ап. Павел был усечен в главу, как гражданин римский.
III.
Мы предложили ныне вам, братия мои, рассказ о святых апостолах Христовых для того, чтобы вы, припоминая их особенную близость ко Господу, великие болезни и труды их на пользу святой веры нашей и страдальческую их кончину, всегда воспоминали о них с горячею любовию и с святым благоговением, и старались по мере ваших сил подражать им если не в апостольской деятельности, которая не для всех назначена, то во всяком случае «в последовании за Христом» по примеру свв. апостолов.
Апостолы, как мы знаем, оставивши для Христа свое занятие, оставили и те предметы, которые неразлучно были связаны с этими занятиями. Вот в этом-то и нужно нам подражать апостолам. Есть и у вас в жизни многое такое, что с свободным служением Христу совместить нельзя, что подавляет, стесняет дух наш и на дает ему возноситься к духовному и небесному. Что же это?
Это, во-первых, «излишняя попечительност житейская», когда люди в мирские заботы погружаются всем существом своим – до забвения высших потребностей души, до того, что ими заняты бывают день и ночь, от них не могут освободиться и в храме, и во время молитвы.
Это, далее, «страсть к стяжаниям», когда приобретения ставят целию свой жизни, земные прибытки ставят выше всего, для корысти забывают обязанности христианския, считая ни во что нарушение праздников, опущение богослужения церковного и пренебрежение к молитве домашней.
Это еще «жажда удовольствий», когда не знают ни меры, ни времени для них, не разбирают свойства их, когда об удовольствиях только и думают и говорят, для них одних желают и жить, когда на них употребляют большую половину достояния своего. Вот что особенно опасно в нынешнее время. Это-то более другого опасное и должны мы оставить, подражая апостолам.
Они, оставивши сети и корабль, свободно стали следовать за Христом. И мы свободно пойдем за Ним, если оставим все земныя пристрастия. Корабль, освободившийся от тяжелаго груза, легко несется по волнам морским. Птица, освободившаяся от сетей птицелова, легко взлетает к верху. Также легко к самому престолу Вседержителя будет возлетать наш дух, освободившийся от многопопечительности земной и от пристрастия к греховным удовольствиям.
(115)