Слово в день Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (проповеди)

Рождество Иоанна Предтечи

Празд­ник уста­нов­лен в па­мять рож­де­ния Иоан­на Пред­те­чи от пра­вед­ных ро­ди­те­лей – иудей­ско­го свя­щен­ни­ка За­ха­рии и его же­ны Ели­са­ве­ты. Этим Иоанн яв­но вы­де­лен из сон­ма мно­го­чис­лен­ных вет­хо­за­вет­ных и хри­сти­ан­ских свя­тых, по­то­му что кро­ме его дня рож­де­ния мы празд­ну­ем лишь День Рож­де­ния (Рож­де­ство) Иису­са Хри­ста и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри!

За­ха­рия и Ели­са­ве­та про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­на; при этом Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги стра­да­ли непло­ди­ем, а это счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на Бо­жи­им на­ка­за­ни­ем. Од­на­жды во вре­мя каж­де­ния в Свя­ти­ли­ще Иеру­са­лим­ско­го хра­ма За­ха­рия по­лу­чил весть от ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, и он «бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом». За­ха­рия усо­мнил­ся, и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у них дей­стви­тель­но ро­дил­ся сын, то мла­ден­ца на­зва­ли Йо­ха­нан, что в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го зна­чит «Бла­го­дать Бо­жия». (От­сю­да и про­ис­хо­дит од­но из са­мых рас­про­стра­нен­ных хри­сти­ан­ских имен – Иоанн, Йо­ган, Ху­ан, Жан, Иван и т. д. – в за­ви­си­мо­сти от стра­ны и язы­ка.)
По­сле рож­де­ния Иоан­на к За­ха­рии воз­вра­тил­ся дар ре­чи и он стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как о Пред­те­че (Пред­ше­ствен­ни­ке) Гос­по­да.

Со­глас­но пре­да­нию (не во­шед­ше­му в Еван­гель­ское по­вест­во­ва­ние), Ирод узнал о рож­де­нии Иоан­на и на вся­кий слу­чай хо­тел убить и его (вме­сте с Виф­ле­ем­ски­ми мла­ден­ца­ми). Но Ели­са­ве­та укры­лась с мла­ден­цем в го­рах. Уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, она со сле­за­ми мо­ли­ла Бо­га о спа­се­нии, и рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра скры­ла их. А За­ха­рия про­дол­жал слу­же­ние в Хра­ме. Во­и­ны Иро­да тщет­но пы­та­лись вы­ве­дать у него ме­сто­на­хож­де­ние сы­на. То­гда они уби­ли За­ха­рию меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (воз­мож­но, имен­но он упо­мя­нут в Мат­фей 23:35). Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Юрий Ру­бан,
кан­д. ис­т. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия


Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни

7 июня Цер­ковь празд­ну­ет рож­де­ство Иоан­на Пред­те­чи, кем был тот, ко­го еван­ге­лия на­зы­ва­ют ве­ли­чай­шим вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком? По­след­ний пра­вед­ник Древ­не­го Из­ра­и­ля, о нем рас­ска­зы­ва­ет из­вест­ный биб­ле­ист Ан­дрей Дес­ниц­кий.

На сты­ке За­ве­тов

Это о нем Хри­стос ска­зал: «…из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал боль­ший Иоан­на Кре­сти­те­ля; но мень­ший в Цар­стве Небес­ном боль­ше его» (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Уди­ви­тель­ные сло­ва! Ока­зы­ва­ет­ся, все вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки усту­па­ют это­му че­ло­ве­ку, ко­то­рый вро­де бы не сде­лал ни­че­го осо­бен­но­го — про­сто при­звал на­род к по­ка­я­нию, ука­зал на Иису­са… Он не вы­во­дил на­род из раб­ства, как Мо­и­сей, и не про­из­но­сил цве­ти­стых ре­чей, как Ис­айя. По­че­му же он ока­зал­ся «боль­ше» их и в ка­ком смыс­ле мож­но по­нять это «боль­ше»?

Цер­ковь то­же при­ни­ма­ет этот мас­штаб, по­свя­щая Иоан­ну це­лый ряд празд­нич­ных и пост­ных дней: за­ча­тие (6 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю); рож­де­ство (7 июля); усек­но­ве­ние гла­вы (11 сен­тяб­ря); пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние гла­вы (8 мар­та); тре­тье об­ре­те­ние гла­вы (7 июня), не го­во­ря уже о пе­ре­не­се­нии дес­ни­цы с Маль­ты в Гат­чи­ну при им­пе­ра­то­ре Пав­ле (25 ок­тяб­ря, се­го­дня эта свя­ты­ня на­хо­дит­ся в чер­но­гор­ском го­ро­де Це­ти­нье, ку­да ее неве­до­мо как вы­вез­ли по­сле ре­во­лю­ции). На­ко­нец, его па­мять, т. н. «со­бор», от­ме­ча­ет­ся и в день по­сле Кре­ще­ния (20 ян­ва­ря). Под име­нем про­ро­ка Яхьи по­чи­та­ют его и му­суль­мане; осо­бую роль от­во­ди­ли ему в сво­ем бо­го­сло­вии са­мые раз­ные ре­ли­ги­оз­ные уче­ния и сек­ты древ­но­сти – на­при­мер, гно­сти­ки и ма­ни­хеи. И да­же зна­ме­ни­тое празд­не­ство Ива­на Ку­па­ла (его от­ме­ча­ют да­ле­ко не толь­ко на Ру­си) в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не что иное, как день рож­де­ства Иоан­на, хо­тя здесь на­вер­ня­ка ста­рин­ные язы­че­ские обы­чаи в со­зна­нии на­ро­да про­сто со­еди­ни­лись с да­той хри­сти­ан­ско­го празд­ни­ка. Иоан­на счи­та­ли и счи­та­ют сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем мно­гие об­щи­ны, го­ро­да, про­вин­ции и кор­по­ра­ции — на­при­мер, ка­над­ский Кве­бек и Маль­тий­ский ры­цар­ский ор­ден, а с ним и все ост­ров­ное го­су­дар­ство Маль­та.

Бо­лее то­го, мы чи­та­ем в Еван­ге­лии, что и при жиз­ни Иоан­на к нему сте­ка­лись тол­пы на­ро­да, у него бы­ло мно­же­ство уче­ни­ков, и да­же ду­хов­ные во­жди иуда­из­ма спе­ци­аль­но от­прав­ля­ли к нему гон­цов, чтобы спро­сить, кем он се­бя счи­та­ет. Но в чем же при­чи­на та­кой по­пуляр­но­сти?

Он — пер­вый, ко­го мы встре­ча­ем в Но­вом За­ве­те; о его за­ча­тии и рож­де­нии рас­ска­зы­ва­ет по­дроб­но еван­ге­лист Лу­ка. Его ро­ди­те­ли, свя­щен­ник За­ха­рия и его же­на Ели­са­ве­та, дол­гое вре­мя бы­ли без­дет­ны (как, на­при­мер, ро­ди­те­ли вет­хо­за­вет­но­го про­ро­ка Са­му­и­ла), и о гря­ду­щем рож­де­нии сы­на За­ха­рия узнал непо­сред­ствен­но от ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла. Во­об­ще, в его ис­то­рии мы встре­ча­ем очень мно­го де­та­лей, на­по­ми­на­ю­щих нам о Вет­хом За­ве­те, — и вме­сте с тем каж­дая из них ве­дет к но­во­за­вет­но­му От­кро­ве­нию. Со­еди­не­ние двух За­ве­тов мы ви­дим и в том, как встре­ти­лись Иисус и Иоанн, ко­гда еще каж­дый из них был во чре­ве сво­ей ма­те­ри.

Юная Ма­рия, ко­то­рой тот же ар­хан­гел Гав­ри­ил воз­ве­стил о рож­де­нии Сы­на, по­спе­ши­ла к Ели­са­ве­те, сво­ей род­ствен­ни­це пре­клон­ных лет, быв­шей уже на ше­стом ме­ся­це бе­ре­мен­но­сти. Как по­вест­ву­ет Лу­ка, «ко­гда Ели­са­ве­та услы­ша­ла при­вет­ствие Ма­рии, взыг­рал мла­де­нец во чре­ве ее» (1: 41) — кто-то счел бы это про­стым сов­па­де­ни­ем, но Ели­за­ве­та уви­де­ла в этом ра­дост­ное при­вет­ствие. Еван­ге­лист под­чер­ки­ва­ет, что это бы­ло дей­ствие еди­но­го Свя­то­го Ду­ха.

Глав­ным в Но­вом За­ве­те бы­ло слу­же­ние Иису­са, но Иоанн был тем, кто дол­жен был при­го­то­вить на­род к это­му слу­же­нию, и знак об этом был дан еще до их рож­де­ния. Имен­но по­это­му цер­ков­ная тра­ди­ция на­зы­ва­ет его Пред­те­чей, то есть «пред­ше­ствен­ни­ком».

Про­по­вед­ник но­вых смыс­лов

Да­ту на­ча­ла его про­по­ве­ди точ­но со­об­ща­ет нам Лу­ка: «пят­на­дца­тый год прав­ле­ния Ти­ве­рия ке­са­ря», то есть 28-й или 29 год н. э. Сам Иоанн жил в пу­стыне, но­сил гру­бую одеж­ду из вер­блю­жьей шер­сти и пи­тал­ся са­ран­чой и ди­ким ме­дом — то есть бук­валь­но тем, что мож­но най­ти в пу­стыне. Это, по­жа­луй, при­мер са­мо­го стро­го­го ас­ке­тиз­ма, ка­кой толь­ко мож­но най­ти во всей Биб­лии. Од­новре­мен­но это при­знак бес­пре­дель­но­го до­ве­рия Бо­гу: че­ло­век со­вер­шен­но не за­бо­тит­ся о соб­ствен­ном про­пи­та­нии, зная, что все дей­стви­тель­но нуж­ное ему по­шлет Бог.

Ас­кет и пла­мен­ный про­по­вед­ник, от осталь­ных он не тре­бо­вал ни­ка­ко­го осо­бен­но­го ас­ке­тиз­ма — толь­ко вер­но­сти Бо­гу. Од­на­жды к нему при­шли во­и­ны — а в те вре­ме­на Па­ле­сти­на бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на Ри­мом, так что для боль­шин­ства ев­ре­ев эти во­и­ны бы­ли кол­ла­бо­ра­ци­о­ни­ста­ми вро­де на­ших вла­сов­цев — и спро­си­ли, что им де­лать. Они, на­вер­ное, ожи­да­ли, что он по­тре­бу­ет от них немед­лен­но от­ка­зать­ся от со­труд­ни­че­ства с рим­ля­на­ми, ве­лит бе­жать в пу­сты­ню, по­стить­ся и мо­лить­ся це­лы­ми дня­ми… Иоанн ска­зал толь­ко: «…ни­ко­го не оби­жай­те, не кле­ве­щи­те, и до­воль­ствуй­тесь сво­им жа­ло­ва­ньем» (Лк. 3: 14) — и тем са­мым раз и на­все­гда оправ­дал для хри­сти­ан во­ин­ское ре­мес­ло. Ока­зы­ва­ет­ся, от сол­дат тре­бу­ет­ся чест­но вы­пол­нять свои обя­зан­но­сти, не при­бе­гая к на­си­лию и гра­бе­жу, и боль­ше­го с них не тре­бу­ет­ся.

Но ни­как нель­зя ска­зать, что Иоанн был так же мя­гок со все­ми. Боль­ше все­го от него до­ста­ва­лось как раз ду­хов­ным во­ждям иуде­ев, ко­то­рые пре­тен­до­ва­ли на об­ла­да­ние окон­ча­тель­ной ис­ти­ной, и эти их пред­став­ле­ния, как мы по­том не раз уви­дим из Еван­ге­лия, за­кры­ва­ли им гла­за на на­сто­я­щую Ис­ти­ну. Со­глас­но Мат­фею (3: 7), имен­но к ним об­ра­тил он сло­ва: «по­рож­де­ния ехид­ни­ны! кто вну­шил вам бе­жать от бу­ду­ще­го гне­ва?»

Впро­чем, Лу­ка (3: 7) го­во­рит, что эти сло­ва он го­во­рил при­хо­див­ше­му к нему на­ро­ду. Он стре­мил­ся не оскор­бить этих лю­дей, а об­ра­тить их к по­ка­я­нию, и для это­го он ука­зы­вал им на всю се­рьез­ность гре­ха и то­го по­ло­же­ния, в ко­то­ром ока­зы­ва­ет­ся греш­ник пе­ред Бо­гом. И за­тем он го­во­рил лю­дям о при­бли­зив­шем­ся Цар­ствии Бо­жи­ем и про­по­ве­до­вал «кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов», но, ко­неч­но же, это бы­ло не то кре­ще­ние, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся се­го­дня в хри­сти­ан­ских хра­мах. Ни­кто еще ни­че­го не знал о Кре­сте — речь шла о ри­ту­аль­ном омо­ве­нии, ко­то­рое по вет­хо­за­вет­но­му за­ко­ну пред­пи­сы­ва­лось со­вер­шать по­сле раз­но­об­раз­ных осквер­не­ний (на­при­мер, по­сле при­кос­но­ве­ния к мерт­во­му те­лу).

Но Иоанн на­пол­нил ста­рый об­ряд но­вым смыс­лом. Те­перь это бы­ло не про­сто по­вто­ря­ю­ще­е­ся ри­ту­аль­ное дей­ствие, но знак под­лин­ной пе­ре­ме­ны все­го об­ра­за мыс­ли и дей­ствий, раз и на­все­гда. По­то­му омо­ве­ние бы­ло не про­сто из­бав­ле­ни­ем от ста­ро­го гре­ха, но на­ча­лом дей­стви­тель­но но­вой жиз­ни пе­ред Бо­гом. Кро­ме то­го, Иоанн учил лю­дей, что они пред­сто­ят Ему не по­оди­ноч­ке: тот, у ко­го есть лиш­нее, дол­жен по­де­лить­ся с неиму­щим. Это не бы­ла некая пе­ре­пись иму­ще­ства с его по­сле­ду­ю­щей кон­фис­ка­ци­ей и пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем, во­все нет: Иоанн лишь по­ка­зы­вал лю­дям, как они на са­мом де­ле долж­ны жить, ес­ли ищут спа­се­ния. А уж как ко­му по­сту­пить, каж­дый ре­шал сам.

Про­об­раз рас­пя­тия

Немуд­ре­но, что к та­ко­му необыч­но­му про­по­вед­ни­ку, бук­валь­но в несколь­ких сло­вах вы­ра­зив­ше­му всю суть Вет­хо­го За­ве­та, сте­ка­лись тол­пы. Но сам он по­сто­ян­но го­во­рил лю­дям, что он не Мес­сия, ко­то­ро­го то­гда на­пря­жен­но ожи­да­ли, и да­же от­ка­зы­вал­ся на­зы­вать се­бя про­ро­ком. По­че­му? На са­мом де­ле его слу­же­ние бы­ло вполне про­ро­че­ским, и да­же Хри­стос го­во­рил, что его мож­но счи­тать про­ро­ком Или­ей, ко­то­рый, как ве­ри­ли евреи, дол­жен по­явить­ся пе­ред при­ше­стви­ем Мес­сии.

Ска­зать о се­бе «я про­рок» зна­чи­ло бы при­дать се­бе вы­со­кий ста­тус, по­тре­бо­вать для се­бя вы­со­ких по­че­стей. Для Иоан­на все это бы­ло со­вер­шен­но чуж­до, он был «гла­сом в пу­стыне» — глав­ным для него бы­ло то, что Гос­подь от­кры­вал через него лю­дям. И с са­мо­го на­ча­ла он го­во­рил о Том, Кто идет по­сле него, но был преж­де него. Ко­гда к Иоан­ну дей­стви­тель­но при­шел Хри­стос, тот сна­ча­ла не хо­тел кре­стить Его: да кто он та­кой, чтобы со­вер­шать об­ряд над Мес­си­ей? Но, мо­жет быть, имен­но это выс­шее сми­ре­ние Иоан­на ста­ло при­чи­ной то­го, что Хри­стос (един­ствен­ный раз во всем Еван­ге­лии!) ни­че­го не сде­лал сам и все до­ве­рил ему — и по­том на­звал его са­мым ве­ли­ким из рож­ден­ных же­на­ми лю­дей. И все-та­ки, до­ба­вил Хри­стос, каж­дый в Цар­ствии ока­жет­ся еще боль­ше его — так он со­гла­сил­ся со сми­ре­ни­ем Иоан­на, ни­ко­гда не ис­кав­шим ни по­че­стей, ни сла­вы.

Как Иоанн за­кон­чил жизнь, зна­ют все. Он об­ли­чал то­гдаш­не­го ца­ря за его без­за­кон­ный брак с же­ной бра­та — и царь по­са­дил его в тюрь­му. При этом он все же ува­жал Иоан­на и не ре­шал­ся при­чи­нить ему ни­ка­ко­го вре­да. Лишь хит­рая ин­три­га ца­ри­цы, да пляс­ка ее юной до­че­ри на пи­ру, да об­ро­нен­ное на­спех обе­ща­ние ис­пол­нить лю­бое же­ла­ние пля­су­ньи при­ве­ли к то­му, что царь как бы про­тив соб­ствен­ной во­ли по­ве­лел от­ру­бить Иоан­ну го­ло­ву. Но раз­ве не ви­ден и в этом эпи­зо­де про­об­раз рас­пя­тия Хри­ста, при­каз о ко­то­ром так же нехо­тя от­дал Пи­лат? По­гряз­ший во зле мир ста­ра­ет­ся от­верг­нуть тех, кто об­ли­ча­ет его, и на­хо­дит для то­го мно­же­ство спо­со­бов и ар­гу­мен­тов.

Ве­ли­чие сми­ре­ния, ве­ли­чие по­дви­га, ве­ли­чие жерт­вы — вот, по­жа­луй, глав­ный урок Иоан­на, сы­на За­ха­рии, са­мо­го ве­ли­ко­го в Вет­хом и са­мо­го пер­во­го в Но­вом За­ве­те че­ло­ве­ка.

Ан­дрей Дес­ниц­кий

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:


Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Слово в день Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущие тя.

Ну как же не недоумевать нам, как нам восхвалить достойно того, о котором Сам Господь Иисус Христос сказал, что между рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель.

Как нам восхвалить того, который выше всех святых после Пресвятой Богородицы?

Это первый из святых в Царстве Небесном.

Заслуги святых так велики, что их не можем исчислить. Что же сказать о нем, о том, кто явился миру в духе и силе Ильиной?!

Каков был дух у Илии Пророка, вы знаете: знаете, что это был пламенный дух, горевший любовью к Богу. А сила Пророка Илии тоже неописуема, ибо силой своей молитвы он остановил дождь в земле Ханаан-ской на три с половиной года и в состязании с языческими жрецами о вере он вызвал огонь с неба на жертву, политую водой.

Вот в таком духе и в такой силе пришел и Предтеча Господень Иоанн.

Св. Пророк Исаия говорит, что он тот, кого надо назвать «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40, 3).

И он исполнил эту задачу. А какова была эта задача?

Великий преподобный Макарий Египетский страну, населенную грешниками, уподобляет лесу дремучему, кустарниками колючими заросшему, уподобляет густым зарослям камыша и говорит, что в такой чаще пройти крайне трудно, надо раздвигать руками ветви, раздвигать заросли камыша.

А именно такова была страна, населенная евреями, пред пришествием Господа Иисуса Христа.

Это была страна чрезвычайно грешная, отступившая от веры в Истинного Бога и уходившая в идолопоклонство.

Это были люди, которые приносили в жертву Ваалу и Астарте своих детей, проливая кровь их.

И вот пред Предтечей Иоанном стояла задача – в этом дремучем лесу уготовить путь Господу. Такая задача никогда не возлагалась на человека, и нужны были величайшие силы духовные для того, чтобы исполнить ее.

Вспомним, что к исполнению этой задачи святой Предтеча Господень готовился, более двадцати лет живя в дикой Иудейской пустыне. Он жил один и вдали от людей, со зверями; он носил колючую одежду из войлока и спал на камнях пустыни.

Зачем это нужно было? Затем, чтобы в непрестанной молитве к Богу, в тягчайшем посте, воздержании и бдении стяжать силы, подобные силе и духу Илии. И св. Предтеча Господень стяжал такие силы.

Он потряс сердца иудеев своей проповедью на берегах Иордана. Он приготовил путь Господу этой своей проповедью, этим пламенным призывом к покаянию.

Проповедь его была так могущественна, так влияла на сердца человеческие, что толпами шел народ со всей Иудеи слушать обличения Предтечи, каяться и креститься крещением покаяния.

Это крещение было нужно для того, чтобы приготовить к истинному крещению во имя Отца и Сына и Святого Духа, которое установил Господь наш Иисус Христос.

Предтеча был совершенно бесстрашен: он не думал никогда о своей безопасности, он так строго стоял за правду, что не побоялся обличить в безобразном прелюбодеянии и беззакониях даже царя Ирода. И за это он претерпел казнь.

Не Сам ли Бог засвидетельствовал миру о его неизмеримом величии, когда послал архангела Гавриила возвестить священнику Захарии, что родится от него этот величайший из людей!

Не сказал ли архангел, что он исполнится Духа Святого еще от чрева матери своей?

Вот то, чем я своими слабыми устами восхвалю Иоанна Предтечу.

И на другом еще остановлю внимание ваше.

Когда возвестил архангел Гавриил священнику Захарии, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил, не поверил, хотя был полон веры в Бога. Хотя он и жена его Елизавета были праведны, тем не менее этот праведник не поверил.

И что же, простил ли Бог ему это колебание в вере? Нет, Он наказал его тяжелым наказанием, устами архангела повелел ему быть немым в течение девяти месяцев, до времени исполнения пророчества.

Это было наказанием праведнику за неверие.

А если праведника Господь так наказал за его колебание в вере, то что будет с нами, грешными, если вера наша не будет твердой?

Читаем у апостола Павла в Послании к евреям: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).

Ну как же можно веровать в Того, Кого не представляешь себе; как можно любить Того, в Кого не веруешь? А без веры и без любви нет возможности угодить Богу. Это запомните.

От нас требуется непоколебимая вера, вера, не смущаемая ничем.

Если когда-нибудь поколеблетесь в вере, то не оставайтесь в колебании, но смотрите, чтобы не понести за него тяжкое наказание.

Наказанный Богом священник Захария был помилован Им, и не только помилован, но получил великий дар пророчества, ибо слышали вы, что говорил он, когда родился его сын Иоанн Предтеча. Он сказал:

«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас…» (Лк. 1, 68–71).

Что это? Разве не пророчество о Господе Иисусе Христе? Разве не пророчество о Спасителе мира, Мессии?

Конечно, да, конечно, совершенно явное пророчество о пришествии Спасителя.

Вот видите, Господь не оставляет без наказания тех, кто колеблется в вере, но Господь, наказав Захарию, простил, и не только простил, но и дал прощеному великий дар Своей благодати – дар пророчества.

Поэтому, если случится вам когда-нибудь пошатнуться в вере своей, не падайте духом. Падения неизбежны в нашей христианской жизни.

Вспомните, как был Богом прощен священник Захария, отец Предтечи, и уповайте, что и вас, если покаетесь, восставит Он в вашем христианском достоинстве и подаст вам дары Своей благодати, чтобы могли вы идти дальше за Ним.

Господь поможет.

А вы верьте этому, а вы знайте, что Господь не оставит вас даже после падения вашего.

7 июля 1951 г.


Проповедь митрополита Сурожского Антония

Слово об Иоанне Предтече

Храм Иоанна Предтечи на Красной Пресне в Москве. (1968 г.)

Хочу, во-первых, приветствовать всех вас не только от своего имени, но также и от имени прибывших сюда со мной отца архимандрита Петра – настоятеля французского православного прихода в Париже, и отца Сергия – настоятеля одного из наших приходов в Англии, который является одновременно доцентом одного из английских университетов; а от всех нас, православных, приветствовать стоящего здесь на солее священника англиканской Церкви, который вместе со своим епископом привез привет, братскую любовь нашему Святейшему Патриарху и родной нам Церкви от своего народа и своей Церкви.

Хочу также сказать вам несколько слов о святом, который является покровителем вашего храма.

По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает: видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и во осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, залог которой Господь нам оставил и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может и дать.

Вспомним несколько из тех выражений, которые употреблены Христом или Евангелием по отношению к Крестителю Иоанну. Первое, что мы о нем слышим, это что он – глас вопиющего в пустыне. Пустыня это не только место ненаселенное, это место, где пусто; и так часто в человеческом сердце «пусто», в человеческой жизни «пусто». Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены, все, людской пустыней. И вот в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать. Свидетельство Иоанна Крестителя началось не словами: прежде чем вернуться к людям и говорить, прежде чем властно требовать от них, чтобы они стали достойны своего звания человека, он сам удалился в голую, жаркую пустыню и остался наедине с самим собой, лицом к лицу с самим собой перед очами Божиими.

Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти – не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами для того, чтобы прийти в себя, и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык: делается боязно – тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только, если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя, победить всё.

И вот Иоанн свыше тридцати лет пребывал одиноко в пустыне, боролся со своим сердцем, боролся со своей жизнью и вышел на проповедь и засвидетельствован Богом как величайший – но не только. Евангелие нам называет его не пророком, а ГЛАСОМ. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он ТОЛЬКО голос. Это уже не человек, который говорит: это Бог, Который вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона, не так давно умерший, говорил: Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только…

Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле. Господь не оставил его в далекой пустыне: когда Иоанн стал с Ним неразлучным, Господь послал его к людям, чтобы люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн. И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают – загораются ли они? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце – как Евангелие говорит о спутниках Эммаусских, “горело сердце” в них? Когда люди видят нашу жизнь, разве они говорят о нас, как говорили о первых христианах: Как они друг друга любят!.. Разве дивятся, слыша, видя нас, тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это не так, то мы не пошли даже путем предшественника, мы не готовы принести Христа людям, мы не готовы даже проложить Ему дорожку, чтобы Он нашел как-то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит радость людям, радость встречи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и которой никто, ничто не может отнять. Почему же? Потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет.

А вот что говорит Евангелие об Иоанне Крестителе. Свидетельствуя перед людьми о том, кто он сам есть, Креститель говорит: Мне надо умаляться, на нет сходить, для того, чтобы Он вырос в полную меру… Иоанн сам – только Предтеча; он должен открыть дверь и отойти так, чтобы о нем больше не вспомнили люди, вдруг увидев Христа и все забыв в этой радости.

Сходить на нет, приготовив путь Господень… Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-то душу, хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?

А Креститель о себе еще говорит: Я – друг Жениха… Что это за друг жениха? В древности еврейской, как и языческой, у жениха был друг, который заботился обо всем для брака и который после совершения брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был другом, потому что он умел остаться за дверью, остаться за пределом. Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна, они остались вдвоем, и он был защитник этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Все сделать, чтобы эта радость случилась, все сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти, уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за закрытой дверью?

Вот еще образ о нем, последний образ. Его умаление, его схождение на нет дошло почти до предела. Он взят в тюрьму за правдивое, честное слово. Христос остался на свободе. Он проповедует, к Нему перешли ученики Иоанновы, Он окружен Своими учениками. Он вырос в полную меру Своего земного призвания. И Иоанн знает, что на него идет смерть, что из тюрьмы он не выйдет, и вдруг его охватывает сомнение. Он, который на берегу Иордана-реки перед всеми засвидетельствовал, Кто грядущий Христос, он посылает двух своих учеников ко Христу спросить: Ты ли Тот, которого мы ожидали, или нам ожидать другого? Иначе сказать: «Ты ли на самом деле Тот, о Котором я принес свое свидетельство, или же я ошибся?»… Если он ошибся, то напрасно он погубил юные годы в пустыне, напрасно он выходил к людям, напрасно он теперь в тюрьме, напрасно он умрет, напрасно ВСЕ. Напрасно даже то свидетельство, которое он принес Христу, и он обманут Самим Богом… И колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. И Христос НЕ отвечает ему. Он не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Ученикам, вопрошающим Его, Он говорит: Скажите Иоанну, что вы видите: слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; блажен тот, кто не соблазнится о Мне… Слова, когда-то, столетиями до этого, написанные пророком Исаией. И они возвращаются с этим словом. Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, – правда ли было это или внутренняя ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать и потрясал людей, обновлял их жизнь, приводил их к новой жизни, к новизне, к весне духовной – правда это было или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего, – правда это было или нет?.. И Иоанн умер в вере и в безусловной верности.

Как часто бывает, что колеблется наша душа, что после того, как мы сделали все, что мы должны были сделать, сказали слово доброе, правдивое, сделали то, что только могли для того, чтобы другой человек ожил радостью и воскрес душой и начал жить весенней жизнью вечности, – вдруг находит колебание… Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле… Стоило ли все это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько веры, столько любви. Стоило ли все это делать?.. И Господь нам не отвечает на это свидетельством «успеха». Он нам говорит: Достаточно того, что все это была правда, что все это было добро, достаточно тебе, что ты сделал то, что надо было. В этом – все.

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от самого себя, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым; делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, «невеста» вечной жизни? А когда все это сделано, готов ли я сказать с радостью: “Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто”. Готовы ли мы на это? Если нет – как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?

Вот, будем часто-часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне

 

Июнь 6-ое 2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы вспоминаем память того человека, того великого праведника, о котором Сам Господь сказал так: «Истинно говорю вам, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель». Так Он сказал о Своем современнике, о Своем родственнике, о пророке Иоанне.

Кем же был Иоанн Креститель, Предтеча Господа Иисуса Христа? Церковь в своем богословии и песнопениях именует его печатью пророков. То есть таким пророком, который как бы запечатал пророческое служение, завершил вереницу этих богоизбранных мужей древности, которые не давали угаснуть на земле слову Божию, которые не давали возможности погрязнуть этому миру в пороках и беззакониях, которые пробуждали в людях совесть и сохраняли в их сердцах память о Боге.

Сегодня в сознании многих пророк это в первую очередь тот человек, который пророчествует о том, что произойдет в этой жизни. Но это неправильное представление о сути пророческого дара. Пророк – это не предсказатель. Пророк – это человек, которому Господь открывает Свою волю.

Конечно, откровение Божие могло касаться как будущего, так настоящего и даже давно прошедшего. Как, скажем, мы называем пророком Моисея. Но ведь он ничего не говорил о том, что будет. Он получил откровение от Бога о том, что было за миллионы лет до того, как человек появился на земле. Бог открыл ему историю творения мира, которую он записал в образной форме, как творение шести дней, чтобы это было хоть как-то приемлемо для сознания древних людей.

Но самая существенная часть пророческого служения заключалась в том, что они были глашатаями правды Божией. Это были люди, которых невозможно было купить, которых невозможно было запугать или приманить лестью. Они призывали людей к нравственному совершенству и покаянию. И последний из них был Иоанн Креститель. На нем пророческое служение завершается. После него пророков не было, и уже больше не будет никогда.

Иоанна Предтечу Господь возвеличил над всеми пророками. И это несмотря на то, что среди них были люди с колоссальным духовным авторитетом. Такие, как Моисей, Илия, Исаия и многие другие. Но Господь над всеми ними возносит имя Иоанна Крестителя, ибо его служение было совершенно особым.

И действительно, это был особый человек, особый избранник Божий. Как говорит евангелист Лука, что когда он был еще во чреве матери своей, то был предочищен Духом Святым, чтобы послужить приходу в мир Спасителя.

В чем же заключалось его служение?

Мы знаем, что одни и те же слова, произнесенные в присутствии нескольких человек, могут иметь совершенно разный результат, и результат, и отклик в сердцах человеческих. Ведь даже Сам Господь сказал об этом притчу, притчу о сеятеле. Одни воспринимают сказанное близко к сердцу, их волнуют эти слова, они берут их как направление в жизни. Другие с радостью их воспринимают, но по легкомыслию своему быстро забывают. Другие воспринимают, но суета этого мира затмевает слово Божие. У кого-то похищает дьявол.

Так вот смысл пророческого служения Иоанна Предтечи заключался в том, чтобы уготовать путь Господень. То есть расположить сердца людей к принятию слова Божия, принятию Христова учения. И кто внимал его проповеди, тех в знак покаяния, он крестил в водах реки Иордана.

Мы очень мало знаем о его жизни. Известно лишь, что он очень долго, большую часть своей жизни провел в пустыне, одевался в власяницу, питался сухой саранчой, которая называется акриды, и медом диких пчел. Для нас эта пища, конечно, странна и неприемлема, но на востоке она имела распространение и спасала жизнь многим людям, заблудившимся в пустыне.

Потом мы знаем о проповеди Иоанна Предтечи, о том, что он крестил людей, о том, что он крестил Господа Иисуса Христа, и во время этого крещения удостоился откровения великой тайны о том, что Бог – един по существу, но Троичен в лицах.

Но когда мы вспоминаем о Иоанне Крестителе, то здесь, несмотря на его избранничество от чрева матери, он предстает перед нами действительно как человек. И Евангелие честно повествует нам не только о силе Божией, но и немощи человеческой, даже среди самых великих и избранных Богом людей.

С одной стороны, Иоанн Креститель – это великий подвижник и праведник, а с другой стороны, человек, которого обуревают те же мысли и те же сомнения, которые часто обуревают и нас, простых и грешных людей.

Вот посмотрите, он был предочищен от чрева матери своей, он имел откровение свыше, он слышал голос Отца Небесного, был свидетелем явления Триединого Бога, но за обличение власть имущего царя Ирода, он попадает в темницу, и здесь им овладевают сомнения.

Он посылает к Господу Иисусу Христу своих близких и как бы переспрашивает Его через них: Ты ли Тот, Кого мы ждем? То есть, действительно ли Ты – Христос, или нет? Не правда ли странно. И это проявление человеческой немощи, которая свойственна абсолютно всем людям, даже находящимся на высоте духовного развития.

Господь через посланных отвечает ему следующим образом. Он говорит: Скажите Иоанну, что слепые видят, хромые ходят, мертвые воскресают, нищие благовествуют, и блажен кто не усомнится обо Мне.

Люди пришли, передали ему слова Христа, которые подкрепили Иоанна Крестителя в его испытаниях. Жизнь он свою завершил немного раньше, чем Господь, и завершил ее тоже мученически. И как раз сегодня мы и вспоминаем это событие, которое так и называется Усекновение главы Иоанна Крестителя. Мы знаем, что послужило причиной его казни. Это злоба жены Ирода, которую звали Иродиада.

Было это следующим образом. Во дворце был пир. Дочь Иродиады и падчерица Ирода стала танцевать. И, видимо, этим импульсивным восточным танцем она так подействовала на царя Ирода, да плюс еще разгоряченного вином, что он перед всеми поклялся дать ей все, что она ни пожелает, даже до полцарства. Дочь в выборе подарка посоветовалась с матерью, и та, я уж не знаю, конечно, как она ее убедила, но сказала, чтобы та просила голову Иоанна Крестителя. Дочь передала царю вот такую просьбу.

Конечно, Ирод, явно, не ожидал такого поворота события, но побоялся, побоялся нарушить данную им клятву, и повелел отрубить Иоанну Крестителю голову. Приказ тут же был исполнен. Отрубленную голову Иоанна Крестителя положили на блюдо и в таком виде передали падчерице Ирода, а она уже отдала ее своей матери.

Вот такая история. И что больше всего поражает в этой истории… Ведь посмотрите, человек может получить все, что хочет, любые блага, то, к чему люди всю жизнь стремятся, они достигают. Скажи только слово, и тебе все дадут. Да, Ирод поклялся. И что же она выбирает? Что оказывается важнее? А вот самым важным для нее, я имею в виду для Иродиады, оказывается удовлетворение мстительного чувства, чувства ничем не сдержанной и ничем необузданной злобы.

И ведь если бы это был какой-нибудь исключительный случай в истории. Но, к сожалению, злость пожирает наш мир и ненависть торжествует. Сегодня мы находимся под воздействием и впечатлением тех страшных событий, которые недавно произошли в нашей стране. Давайте подумаем, какова была мотивация у преступников? Что они хотели? Денег заработать? Власти достичь? Или еще чего-либо?

Да ничего подобного. Только одна мотивация. Безудержная злость и ненависть к роду человеческому. Осатанелость. И ради выплеска своей ненависти они не то, что от полцарства отказываются, они от собственной жизни отказываются. Себя взрывают только лишь для того, чтобы причинить боль другим. И сегодня это стали понимать многие люди, которые не знают ни богословия, ни Священного Писания, но горьким опытом своей жизни дошли, домыслили, что они стоят перед стеной. И либо надо найти путь, чтобы обойти эту преграду, либо она их раздавит.

Если чувство любви сближает нас с источником любви, с Богом, то чувство злобы уподобляет людей носителю этой злобы дьяволу. А потому тех, кто ему уж очень уподобился, и людьми-то сложно назвать.

Мы часто слышим, что религиозная вера это личный выбор каждого человека, не стоит никому навязывать христианские идеалы, человек сам разберется. Ну хорошо, если разберется, а если не разберется, что тогда? А вот когда люди отходят от Господа, то это, конечно, их личное дело. Но только жить-то плохо становится всем.

И пусть молитвы Иоанна Предтечи укрепят нас в борьба со злом и искоренят его в первую очередь в наших сердцах и наших мыслях. Аминь.

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского)

Слово в день Рождества Иоанна Предтечи

Светлый и радостный праздник установила, братие, святая Церковь в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Светло он праздновался прежде у русского народа, светло празднуется во многих местах и ныне. Что же особенно радостного в празднуемом ныне событии рождении Предтечи и о чем оно особенно должно напомнить нам? В частности, о чем явление великого духом жителя пустыни должно напоминать современным людям…


Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

День Рождества св. Иоанна Предтечи

День рождения великаго Предтечи Господня весьма замечателен по одному тому, что самое рождество его было необыкновенное и чудесное, что оно было плодом усердных, целожизненных молитв его родителей, наградою их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Праведны и благочестивы были св. родители Предтечи Господня…


Проповедь преподобного Феодора Студита

Слово на рождение святого пророка Предтечи Крестителя

Если бы наше слово было подобно многогласному соловью, благозвучно поющему в весеннюю пору, то едва ли оно и в таком случае было в состоянии воспеть великий глас истины, рождающийся ныне; но так как наше слово и косноязычно и весьма незвучно, то как оно воспоет великую славу пророков, как прославит похвалу апостолов, как восхвалит чудо мучеников? И на то следует обратить внимание…


Митрополит Симон (Новиков)

Слово на Рождество Иоанна Предтечи

Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф.3,2).

Так взывал к народу, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, память которого Святая Церковь празднует сегодня.

Несколько раз в годовом круге Церковь Святая совершает память этого великого Угодника Божия. Чествованию его посвящается и вторник каждой недели.

Сегодня мы собрались в этот святой храм,  чтобы  вместе с Церковью прославить Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Прежде неплоды днесь Христова Предтечу  раждает, и Той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча» (Кондак Рождества святого Иоанна Крестителя).


Источник: https://azbyka.ru/days/2018-07-07

(1676)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *