Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова: О вере Авраама

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О вере Авраама

Мф.7:21-23, Рим.4:13-25.

Апостол Павел говорит, что вера человеку вменяется в праведность, и указывает на святого праведного Авраама, как на замечательный пример веры в Бога. Апостол даже называет Авраама «отцом всех верующих» (Рим.4:11). Вера, это первая добродетель. Без веры угодить Богу невозможно. Да никто и не будет выполнять Божьи заповеди, если сначала не уверует, что Он вообще есть, и что Ему не безразличны ищущие Его (Евр.11:6).

Вообще вера не есть что-то необыкновенное. На вере строятся все отношения между людьми. Мы живем с человеком под одной крышей, делаем одно дело, – потому что верим, что он не причинит зла и не оставит в трудную минуту. Так и отношения человека с Богом строятся на вере. С самого начала, как Бог сотворил первых людей, Он окружил их великими дарами. И люди, принимая эти дары, должны были верить только в то, что впереди их ожидают дары еще большие. И верить тогда было очень легко. Потому так и ужасен грех неверия, который допустили первые люди. Грех сразу исказил как самого человека, так и весь мир. И если для Адама вера была нормальным делом, а неверие – противоестественным, то для Авраама, который жил несколько тысячелетий спустя, вера стала уже настоящим подвигом, которому не устаем удивляться. Авраам, по повелению Божию, оставил родную землю, оставил близких и отправился в незнакомую страну. Он не усомнился, когда Бог обещал, что от него и от Сарры, почти уже столетних, родится сын. Не поколебался Авраам и когда Бог повелел ему принести этого долгожданного сына в жертву всесожжения. Неверующий скажет: «Какое неразумие – уходить из родной земли навстречу неизвестности! Какая нелепость – ждать, что от столетних родится ребенок! И особенно – какое изуверство – зарезать и сжечь собственного сына»!

Читать далее Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова: О вере Авраама

(111)

Кем и когда установлено, что священник не вправе разглашать тайну исповеди?

Вопрос священнику: Кем и когда установлено, что священник не вправе разглашать тайну исповеди?

Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.


Чтобы ответить на данный вопрос, сначала стоит разобраться с самим понятием тайной исповеди. Издревле, еще с первых веков христианства исповедь в Церкви совершалась не совсем так, как это кажется привычным для нас. В Древней Церкви, во времена святых апостолов, исповедь была не тайной, а публичной: верующий каялся в своих грехах в присутствии всей общины. Такая практика объяснялась, прежде всего, тем, что община всегда воспринималась как евхаристическая единица – «Тело Христово», а каждый ее член, соответственно, был членом этого Тела. Все, что совершал один верующий, отражалось не только на его личной жизни, но и на жизни всей общины, а потому и грех воспринимался не столько в личной плоскости, сколько в отношении полноты церковной общины.

Время введения в жизни Церкви тайной исповеди точно определить сложно. Известно, что уже в III веке священномученик Мефодий Патарский советовал своим чадам как можно чаще раскрывать свои грехи перед священниками, чтоб не доводить до исповеди публичной, что, по-видимому, указывает именно на существование параллельно практики частной исповеди. В этом отношении хорошо известен принцип Блаженного Августина – святого, жившего в V веке: грехи, совершенные тайно, исповедуются тайно, а те грехи, что совершены публично, нужно публично и исповедовать. К последним можно отнести, например, разбой, воровство и т. п.
Читать далее Кем и когда установлено, что священник не вправе разглашать тайну исповеди?

(100)