Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества.
В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого.
Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов.
В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз и гарнизонов, где совершали богослужения в гарнизонных храмах, специально отведённых для молитвы военнослужащих. Они не были подотчётны местным архиереям, а находились в непосредственном ведении Святейшего Синода через армейского обер-священника (главного священника) и обер-иеромонаха флота.
Самой почётной военной наградой империи был орден святого Георгия Победоносца. Эту награду невозможно было получить штабным офицерам. Она не давалась за выслугу лет. Учреждённый в 1769 году императрицей Екатериной Великой орден мог быть вручён исключительно за подвиги на поле боя, поэтому особенно ценился военными.
Офицерский орден имел три стандартные для Российской империи составные части: звезду ордена с девизом «За службу и храбрость», орденскую ленту из перемежающихся чёрных и оранжевых полос, символизирующих пороховой дым и огонь сражений, а также белый орденский крест с медальоном в центре, на котором изображали подвиг святого Георгия Победоносца, копьём поражающего змия. Офицерский крест имел 4-е степени, вручавшихся последовательно, от младшей к старшей.
Позднее к офицерскому ордену добавились: офицерское георгиевское оружие (оно же «золотое оружие», или оружие «за храбрость»), солдатский георгиевский крест 4-х степеней, солдатская георгиевская медаль «за храбрость» 3-х степеней и иерейский наперсный георгиевский крест, которым награждали отличившихся в боях представителей духовенства.
Конечно, священнику не подобает держать в руках оружия, но никто и никогда не запрещал ему держать в руках крест. Держать над собой и вести за ним, как за знаменем, русское воинство, исполняя завет Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
О таких священниках, награждённых орденом святого Георгия Победоносца (всего в истории известно 18 награждений священников этим орденом) и будет нижеследующий рассказ.
Пресвитеры — кавалеры офицерского ордена святого Георгия Победоносца
Священник 19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский был награждён орденом святого Георгия 4-й степени за участие в сражениях Отечественной войны 1812 года.
Во время боя с французами под Витебском 15 июля 1812 года он шел с крестом впереди русского воинства. Благословляя однополчан в самом жарком огне, здесь же, на поле битвы, исповедовал и причащал Святыми Тайнами тяжелораненых и умирающих воинов. Будучи сам ранен осколком ядра, а затем контужен вражеской пулей, попавшей в святой крест, который он держал в руках, пастырь всё же не покинул поля боя, продолжая ободрять солдат.
В сражении под Малым Ярославцем 31 октября 1812 года священник Василий вновь шёл впереди полка с крестом в руках и примером личного мужества поощрял солдат крепко стоять за Родину. В этом бою отец Василий был ранен в голову пулей.
Вследствие тяжелых ран и контузии доблестный пастырь не вынес трудностей далекого похода и скончался во Франции 24 ноября 1813 года.
Священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский отличился во время войны с Турцией в 1829 году при штурме города Рахова.
В полном облачении священник вместе с воинами переправился на лодке через Дунай, где они с боем взяли неприятельскую батарею. При этом священника тяжело ранило пулей в голову, с повреждением челюстей и языка.
Государь пожаловал герою орден Святого Георгия 4-й степени, пожизненный пансион ежегодно по 500 рублей и повелел Святейшему Синоду определить его служить к Петергофской дворцовой церкви.
Протоиерей Могилевского полка Иоанн Пятибоков также получил орден Святого Георгия 4-й степени. Он прославился на поле брани при штурме турецких батарей на Дунае в 1854 году.
Потеряв многих командиров в тяжёлом сражении, русские войска дрогнули и смешались. Тогда отец Иоанн, возложив на себя епитрахиль и взяв в руки крест, выступил вперед солдат и громко провозгласил: «С нами Бог, ребята, и да расточатся враги его… Родимые, не посрамим себя! Сослужим службу во славу святой церкви, в честь Государя и на утешение нашей Матушки России! Ура!!!» и первым устремился на врагов.
Воодушевленные примером своего духовного отца, солдаты дружным натиском вступили в бой. Священник одним из первых взошел на стены укрепления, причем получил две контузии в грудь: от креста была отбита пулею левая сторона, а бывшая на отце Иоанне епитрахиль была разорвана картечью. Геройский штурм турецких укреплений кончился полной победой над врагом.
Иеромонах 45 флотского экипажа Иоанникий (Савинов) совершил подвиг в ночь с 10 на 11 марта 1855 года во время Крымской войны и был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
В момент смятения русских воинов иеромонах в епитрахили и с поднятым крестом громко запел тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему на сопротивныя даруй».
Вдохновленные пастырем, русские бойцы вышибли французов из второй и третьей линий траншей.
Видя успех борьбы, иеромонах Иоанникий обратил все свое внимание на раненых воинов, своих и неприятельских: одним подавал помощь на месте, других отправлял на перевязочный пункт, пока от тяжелой контузии не потерял сознание.
Священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Стефан Щербаковский был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени «за доблестный подвиг мужества и неустрашимости, совершенный в Тюренченском бою 18 апреля 1904 г. с японцами».
После того, как были убиты все офицеры полка, с крестом в руках священник поднял в атаку остатки своей военной части, которые отбили сопку и дали возможность выйти из окружения другим частям армии.
Несколько раз раненый, он не покинул поля сражения и был взят в плен. Впоследствии, японцы, узнавшие о его подвиге, с почестями вернули отца Стефана на Родину. В этом тяжелейшем бою рядом с полковым батюшкой до конца оставался унтер-офицер, церковник полковой церкви Перч, перевязывавший раны священника.
Командующий армией генерал-адъютант Куропаткин наградил Перч 100 рублями и представил его к георгиевскому кресту 4-степени.
Позже священник Стефан Щербаковский отличился в боях у деревни Ваббельн, деревни Каушен во время Первой Мировой войны. Помимо ордена святого Георгия 4-й степени его наградили орденом святого Владимира 4-й степени с мечами, орденом святой Анны 2-й степени с мечами, золотым наперсным георгиевским крестом, орденом святого Владимира 3-й степени с мечами и орденом святой Анны 1-й степени.
Остальные 13 награждений священников орденом святого Георгия Победоносца состоялись во время небывалой по тяжести боёв Первой Мировой войны.
Иеромонах линейного заградителя «Прут» Антоний (Смирнов) геройски погиб 16 октября 1914 года.
Когда «Прут» во время боя начал погружаться в воду, 70-летний старец отец Антоний стоял на палубе и осенял святым крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью.
Ему предлагали сесть в шлюпку, но он отказался, чтобы спастись мог кто-нибудь из моряков. После этого он спустился внутрь корабля, надел облачение, вышел на палубу с крестом и Евангелием в руках, благословил своих пасомых и осенил их крестом, а затем вновь опустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой…
Протоиерей 7-го Финляндского стрелкового полка Сергей Соколовский, ободряя солдат, был ранен ружейной пулей в бедро 1 марта 1915 года. За своё геройское поведение под огнём он был представлен командиром 7-го Финляндского полка к ордену святого Георгия Победоносца 4-й степени.
Вторую половину войны протоиерей Сергей Соколовский вместе со своим полком воевал на французском фронте, прозванный французами за свою храбрость «легендарным священником». Он был дважды ранен, во второй раз с потерею кисти правой руки.
В 1916 году его удостоили также ордена Почетного легиона и Военного креста Франции за участие в атаке сводной роты 6 полка на германскую позицию для захвата пленных. При выполнении задания протоиерей был ранен в руку и в бок с повреждением легкого.
Священник 9-й драгунского Казанского полка Василий Шпичек возглавил атаку кавалеристов на австрийцев и был награжден орденом святого Георгия 4-й степени.
С криком: «За мной, ребята!» он понесся вперед от замерших в нерешительности всадников. За ним бросилось несколько офицеров, увлекая за собой весть полк. Атак была чрезвычайно стремительной, противник бежал и полк одержал победу.
Иеромонах 3-го Гренадерского Перновского полка Амвросий с горячим пастырским словом и со святым крестом, являя собой пример истинной храбрости, сумел остановить бегство солдат своего полка от неприятеля 24 июня 1915 года.
Воодушевленные своим пастырем, перновские гренадеры в решительную минуту ударили в штыки, чем окончательно опрокинули противника с большими для него потерями. Отец Амвросий во время атаки погиб.
Священник 5-го Финляндского полка Михаил Семенов, иеромонах 209-го пехотного Богородского полка Филофей, а также полковой иеромонах Евтихий (Тулупов),погибший в бою 9 июля 1915 года под деревней Можейканы, были награждены орденом святого Георгия Победоносца 4-й степени к лету 1915 года.
В январе 1916 года к ордену были представлены священник 42-й артиллерийской бригады Виктор Кашубский за выдающееся исполнение им пастырских обязанностей и священник 217-го Ковровского полка Владимир Праницкий.
«За военные отличия и выдающиеся геройское исполнение пастырских обязанностей» ордена святого Георгия удостоился протоиерей 6-го Финляндского стрелкового полка Андрей Богословский.
Протоиерей 154-го пехотного Дербентского полка Павел Смирнов после двух неудачных, атак полка лично, с крестом в руках, повёл батальон своего полка на штурм сильнейшего турецкого укрепления у селения Тарходжа.
Укрепление было взято русскими солдатами штурмом, а отец Павел Смирнов во время атаки был тяжело ранен.
Священник 439-го пехотного Илецкого полка Михаил Дудицкий отличился в боях 10-12 января 1917 года у стыка Ронских дорог до реки Аа, за что и был пожалован орденом святого Георгия Победоносца 4-й степени.
Под сильным артиллерийским огнем противника, когда полк понес большие потери, как в нижних чинах, так и в офицерском составе, отец Михаил обошел позиции войск, ободряя и воодушевляя людей.
Позже, когда высланная из резерва на поддержку 6-я рота, потеряв при своем движении всех офицеров, рассеялась по лесу, священник под сильнейшим огнем собрал всю роту и лично отвел ее в передовые окопы, оказав этим помощь боевой части, на которую наседал неприятель.
12 января он же повел полуроту 438-го пехотного Охтенского полка под сильнейшим огнем противника, довел ее до передовых цепей, где вместе со всеми бойцами перешел в контратаку, отбросив наседавших во много раз превосходивших по численности немцев, после чего передал командование прибывшему офицеру.
Во время атаки отец Михаил Дудицкий был ранен разорвавшимся артиллерийским снарядом.
Священник Черноярского пехотного полка Александр Тарноуцкий был награждён орденом святого Георгия 4-й степени 31 августа 1917 года.
В бою 19 октября 1916 года в районе деревни Юльяновки, когда окопы среднего участка Черноярского пехотного полка были заняты противником, а большинство офицеров погибли или получили ранения, священник собрал остатки отошедших рот и с крестом в руках, под сильным ружейным и пулеметным огнем, повел их в атаку.
Воодушевленные его примером самоотверженные роты, после упорной штыковой схватки выбили противника с наших позиций и восстановили фронт, однако батюшка был смертельно ранен во время этой контратаки.
Кроме того, ещё один священник во время Первой Мировой войны был награждён солдатским георгиевским крестом 4-й степени (Знаком отличия военного ордена святого Георгия Победоносца). Им стал священник 245-го Бердянского полка Василий Островидов.
В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра великого.
Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов.
В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз и гарнизонов, где совершали богослужения в гарнизонных храмах, специально отведённых для молитвы военнослужащих. Они не были подотчётны местным архиереям, а находились в непосредственном ведении Святейшего Синода через армейского обер-священника (главного священника) и обер-иеромонаха флота.
Самой почётной военной наградой империи был орден святого Георгия Победоносца. Эту награду невозможно было получить штабным офицерам. Она не давалась за выслугу лет. Учреждённый в 1769 году императрицей Екатериной Великой орден мог быть вручён исключительно за подвиги на поле боя, поэтому особенно ценился военными.
Офицерский орден имел три стандартные для Российской империи составные части: звезду ордена с девизом «За службу и храбрость», орденскую ленту из перемежающихся чёрных и оранжевых полос, символизирующих пороховой дым и огонь сражений, а также белый орденский крест с медальоном в центре, на котором изображали подвиг святого Георгия Победоносца, копьём поражающего змия. Офицерский крест имел 4-е степени, вручавшихся последовательно, от младшей к старшей.
Позднее к офицерскому ордену добавились: офицерское георгиевское оружие (оно же «золотое оружие», или оружие «за храбрость»), солдатский георгиевский крест 4-х степеней, солдатская георгиевская медаль «за храбрость» 3-х степеней и иерейский наперсный георгиевский крест, которым награждали отличившихся в боях представителей духовенства.
Какими георгиевскими наградами жаловали духовенство и почему?
Священников, награждённых орденом святого Георгия Победоносца за всю историю Российской империи насчитывается всего 18 (пятеро до Первой мировой войны и тринадцать во время Первой мировой), так как эта награда сразу возводила человека в потомственное дворянство, что не всегда было удобно для особ духовного звания. Ещё одного священника во время Первой Мировой наградили солдатским георгиевским крестом (по другим данным, солдатских георгиевских крестов удостоились четыре священника, и ещё десять — георгиевских медалей «За храбрость»).
Смелых пастырей, не боящихся «положить душу свою за други своя», в русской армии было очень много. И их за проявленное мужество, по преимуществу, награждали наперсными георгиевскими крестами, которые были учреждены императором Павлом I в 1797 году.
Золотые кресты на георгиевской ленте на оборотной стороне имели надпись «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием», вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18.»
До Русско-Японской войны 1904-1905 годов состоялось 111 награждений георгиевскими наперсными крестами, а во время этой войны — ещё 83. Но самое большое число награждений георгиевским наперсным крестом было произведено в годы Первой мировой, когда его удостоились 248 священников. Таким образом, за весь период 1790-1917 годов этой награды удостоились 442 священника (по иным данным 538 священников).
Пастыри, пожалованные золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, пользовались особым уважением, не только среди военных, но и во всех слоях русского общества. Кресты из Кабинета Е.И.В. выдавались награжденным лицам бесплатно, так как, во-первых, они имели статус Высочайшего подарка, а во-вторых, статус георгиевской награды, за которую деньги с награждённых никогда не взыскивались.
Так как военные священники, в силу своего положения, чаще епархиальных подвергали свою жизнь опасности, то их было больше и награждено. Однако, были случаи награждения наперсным георгиевским крестом и епархиальных священников. Например, в Крымскую войну были награждены несколько иеромонахов Соловецкого монастыря.
Примеры пресвитеров, награждённых за доблесть наперсным георгиевским крестом
Священник Полоцкого мушкетёрского полка Трофим Куцинский был одним из первых священников в русской армии награждён золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Награда была вручена после войны за мужество при взятии в 1790 году турецкой крепости Измаил, чуда фортификационного искусства французских военных инженеров.
Во время штурма крепости, когда погиб командир полка, а многие его офицеры были убиты или ранены, солдаты дрогнули. Тогда впереди полковой колонны встал отец Трофим и, с крестом в руке, повел воинов в атаку. После победы Суворов в письме генерал-фельдмаршалу светлейшему князю Потемкину о ходе боя и взятии крепости сообщал: «Сегодня у нас будет благодарственный молебен. Его будет петь Полоцкий поп, бывший с крестом перед сим храбрым полком».
Священник гвардейского Кавалергардского полка Михаил Гратинскийполучил свой наперсный георгиевский крест, как герой Отечественной войны 1812 года и участник Бородинского сражения.
После отступления русской армии к Москве, отец Михаил, не успел покинуть Первопрестольную до её взятия войсками Наполеона. Тогда он решил доступными средствами бороться с захватчиками.
3 сентября он собрал людей в церкви и провел молебен о даровании «победы русскому христолюбивому воинству и об изгнании врага», а затем ежедневно проповедовал в уцелевших церквях Москвы, призывая народ к беспощадной войне с поработителями. Слух о храбром священнике быстро распространился среди немногих оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на опасность кары со стороны захватчиков, всегда собиралось множество верующих.
Священник 160-го Абхазского пехотного полка Феодор Михайлов был пожалован георгиевским наперсным крестом в ходе войны Русско-Турецкой войны 1877−1878 годов в составе Кавказской армии.
Во время боя батюшка не боялся находиться в передовых шеренгах бойцов, а если полк выводили из боя, отец Феодор шел в передовые шеренги других полков. Среди солдат, которые горячо любили своего батюшку, ходила молва, что пули его не берут.
За отличие в боях под Эрзерумом отец Феодор был произведен в протоиереи. Также, помимо георгиевского наперсного креста, его самопожертвование было отмечено орденами святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами и многими медалями. Боевых наград было у отца Феодора так много, что он из скромности стеснялся их все надевать…
Священник легендарного крейсера «Варяг» Михаил Руднев также был награждён золотым наперсным крестом на георгиевской ленте.
Во время боя отец Михаил ходил по залитой кровью палубе, напутствуя умирающих, оказывая помощь раненым,воодушевляя сражавшихся и словно бы не замечая взрывов, пролетающих мимо снарядов, шрапнели и осколков.
Но наиболее уникальной военной наградой стала панагия на Георгиевской ленте. Она была вручена в годы Первой мировой войны и всего дважды. Ношения на груди георгиевского образа Пресвятой Богородицы удостоились: епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) 26 февраля 1915 года, а также епископ Кременецкий Дионисий (Валединский) 1 июля 1916 года.
Заключение
Согласно законам Российской империи, священники не имели права носить за богослужением никаких светских знаков отличия, но это положение не распространялось на заслуженные кровью георгиевские награды: «Высочайше повелено, чтобы духовные лица при совершении богослужения в священном облачении не носили светских знаков отличия. Исключение из сего правила допускается лишь для знаков ордена Св. Великомученика Георгия, наперсных крестов на Георгиевской ленте, жалуемых за военное время, и для таковых же крестов, пожалованных в память войны 1853−1856 годов».
Тысячи иностранцев оставили восхищённые воспоминания о стойкости русского солдата и боевом духе русской армии. А объяснялись эти стойкость и боевой дух упованием на Бога, которое веками возгревали в русских воинах полковые и флотские священники. Во многом, именно их самоотверженному служению русские воины обязаны своими победами. И очень хорошо, что сегодня институт военного духовенства возрождается и духовные потомки «священников святого Георгия» прошлых веков вновь могут напутствовать русских солдат словом и личным примером!
Андрей Сегеда
По материалу военного историка, заслуженного работника культуры России Ю.А. Фабрики «Военные священники — кавалеры ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия». Вестник Новосибирской митрополии. Издание Новосибирской епархии Русской Православной Церкви. – Новосибирск. – 2013. — № 6.
С использованием материалов «Георгиевские кавалеры в рясах. Возможно ли такое?«, «Георгиевские отличия священников«, «Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте» и других источников.
Источник: https://pravoslavie.fm/
(147)