Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святая мученица Акилина

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святая мученица Акилина

(Уроки из ее жизни: любовь к молитве и терпение суть великие добродетели христианина)

I.

Рано созрела для высшего духовного подвига душа двенадцатилетней св. муч. Акилины, память коей совершается ныне, подготовленной к подвигу христианским воспитанием, которое она получила от своих родителей (живших в III-м столетии в Финикийском городе Библосе или Вивлосе). Достойный плод принесли внушения христианския, которыми поспешили боголюбивые люди прежде всего напитать душу дитяти своего с самого раннего возраста. И благо им, что не пренебрегли они этим святым делом, не откладывали его до неизвестных будущих дней. Они скончались, но десятилетняя их сирота успела уже восприять в душу свою веру Христову, залог жизни бессмертной, залог и соединения с родителями в вечном Божием царстве…

Итак, десяти лет от роду Акилина осталась сиротою. Хотя и жила она в городе, где было уже не мало христиан в конце III-го столетия, но между ее подругами многия были детьми язычников. Акилина, хорошо помнившая наставления своей матери, была внимательна и усердна к исполнению их; «особенно любила она молиться Богу», любовь к Которому мать умела вкоренить в ее сердце с первым пробудившимся в нем сознанием. Можно себе представить, как поражена была молодая христианка, когда узнала, что подруги ее не знают истинного Бога, что им внушается боготворение идолов. Она старалась убедить их в ложности такого почитания; она постоянно говорила им о Том Боге, Которому сама научена была поклоняться, и о христианском учении, в котором возростили ее ее родители…

Между тем в это время (293 г.) происходило жестокое гонение на христиан. Однажды, услыхав разговор Акилины с ее подругами о Христе, один язычник, находившийся на службе у римского правителя, донес ему на Акилину, которой тогда было 12 лет. Правитель (Волузиан) призвал к себе Акилину и потребовал от нея принести жертву богам, грозя ей мучениями, если она не исполнит его воли. Но она решительно отказалась. Вразумленная свыше, она с не детским разумом опровергала поклонение идолам.

Читать далее Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святая мученица Акилина

(28)

Можно ли поздравлять инославных и иноверных с их праздниками?

Вопрос священнику: Можно ли поздравлять инославных и иноверных с их праздниками?

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.


Страна у нас многонациональная, и, естественно, монорелигиозной она быть не может. Представители разных национальностей и религий сосуществуют в рамках одного общества, взаимодействуя на бытовом и рабочем уровнях, постоянно соприкасаясь в подъездах и офисах, в магазинах и транспорте. Дети разных национальностей и разного вероисповедания ежедневно встречаются во дворах и на детских площадках, в детских садах и школах. Навыком спокойного и бесконфликтного сосуществования мы обладаем уже очень давно. Так сосуществовали наши родители и родители родителей. Поэтому смешанными семьями никого не удивишь, а дружба между людьми разной национальности и веры – явление настолько нормальное, что никому и в голову не придёт, что может быть как-то иначе.

Однако, вы не поверите, бывает. Во всяком случае, вопросами вроде «как мне быть, когда мои родственники-католики приглашают нашу семью к себе на Рождество?» или «оставаться ли мне в офисе, когда коллега угощает на Ураза-байрам?», нашего брата удивить сложно. Да и просто необходимость поздравить с праздником иноверца нередко воспринимается верующими как проблема.

С одной стороны, всё вроде как ясно и понятно: для нас, христиан, религиозные праздники иноверцев никакого значения не имеют. Примерно то же самое можно сказать и о праздниках других христианских конфессий для православных. Мы живём среди людей, с уважением относимся ко всякому человеку, к его праву быть непохожим на нас, в том числе и к его вере. Естественно, такое отношение предполагает взаимность со стороны этого самого другого человека. То есть он точно так же уважает наше право быть собой и, естественно, нашу веру. Таким образом, у каждого свои праздники и всем хорошо.

Но всё дело в том, что иной верующий в своей ревности легко спорит с очевидным и борется с безобидным и неопасным. Поздравление иноверцев с их праздниками как раз к этому разряду и относится.
Читать далее Можно ли поздравлять инославных и иноверных с их праздниками?

(18)

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова: О дубе и о желудях

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О дубе и о желудях

Мф.5:20-26.

Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). И это в первую очередь относится к деланию того, что называется «добром». А «без Меня» – означает не только «без Моей помощи», но и «без Моего повеления». А прежде всего – «без познания Меня».

Бог сначала вывел Свой народ из рабства со многими знамениями и чудесами, и только потом сказал: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А когда Он еще более приблизился к людям, Сам стал Человеком, жил рядом с людьми,– тут Он и законы дал более глубокие, сказав: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Чем ближе Бог, тем, разумеется, ближе к Нему должен быть и человек. Поэтому и говорит Господь Своим новозаветным слушателям: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (то есть ветхозаветных праведников, воспитанных на прежнем, менее полном откровении Бога), «то вы не войдете в Царство Небесное».

Так Господь учил Свой народ, с которого должно было начаться спасение и всех остальных народов. Но и о тех Он никогда не забывал. И хотя они не видели всего, что дано было видеть народу израильскому, но Дух Святой устами Апостола свидетельствует: «что можно знать о Боге, явно для них: потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны». Вот, Богодухновенный Апостол указывает на весь мир, как на откровение Божие, как на величайшее чудо, где на всем – печать единого Творца. Апостол утверждает, что видящие творение и не познавшие Творца – безответны, не могут иметь никаких оправданий. Среди язычников всегда были люди, которые правильно учили о Боге. Один греческий мудрец задолго до пришествия Христова говорил: «Один есть Бог, ни видом, ни мыслию не похожий на смертных; Он весь – зрение, весь – слух, весь – мысль, и без труда Он господствует над миром Своим умом».

Читать далее Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова: О дубе и о желудях

(97)

Андрей Сегеда: «Георгиевские» священники

Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества.


В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого.

Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов.

В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз и гарнизонов, где совершали богослужения в гарнизонных храмах, специально отведённых для молитвы военнослужащих. Они не были подотчётны местным архиереям, а находились в непосредственном ведении Святейшего Синода через армейского обер-священника (главного священника) и обер-иеромонаха флота.

Самой почётной военной наградой империи был орден святого Георгия Победоносца. Эту награду невозможно было получить штабным офицерам. Она не давалась за выслугу лет. Учреждённый в 1769 году императрицей Екатериной Великой орден мог быть вручён исключительно за подвиги на поле боя, поэтому особенно ценился военными.
Читать далее Андрей Сегеда: «Георгиевские» священники

(147)