Владимир Басенков: СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ АННА КАШИНСКАЯ

Слабая женщина с сильным характером, она перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, далеко не сразу святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. Святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня она сияет нам светом святости из глубины веков.


Дни памяти12 июня (Перенесение мощей и второе прославление), 21 июля (Обретение мощей), 2 октября

Из рода княжеского

Точная дата рождения княгини Анны неизвестна, но приблизительно исследователи называют годом появления святой на свет промежуток между 1278–1279 годами. Происходила Анна из рода ростовских князей. Отцом княгини был Дмитрий Борисович Ростовский, а дедом – известный Борис Василькович, «печальник земли Русской», почти всю жизнь проживший в Орде. Борис Василькович выступал послом доброй воли и заступником перед ханами за родную землю, силой убеждения останавливая жестоких ордынцев от набегов, грабежей, разорений и казней. Ростовские князья отличались глубокой верой и добрым нравом. Борис Василькович дружил с ордынским царевичем Петром, принявшим Крещение и переехавшим в Ростов. Они даже стали побратимами, а дружба их потомков продолжилась и после смерти товарищей.

Происходившей из знатной, а к тому же благочестивой семьи девушке требовался жених не просто одного звания, но и духа. После смерти отца Анна выходит замуж за тверского князя Михаила, знаменитого святого Русской Церкви, прославленного в лике благоверных. Венчание молодоженов состоялось в день именин жениха, в ноябре 1294 года, на память Михаила Архангела. Возможно, брак благочестивой четы пребывал бы в мирном христианском спокойствии, если бы не ряд испытаний, выпавших на долю Михаила и Анны.

Многи скорби праведным

Иначе, как известными словами из псалма, нельзя озаглавить череду испытаний, выпавших на долю святой Анны Кашинской. Уже через полгода после заключения брачного союза молодая семья наблюдала за страшным пожаром, охватившим Тверь, а спустя три года и княжий терем сгорел дотла. Михаил едва спас Анну из бушующего пламени. Пожары охватили всю тверскую землю, пожарам сопутствовала засуха и гибель скота. Тяжело заболел князь Михаил. А в 1299-м году в младенчестве умерла дочь четы Феодора, первенец семьи.

Правда, Михаил вскоре выздоровел, и у них с женой в течение нескольких лет родилось четверо сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий. Супруг Анны, как будто в награду за стойкое разорение стихией тверской земли, получил от Бога Владимирскую землю в качестве единственного наследника Александра Невского, значительно усилившись на политической арене. «Телом велик зело и крепок, мужественен и страшен взором», Михаил Тверской был человеком волевым, независимым и прямым, что было опасным для Руси того времени. Княжества находились под властью Орды, и возникавшие между правителями претензии далеко не всегда честно решались переговорами или войной. В дело в любой момент могли вступить в качестве «третейских судей» ханы. Но в таком случае исход противостояния князей мог решиться далеко не самым честным образом. Оппоненты могли действовать грязными методами подкупа и ложных доносов, устраняя с политической арены конкурентов.

Таким был московский князь Юрий Данилович, имевший претензии на владимирские земли. Несмотря на уговоры духовенства, в буквальном смысле выступавшего во время междоусобиц миротворцами, в течение нескольких лет коварный правитель добился расположения хана Узбека в Орде и из очередной поездки возвращался с титулом Владимирского князя. Кроме того, Юрий Данилович женился на сестре хана, обеспечив себе железную поддержку сильного союзника в претензиях на спорные земли.

Князь Михаил, понимая, что перевес не на его стороне, отказался от владимирского престола. Но его оппонент решил «дожать» благородного соседа. Вместе с татарскими отрядами Юрий Данилович осадил Тверь, желая раз и навсегда покончить с Михаилом. Правда, которая с самого начала была на стороне тверского правителя, и в этот раз осталась за ним: противник был разбит, в плен попала и жена-татарка, сестра Узбека, Кончака, а также братья Юрия. Они были оставлены в Твери в качестве гарантии мира, при этом Михаил держал пленников в почете, а затем постепенно начал их отпускать.

Начало трагедии положила внезапная смерть Кончаки, породившая нехорошие слухи. Пытаясь объяснить свою невиновность Узбеку, Михаил отправляет в Орду 12-летнего сына Константина, который становится заложником для выманивания отца. В августе 1318 года Анна проводила князя в ставку хана, понимая, что видит мужа живым в последний раз. В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили.

Тяжело для жены хоронить мужа, но еще тяжелее предавать земле тела своих детей. Старший сын Анны, во многом походивший на Михаила Тверского в мужестве и прямоте, Дмитрий, в 1322-м году отправился в Орду. Очевидно, что молодой князь задумал отомстить за смерть отца. Договорившись с ханом Узбеком о возвращении Владимирского княжества под власть Твери, Дмитрий столкнулся в Орде с коварным Юрием Даниловичем. Расправившись с убийцей отца, тверской князь потерял расположение Узбека, был заключен под стражу и через год казнен.

Дмитрий Тверской был народным любимцем, а за свою смелость и прямоту получил от людей прозвище Грозные Очи. Возможно, его смерть стала одной из последних капель в чаше терпения тверичей. В августе 1327 года мелкая ссора между местным жителем и ордынцем переросла в массовое побоище, закончившееся полным уничтожением захватчиков на Тверской земле. В отместку татары устроили жителям княжества такое разорение, какого они ни до, ни после не видели. Сын Анны Кашинской Александр с семьей бежал в Литву, где скрывалась сама княгиня – неизвестно. Позже Александр все же вернулся в разоренную родную землю и решил попытаться наладить отношения с Ордой. Но его поездка к хану, по сложившейся печальной традиции, стала неудачной: он был казнен вместе с сыном Феодором.

Образ ангельский

Кончина мужа, сыновей и внука оказали мощное влияние на Анну и ее последующую жизнь. По сложившейся традиции, на Руси вдовы не выходили замуж повторно, а зачастую отдавали предпочтение иноческой жизни. Не стала исключением и перенесшая серию потрясений княгиня Анна. Недалеко от Тверского кремля золовка Анны устроила монастырь во имя Святого Афанасия. В нем-то княгиня и приняла постриг с именем София. Точное время пострига Анны неизвестно, но в 1358-м году в житии она упоминается уже с иноческим именем. Монахиня посвятила себя молитве и посту, оказывая послушание сестрам и общаясь из мирских людей только с сыном Константином.

Но и в монашеской жизни далеко не всегда святой Анне удавалось достигнуть покоя. Когда в Тверь пришел другой ее сын, Василий, началась расправа над старыми соратниками мужа, а затем и литовская интервенция на помощь людям покойного Михаила Тверского. Василий уговорил мать бежать с ним в Кашин, где выстроил монастырь специально для Анны. Здесь-то 2 октября 1368 года пожилая инокиня мирно почила в Боге. Покорная воле Создателя, кроткая и смиренная, стойко переносившая испытания женщина, верная супруга и любящая мать, княгиня до конца своих дней безропотно несла тяжелую долю. Согласно преданию, на смертном одре святая Анна напутствовала сына Василия и его бояр вести жизнь по вере и быть милосердными к людям.

Скорби за гробом

Хотя Анна Кашинская и прославлена в лике благоверных, наблюдая за ее жизнью и событиями вокруг нее после успения, хочется наградить святую княгиню венцом мученичества. Перенесшая тяжелые испытания при жизни, потеряв супруга и детей, постоянно пребывая под угрозой гибели либо от природных катаклизмов, либо от врагов тверской земли, Анна и после смерти не переставала быть объектом нападок.

В Кашине существовал храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где, по сложившейся традиции, и похоронили княгиню-инокиню. К началу XVII века память о благочестивой Анне пришла в забвение, и даже пробивший храмовый пол гроб не пробудил в кашинцах благочестивых чувств. Нам сегодня трудно представить картину, когда в храме во время службы гробница может использоваться прихожанами как лавочка для отдыха или подставка под шапки. В один из дней 1611 года больному пономарю Успенской церкви Герасиму во сне явилась святая Анна. Княгиня отчитала алтарника за непочтительно отношение к ее мощам и велела передать свои слова духовенству. В доказательство чудесного явления Анна даровала Герасиму полное исцеление от тяжкого недуга. Событие стало отправной точкой начала всенародного почитания святой. Но ненадолго.

21 июля 1649 года после литургии в Успенском храме мощи Анны были вскрыты в присутствии архиепископа Тверского Ионы, а также архимандрита Сильвестра и игумена Иоанна. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте. Вскоре Архиерейский собор постановил открыть мощи княгини для поклонения (благо, к тому времени у ее мощей было засвидетельствовано с 1611 года 41 чудо исцеления больных), а святой начали писать иконы, были составлены богослужебные тексты. Уже через год на перенесение мощей княгини из Успенского храма в кафедральный Воскресенский собор Кашина прибыл Царь Алексей Михайлович… И все бы хорошо, но знакомому с историей читателю хорошо понятно, на какой период в истории пришлось прославление благоверной Анны. Русская Церковь в XVII веке была потрясена расколом, ставшим следствием реформы обрядов, Устава и старопечатных книг. А Анна Кашинская оказалась в эпицентре внимания, как молчаливый апологет ревнителей старины. Реформа не терпела компромиссов, любым несогласиям с изменениями в церковной жизни была объявлена война. При Патриархе Иоакиме специальной комиссией была проведена деканонизация благоверной Анны. Формальным основанием стало обнаружение девяти несогласий в житии святой. В итоге патриаршая комиссия признала житие и сказание о чудесах княгини недостоверными, а гроб с мощами Анны был запечатан, хотя и оставлен в Воскресенском соборе, что не нарушало традицию – княжеские и царственные особы издавна хоронились в церквях подобным образом.

Торжество Православия

Несмотря на деканонизацию, то есть фактический запрет на почитание, верующий народ не забыл добрую княгиню. Люди продолжали приходить к гробу Анны перед вступлением в брак, постригом, началом занятий в школах, и тем более в болезнях и скорбях. Уже в 1728-м году кашинский бургомистр обратился к тверскому владыке Феофилакту с просьбой совершить крестный ход в день всех святых от мощей благоверной княгини по всем храмам Кашина. Событие стало ежегодным, а отличительной особенностью стало ношение на каждом крестном ходе ростовой иконы святой Анны.

В 1786-м году епископ Тверской Иоасаф, написавший житие Михаила Тверского, заинтересовался жизнью супруги святого. Устроив небольшое расследование, архиерей поручил благочинному продолжать совершать ежегодные молебны Богородице с приложением канона Анне Кашинской у ее мощей. Спустя 100 лет игуменье Сретенского монастыря Кашина Антонии (Мезенцевой) было явление святой княгини, что стало поводом для новой волны почитания благоверной. А в промежуток с 1899 по 1909 год было записано еще 30 случаев чудесного исцеления верующих у мощей святой Анны. Возможно, чудес было и больше. Склонность русских людей умалчивать о произошедших с ними чудесах в ту пору отмечал священник Иоанн Аменитский, настоятель Воскресенского собора Кашина. А между тем чудеса стоили того, чтобы их описать. И все они сходились в одном: молитвенникам после их просьб в тонком сне являлась статная монахиня высокого роста, лет 50, и рекомендовала болящим съездить в Кашин, к ее мощам.

Одна женщина описывала, как посаженная на мощи (на этот раз с благородной целью) трехлетняя дочь исцелилась от паралича. Процесс выздоровления занял неделю, но после этого недуга как не бывало. А одной вдове Анна Кашинская явилась в сопровождении ангелов. Женщина не могла пошевелить ногами, но после молитв благоверной княгине и ее чудесного явления полностью выздоровела. Были случаи, когда чудеса по молитвам к святой Анне происходили с одними и теми же людьми неоднократно. Например, супруга купца Сысоева из Кашина после свадьбы столкнулась с сильными головными болями. После явления Анны женщина отправилась, по совету святой, в часовню к мощам благоверной. Отслужив со священником молебен у гробницы княгини, больная полностью выздоровела. Спустя несколько лет у супруги купца заболел двухлетний младенец. И снова помощь пришла от благоверной Анны: святая явилась после безутешных рыданий и горячих молитв матери, исцелив ребенка от тяжелой болезни.

Народное почитание, откровенные сверхъестественные события, связанные с княгиней, и мощное лобби в лице духовенства (в том числе и единоверческого) привели к тому, что в апреле 1909 было опубликовано послание Русской Православной Церкви к верным чадам о восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны. А в первых числах июня в Кашин стали съезжаться к торжествам не только верующие тверской епархии, но и православные христиане со всей России. Присоединились к знаменательному событию и старообрядцы поповских и беспоповских согласий. В условиях незалеченной раны русского раскола сам этот факт красноречиво свидетельствовал о важности восстановления почитания святой Анны для всего русского общества своего времени.


МОЛИТВЫ

Тропарь благоверной княгине Анне Кашинской

глас 3

Днесь восхваля́ем тя, пpеподо́бная ма́ти,/ вели́кая княги́не и́нокине А́нно:/ я́ко бо лоза́ плодови́та посpеде́ те́pния,/ пpоцвела́ еси́ во гpа́де Ка́шине твои́ми добpоде́тельми,/ и всех удиви́ла еси́ чу́дным твои́м житие́м,/ те́мже Хpисту́ Бо́гу угоди́ла еси́,/ и ны́не, pа́дующися и веселя́щися,/ пpебыва́еши с ли́ки пpеподо́бных жен,/ наслажда́ющися pа́йския кpасоты́ и весе́лия./ Мо́лим у́бо тя:/ моли́ о нас Человеколю́бца Хpиста́, Бо́га на́шего// даpова́ти нам миp и ве́лию ми́лость.

Перевод: Сегодня прославляем тебя, преподобная мать, великая княгиня инокиня Анна, ибо, как плодовитая лоза среди терния, ты расцвела в городе Кашине твоими добродетелями и всех удивила чудесным твоим житием, потому угодила ты Христу Богу, и сейчас, радуясь и торжествуя, пребываешь в собрании преподобных жен, наслаждаясь райской красотой и радостью. Молим же тебя: «Моли о нас Человеколюбца Христа, Бога нашего, о даровании нам мира и великой милости».


Ин тропарь благоверной княгине Анне Кашинской

глас 4

Просвети́вшися Боже́ственною благода́тию, преподо́бная,/ и пра́востию у́мною ду́шу твою́ привяза́вши в любо́вь Христо́ву,/ тле́нная, и кра́сная, и вре́менная ни во что́же вмени́ла еси́./ Кре́стным зна́мением на мы́сленныя враги́ му́жески вооружи́вшися,/ по́стническими по́двиги, посто́м и моли́твами/ у́глие страсте́й угаси́ла еси́, достосла́вная А́нно,/ и по сме́рти источа́еши благода́ть притека́ющим к моще́м твои́м./ И ны́не, в Небе́снем черто́зе с му́дрыми де́вами предстоя́щи Христу́,// моли́ о нас, почита́ющих святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Просветившись Божественной благодатью, преподобная, и правотой духовной душу свою соединив с любовью Христовой, смертным, временным и земными благами ты пренебрегла. Крестным знамением на духовных врагов мужественно вооружившись, постническими подвигами, постом и молитвами угасила угли страстей, достойная славы Анна, и после смерти источаешь благодать приходящим к мощам твоим. И сейчас, в Небесном чертоге с мудрыми девами (Мф.25:1-13) предстоя Христу, моли о нас, почитающих святую память твою.


Кондак благоверной княгине Анне Кашинской

глас 4

Я́ко пресве́тлая звезда́,/ яви́лася еси́ в Росси́йстей земли́, во гра́де Ка́шине,/ преподо́бная ма́ти А́нно,/ во всех благочести́вых и ве́рных жена́х/ а́ки крин процве́ла еси́ чи́стым и непоро́чным твои́м житие́м,/ во и́нокинях же совер­ше́нными твои́ми труды́ и по́двиги,/ и возшла́ еси́ к Вы́шнему гра́ду, ра́дующися и веселя́щися,/ я́ко до́бре соверши́вши твое́ тече́ние,/ и ны́не честны́я твоя́ мо́щи,/ а́ки би́серие драго́е, яви́шася,/ на исцеле́ние все́м, приходя́щим с ве́рою./ Тем и вопие́м ти:/ ра́дуйся, всекра́сная душе́ю,/ и моли́ Христа́ Бо́га// о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: Как преяркая звезда, явилась ты в Российской земле, в городе Кашине, преподобная мать Анна, среди всех благочестивых и верных жен ты процвела, как лилия, чистым и непорочным твоим житием, а среди монахов — совершенными твоими трудами и подвигами, и взошла ты к Небесному граду, радуясь и торжествуя, так как хорошо прошла свой путь, и сейчас почитаемые твои мощи, как драгоценные камни, явились для исцеления всех, приходящих с верой. Потому и взываем к тебе: «Радуйся, прекрасная душой, и моли Христа Бога о спасении наших душ».


Ин кондак благоверной княгине Анне Кашинской

глас 8

Скоропослу́шную помо́щницу, вси, су́щии в беда́х,/ благоче́стно воспое́м, А́нну святу́ю,/ днесь любо́вию соше́дшеся во обре́тение честны́х моще́й ея́./ Воспое́м песнь Еди́ному в Тро́ице Бо́гу, ра́дующеся,/ сподо́бльшему нас ви́дети пречи́стое сокро́вище честны́х моще́й ея́:/ от мног бо лет сокрове́ны бы́ша,/ напосле́док же нам явле́ны/ и источа́ют мно́га и разли́чна исцеле́ния./ Я́ко да моли́твами ея́ к Бо́гу/ от вся́ких находя́щих зол изба́вимся,/ ра́достною душе́ю и весе́лием се́рдца благода́рная воспое́м, глаго́люще:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Перевод: Готовую быстро услышать нас помощницу все, находящиеся в бедах, благоговейно воспоем, Анну святую, сегодня с любовью собравшись в день обретения почитаемых мощей ее. Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радуясь, удостоившему нас видеть пречистое сокровище почитаемых мощей ее, которые на многие годы были сокрыты, потом же были нам явлены и источают многие и различные исцеления. Избавившись молитвами ее к Богу от всяких постигающих нас бед, с радостной душой и торжествующим сердцем воспоем благодарственные песнопения, говоря: «Радуйся, сила города нашего».


Величание благоверной княгине Анне Кашинской

Ублажа́ем тя,/ преподо́бная ма́ти, вели́кая княги́не А́нно,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́внице иноки́ням// и собесе́днице А́нгелом.


Молитва благоверной княгине Анне Кашинской

О преподо́бная и преблаже́нная ма́ти А́нно! Смире́нно припа́дающе к честны́м моще́м твои́м, мо́лимся со слеза́ми приле́жно: не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. О преблаже́нная вели́кая княги́не А́нно! Не забу́ди присеща́ти чад твои́х, а́ще бо те́лом и преста́вилася еси́ от нас, но и по сме́рти жива́ пребыва́еши и не отступа́еши от нас ду́хом, сохраня́ющи нас от стрел вра́жиих, вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских. Моли́твеннице на́ша усе́рдная! Не преста́й моля́щися за ны ко Христу́, Бо́гу на́шему, а́ще бо моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима вы́ну ви́дима есть, но свята́я душа́ твоя́, со А́нгельскими во́инствы у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. К тебе́ у́бо припа́даем, тебе́ мо́лимся, тебе́ ми́ли ся де́ем: моли́ся, преблаже́нная А́нно, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии душ на́ших, е́же испроси́ти нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми преподо́бными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/133054.html

(69)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *