Когда глубокие богословские смыслы воплощаются средствами иконописи, они становятся понятными и доступными для любого человека. А праздник Святой Троицы необыкновенно богат по своему смыслу. Почему существуют две абсолютно разные иконографии этого праздника? Кто этот загадочный старец со свитками в руках, обозначаемый на иконе словом «космос»? Почему скамья, на которой сидят апостолы, выполнена в виде подковы? Разберемся, о чем эти образы могут поведать внимательному взгляду.
Икона Сошествия Святого Духа на апостолов
Крещение Святым Духом состоялось на десятый день после Вознесения Христова. Об этом великом событии мы узнаем из Деяний святых апостолов. В 9 часу дня апостолы собрались вместе в день ветхозаветной Пятидесятницы (в день памяти дарования израильскому народу 10 заповедей). В этот час услышали они шум с неба, будто бы от ветра, этот шум наполнил горницу, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2, 3). В этот момент на апостолах почил Святой Дух, они начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 4). Описанное событие и легло в основу иконографии праздника.
Обратимся к росписи, помещенной в верхнем храме саратовского кафедрального Свято-Троицкого собора. Это иконописное изображение было создано палехскими иконописцами в 2014 году.
Двенадцать учеников во главе со святыми апостолами Петром и Павлом сидят на скамье, напоминающей подкову. Посредством такого композиционного приема воплощена идея соборности Церкви. Апостолы держат в руках книги и белые свитки — символы их церковного учительства. В Деяниях сказано, что Сошествие Духа Святого произошло в Сионской горнице — возможно, той самой, где незадолго до этого события была совершена Тайная вечеря. О том, что действие происходит в помещении, говорят нам видимые на втором плане росписи колонны, окна и портики.
Над апостолами парит голубь — символ Святого Духа. В описании этого события евангелистом Лукой ничего не сказано о голубе, но его традиционно изображают, памятуя о событии Богоявления. От голубя нисходят двенадцать лучей света, символизирующих благодать Святого Духа. В нимбах апостолов изображены языки Божественного пламени.
В центре горницы — арка, внутри которой темное пространство. Эта тьма отражает состояние мира до того, как апостолы стали светом учения Христа просвещать людей. В центре арки — седовласый старец с короной на голове и распростертым платом в руках. Эта фигура довольно часто вызывает недоумение у верующих. Существует несколько толкований происхождения этого образа. Мы рассмотрим наиболее распространенное. В Деяниях апостолов говорится, что в Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием (Деян. 2, 5–6). На первых иконах праздника в арке изображали этот народ. Но как изобразить такое большое количество людей и показать их разнородность и единство? Следовало придумать образ, который символизировал бы собою всю вселенную. Этим образом и стала фигура старца. Он обозначен церковнославянской надписью «космосъ», что в греческом языке означает «гармоничный мир». От этого обозначения образ получил наименование ЦарьКосмос. На покрывале, которое старец держит в руках, изображены 12 свитков, символизирующих апостольскую проповедь. Таким образом, в этой фигуре символично выражена идея просвещения всего мира апостольским учением.
Икона Святой Троицы
Стоит сказать, что иконы Святой Троицы бывают нескольких видов. С конца XVII века канонически признанными являются лишь аллегорические изображения Святой Троицы в том виде, в котором Она явилась еще пророку Аврааму — в виде трех прекрасных юношей. Такие иконы являются олицетворением основополагающего догмата христианской веры — о нераздельности и неслиянности Святой Троицы. Первые образцы таких росписей были найдены еще в римских катакомбах; впоследствии они получили название «Гостеприимство Авраама». Постепенно историческая трактовка уступила место символической, и вместо юношей в тогах стали изображаться ангелы с крыльями и нимбами.
С правой стороны от иконостаса верхнего храма Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова мы как раз видим икону «Гостеприимство Авраама», украшенную позолоченным окладом.
Перед нами разворачивается библейское сказание о явлении Аврааму Господа в виде трех странников. Праведный Авраам с его женой Саррой приняли и угостили их под сенью Мамврийского дуба; в этот день Аврааму открылась тайна о воплощении Бога в Трех Лицах. Во время трапезы один из юношей предсказал супругам рождение сына Исаака, которому будет покровительствовать Сам Бог.
Пирамидальное построение фигур выделяет фигуру среднего Ангела, символизирующего Иисуса Христа. За Его спиной изображено древо, которое символизирует не только Мамврийский дуб, но и трактуется как Древо Жизни, а также Крест, на котором был распят Христос. Стоит обратить внимание и на жестикуляцию среднего Ангела: десницей он благословляет жертвенную чашу с тельцом, стоящую в центре стола. Эта чаша является прообразом Крестной Жертвы Христа. За правым Ангелом — гора, символизирующая, с одной стороны, местность, где произошло чудо, с другой — мир горний, высший, мир святости. Этот юноша трактуется как Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух. За левым Ангелом виднеются палаты. Это дом Авраама, символично же — целый мир, который сотворил Бог Отец.
Авраам и Сарра находятся чуть позади и прислуживают юношам — в их руках изображены блюда. На первом плане, у самого края иконы, изображена сцена заклания слугой тельца, также символизирующая будущую Христову Жертву.
В иконе используются контрастные сочетания цветов, большое количество позолоты, композиция усложнена, но в то же время изящна. По утверждению искусствоведов, в данном образе прослеживаются черты русской иконописи XVIII века — в эту эпоху мастера стремились передать бытовые детали. По стилистическим же особенностям икону можно отнести к произведениям иконописцев Владимирского края, искусство которых переживало в это время расцвет.
Еще один образ Святой Троицы мы видим в пятиярусном иконостасе собора — в первом по счету, так называемом местном, чине. По традиции с правой стороны от Спасителя у святых врат располагается икона святого или праздника, в честь которого названа церковь. В нашем случае это и есть икона Святой Троицы. Композиция этой иконы очищена от подробностей, которые могли бы заслонить главный смысл образа. Она не столь декоративна, как предыдущий рассматриваемый нами образ. Своей композицией эта икона, в которой отсутствуют фигуры Авраама, Сарры и слуги, восходит к знаменитой «Троице» Андрея Рублева.
* * *
Новозаветная Пятидесятница духовно преобразила ветхозаветную — через апостолов все народы получили благодать Божию. Святитель Феофан Затворник писал: «Нисшел Дух Святой и пребывает в Церкви, совершая в каждом верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. <…> Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати?». Святые образы, о которых мы сегодня говорили, служат нам ярким напоминанием о чудесном дне, даровавшем нам возможность быть еще ближе к Богу.
Газета «Православная вера» № 11 (631)
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/tajjna-trekh-lic
(76)